Почитание икон, анализ ветхозаветного запрещения, смысл иконопочитания.



Икона – образ. Человек есть образ Божий. Поэтому само понятие икона содержится в Священном Писании, понятие образ Божий относится ко Иисусу Христу - Он есть Образ Отца и к людям, которые являются иконами Бога.

Аргументы в пользу почитания святых изображений в Ветхом Завете:

· Медный змий.

· Херувимы на крышке ковчега.

Исх 25:22 И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе; там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедовать чрез тебя сынам Израилевым.

Это аргумент против идеи безблагодатности этих ветхозаветных изображений. Идолопоклонство это создание ложного изображения и отождествление образа с первообразом.

· Херувимы на стенах храма Соломона.

Новый Завет:

· Нерукотворный образ Спасителя. (Убрус)

· Туринская плащаница.

· Предание говорит, что евангелист Лука был иконописцем.

Религиозные изображения в римских катакомбах

Недоумение в связи с ВЗ запретом на изображение

 

2-ая заповедь: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

 

Он сразу переносится на религиозную жизнь православных христиан

Как возник запрет и какой смысл в него вкладывается

Втор 4:15-19: (Суть) : Вы не видели образа Бога, поэтому любое изображение которое вы сделаете - будет ложью, потому что вы ничего не видели

Поэтому Бог категорически все это перечеркивает. В НЗ Бог стал реальным человеком, а значит эта заповедь теряет смысл и мы имеем право Его изображать.

Если мы не изображаем Иисуса Христа то мы отрекаемся от того, что Он был реальностью.

 

Почему иконопочитание не является идолопоклонством:

1. Иконопочитание не есть изображение вымыслов, мифов, чего-то нереального.

2. Почитание святых икон всегда совершается в Боге и является опосредованным прославлением Бога.

3. Почитая священные изображения Господа,Божией Матери, святых угодников Креста Господня мы поклоняемся ни дереву ни краскам ни материи, а личности изображенного на них Иисуса Христа или святых.

4. Мы используем совершенно разные понятия для обозначения почитания икон и почитания Богу - Латрия (λατρεία) - Всецелое служение (подобает только Богу), проскинесис (προσκύνησις) -почитательное поклонение, подобает святым и святым иконам.

 

Духовный смысл иконопочитания

Священные изображения помогают духовному настрою и борьбе с воображением.

Когда икона есть она помогает нам создавать ощущение присутствия Божия без напряжения воображения.

Икона может использоваться как орудие Божьего промысла.

 

 

Богословские позиции иконоборцев и их опровержение.

Причины (версии) возникновения иконоборчества:

1. Полуязычество. Люди стали почитать именно дерево и краски.

2. Политическая версия. Попытка обратить в христианство набиравшее тогда силы мусульманство

 

Сначала иконоборчество развивалось в чисто административном плане - но постепенно, видя что справиться с этим явлением невозможно, императоры начинают полемическую борьбу.

Константин V Копроним вступает в эту полемику. Какие иконоборцы выдвигают аргументы? Вторую заповедь декалога. Фразу Иоанна Богослова “Бога не видел никто никогда” они обрывают ее и не упоминают “Сын сущий в недре Отчем, Он явил”. Вспоминаются упомянутые перекосы в благочестии. Используются логические аргументы:

“Что вы изображаете и чему вы поклоняетесь? Если вы пытаетесь изобразить Божество, то это невозможно, поскольку оно по определению неизобразимо. Если вы изображаете и поклоняетесь человечеству, то, во-первых, вы язычники, поскольку поклоняетесь твари, во-вторых, несториане, поскольку рассекаете Христа надвое, отделяя Его человечество от Божества”

Контр аргументы:

Взять например Спаса Синайского. Мы не изображаем человека очевидно неправильно. Изображаем ли Божество? Нет, но мы символически на него указуем - крестчатый нимб, в котором написано Сущий. Указание на личность через надписание IC XC. предметом поклонения является не человеческая природа, а именно личность Иисуса Христа. Это касается и всех других икон

 

Иконоборцы говорили, что единственной приемлемой иконой является Евхаристия – Святые Дары. Но Евхаристия это не образ, это истинное Тело и Кровь Христовы,т.е. Сам Христос, назвать Их образом – значит унизить и обесчестить Их.

 

Психологическая взаимосвязь между почитанием икон и почитанием личности легко и наглядно доказывалась иконопочитателями – эпизод связанный с прп. Феодором Студитом, когда его подвергали преследованиям, он попросил царскую монету – он бросил монету на пол и стал на нее плевать, топтать, после чего воин хотел отсечь ему голову. На этой монете изображение императора! Сказал воин. Прп. Феодор Студит показал что вот, император рядом сидит. Смысл иллюстрации ясен.

Прием не убедил императора, но вошел в историю.

 

Святые Отцы, полемизируя с иконоборцами характеризовали их ересь как разновидность докетизма - отрицая почитание образа, они подвергали сомнению реальность Боговоплощения.

 

Окончательное решение по этому вопросы было принято при патриархе Тарасии и царице Феодоре на VII Вселенском Соборе в 787 г. Большую роль в решении этого вопросе сыграли монашествующие

 

Постановление:

“Со всяким тщанием и осмотрительностью определяем:подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах… и святые иконы, … Ибо честь, воздаваемая образу, восходит (διαβαίνει) к первообразу, и поклоняющийся (ο προσκυνών) иконе поклоняется (προσκυνεί) ипостаси изображенного на ней”

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 409; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!