Понятие о священнодействии, обряде и Таинстве.Первая тема - понятия: священнодействие, обряд и таинство. То есть сначала необходимо разработать терминологию.



Слова очень близкие, знакомые, но не тождественные

 

Священнодействие – это самое общее понятие относящееся ко всем церковным действиям где призывается Бог для ниспослания освящающей благодати на человека и окружающий мир. Другими словами - каждый раз когда верующий человек просит Бога о ниспослании благодати, помиловани итд - это духовная просьба Богу, на которую он откликается и таким образом совершается содействие - то есть это действие синергийное. Необходимы личная молитва к Богу и какое-то действие.

 

Таинства Церкви являются разновидностью священнодействий. Все таинства являются священнодействием.

 

Вся богослужебная жизнь соткана из священнодействий. Поскольку человек состоит из души и тела, и священнодействие подразумевает и душевное, и внешнее движение.

 

Благодать сопряжена с внешним знаком или действием, так что дары Бога подаются посредством видимого знака или образа при участии священнослужителей или верующего человека

 

Златоуст: Если бы ты был бестелесен, то Христос сообщал бы тебе дары бестелесно: но так как душа твоя соединена с телом, то духовное сообщает тебе через чувственное

 

Григорий Богослов: Поелику же мы состоим из двух естеств, то есть из души и тела, из естества видимого и невидимого; то и очищение двоякое, именно: водою и Духом; и одно приемлется видимо и телесно, а другое, в то же время, совершается нетелесно и невидимо

 

Итак, два обязательные компонента - молитва и внешнее действие

 

Внешнее действие, рассматриваемое без внутреннего духовного содержания называется обрядом - видимая, обрядовая, сторона священнодействия. То есть у каждого священнодействия есть обрядовая сторона. К ней сводить суть священнодействия ни в коем случае нельзя.

 

Могут быть обрядовые элементы, которые не являются священнодействием - например рипида.

 

Внешняя сторона называется обрядом. К обряду священнодействие не сводится. Есть масса обрядов которые не являются священнодействием.

 

Слово обряд зачастую неправильно используется, что может свидетельствовать о несведущности человека. В случае свнешними это простительно, но когда церковным человеком таинство крещения называется обрядом – это тревожно.

 

Каким образом соединется в одном священнодействии действие и молитва никто не знает. Свт. Филарет: “Если разум человеческий не понимает, как душа человеческая соединена с телом, то напрасно усиливался бы он стать выше самого себя и уразуметь – как в учреждениях божественных вещественное соединено бывает с духовным, земное с небесным, естественное со сверхъестественным, и сколь важно сие соединение для произведения действий благодатных и спасительных в человеке”

 

Несмотря на непостижимость, это несомненно. “Если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие” - вода и дух, телесное и духовное

 

1Кор 6:11: И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

 

Кирилл Иерусалимский: “Приступи к крещению не так, как к воде простой, но как к духовной благодати, с водою даруемой”

“Но смотри, не почитай оного мира простым. Ибо как хлеб в Евхаристии, по призывании Святого Духа, не есть более простой хлеб, но тело Христово: так и Святое сие миро не есть более простое, ниже, если бы кто сказал, обыкновенное по призывании: но дар Христа и Духа Святого, присутствием Божества Его бывающий действительным. Оным знаменательно помазуются твое чело и другие орудия чувств. И когда видимым образом тело помазуется, тогда Святым и Животворящим Духом душа освящается”

 

Таинства. Μυστηριον – тайна, sacramentum - лат.

Как таинства отличить от общего понятия священнодействия -

 

под таинствами подразумевается особый ряд священнодействий без которых невозможна полнота жизни церкви и верующего человека. Другими словами, есть священнодействия которые категорически необходимы для освящения человека и человечества и есть священнодействия которые допускают вариативность.

 

Все таинства необходимы категорично, но это не значит что все таинства должен принять я - то есть я не обязательно должен принять таинства брака и священства, но они крайне необходимы для человечества в целом.

 

В отличие от священнодействий, все таинства установлены Богом. Либо непосредственно, либо в последующие после Воскресения (40) дни.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 329; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!