Число Таинств и их богоустановленность.



Таинства. Μυστηριον – тайна, sacramentum - лат.

Как таинства отличить от общего понятия священнодействия -

 

под таинствами подразумевается особый ряд священнодействий без которых невозможна полнота жизни церкви и верующего человека. Другими словами, есть священнодействия которые категорически необходимы для освящения человека и человечества и есть священнодействия которые допускают вариативность.

 

Все таинства необходимы категорично, но это не значит что все таинства должен принять я - то есть я не обязательно должен принять таинства брака и священства, но они крайне необходимы для человечества в целом.

 

В отличие от священнодействий, все таинства установлены Богом. Либо непосредственно, либо в последующие после Воскресения (40) дни.

 

Таинств 7.

Послание Восточных Патриархов: “Веруем, что в Церкви есть евангельские Таинства и что их семь. Меньшего или большего числа Таинств в Церкви не имеем, так как число Таинств сверх семи есть порождение еретического неразумия. Седмеричное же число Таинств законополагается и принимается Священным Писанием, как и прочие догматы кафолической веры”

 

Почему их 7? Потому что кол-во таинств, которые обеспечивают полноту жизни в Боге. Символического или догматического значения здесь нет.

 

Петр Ламбардийский сформулировал учение о 7 таинств, в православной церкви это происходит в XIII век.

 

Итак, чем выделяются таинства? Они установлены Иисусом Христом или Его учениками в период становления Церкви. Таинства - необходимые священнодействия для духовной жизни Церкви и верующих. Другие священнодействия не обладают такой необходимостью.

Таинств 7, и это догматически закреплено.

 

Действительность Таинств.

 

Действительность и действенность Таинств

 

Это два важных момента, относящиеся к любым Таинствам и священнодействиям. Для Таинств это принципиально. Это два важных аспекта.

Действительность - при совершении Таинства была ниспослана освящающая благодать Божия, то есть произошло невидимое освящение того, о чем мы молились. Когда говорят о действительности Таинства, то речь идет об объективности Таинства, о реальности божественного ответа на молитву Церкви.

Действенность Таинства указывает на то, что Таинство не только совершилось, но и было лично, субъективно усвоено участниками Таинства.

При этом возможно принять благодать как в осуждение, так и во спасение. То есть Таинство может быть действительно, но не действенно.

Действительность - результат божественного действия. Таинство может быть действенным только если оно действительно.

 

Условия действительности Таинств:

 

По учению Православной Церкви Таинство действительно, если оно совершено правильно, то есть необходимо соблюсти минимальные требования касаемо

1) совершителя, 2) образа совершения и 3) молитвенного призывания Бога.

Эти три аспекта должны быть в любом Таинстве. Если отсутствует хотя бы 1, то Таинство не действительно.

1. Совершителем Таинства может быть только законно рукоположенный священнослужитель (епископ или пресвитер), имеющий благодатное преемство от апостолов и не находящийся под запрещением. Он должен совершать Таинство добровольно и сознательно. (что свяжете, то будет связано; идите научите все языки - адресовано 12 апостолам, а не всем, кто следовал за Христом). Православная Церковь отвергает мнение, что Таинство действительно только у достигших какой-то меры святости. Таинство не зависит от святости совершителя, хотя попытки связать эти два понятия в истории Церкви были. Донатисты, новациане - они все вымерли. Римо-католики ставят действительность Таинства в зависимость от интенции - внутреннего намерения совершителя. Православная Церковь конечно же такой подход не поддерживает, почему? Психика вещь лукавая и изменчивая. Если мы будем Таинства ставить в зависимость от нашего настроения, то любой священник будет сомневаться в совершении Таинства. Православная Церковь категорически отвергает эту концепцию. Православная Церковь отвергает любые подходы в отношении действительности Таинств, которые нельзя проконтролировать внешне. Нет шкалы интенции или святости. Мы должны помнить, что Таинства совершаются Духом Святым ради молящихся - не ради священника и его святости или в силу его интенции. Поэтому Таинство обязательно совершится. Об этом предупреждали многие святые отцы. Святитель Иоанн Златоуст: человек ничего не привносит от себя в предлагаемое, но все это есть дело силы Божией… нельзя тому, что дарует Бог, совершаться от добродетели священника. Все это - дело благодати. Дело священника отверзать уста, а все делает Бог, священник исполняет только образ (https://www.ccel.org/contrib/ru/Zlatmat2/Mat2_50.html). То же утверждали и другие Отцы Церкви. Восточные Святые Отцы тут единодушны. К тому же человек должен сознавать, что я это я и я совершаю Таинство - тогда он делает это сознательно.

2. Способ, или образ, совершения. Таинство должно совершаться по установленному Церковью чинопоследованию. Но там не все элементы имеют равное значение. Одни существенные, другие вариативные, изменяемые, убираемые. Догматическое зерно прослеживается от евангельских событий до наших дней. А оформление менялось и будет меняться. Сейчас перечислять их не будем. В каждом Таинстве должно быть использовано строго определенное вещество и определенный способ или знак. Крещение - вода и троекратное погружение. Но есть Таинства, где вещества нет - например, брак или хиротония. Там есть знак. Покаяние: нет вещества, есть накрывание головы и знак креста. Это тайносовершительный момент.

3. Молитвенноепризывание Бога с просьбой соответствующей смыслу Таинства. Обязательно должны быть молитвы для совершения священнодействия, то же и для Таинств. В каждом Таинстве есть такие молитвы, они называются тайносовершительными. Иногда их называют тайносовершительными формулами. Это называние католическое, оно плохое. Избегаем его. Без тайносовершительной молитвы ни одно Таинство не может произойти.

Итак, это три критических условия для действительности Таинств.

Слово Таинство: если просто пишется, и подразум 7 священнодействий, то пишем с большой буквы. А таинство красоты, космоса и тд - с маленькой. А вот “таинство Крещения”: Таинство с маленькой, название с большой. Есть разные традиции.

 

 

Действенность Таинств.

Действительность и действенность Таинств

 

Это два важных момента, относящиеся к любым Таинствам и священнодействиям. Для Таинств это принципиально. Это два важных аспекта.

Действительность - при совершении Таинства была ниспослана освящающая благодать Божия, то есть произошло невидимое освящение того, о чем мы молились. Когда говорят о действительности Таинства, то речь идет об объективности Таинства, о реальности божественного ответа на молитву Церкви.

Действенность Таинства указывает на то, что Таинство не только совершилось, но и было лично, субъективно усвоено участниками Таинства.

При этом возможно принять благодать как в осуждение, так и во спасение. То есть Таинство может быть действительно, но не действенно.

Действительность - результат божественного действия. Таинство может быть действенным только если оно действительно.

Действенность Таинств.

Согласно Православному учению: всякое действительное Таинство действенно. Всегда есть действие благодати. Если благодать сошла, она не может не действовать. Но характер действия зависит от духовно-нравственного состояния людей.

Мы признаем Таинства орудиями необходимо воздействующими на приступающих к ним - послание Восточных Патриархов.

Таинства могут восприниматься или во спасение, или в осуждение. Не восприняться таинство не может.

1Кор. 11:27-29: Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.

 

Критерий недостоинства - сложно. В первую очередь - отсутствие смирения и покаяния. Должно быть осознание Таинства.

Православная Церковь расходится с римо-католиками. Они говорят, что всякое действительное Таинство может быть или действенно, или недейственно. Exopereoperatum - Таинство действительно из действия. Если человек, принимающий это Таинство, не сопротивлялся его совершению, то оно для него действенно во спасение. Это учение создано для Крещения младенцев. Православная Церковь это не принимает.

Для действенности Таинства во спасение необходимо:

1. Принимающий Таинства должен веровать в то, что сейчас совершается Таинство. В случае с младенцами это восполняется верой восприемников.

2. Искреннее желание принять Таинство. Таинство должно приниматься добровольно. 

3.     

Все таинства, которые мы будем рассматривать, мы будем изучать в аспекте восполнения ущербности человеческого бытия, возникшего в результате грехопадения и изгнания из Рая.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 303; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!