Предстательство святых на небе.



Просим у святых ходатайства пред Богом

Протестанты ссылаются на слова Писания: Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус (1Тим.2:5). В деле Искупления Христос действительно является единственным посредником. Святые — наши помощники в деле личного спасения.

В Ветхом Завете:

§ Господь говорит друзьям Иова, что простит их через предстательство Иова.

§ Предстательство святых не всесильно: И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему; отгони их от лица Моего, пусть они отойдут (Иер.15:1)

§ Иуда видел во сне священника Онию и уже умершего пророка Иеремию: И сказал Ония: это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий. (2Макк.15:12-14)

 

И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых (Откр.5:8).

 

VIIВС: Если кто не исповедует, что все святые, сущие от века и угодившие Богу как до закона, так под законом и под благодатью, досточестны пред Ним по душе и по телу, и не просит молитв святых как имеющих дозволение предстательствовать за мир по церковному преданию — таковым анафема.

 

Бог слышит наши молитвы. Тогда зачем святые молятся о нас?

1. Человечество и тем более Церковь — единая семья, мы называем Бога Отцом. Церковь спасается как семья. Святые переживают о нашем спасении, и поэтому мы просим их преодолеть искушения.

2. Психологическая сторона: когда у человека есть земные потребности, ему легче обратиться к святому, а не к Богу.

3. Бог дает возможность святым совершенствоваться в добродетели, оказывая помощь здесь живущим.

 

 

Почитание святых.

Почитание святых угодников в православной Церкви это одна из форм почитания Бога. Почитая святых мы прославляем Бога, подражаем их жизни - (очень важен пример и как учение Христово преломляется в жизни конкретных людей. Один святой нас может вдохновить, другой нет, так что это имеет назидательное, педагогическое значение. Также, почитание свв обусловлено реальным духовным опытом и это скорее всего - главная причина – накопленный опыт. Люди помолились святителю Николаю и получили помощь - какие еще нужны доказательства.

Здесь необходимо сразу вспомнить слова из СП: “Дивен Бог во святых своих”

Бог проявляет себя не только в творении мира, не только в промысле, но и в тех святых угодниках которые жили по Его заповедям

Иоанн Дамаскин: Достопоклоняемы святые — не по естеству своему, мы поклоняемся им, потому что Бог прославил и соделал страшными для врагов и благодетелями для приходящих к ним с верою. Поклоняемся им мы не как богам и благодетелям по естеству, но как рабам и сослужителям Божиим, имеющим дерзновение к Богу по любви своей к Нему. Поклоняемся им, потому что сам Царь относит к Себе почитание, когда видит, что почитают любимого Им человека не как Царя, но как послушного слугу и благорасположенного к Нему друга.

Почитание идет не личностей самих по себе, а в контексте того как в них отразился Бог

Это ни в коем случае не умаляет роль или значение служения Господа Иисуса Христа - где и как мы можем найти в СП примеры обоснования этого почитания?

Лука 1:48: Ибо отныне будут ублажат Меня все народы. В ВЗ тоже благоговейное отношение к памяти праведников было важным элементом ветхозаветного благочестия: Притч. 10:7: память праведника будет благословенна

Мф. 10:41: Кто принимает пророка во имя пророка получит награду пророка

Когда вы принимаете человека и удостаиваете его чести пророческой - тогда получите награду пророка

 

Почему Бог допускает и поощряет чтобы мы почитали святых?

· Аргумент психологический - не всегда хорошо обращаться к Богу с приземленными просьбами, поэтому проще обратиться за простыми земными просьбами ко святому.

· Церковь это семья и Бог развивает эту семью - это не только общение сына с отцом, но и общение братьев и других членов семьи друг с другом. Очень важно для Церкви чтобы любовь была не только у меня к Богу, но и ко всем членам Церкви.

· Святым тоже это нужно - через помощь нам они сами продолжают развиваться, возможность помогать нам на земле это тоже для них определенная сфера деятельности и развития.

Общение со святым, молитва и почитание - это естественное, правильное и многократно подтвержденное учение Церкви.

 

Постановление VII Вселенского Собора:

Если, кто не исповедует, что все святые, сущие от века и угодившие Богу, как до закона, так под законом и под благодатью, досточестны перед Ним по душе и по телу или не просят молитв святых, как имеющих позволение предстательствовать за мир по церковному преданию – анафема”

 

Почитание мощей.

Обожение происходит и на душевном, и на телесном уровне. Почитая мощи, мы прославляем благодать Божию, действующую через мощи.

Обожение — процесс преображения человеческой природы под воздействием божественной благодати, в результате которого его природа все более приобретает божественные качества, оставаясь при этом человеческой.

Для христиан тело это не темница для души, а храм для Божества и оно не перестает быть таковым и после смерти - связь между элементами тела и элементами души сохраняется некая дружеская связь и знакомство.

 

Откуда появилось почитание мощей? Существует несколько версий, самая правдоподобная – мученичество

В первые века христиан очень часто предавали смертным казням, очень жестоким

И в результате оставалось не тело, а набор фрагментов, или например пепел, или кости

Иногда их все погребали в могилу, а иногда - раздавать

Но это не сами люди разрывали, отпиливали или раздробляли

Дальше традиция сформировалась, с IV века, если тело осталось целым, все равно частички раздавали.

Практика отделения части мощей была обусловлена литургической потребностью - престол и антиминс.

 

С богословской точки зрения почитание мощей обосновано в СП:
ВЗ:

4 Цар 13:21И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои.

О воскресшем мертвеце сброшенном в пещеру с останками пророка елисея, который упав туда - воскрес

Также, милоть пророка Илии, переданная Елисею - видим что даже вещи приобщаются благодати

НЗ:

Деян 19:12так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.

об использовании платков и опаясаний с тела апостола Павла


Деян 5:15: так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.

 

Так что сам факт нетления не является доказательством святости

 

1667 Большой Московский Собор - запрет считать того или иного человека святым только по факту нетленности мощей

 

VII Вселенский собор - определение о почитании мощей:

Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяния на немощных. Итак, дерзнувшие отвергать... мощи мучеников, о которых знали, что они подлинные и истинные, - если это епископы или клирики, - да низложатся; а если иноки и миряне, да лишатся приобщения.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 430; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!