ГЛАВА 3. СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ СУФФИКСОВ ДЕЯТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ТУРЕЦКОМ ЯЗЫКЕ



Закон сингармонизма

Сингармонизм — это явление, присущее всем тюркским языкам. Оно заключается в уподоблении последующих гласных в аффиксах слова предшествующим гласным корня того же слова[Розенталь, 1976:377]. Первым в истории изучения турецкого языка закон гармонии гласных и согласных сформулировал французский монах Вигье, а в русскоязычной тюркологии — О.И.Сенковский.Т.А. Бертагаев отмечал: «В языках сингармонического типа начальная гласная или гласная некогда односложного корня, будучи фонетически сильной и являясь тем самым фонологичной, или словоразличительной единицей, подавляла и уподобляла себе свойственные этим языкам слабые гласные последующих слогов и постпозиционных формантов, произошедших от слов с ограниченной самостоятельностью» [Бертагаев, 1968: 106]. Неудивительно, что гармония гласных преимущественно имеет место в агглютинативных языках.

В. А. Богородицкий указывал на то, что гармония гласных или сингармонизм представляет собой одну из самых характерных черт тюркских языков. Этот сингармонизм заключается в определённом видоизменении гласными вида вокализма суффиксов и флексийных окончаний. К этому определению учёный добавлял: «Эта особенность связана с другою особенностью тех же языков, состоящею в том, что в этих языках, в отличие от языков арио-европейских, не существует категории предлогов и префиксов, но все придаточные морфологические элементы присоединяются в определённой последовательности позади корня, так что корень в тюркских языках всегда возглавляет слово» [Богородицкий, 1927: 3]. Кроме этого, вокализм корня отличается большей индивидуальностью по сравнению с вокализмом придаточных морфем.

В одном русле с исследованиями сингармонизма В. А. Богородицким проходили изыскания В. В. Радлова (1837-1918). Он также интенсивно исследовал проявления сингармонизма в различных тюркских диалектах. Ещё в конце XIX в. он подчёркивал, насколько необходимо и важно установить влияние этих явлений на строй языка и языковой механизм тюркских языков. В книге «PhonetikdernördlichenTürksprachen» («Фонетика северных тюркских языков») он заключал: «Но мы сможем лишь тогда получить правильное суждение о гармонии гласных, когда мы проясним себе, какое положение занимает эта такая характерная фонетическая особенность тюркской вокализации к речеобразующим, морфологическим элементам тюркских языков» [RadloffW, 1882: 27]. С целью выяснения этого положения В. В. Радлов ставил задачи проследить отношение сингармонизма к грамматическому развитию слов, к сложным словам и иностранным заимствованиям.

В турецком языке различают два вида сингармонизма - син­гармонизм слога и сингармонизм слова. Сингармонизм слога за­ключается в сочетании гласного переднего ряда с мягкими соглас­ными и гласного заднего ряда с твердыми согласными. К гласным переднего ряда относятсяi, е, ö, ü и заднего ряда —ı, a, o, u. Мягкость и твёрдость согласных звуков в турецком языке не является смысло­различительной. Турецкие согласные имеют мягкий и твёрдый вари­анты, которые употребляются с гласными переднего и заднего ряда соответственно. Например: bir– один, iç– пей (мягкие варианты), su– вода, al– возьми (твёрдые).

Сингармонизм слова действует на протяжении слова и связан с законом гармонии гласных, который подразделяется на: а) закон гармонии по признаку ряда, в соответствии с которым в последую­щих слогах имеют место гласные переднего или заднего ряда в зави­симости от наличия гласного переднего или, соответственно, заднего ряда в начальном слоге слова; б) закон губной гармонии, в соответ­ствии с которым в последующих слогах имеют место губные (o, ö, u,ü) или негубные гласные в зависимости от наличия губного или, со­ответственно, негубного гласного в начальном слоге [Щека, 1996:184]. Например: ağaç– дерево,balık– рыба, ordu– армия, ömür– век.

Действие закона гармонии гласных распространяется на ко­рень слова, словообразовательные аффиксы, которые вместе с кор­нем образуют основу слова, и словоизменительные аффиксы. Основа слова вместе со словоизменительными аффиксами называется сло­воформой [Щека, 1996:192].

В корне слов турецкого происхождения закон гармонии глас­ных по признаку ряда действует довольно последовательно, хотя имеютсяотступления от него, особенно в заимствованиях из других языков. Закон губной гармонии действует менее последовательно, имеется большое число исключений.

С точки зрения соответствия аффиксов, как словообразова­тельных, так и словоизменительных, закону гармонии гласных их можно разделить на 4 группы:

I. аффиксы с широкими гласными а, е, которые часто обозна­чают символом a, к нему относятся словообразовательные аффиксы -ia, -ian, -ca, -ga и другие. Например, güzel(красивый) –güzelce (-ca)(довольно красивый); çalışmak (работать) –çalışkan (-gan) (трудолюбивый).

II. аффиксы с узкими гласными i, ı, u, ü, которые обозначаются сим­волом ı, т.е. аффиксы этой группы имеют четыре фонетических ва­рианта. К данной группе относятся аффиксы -dır, -gı, - ım, - ı, - ık, -cı, -tı, -lık, - ıcı, -gınи др. Например: akıl (ум) –akıllı (умный), akılcız(глупый), dalgın (задумчивый).

III. аффиксы со следующими как узкими, так и широкими глас­ными a, e, i, ı, u, ü, которые обозначают скобками в схемах ( ). К этой группе относится всего несколько словообразовательных аф­фиксов: -( )r, -( )ı. Например: çikarmak – вынимать,bitirmek– закан­чивать.

IV. небольшое число аффиксов со стабильным составом глас­ных, не подчиняющихся закону гармонии: -leyin, -(i)mtirak, -daş. Например: akşamleyin– вечером, по вечерам, yeşilimtirak– зеле­новатый, meslektaş– коллега [Щека, 1996:188-189].

Наиболее распространёнными являются аффиксы первых двух групп. Действие закона сингармонизма объясняет наличие боль­шого числа суффиксальных алломорфов в словообразовании турец­кого языка.

Кроме гармонии гласных в турецком языке действует закон гармонии согласных. Он заключается в уподоблении начальной со­гласной последующего слога конечной гласной предшествующего слога по признаку звонкости/глухости. Как и предыдущий закон, он действует на корень, словообразовательные и словоизменительные аффиксы.

Так, в корне слова на стыке слогов присутствуют только звонкие или только глухие согласные. Например, elma– яблоко, şavdat– рожь, başka– другой, eski– старый, прежний. Однако этот закон не является таким последовательным, как закон гармонии гласных, и очень часто нарушается.

В соответствии с действием закона гармонии согласных все аффиксы делятся на четыре группы:

I. аффиксы с такими начальными согласными, которые имеют пару по глухости-звонкости. Их в турецком языке четыре: p/t, t/d, ç/c, k/g. Если предшествующий слог открытый, употребляется звон­кий вариант. Например: üzmek/огорчать –üzgün/грустный, çalışmak/работать –çalışkan/ трудолюбивый.

II. аффиксы с начальным звонким согласным, не имеющим пары среди глухих, вследствие чего данные аффиксы не подчиняются закону гармонии согласных. Например: güzellik– красота.

III. аффиксы с начальным глухим согласным, не имеющим пары среди звонких в рамках турецкой системы согласных. К этой группе относится суффикс -siz. Например, evsiz– бездомный.

IV. небольшая группа аффиксов с начальным глухим соглас­ным, имеющим звонкую пару, но, тем не менее,не подчиняющихся закону гармонии согласных. К этой группе относятся аффиксы -t, -ti, например: azaltmak– уменьшать, eğlenti– развлечение[Щека, 1996: 211-212].

Таким образом, действие фонетических законов гармонии гласных и согласных обусловливает высокую вариативность суф­фиксов и достаточно жестко регулирует выбор одного из вариантов.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1233; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!