ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТУВИНСКОЙ СЕМЬЕ
Ш. О. Иргит
Научный руководитель – Л. П. Сагалакова
ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет»
«Кызылский педагогический колледж», Республика Тыва
В традиционном тувинском обществе воспитанием детей занимались не только на основе жизненного опыта, но и духовных знаний. Особой проблемы, связанной с воспитанием детей не существовало, поскольку кочевой образ жизни, требующий мобильности и собранности в быту, не позволял в целом человеку быть ленивым. Проблемы же в воспитании возникают, как известно, при отсутствии занятости ребенка. Жизнь кочевника была полна ежедневных хлопот, к отдельным видам работ детей приучали уже с малых лет, постепенно втягивая их в полный рабочий цикл.
Большое значение для решения воспитательных задач имели этнографические исследования культуры тувинского этноса таких ученых, как Л. П. Потапов, В. П. Дьяконова, Е. Д. Прокофьева, А. В. Адрианов, С. И. Вайнштейн, М. Б. Кенин-Лопсан, А. К. Кужугет и др. Проблемам воспитания, основанного на этнокультурных традициях народа, посвящены работы теоретиков педагогов Тывы, продолжающих линию первых этнопедагогов И. Я. Яковлева, Г. Н. Волкова, — К. Б. Салчак, Т. Т. Мунзук, А. С. Шаалы, Х. Д.-Н. Ооржака, Г.Д. Сундуй и др. Тема детства в тувинской семье и кочевой культуре, посвящена монография Г.Д. Сундуй «Мир детства кочевой Азии: опыт духовно-нравственного воспитания» [2, с. 52].
Воспитание детей шло ненавязчиво, а мировоззренческие взгляды вносились в сознание детей естественным образом – через легкие напутствия, пословицы, поговорки, сказки и т.д. Следует сказать, что в них заключалось глубоко философское содержание, основанное на жизненном опыте многих поколений людей. Основными воспитателями, естественно, являлись родители, однако, поскольку тувинская семья была в основном патриархальной, т.е. молодое и среднее поколение проживало вместе со старыми людьми, в воспитании детей немалую, а возможно, и главную роль играли именно они. К советам, да и просто к разговорам взрослых членов семьи всегда прислушивались. Однако роль матери и отца не умалялась, более того, ответственность за воспитание детей лежала именно на них. Так, по неписаным правилам, воспитание девочки было обязанностью матери, сына – отца. За оплошность в воспитании детей ответственность несли родители, а не бабушка или дедушка. Нерадивую дочь сравнивали с матерью, сына – с отцом, имея в виду то, что именно они не дали должного воспитания своему ребенку, хотя, впрочем, осуждению подвергались не только родители, но и вся семья, и даже род [1].
|
|
С другой стороны, примерных и воспитанных детей также сравнивали с родными людьми. По этой причине, с малых лет тувинцы старались научить своих детей заботиться не только о своей репутации, но и чести своей семьи: Ады өлүрүнүң орнунга, боду өлгени дээре – «Лучше самому умереть, чем имени [чести] умереть» или Ады өлүрүнүң орнунга аъды өлгени дээре – «Лучше коню погибнуть, чем имени [хозяина] умереть [опозориться]».
|
|
Помимо прямых запретов, тувинцы предостерегали или упреждали детей от негативных действий – ынчап болбас – «так нельзя» или прямое –хоржок– «нельзя». Это касалось любого отрицательного действия или слова. Детям прививали понятие, что плохие мысли и действия будут иметь соответствующие последствия, поэтому очень распространенными пословицами у тувинцев были, например, следующие: Бак сагыш башка халдаар – «Дурные мысли на голову [свою] падут» или «Артык сеткил ара дүжер» – «Лишние [вредные относительно других людей] мысли на полпути остановятся» и т.д. В этих очень емких формулировках звучало предостережение не только от дурных поступков, но и мыслей. Для ребенка, слушающего подобные поговорки не один раз, это запечатлевалось в памяти и становилось своего рода установкой в мышлении [3].
|
|
Своеобразным запретом было также в глаза хвалить или ласкать детей. Несмотря на то, что родители, естественно, любили своих детей, ласку, к примеру, внешне особо не показывали. Сдержанность чувств, особенно отец, проявлял по отношению к сыновьям. Для сына было достаточно того, чтобы отец погладил его по голове. Тувинцы справедливо полагали, что, хваля детей в глаза, особенно перед посторонними людьми, можно взрастить в них чувство заносчивости и самодовольства.
Другой линией воспитания у тувинцев являлось привитие детям простоты в общении, еде и одежде. Так, предостерегая детей от заносчивости, их не одевали нарядно. Младшие дети, например, всегда донашивали одежду старших братьев и сестер, и это касалось членов даже богатых семей. Простая пища была «лекарством» от чванливости. По словам наших информантов, лучшую пищу, например, молочную пенку, жирное мясо и пр. ели взрослые люди, детям доставались более «скромные» куски. При забое скота, к примеру, им доставались легкие или почки животного. В бедных семьях чай с молоком также употребляли только взрослые члены семьи.
Такими способами тувинцы воспитывали в детях не только скромность и нетребовательность в быту, но и прививали в них такие качества, как забота о других, альтруистичность и порядочность.
|
|
Помимо таких практических методов, тувинцы прививали своим детям познавательные и духовные знания, заложенные в фольклоре – сказках, мифах, легендах, героическом эпосе. Для слушания последнего, например, приглашали знатока эпоса. Тувинский эпос нес большую информацию для детей, открывая незнакомый для них мир. Кроме того, во всех жанрах фольклора так или иначе отражались как человеческие достоинства, так и пороки, поэтому они играли также большую воспитательную роль: дети узнавали, какие поступки человека хороши, а какие плохи, кому стоит подражать, а кому нет.
Таким образом, традиционное воспитание детей у тувинцев основывалось на двух аспектах: во-первых, мировоззренческом – познании и гармоничном сосуществовании с окружающей природой, т.е. в воспитании экологического сознания, во-вторых, в социализации ребенка – обучении ребенка правильно ощущать и, таким образом, вести себя в обществе людей.
Библиографический список
1. Доржу З. Ю. Тувинская семья: тенденции её жизнедеятельности // Омский научный вестник. 2011. № 1 (95). С. 35−38.
2. Ламажаа Ч. К. Человек. Ребенок и детство в тувинской культуре: традиции и современность. 2015. № 4. С. 51−58.
3. Маады С. С. Воспитание детей в традиционной тувинской семье. В сборнике: Научные труды Тувинского государственного университета Материалы ежегодной научно-практической конференции преподавателей, сотрудников и аспирантов ТувГУ, посвященной 65-летнему юбилею высшего педагогического образования в Туве и 95-летию становления Тувинской народной республики. Кызыл: ФГБОУ ВО «ТувГУ», 2016. С. 55−56.
© Иргит Ш. О., 2018
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 653; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!