НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ АППЛИКАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
А. М. Захарова
Научный руководитель − О. Ф. Сидорова, преподаватель
ГПОУ «Новокузнецкий педагогический колледж»
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Все учёные, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое стимулирующее влияние на развитие головного мозга. Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Н. И. Кузьмина установили, что и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Однако многие современные дети, по мнению педагогов и психологов, имеют серьезные нарушения в развитии мелкой моторики.
Особые трудности испытывают дети с ограниченными возможностями здоровья, в частности дети с нарушениями речи. У детей данной категории отмечаются отклонения в развитии координации, произвольности движений пальцев рук, их переключаемости. Проблема развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи нашла свое отражение в трудах Л. И. Беляковой, В. В. Воронковой, Ю. Ф. Гаркуши, М. М. Кольцовой, Е. М. Мастюковой и др.
И. М. Сеченов писал, что движения рук человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
|
|
Мы предположили, что одним из средств развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста может быть аппликация, в том числе и нетрадиционные техники аппликации.
Поэтому целью нашего исследования стало выявление и экспериментальная проверка возможностей нетрадиционных техник аппликации в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
В ходе исследования мы выяснили, что мелкая моторика − одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная).
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика способствует развитию таких высших свойств сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. У детей с нормой речевого развития овладение мелкой моторикой осуществляется поэтапно, и к 6−7 годам ребенок полностью владеет мелкой моторикой. У дошкольников же с нарушениями речи развитие мелкой моторики отличается своеобразием, и к концу дошкольного возраста может не соответствовать возрастной норме. Общими недостатками в развитии мелкой моторики у детей с нарушениями речи являются: нарушение точности и плавности движений; ошибки в пространственной координации; нарушение темпа; напряженность, скованность движений; нарушение переключения с одного движения к другому; наличие синкинезий и гиперкинезов; нарушение синхронности в выполнении движений; недифферинцированность движений; нарушения контроля за собственными действиями.
|
|
Поэтому дети дошкольного возраста с нарушениями речи нуждаются в специальной работе по развитию мелкой моторики. М. А. Гусакова считает, что одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность. При работе с детьми с нарушениями речи важно, что используя изобразительную деятельность, в частности нетрадиционные техники аппликации, можно совместить совершенствование изобразительных умений и навыков с коррекцией имеющихся у детей нарушений мелкой моторики.
|
|
Для подтверждения данных, полученных в ходе анализа психолого-педагогической литературы, был проведён эксперимент, базой которого стало МБДОУ № 55 г. Новокузнецк. В исследовании участвовало 16 детей в возрасте 5-6 лет с нарушениями речи. Эксперимент показал, что у 72% детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи низкий уровень развития мелкой моторики.
Для проведения работы по развитию мелкой моторики нами был разработан комплекс занятий с использованием различных нетрадиционных техник аппликации, а именно: аппликация-мозаика, обрывная аппликация, аппликация из салфеток и др. Работа проводилась во второй половине дня, два раза в неделю. В процессе занятий мы фиксировали изменения в состоянии мелкой моторики детей, отмечали, как повышается уровень развития мелкой моторики у каждого ребёнка и в целом у всей группы. В ходе работы мы убедились, что использование нетрадиционных техник аппликации способствовало формированию у детей представлений о строении и возможностях рук; развитию умения получать информацию с помощью руки (о мягкости – твердости, гладкости – шероховатости, теплоте – прохладе, сухости – влажности); обучению различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных микродинамических актов и крупных движений руки (сгибание листа бумаги, обрывание, разглаживание и др.); развитию координации движений под зрительным контролем; созданию условий для преодоления общей моторной неловкости за счёт использования различных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением.
|
|
Кроме того, для детей с нарушениями речи, важно, что в ходе работы над аппликацией происходило так же закрепление сенсорных эталонов формы, величины, цвета; развитие умения ориентироваться на плоскости листа; стимуляция познавательного интереса и самостоятельной мыслительной деятельности детей; развитие воображения и концентрации внимания; развитие речи.
Наблюдение за детьми в ходе занятий, отзывы родителей и воспитателей о результатах детей, позволили сделать вывод о том, что работа, проведённая нами, дала положительные результаты.
© Захарова А. М., 2018
ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕМЬИ
А. В. Здорова
Научный руководитель – Ю. С. Лунёва, преподаватель
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Человек имеет свойство возрождаться. Не физически, подобно фениксу, умерев, снова вернуться к жизни, а морально и духовно. Пережив какие-то сильные потрясения, человек как бы переосмысливает жизнь в целом, свое место в ней, ценности и собственные интересы. Морально погибнув и испытав ужас конца, всю горечь и боль разочарования, он будто просыпается.
Вспомним Андрея Болконского из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», который, терзаемый тщеславием и скукой, отправляется на войну, где получает ранение. Оно позволило ему по-новому взглянуть на мир вокруг. Желание быть известным сменилось чувством к жене, к отцу, к сестре. Семья становится для него главной ценностью. Яркой антитезой такому отношению к близким является семейство Курагиных, где от семьи остался только каркас, оболочка, духовное же, внутреннее наполнение давно сгнило, рассыпалось. Если отношение Курагиных к своим близким, своей семье пусто, холодно, словно в склепе, то чувство князя Андрея к своей семье можно сравнить разве, что со светом, который дает мерцающая лампа, грозящая вот-вот погаснуть. Она возможность видеть, и вот, когда интервалы погасания становятся все чаще, напряжение нарастает − и она загорается. Светит снова. И, кажется, будто и с нами. Пройдя через критическую точку жизни, погаснув, снова желаем дышать, чувствовать, любить, совершать подвиги, открытия, и, конечно, непременно, скорей, больше, неугомоннее, неудержимее. Словно видишь, слышишь, узнаешь все это впервые.
Да, люди способны возрождаться. Но можем ли мы возвращать к духовной жизни то, что нас окружает?
В наше время понятие «семья» неотделимо от представления о жизни. Семья − ячейка общества. Отсутствие же ее воспринимается как недостаток почти физический. Но в том-то и дело, что всю ценность семьи, её неотъемлемость мы замечаем исключительно тогда, когда она отсутствует. В обычное же время мы семью не ценим. И вправду, как можно ценить то, что всегда рядом и, мы уверены, будет рядом всегда? Семья есть почти у всех. Само понятие «семья» и разговоры о её необходимости, важности настолько приелись, что вся их ценность попросту обросла вязкой паутиной обыденности, померкла. Да и немодно сейчас временная жизнь − столкновений прошлого с внедрением будущего. Каждый её этап − импульсивное поднятие на новую степень. Молодежь целиком поглощена инновациями, стремлением вперед, люди же более взрослые, опытные не всегда принимают новое, а потому и взаимопонимание между поколениями «отцов и детей» часто попросту отсутствует.
В общем, тема это не нова, но, на наш взгляд, возникновение подобного рода непониманий существенно влияет на атмосферу внутри семьи. Кроме внутренних войн между родителями и потомками, существуют также разногласия среди представителей первых. Не секрет, что в современном мире разводы − все более часто встречающееся явление. Невольно создается впечатление, что создать, а затем и сохранить семью − задача почти неосуществимая и безнадежная. Многие уже пришли к выводу, что раз задача не из легких, то и задаваться ей не надо, что и семья-то, в сущности, не больше, чем пережиток прошлого, всего лишь удобный союз для нормальной жизнедеятельности и выращивания детей. Вдумайтесь только: семья не нужна.
Невольно возникает вопрос: а нужны ли тогда вообще взаимоотношения между людьми? Не проще ли нам, людям самостоятельным, самодостаточным независимым, ограничиваться исключительно собой, своей жизнью, своими чувствами и желаниями, ни к чему надолго не привязываться и ни с кем не разделять существование? Разумеется, проще. На словах − намного проще. Только ведь каждый из нас всегда хочет, чтобы кто-то был рядом, нам просто необходимо ощущать, что мы нужны, мы любимы. Нам катастрофически важно знать, что в мире есть место, где нас поймут и всегда примут такими, какие мы есть. Стоит ли объяснять, что именно этим местом семья и является?
Несмотря на все ссоры, столкновения, разногласия, обиды и, как следствие, раздражение, усталость, ощущение полной чуждости, непонимания, семья − это единое целое и все её члены крепко припаяны друг к другу. Можно ценить свою семью, можно, наоборот, ненавидеть и ни в грош не ставить, но человек всегда будете её частью, а она − частью человека. Мне кажется, что создание людьми этой неразделимости, глубокой связанности и является духовным возрождением семьи. Следовательно, зависит оно только от нас.
Библиографический список
1. Корнилова Г. В. Этика и нравственность. Н-Новгород, 2015. 115 с.
2. Этика и психология семейной жизни. М. 2016. 87 с.
3. Янушкявичус Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. М. 2013. 56 с.
© А. В. Здорова, 2018
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 547; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!