Не позволить другим взять верх над нашими внутренними расположениями



Здесь мы в первый раз наблюдаем в Руководсте появление понятия «gnome», термина очень сложного для перевода. У Эпиктета он может означать как «волю» (см. 31, 1), знание, «интеллект» (например, Б., I, 18, 6), так и «внутренние расположения» (например, Б., III, 18, 6). Мы смогли бы перевести его также как «дух», что одновременно обозначало бы «то, что противоположно телесному» и «то, что составляет наши внутренние расположения». Однако слово это содержит слишком много спиритуалистических коннотаций. Во-первых, даётся предписание проявлять заботу о наших внутренних расположениях с большим усердием, нежели к телесной части. Во-вторых, мы находим здесь (см. гл. 14, 2, 20, 24, 1), что позорно позволять постороннему человеку взять верх над нашими внутренними расположениями.

Дисциплина действия

Мы переходим от дисциплины желания к дисциплине действия, а точнее к дисциплине «действенного импульса» (orme). Особенно выделяет это место присутствие в главе 30 понятия «вещей, которые следует делать» (kathèkonta), которые мы также называем обязанностями. Делая различие между тремя дисциплинами, Эпиктет, как мы уже видели, чётко определял дисциплину действия как области, относящиеся к склонности к действию и к отказу от действия, и, в общем плане, к тому, что следует делать (kathèkon). Главы 31 и 32 будут относится к обязанностям в отношении богов, а следующие главы к обязанностям по отношению к себе, к образу действия, прежде всего, в разных жизненных обстоятельствах (33), а затем, когда возникает представлении о действии, которое могло бы нам доставить удовольствие (34). Нужно оставаться верным решением выполнить определённое действие, несмотря на критику (35). Во время принятие пищи следует думать о других (36). Не принимать на себя обязанностей, превышающих наши возможности (37). При каждом действии обращать внимание на направляющий принцип (38). Важность умеренности (39). Опасности, которые подстерегают молодых женщин, то есть вопросы брака и пола (40). Отправление естественных потребностей только как нечто второстепенное (41). Затем последует (42-45) группа глав, относящихся к применению представлений внутренней беседы в дисциплине действия.

Общие места о том, что не следует делать.

Арриан использует здесь без предварительных пояснений выражение kathèkonta, которое мы переводим как «то, что следует делать». Таким образом, он исходит из того, что его читателям известно это специальное стоическое выражение. Однако нам следует дать определение этого понятия. Для того, чтобы понять, о чём идёт речь, нам нужно вернуться к области вещей, которые от нас не зависят. На самом деле, жизнь в обществе, отношения между людьми, семейная жизнь, брак, политическая жизнь в полисе, участие в торжествах и пирах находится в области вещей, которые от нас не зависят и, которые не являются ни хорошими, ни плохими. Как же выбрать тогда меду возможными образами действия? Что выбрать? Что делать? Для этого, следует исходить из того, что происходит в природе. Животные знают, что им следует делать, потому что ими управляют их инстинкты, и они ищут то, что им свойственно и им подходит. С появлением у человека разума инстинктивный выбор становится выборомпродуманным. С помощью разума мы признаём то, что имеет для нас ценность и что согласно с человеческой природой, так как оно соответствует врождённым стремлениям, которые Природа в нас вложила. «». Мы любим свою жизнь, родители любят своих детей. Брак, политическая карьера, служба родине, все действия соответствуют человеческой природе. Они, таким образом, могут стать целью нашего действия, однако успех их от нас полностью не зависит. Мы должны приложить все усилия, чтобы его достичь, но всегда держать для себя оговорку: «Если Судьба не воспротивится». С другой стороны, принятие решения может основываться лишь на вероятности: вступать в брак или не вступать? Выбрать это профессию или другую? Начать политическую карьеру или нет? Нет никакой определённости для принятия решения. Для того, чтобы ориентировать себя в этих вопросах выбора, стоики читали многочисленные пособия по казуистике, как например трактат Цицерона «Об обязанностях», который мог довести кропотливость до предела. Философ Александр Афродисийский любил говорить, что стоики задавались себя вопросом, можно ли сидеть скрестив ноги во время занятия по философии или взять себе самую большую порцию вовремя обеда с отцом. Руководство содержит очень краткий трактат этого рода (гл. 31-33).

Согласно главе 30, обязанности получают определение и измеряются в зависимости отношений (естественных или приобретённых), которые мы имеем по отношению друг к другу. В Беседах (Б.,II, 10 и IV, 12, 16) говорится также, что они соответствуют именам, именам людей, отца, сына, брата, советника полиса, имени, которое определяет отношение индивида чему-то иному, нежели он. Руководство останавливается лишь на отношениях меду отцом и сыном и между братьями. Поскольку отношение между отцом и сыном естественно, оно не должно зависеть от случайных взаимодействий, которые могут возникнуть между отцом и сыном. Природа породнила нас с отцом, однако не с «добрым» отцом. Следовательно, наши обязанности по отношению к нему остаются в целости, даже если он плох. Точно также обстоит дело и в отношении брата.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 381; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!