Хотеть, чтобы события случались так, как они случаются.



В потрясающей формулировке мы читаем в этой главе о основополагающем поведении, которое необходимо для дисциплинирования желания: не хотеть, чтобы то, что происходит, не происходило, но хотеть, чтобы то, что происходит, происходило так, как оно происходит. Это приложение другого принципа, сформулированного в главе 2: не следует ни желать, ни ненавидеть ничто из того, что от нас не зависит.

Однако этот совет не только отрицателен. Речь идёт не о том, чтобы безропотно покориться перед тем, что случается, словно перед чем-то, что недолжно было случиться, но, наоборот, положительно желать, чтобы то, что случилось то, что должно случиться. Например, в Руководстве сказано, что, когда мы присутствуем на состязании, нужно хотеть того, чтобы победитель одержал победу (33, 10). В целом, это реалистичное отношение похоже (я говорю «похоже», а не идентично) amorfati, ницшеанской любви к Року, которое состоит в том, чтобы со всей силой желать реального таким, каким оно является, то есть неизмеримым сочетанием причинно-следственных связей, из которых соткан Мир: «». Разница между Эпиктетом и Ницше заключается в следующем: Эпиктет соглашается с рациональностью Мира, которая также отображает нашу внутреннюю рациональность. Ницше соглашается с иррациональностью Мира, жестокостью жизни и воле к могуществу за пределами блага и зла. Это положение в дисциплинировании желания совершенно не препятствует дисциплинированию действия, долгу изменять человеческие или материальные сущности, когда они должны быть изменены, а также действовать во благо человеческого сообщества. Однако также предполагается, что мы знаем (то, что глава 2 называет «ограничительным условием»), что Рок может препятствовать этому действию. И тогда нужно будет уступить Року, начать желать того, чтобы то, что случается, происходило так, как оно случается, потому что главное (Б., II, 5, 25) —будучи частью Целого, участвовать в деле Целого. Именно это согласие, обеспечивает внутреннее успокоение, без которого никогда нет поистине плодотворного поступка. Эта свобода человеческого действия приписывается через универсальный Разум сцеплению причин. Как говорит Эпиктет, он даёт кости, но человек должен уметь хорошо с ними играть и использовать их наилучшим способом. Однако хорошо играть также означает принимать те кости, которые нам даются, а также всё то, что проистекает от этого в качестве последствия.

Те тягостные несчастные случаи, которым может подвергнуться наше тело, не могут затронуть нашу сущность, т.е. наш выбор образа жизни.

В главе 6я отождествляет себя с «использованием представлений», свободой в отношении суждений о вещах. Здесь в главе 9 я отождествляет себя с «выбором жизни» (prohairesis), нравственной волей, которая направляет всё поведение (см. выше комментарий на гл. 1, 3). Тягостные несчастные случаи, которые постигают наше тело не могут ни в чём помешать нашему жизненному выбору. Следует об этом напоминать себе через размышление о данной ситуации (epilegein) в отношении каждого происходящего происшествия.

10. В нас самих есть сила сопротивляться с теми представлениями, которые нас смущают.

Как и в главе 1, 5 вы здесь встречаем пример того, что Эпиктет называет использованием представлений, т.е. того, как управляющее начало должно вести себя, чтобы не дать себя увлечь представлением. Позволить себя увлечь представлением (специальное выражение, которое мы встречаем в главах 16, 18, 19, 20, 34) означает согласиться с ценностным суждением, которое мы высказываем под впечатлением смущающего представления (Б., II, 18, 24-28), т.е. заполонить себя желанием того, что от нас не зависит, как например, страсть, зависть, злоба. Искусство отношения к смущающим представлениям заключается, как мы увидели в главе 1, 5 в том, чтобы дать себе время «потребовать документы» у каждого представления, что означает, вероятно, в этом контексте начать возвращаться к себе, обращаться к себе самому. Мы находим в месте Б., I, 6, 28 мысль о том, что каждый найдёт в себе «способности», чтобы вынести то, что случается, т.е. добродетели: великодушие, смелость, выносливость, терпение. Традиционно стоики полагали, что начатки добродетели, т.е. способности вести себя, сообразуясь с разумом, присущи человеческой природе. Например, Сенека:… Разум в человеке являет собой причастность к универсальному Разуму.

Чтобы понять, как устроено это упражнение, следует также помнить, что добродетели, согласно стоикам, являют собой долг, т.е. они состоят из сочетания представлений и суждений. Искать в себе самом естественную добродетель, которая позволит бороться со смущающим рассуждением. Это означает прибавить (epilegein) и противопоставить смущающему рассуждению представления добродетельное рассуждение. Это и является смыслом совета, который дан в Беседах(Б., II, 18, 25): «».

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 374; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!