Относиться к предметам, словно нам их только одолжили на время.



Развитие темы, набросанной в главе 7: относится к предметам, которые нас окружают в жизни и к которым мы привязываемся, словно нам их только одолжили на время; нам их дали тогда же, когда нам была дана жизнь, и нужно будет их отдать вместе с жизнью: смерть является возвращением того, что нам не принадлежит (Б., I, 1, 32). И в течении жизни нужно всегда относится к ним, как будто они нам не принадлежат (Б., I, 24, 14): «». Образы передачи взаймы чего-то, что мы должны потом вернуть, и харчевни, где мебель нам не принадлежит, встречаются, например, у Сенеки: «». «». «». Эти метафоры служат тому, чтобы сделать размышления о смерти более разительными.

Советы продвигающемуся вперёд: Нужно выбрать между нравственным образом жизни и заботой о внешних вещах.

Главы 12 и 13 начинаются обе с формулировки «Если ты хочешь продвинуться вперёд…», которая не встречается в Беседах. Таким образом, речь здесь идёт о формулировке, придуманной Аррианом, для того, чтобы выразить требовательность, к которой Эпиктет довольно часто обращается: для того, чтобы продвигаться вперёд, нужно сделать выбор между нравственным образом жизни и заботой о внешних вещах (см. 1, 4). Однако главы 12-13, как нам представляется, отвечают на возражение, высказанное насчёт главы 11: если мы считаем материальные блага как предметы данные нам взаймы, мы будем плохо обращаться с ними и всё наше хозяйство окажется в беспорядке (12, 1). Таким образом, Руководство настаивает: мы не можем одновременно заботиться о внешних вещах и вести образ жизни согласный с природой. Причём, эта тема появлялась уже в начале Руководство (1, 4), где утверждалось, что отказ от выбора означает утрата обеих вещей, от которых мы отказываемся. Она много раз будет повторяться (например, в главах 23 и 25) в главах 22-28, затем 45-51, в которых понятие философского прогресса будет рассмотрено отдельно. В начале (12, 1) Руководство начинает с того, что предлагает положение, которое могло бы привести к крайностям: умереть от голода, скорее чем жить в покое; дать рабу впасть в разврат, скорее чем в душе быть несчастным. Как мы уже сказали (стр. 64), здесь речь идёт о положениях, которые доводятся до парадокса. В Беседах (Б., I, 9, 8) Эпиктет, по крайней мере, смеётся над этими обучающимися философии, привыкшими к роскоши, которые боятся умереть со страху, потому что должны оторваться от забот о внешнем: «Как же я буду есть, если у меня ничего не будет? — А как же поступают рабы и беглецы? На что они надеются, как не на себя?». Но он сразу возвращает внимание того, кто продвигается вперёд, к тем мелочам, в которых он действительно может упражняться: когда проливается немного масла или немного вина. Во всяком случае, основное положение было высказано: спокойствие души лучше, чем смятение и беспокойство. Таким образом, нужно сказать себе самому (epilegein) насчёт ситуации, в которой мы находимся, чтонужно за это заплатить (см.: 25, 3-4), будь то потеря масла или вина, или же плохие услуги раба. Если мы будем так вести себя, мы, может быть, сойдём за сумасшедшего или глупца в глазах не философов (13), но выбор образа нашего образа жизни будет соответствовать природе.

Советы, относящиеся к дисциплинированию желаний: отношение к предметам и событиям.

Следующие восемь глав продолжают перечисление советов, относящихся к дисциплинированию желаний, которое было прервано предписаниями тем, кто продвигается вперёд (12-13). Не хотеть того, что от нас не зависит, от нас не зависит (14). Благопристойно принимать благодеяния богов, но, что ещё лучше, их не желать (15). Не дать увлечь себя представлениями (16-20). Приучить себя думать о вещах, которые вселяют в нас тревогу.

Не хотеть то, что от нас не зависит, зависит от нас

Ещё раз границы ответственности (14, 1): безумно хотеть, чтобы то, что от нас не зависит, от нас зависело, «чтобы твоя жена или дети не умирали», а раб не проказничал. В первом случае, от меня не зависит то, чтобы смертное существо не умирало; во втором случае, где речь идёт о рабе, от меня не зависит, чтобы другой совершил нравственный проступок, поскольку это полностью зависит от воли другого человека.

Хотеть,чтобы то, что от нас не зависит, от нас зависело, означает быть рабом, и подчиняться разным господам (14, 2), поскольку господином над нами является тот, от кого зависит то, чего мы желаем или от чего испытываем отвращение. В Беседах (Б., IV, 1, 55 и сл.) Эпиктет перечисляет всех бесчисленных господ, для которых мы являемся рабами: люди, перед которыми мы склоняемся в почтительном поклоне; перед которыми мы льстим, чтобы они нас пригласили на ужин, или же получить должность префекта или консула (мы бы сказали сейчас: чтобы вступить в Академию или получить высокую должность) [Б., IV, 1, 59-60]: «». Свобода, таким образом, заключается в том, чтобы не хотеть и не отказываться от того, что от нас не зависит.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 351; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!