Свою роль в театре жизни не выбирают



Как заметил Симпликий, в этой новой притче люди больше не обладают свободой принять или отказаться от той участи, которую им готовит Судьба. Определённая роль назначается им автором действия жизни. Можно было бы сказать, что в притче о корабле и пире они свободны брать те возможности, которые им предлагаются: семью, политическую карьеру, богатство, в то время как в притче о театральном действии, они не свободны отказаться от того, что и навязывает автор сценического действия: либо нищий, либо калека, либо должностное лицо, либо обыкновенный человек; умный или непонятливый; сильный или слабый; красивый или уродливый. Если роль нам назначается, то мы должны хорошо её сыграть (Б., IV, 7, 13). Главное в жизни — не социальное положение или состояние тела, так как они, в конечном счёте, от нас не зависят. Что от нас зависит — это наши суждения, желания и поступки, соответствующие природе и разуму, которые представляют собой выбор образа жизни, нашу свободу. Желая то, что составляет волю Разума, написавшего поэму Вселенной, я отождествляю себя с Ним через выбор образа жизни, сообразного с разумом; таким образом, я сам становлюсь поэтом Вселенной.

Метафора человека как актёра в театральном действии очень древняя. Платон в своих Законах говорил о человеке, который словно марионетка в руках богов. В Филебе (50 b) он называет трагедия и комедию жизни. Образ этот мы находим снова в кинической традиции, например, у Телеса: «» (была бы то роль царя или нищего). Образ получает более чёткие черты у первых стоиков, таких как Аристон из Хиоса. Её цель заключается в том, чтобы показать наставления о безразличии, которое мы должны иметь в отношении того, что от нас не зависит: «». Это как раз то, что подразумевает здесь Руководство.

Метафора эта не только ставит себе в качестве цели проиллюстрировать безразличие, которое должен соблюдать стоик во всех жизненных обстоятельствах; она может также показать то отношение, которое должен иметь стоик, когда его призывают играть в обществе роль главы семейства, консула, полководца, управляющего провинцией или сенатора: следует играть роль как можно лучше, однако не привязываясь к роли, как будто она нам лично принадлежит: она нам была навязана. Здесь мы и находим парадокс комика. Роль мы будем играть тем лучше, чем мы будем иметь обладателями внутренней свободы, мы с безразличием будем принимать ту роль, которую нам предпишут, и мы будем воспринимать это как нечто ниспосланное божественной волей (Б., II, 16, 42): « ».

Не дать увлечь себя представлением о неминуемой беде, так как из каждого события мы можем извлечь пользу

В общей сложности, стоики верили в прорицание и в знаки, ниспосланные предвидением богов. Предзнаменование данное через карканье вороны должно быть принято всерьёз. Однако опять же нельзя дать себя увлечь представлением, в данном случае, о несчастии, которое случится. Руководство уточняет: нужно с самого начала различать между тем, что от нас зависит и тем, что от нас не зависит. Если предзнаменование говорит об угрозе существам или предметам, к которым мы привязаны, оно не говорит ни о какой угрозе тому, что от нас зависит, нам самим, нашему образу жизни, нашей моральной воле. Наоборот, это плохое предзнаменование, если оно осуществится, может стать возможностью для нравственного совершенствования. В самом деле, из каждого события, даже тягостного, следует извлекать пользу. Целая Беседа(Б., III, 20) посвящена этой теме. Нравственная воля, которая во всём находит почву для исполнения добродетелей подобна палочке Гермеса, которая всё превращает в золото. Тот, кто нас оскорбляет, даёт нам возможность упражняться в терпении; болезнь позволяет упражняться в мужестве и беспристрастии; смерть же вынуждает нас сообразовать нашу волю с волей Природы.

Не дать увлечь себя представлением об успехе другого в том, что от нас не зависит.

В этой главе речь идёт о желании преуспевать в жизни и, следовательно, о битве, которую нужно вести, для того чтобы осуществить своё желание. С самого начала Руководство излагает те положения, которые мы находим изложенными в Беседах (Б., II, 16, 42): «». Он никогда не вступает в спор насчёт вещей, которые от него не зависят. Хотя это именно то, что рискует сделать человек, который даёт себя увлечь ложным представлением о «счастье» тех, которые были в жизни успешны, получили должность или одержали славу. Однако если благо не содержится в нравственном благе, в добродетели, т.е. в том, что от нас зависит, мы можем гордиться этим (см. глава 6), но мы не можем гордиться тем, что от нас не зависит, как например государственными должностями. Таким образом, нет никакого повода завидовать претору или консулу. Единственное, что важно — быть свободным от каких-либо связей с вещами.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 347; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!