Не дать увлечь себя представлением об оскорблении.



Здесь мы находим приложение принципа, изложенного в главе 5: наше смущение вызвано нашими суждениями, а не предметами. Чтобы противостоять представлению, которое вызовет в нас гнев, нужно обратиться к методу, который применяется в главах 1, 5, 10 и 34: дать себе передышку, не сразу вобрать в себя представление, «проверить свои документы», обратиться к себе самому. Владение собой начинается с подобия торможения, с желания дать себе время на размышление о представлении. Это время и отсрочка успокаивают зарождающийся гнев.

Приучить себя о том, что представляется нам страшным.

Руководство советует здесь упражнение, которое заключается в том, чтобы предвидеть горести. О нём мы уже упоминали (3-4), но здесь мы ему даём иную цель, чем обычно. По традиции, и даже до стоиков, он было направлено на то, чтобы ослабить удар болезненных событий, предвидя их заранее. Еврипид, несомненно под влиянием Анаксагора, вложил в уста своего героя следующие слова: «». Мы находим в настоящей главеслова о предвидении смерти и ссылки, однако в иной перспективе. Постоянная мысль о смерти и других болезненных вещах, которые могут случиться, имеет целью и следствием, как нам говорит Руководство, освобождение о всякой низости в мыслях и воздержание от всякого избытка в желаниях. Обе эти вещи связаны для Эпиктета, так как желание того, что от нас не зависит порождает низости, будь то (Б., IV, 4, 1) стремление к должности, богатству, путешествиям или эрудиции. Действительно, стремление к тому, что от нас не зависит принуждает нас в той или иной мере быть рабами того, человека, который может нам доставить то, чего мы желаем, и преклониться перед ним. Мысль о смерти или изгнании даёт нам понять, что не нужно ни к чему привязываться, что нужно жить свободным от всего, всегда готовыми хотеть то, чего требует универсальная Природа, и принимать события так, как они происходят, так как они являются выражением божественной воли.

22-25. Советы тому, кто продвигается.

Эти четыре главы снова прерывают советы относительно дисциплинирования желания, которые продолжатся в главах 26-28. Они обращаются к обучающемуся философу с тем, чтобы дать ему советы, полезные для него в его новом положении. Он должен готовиться к тому, чтобы терпеть издевательства не-философов (22). Но он не должен искать того, чтобы понравиться не-философам, оставив в стороне своё правило жизни (23). Впрочем, это нисколько не означает, что он чужд полису и не представляет пользы для него (24). Но ясно, что нельзя одновременно иметь преимущества философии и мирской жизни (25).

Приготовиться к издёвке не-философов.

Мы достаточно часто это видели, когда читали предыдущие главы: стоицизм Эпиктета обозначает полный разрыв между теми ценностями, которые признаёт философ и теми, которые признают люди светские. Причём, значимо то, что, с точки зрения Эпиктета (Б., III, 22), Киник, который отвергает все общественные условности, являет собой образец истинного философа. Однако этот разрыв свойствен не только стоицизму. По разным причинам он встречается во всех философских школах Античности. Уже в «Теэтете» Платон описал неуклюжесть философа в том, что касается светской жизни, и его чуждость собственному полису. Эта несогласованность, между прочим, очень отчётливо воспринималась не-философами. Комики издевались над всеми философскими школами, а немного времени спустя Эпиктет и Лукиан также обратятся к этому сатирическому мотиву. Для светских людей философы точно такие же не поддающиеся определению чужеземцы, как платоновский Сократ. Философы и не-философы считают друг друга безумцами. Они представляют два образа и стиля жизни, которые совершенно противоположны друг другу. Правда, что представители высших классов почитают философию как одну из дисциплин, которые относятся к кругу знаний образованного человека, и мы видели, что Арриан, например, удостоен эпитафий, называющих его философом. Но на практике, когда светские люди и простолюдины видели как философ ведёт свой образ жизни, это вызывало у них улыбку и сомнение в его практических способностях. Они упрекали его в пренебрежении к вещам, которым они, светские люди, придавали ценность, а они считали его неумелым в быте (см. глава 13). Кроме того, некоторые философыначинали принимать нахальный вид и презирать профанов. У них «нахальная бровь», как говорит об этом Руководоство в нашей главе, что является наследием длинной традиции, берущей своё начало в комедии классической Греции и которая иронично упрекала философов в их «привередливой брови».

Эпиктет настойчиво предостерегает новичка философа в том, что его ожидает. Он должен готовиться стать «тем животным, над которым все смеются» (Б., I, 11, 39 и III, 15, 11). Чтобы перенести это, обучающийся философ должен будет, как Сократ, думать, что он был призван Богом на это место, которое ему нельзя будет покинуть, несмотря на все эти сложности. И он должен будет «придерживаться того, что ему покажется наилучшим», т.е. следовать избранному образу жизни. Это выражение, на первый взгляд совершенно банальное, как представляется, закреплённое для того, чтобы обозначить жизненный выбор философа. Например, мы её находим среди советов, которые дают обучающемуся философу в главе 51, 1 и 2: «». Мы её снова находим в предисловии, которое помещает Арриан в начале Бесед: «». Сатирический писатель Лукиан из Самосаты, когда пишет хвалу философу Демонакту, говорит следующее: «». Эту формулу, в конце концов, можно возвести и к Платону в Критоне (46b), которую, между прочим, приводит Эпиктет в Беседах (Б., III, 23, 21): «».

Кроме того, Руководство часто поощряет обучающихся философов сохранять простоту и смирение (см. гл. 46) и не быть дерзким. Дерзость должна была быть каким-то общим пороком обучающихся философов. Три века после Эпиктета философ Эдессий Пергамский заключал иногда, что его ученики были «оскорбляют людей и высокомерны»: он заставлял их «спуститься на землю» и вёл их на рынок «беседовать с торговкой овощами и ценах, её заработке, выращивании овощей» или же с ремесленниками. 

Если обучающийся философ остаётся верен своему призванию, он добьётся уважения непосвящённых. Он если от этого откажется, над ним вдвое будут насмехаться: во-первых, потому что он философ, а, во-вторых, потому что он бросил свои благие намерения.

23. Поведение в отношении других: не стремиться понравиться, не искать того, чтобы показаться…

Обучающийся философ не должен искать того, чтобы понравиться не-философам, в особенности своим старым знакомым, обращаясь тем самым ко внешнему, т.е. придавая ценность тому, что от нас не зависит. Вдобавок ко всему, речь о том, чтобы быть самому философом, а не о том, чтобы являться философом в глазах других (см. гл. 46-47), но только перед самим собой. Эту же тему мы встречаем в высказываниях философа Евфрата, тоже ученика Музония, которые цитирует Эпиктет в своих Беседах (Б., IV, 8, 17 и сл.). Евфрат говорит здесь, что он какое-то время старался скрыть тот факт, что он был философом; этот образ действия имел для него то преимущество, что лишь для Бога и для самого себя он вёл жизнь, исполненную добродетелей. Если же он поступал плохо, сама философия не была запятнана бесчестием.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 350; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!