Идеальное государство Констана
Идеальное государственное устройство для Констана – это конституционная монархия по модели Англии:
- Королевская власть
- Исполнительная власть – формируется монархом и ответственна перед ним.
- Двухпалатный парламент
- Палата пэров
- Нижняя палата
- Судебная власть.
- Муниципальная власть – органы местного самоуправления
Иеремия Бентам
1748 - 1832
Английский юрист
Политический мыслитель
Родоначальник утилитаризма – направление английской философии.
1. Биография
Родился в семье адвокатов и судей.
Рано проявившиеся выдающиеся способности. Эдакий вундеркин, рано обратил на себя внимание. Пишет стихи на греческом языке.
Бентама готовили к карьере адвоката, но его охватило отвращение к занятию правом (не к праву!)
Рано отходит от всяких дел, получает наследство отца после смерти, заниматся творческой деятельностью.
Постоянно предлагал какие-то проекты разным странам. Екатерине II предлагал усовершенствовать тюрьмы – чтобы узник не видел надзирателя. Александру I предлагал реформу государственного аппарата. Его книги переведены даже.
Это европ знаменитость, его знают в монархических дворах Европы.
Отличительная черта его писательской деятельности – неряшливость. Бентам – это генератор бесконечных идей. Есть единственная работа, лично изданная им в 1789 г. Остальное он все в сумбурном виде давал издателям, они все редактировали.
|
|
2. Сочинения
Очень много написал Бентам. Издание оценило его труды на 70 томов. Неряшливый в плане оформления своих работ. Нет смысла все перечислять.
Ключевые труды его:
- «Введение к принципам нравственности и законодательства» (1789)
- «Деонтология» («наука о морали», о должном)
Довольно много.
Нет смысла все перечислять
Систем ключевой труд
3. Политико-правовые взгляды Бентама
Иеремия Бентам – это теория утилитаризма.
Цель теории - показать связь между общей пользой и личной, реформировать нравственность и на основании нее реформировать законодательство.
Умозрительная недостижимая цель.
Бентам исходит из индивидуалистического понимания общества.
Общество – это совокупность отдельных людей, каждый из которых преследует собственные индивидуальные цели. У каждого человека есть мотив – увеличить сумму своего счастья. Уменьшить страдания и увеличить удовольствия. Принцип пользы и составляет критерий добра и зла.
Необходимо установить зависимость между личным эгоистическим интересом и пользой всего общества. Бентам апеллирует к разуму, человек есть разумное существо. Личный интерес должен быть совместим с интересом общества.
|
|
Поскольку большинство людей не обладает душевной твердостью, то следует закрепить это в закоконодательстве. С помощью государственного принуждения необходимо закрепить связь между личным эгоизмом и общественным разумом.
4. Государство
Цель государства –достижение наибольшего счастья наибольшего числа людей.
Безопасность – это устранение физических бедствий, защита человека от произвола власти, охрана собственности.
Это типичное буржуазное понимание государства, по типу Локка.
На самом деле защищались только буржуа, все остальные – по остаточному принципу.
Проблема государственного суверенитета.
Суверенитет государства если не безграничен, то неопределен (рассуждения в духе Бадена)
Невозможно четко определить границы государственной власти.
Свободные и деспотические государства не отличаются в этом плане, отличаются лишь по отношению к правам личности.
Принцип разделения властей
Это смутная мысль для него. Разделять власти неправильно. Разделять и властвовать – неправильно. В Англии все власти соединены воедино.
Отношение к теории Общественного Договора
|
|
Государство возникает в результате войны и насилия, государства не существуют по общественному договору.
Власть и подвластные понимают пользу государства.
Тезис о сопротивлении власти в случае нарушения прав неверен.
Форма государства
Критерий - количественный критерий, связан с наибольшим счастьем наибольшему числу людей.
- Демократия
- Монархия
Демократия лучше - она дает возможность сделать счастливыми наибольшее количество людей. В условиях власти народа нельзя не сделать счастливым самого себя.
Суверенная учредительная власть принадлежит народу.
Суверенная действительная власть принадлежит верховной учредительной власти:
- законодательная власть
- исполнительная власть (сюда входит правление и суд)
- Законодательная власть - однопалат парламент, неограниченные полномочия. Вправе вмешиваться в сферу исполнительной власти.
Формируется в результате всеобщих выборов, включая женщин. Прямые, равные, тайные, ежегодные. Возможен отзыв депутатов.
- Исполнительная власть подчинена парламенту. Премьер-министр назначается Парламентом на 4 года. Не вправе присутствовать и выступать в Парламенте. Министр юстиции возглавляет судебную систему.
|
|
Запрет проверки на конституционность актов парламента.
Принципы формирования государственного аппарата:
- Основной принцип - правители и чиновники, стремясь к собственному счастью, могли бы служить наибольшему счастью наибольшего числа людей.
Посылка вроде бы верная, но сразу понятно, что нереалистична.
- Выборность и назначаемость, короткие сроки пребывания.
- Суровые наказания за преступления.
- Чиновники обладают всеми необходимыми качествами, мораль и все такое.
Бентам критикует монархию. Монархия больше всего удаляется от истинной цели государства. Здесь может быть только счастье одного лица, все подданные – это рабочий скот.
5. Право
Бентам считается одним из родоначальников юридического позитивизма (Томас Гоббс и Иеремия Бентам).
Право по Бентаму - законы, установленные государством, приказ власти.
Критикует Руссо в том, что закон есть проявление общей воли. Законы рождает власть, это или группа лиц, или один человек.
Бентам – либерал.
Критикует теория естественного права.
Естественный закон и естественное право – фикция, не существующая в действительности.
Естественны не права, а чувство удовольствия и страдания. Естественная наклонность человека деструктивна и антисоциальна, поощрять это неверно.
Естественные права каждый по-своему понимает.
Фрейд был прав. Свобода – это безграничный человеческий эгоизм. Всякое ограничение свободы - ограничение человеческого произвола. Барьеры и запреты – это благо.
Бентам правильно понимает человеческую свободу
Буржуазия эпохи свободной конкуренции – это проявление необузданной безграниченной свободы эксплуатации человека. Этот человек свободный, но его положение материальное низведено до положения скотины.
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 372; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!