Вопрос 22. Политико-правовая идеология либерализма (Б. Констан, И. Бентам)



 

 

Исторический контекст

Эпоха свободной конкуренции

Первые две трети 19 века - до 70-80-х годов

 

Основная черта эпохи – это утверждение капитализма и буржуазного правопорядка. Уже произошли политические перевороты. Европа худо-бедно после наполеоновских войн переходит к капитализму.

 

Экономика

 

Происходит промышленная революция. Это последняя четверть 18 века - первая четверть 19 века (примерно 1775-1825).

Серьезно стимулирует развитие капитализма, помогает развитию новых экономических отношений.

  1. Главный принцип здесь - невмешательство государства в экономическую деятельность, полная свобода. Буржуазия с этими лозунгами идет к власти. Полный экономический произвол. Капиталист руководствуется только прибылью.
  2. Это все выливается в звериный эгоизм. Акты французской и английской революции виделись экзотикой на фоне этого эгоизма. Эти акты - просто красивая фраза о свободе. Чтобы буржуазии можно было эксплуатировать чужой труд, получая прибыль и сверхприбыль.

 

Государство здесь выполняет роль "ночного сторожа" (Лассаль)

Государство устанавливает право.

 

  1. Феодальные элементы здесь имеются. Буржуазный строй 19 века имеет в себе серьезные элементы феодализма, но это уже строй буржуазный, и складывается буржуазная юстиция (на страже частной собственности которая стоит).

 

  1. Эпоха свободной конкуренции также характеризуется полным осутствием социальных гарантий со стороны государства. Пролетариат - это рабочий скот, хотя и лично свободный. Исторические данные говорят именно о таком отношении буржуазии к пролетариату - как к рабочему скоту.

 

Политика

 

Характеризуется становлением буржуазного правового государства.

Правовое государство - это следствие развития буржуазии, именно буржуазия создает правовое государство.

Главный лозунг здесь - буржуазия перестает быть революционной, она является таковой только в таком отношении, в какой нужно окончательно освободиться от влияния земельной аристократии - "стабильность и прогресс" (Конт)

Сейчас главная задача - укреплять правопорядок и укреплять строй.

 

Первые две трети 19 века, если брать Францию и Германию - это эпоха буржуазно-демократических революций. Движущая сила этой революции - мелкая и средняя буржуазия. К ним примыкают широкие городские народные массы. Двоякая цель у этой революции:

           - ликвидация феодального правопорядка

           - борьба с новым буржуазным правопорядком

 

Политическая идеология

 

Постоянно политическая мысль в 19 веке возвращается к феномену Великой Французской Революции. Поражает колоссальное количество пролитой крови в лице якобинской диктатуры. Опыт ВФР обсуждается весь 19 век, в 20 веке национал-социализм затмевает это дело.

 

 

Социальная структура

 

Структура меняется, возникает два новых класса:

  1. Буржуазия
  2. Пролетариат

 

Новый социальный конфликт.

В эпоху буржуазных революций, в эпоху просветителей говорили, что когда мы покончим с феодализмом, наступит эра социальной гармонии. Однако все сместилось в сторону европейского пессимизма. Вспомним Канта, который в критический период разуверился в идеях Просвещения и перешел сам к европейскому пессимизму.

 

Стало понятно, что одни конфликты сменяются другими и что гармонии не наступит.

 

В то же время продолжается старый конфликт – между буржуазией и старой феодальной аристократией. И это тоже отразилось в политической идеологии.

 

В это время происходит развитие науки

 

19 век - век становления проффессиональной специальной науки.

Сама по себе наука в Европе появляется раньше - с 13-14 века появляются первые европейские университеты. Но в более-менее современном виде отрасли науки дифференцированные, которые мы сейчас знаем, появляются именно в 19 веке.

 

И это тоже повлияло на политико-правовую мысль.

 

Переход от рационализма к историзму и позитивизму.

Просвещение - рационализм. Здесь мы опираемся на результат работы свободного ума, чтобы обосновать приход к власти буржуазии. Здесь было больше идеологии.

 

В 19 веке общественная наука становится настоящей наукой с меньшей доле идеологии. История и социология теперь стремятся к постижению истины, а не работают на политическую силу.

 

Формируется социология как наука. Ее формирует Огюст Конт в 30-40-е годы. Это знаменательная примета времени. Наука, которая претендовала в свое время на статус универсальной общественной науки, и претендует по сей день. Изучает закону развития общества.

 

Появление социологии – это показатель того, что Европа, западный мир, стремятся к тому, чтобы в общественном знании была научность, систематизация и свои законы.

 

В это время все больше влияние религии и церкви ослабляется. Это не значит, что его больше нет, она все еще сильна, но ослабление очевидно.

 

Если в эпоху буржуазных революций (17-18 века) явных полноценных атеистов найти невозможно (в Бога не верить невозможно, это часть морали, это нормально), то сейчас они начинают появляться (Бакунин, Маркс, Энгельс). Атеистов до этого не было, были деисты и пантеисты. Формально они всегда подчеркивали веру в Бога, без этого было никак.

 

Однако даже во второй половине 19 века открыто провозглашать атеистические идеи было очень опасно, можно было за это пострадать.

 

Движение против католицизма во Франции было сильно, тень борьбы с католицизмом явно присутствует в трех важнейших конфликтных точках:

  1. 1830 – вторая французская революция – переход власти к Орлеанскому дому (одна из ветвей Бурбонов).
  2. 1848 – буржуазно-демократическая революция – вторая республика.
  3. 1871 – парижская коммуна.

 

Но если брать науку - историю, социологию, философию, теоретические юридические науки – то она в общем носит уже светский характер. Это уже дозволительно просто изучать свой предмет. Появляются антропология, этнография. Бог там уже никакой не нужен. Теперь Западное мнение готово принять науку без повсеместного упоминания о Боге. Ранее на каждой странице была ссылка на Библию.

 

В 19 веке развивается философия и формируется новая методология: позитивизм, неокантианство, неогегельянство, социал-дарвинизм, марксизм и т.д.

 

Философия дает новые идеи для профессиональных специализированных дисциплин.

 

Взять любого историка - всегда руководствуются определенной концепцией, есть конечно опора на источники, но все равно они опираются на философскую базу, подспудно даже. Философия истории у Маркса - исторический материализм.

 

Эти направления влияли на то, что политическая мысль и юридическая, социологическая наполняется новым содержанием, отличным от эпохи буржуазных революций.

 

Основные направления политико-правовой идеологии:

 

  1. Либерализм

 

Главное направление буржуазной мысли. Это первоначальная мысль, на ее волнах и внедрили буржуазные отношения.

Европа стоит уже двумя ногами в капитализме, либерализм как их идеология - главное основное направление.

Колоссальное количество людей обосновывают правильность правопорядка, закономерность.

 

Классическая либеральная идеология формируется к 1860-1870 годам.

 

В чем суть классической либеральной идеологии?

Есть у нас Руссо. Он классик, но дореволюционной (до 1789 г.) классической либеральной идеологии. Основная идея у него – суверенитет, воля большинства.

Однако Великая Французская Революция показала, что воля большинства может вырождаться в диктатуру.

 

Послереволюционная либеральная мысль пытается смягчить категоричность подхода Руссо. Это смягчение выразилось в том, что классическая идея о воле большинства как базе народного суверенитета начинает замещаться защитой прав меньшинства политического, национального, религиозного и любого другого. И это уже неотъемлемый элемент либеральной идеологии.

 

Либерализм начинает включать все больше и больше, по мере обострения классовой борьбы считаясь с классовой борьбой, с интересами пролетариата. Все больше и больше идет речь о классовом сотрудничестве. Часто лицемерно и фальшиво, правда, иногда говорят о о равенстве. Не хотела буржуазия так просто поступаться своими деньгами.

 

Методологию либерализм также сменил – от рационализма к позитивизму и историзму.

 

Либерализм обосновывает существование рынка и идею буржуазной юстиции. Обосновываются теперь не просто «из головы» (рационализм), а на основе исторических доводов (историзм), позитивизма (Огюст Конт), и даже религиозных санкций. Религия отстаивала феодализм и монархию, теперь же освящает буржуазный порядок, переориентируясь на новые реалии.

 

  1.  Консерватизм

 

Консерватизм - это стремление опереться на традиции, на обычаи, на социальные стереотипы, нормы и ценности, возникшие в прошлом. Это такая обращенность назад.

 

Есть еще термин "реакционность". Но есть разница с «консерватизмом».

Англия ведь тоже консервативная страна.

Прецедентное право - консервативная юридическая идеология. Правило прецедента - обращенность назад. Когда судья рассматривает дело, он ищет прецеденты в 13-16 веках. Это консерватизм, поддерживает идеологию прав человека.

 

Разница между консерватизмом и реакционностью.

  1. Консерватор опирается на те нормы, ценности, институты, которые возникли в прошлом, которые однако сегодня живут и имеют потенциал, люди готовы жить по этим нормам.
  2. Реакционер предлагает внедрить такие институты и ценности, которые уже отжили свое. Попытки власти вогнать общество в средневековые клише вызывают глубокое раздражение человека.

 

В этом плане Победоносцев – это ярый реакционер. Предпринимает попытку вогнать Россию во времена Московской Руси 16 века.

 

Национал-социализм Третьего Рейха тоже реакционен. Немцам предложили жить по нормам древних германцев 10 века. Они где-то были готовы, но жить слишком долго довольно трудно в данных условиях.

 

Итальянский фашизм - апеллировал Средневековой Италии и Риму.

 

Как и когда возникает направление консерватизма?

Как реакция на революции буржуазные, как реакция на движение буржуазии к власти.

Консерватизм в Европе – это реакция бывших монархических и феодальных кругов на приход буржуазии к власти.

Классические работы в духе консерватизма появляются во время или сразу после ВФР (рубеж 18-19 веков).

 

У нас тоже много консерваторов – славянофилы, например. Их либералами не назовешь, они предлагают вернуться во времена Киевской Руси.

 

Консерватизм тесно связан с монархизмом и аристократией.

Характерная черта кнсверватизма - консерваторы данной эпохи в целях критики буржуазии предлагали устанавливать социальные гарантии для наемного народа. Был в их рассуждениях социалистический компонент. Английские консерваторы первыми заговорили о социальных гарантиях для работников, чтобы государство брало их на себя.

 

  1. Социализм

 

Направление возникает в 16 веке, когда появляеются первые ростки капитализма – первоначальное накопление капитала.

Бурное становление социализм проходит именно в эпоху свободной конкуренции. Эпоха свободной конкуренции характерна накоплением собственности и диким всеохватывающим эгоизмом. В таких условиях естественно возникает серьезная база для социалистической мысли, реакция на капитализм. Здесь возникает социал-реформизм, марксизм и т.д.

 

 

  1. Анархизм

 

Тоже в значительной степени родное дитя капитализма.

Появляется как течение на волне капитализма (в значительной степени) в качестве реакции на животный эгоизм буржуазии.

Капитализм означает появление современного мощного государства. Именно в эпоху буржуазных революций появляются сильные иимпералистические государства. Феодальное общество такого государства создать не могло.

 

Анархизм - проявление отторжения на тотальное всевластие нового буржуазного государства. Оно вроде бы правовое, гуманистическое, но основной смысл - подавление эксплуатируемых классов, подавление их протестов.

И протестовать против этого – явление естественное.

Анархическая мысль 19 века пересекается с оциализмом.

 

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 458; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!