Вопрос 22. Политико-правовая идеология либерализма (Б. Констан, И. Бентам).



 

Анри-Бенжамен Констан де Ребек

1767-1830

 

Французский аристократ

Приставка "де" означает принадлежность к дворянству.

Французский политический мыслитель, деятель, публицист, писатель.

 

Важная фигура в формировании политической идеологии.

Когда говорят о либерализме как политической идеологии, Констан – это фигура одна из первых, ключевых в Европейском либерализме.

 

Особых научных трактатов у Констана нет. Его роль в том, что он участвует в гуще процесса, гуще наполеоновских войн, перехода Франции от феодализма к капитализму.

И он это объясняет, как и почему Европа идет в сторону капитализма, обосновывает правильность этого порядка, закладывает идеологические основы нового буржуазного строя.

 

Джон Локк тоже много пишет, но это 100 лет назад, там капитализм проявлялся лишь отчасти в Голландии, Англии, Франции.

А Констан пишет в то время, когда капитализм уже обосновывается во всей Европе. Здесь уже возникает буржуазная юстиция (когда исполнительный лист следует за вами по всей Европе, такая дисциплина и порядок) и сильное дисциплинированное правовое государство, которое с каждого человека спросит по полной программе.

 

1. Биография

 

Родился в дворянской семье в Швейцарии. Образование получает там же. Много путешествовал в молодости. Ездил по Англии, Германии – по разного рода княжеским дворам.

 

Политическая деятельность его начинается в эпоху Великой Французской Революции. Во время якобинского террора отсиживался и боялся. Когда террор закончился (1795), появляется в Париже, покупает имение и получает права французского гражданина.

 

Начинает писать, во время якобинского террора высказывался против этого террора. Поднялся и прославился этим.

 

Затем он приветствовал вошествие Наполеона.

Наполеон включает его в один из государственных органов, Констан близок к нему.

Очень скоро по мере становления из Наполеона диктатора Констан критикует его и бежит из Франции. До падения Наполеона (1814) находится в миграции по разным странам Европы.

 

Констан приветствует реставрацию монархии. Снова оказывается во Франции.

Во время «100 дней» Наполеона снова его восхваляет, пишет для него конституционный акт. После битве при Ватерлоо Констан изгоняется, монархия ему больше не верит. Тем не менее, с 1818 г. вновь вливается в политическую жизнь Франции. До 1830 г. находится в Парламенте. Апогей его политической карьеры – председатель Государственного Совета при Луи Филиппе.

 

2. Сочинения

 

Констан – это публицист, не ученый. Но публицист интересный, яркий, выдающийся ум, пытается анализировать время, которое переживает. Закладывает и формулирует идею нового правопорядка.

Много работ написал.

 

1. О происхождении, формах и развитии религии 1831

2. Принципы политики, применимые ко всякому правлению 1815

3. «О свободе древних сравнительно со свободой новых народов» (1819). Этот труд написан в условиях противоречия современного Констану понимание свободы и понимания свободы в античности (есть политическая свобода, но личность поглощена обществом, все поведение было жестко регламентировано). Бентам здесь вводит понятие свободы гражданской.

4. «Курс конституционной политики» (1819)

 

В идейном плане на Констана повлиял Адам Смит, а также английский конституционализм.

 

3. Политико-правовая идеология Констана

 

Одна из ключевы точек политико-правовой идеологии Констана – это анализ Великой Французской Революции. Не забываем, что ВФР обсуждается весь 19 век и начало 20 века (потом эту тему затмит национал-социализм).

Констан обсуждает ВФР одним из первых. Эволюционирует от резкого республиканизма и конституционному монархизму.

Он противник террора.

ВФР - обсужается весь 19 век.

Террор убедил его, что республиканская форма может быть источником деспотизма. Республика не в состоянии сохранить гармонию.

 

Констан двойственно воспринимает ВФР:

  1. Народный суверенитет, правовое государство.
  2. Осуждение якобинской диктатуры.

 

Два вывода делает о ВФР:

  1. Свобода и равенство могут быть одинаково нарушены как в монархии, так и в республике. Опыт ВФР обогатил либерально-политическую мысль.
  2. Государственная власть должна быть ограничена как институт независимо от того, какая форма.

 

Констан говорит о народном суверенитете и суверенитете государства. Сторонник народного суверенитета.Эта идея – аксиома для него.

Рассуждает в духе Руссо и Локка – законная власть может быть основана только на общей воле. Власть, основанная на силе незаконна.

 

Далее Констан допускает серьезные оговорки. Возможно, это он так «эволюционирует». На самом деле он просто адаптируется к существующим реалиям.

  1. Народный суверенитет ограничивается правами человека.
  2. Неограниченная власть народа превращается в произвол, деспотизм, что показала ВФР.

 

Средства ограничения суверенитета:

  1. Общественное мнение.
  2. Разделение и равновесие властей.

 

 

Констан достаточно много пишет о деспотизме и военизированном обществе. Здесь он имеет в виду Францию при Наполеоне.

 

Точка зрения Жукова.

Констан в принципе рассуждает предвзято. Наполеон - это диктатор. Но в то же время благодаря этим войнам был сломлен феодальный правопорядок, режим был прогрессивен с точки зрения становления нового буржуазного порядка. Венец наполеоновской политики – Гражданский Кодекс Франции 1804 г. – прогрессивный документ, который с небольшими изменениями действует и сегодня. Наполеон мобилизует Францию. Эксплуатирует патриотический дух. И в то же время проводит объективно необходимые земельные реформы во Франции. И крестьяне в этом плане – его союзники, они благодарны ему. Не совсем понятно, правда, почему он не отменил крепостного права в России на захваченной территории.

 

Идея свободы - основная идея Констана. Подмечает много верного, продвигает либеральную политическую мысль вперед. Говорит о том, что в Европе созрели некие новые объективные условия, в рамках которых свобода понимается по-другому.

 

Для Западной Европы свобода – это альфа и омега. О ней говорят и монархисты, и либералы, и социалисты, и анархисты, и фашисты, и марксисты (труд освобождает), все говорят. Свобода для Западной Европы – ключевая ценность. Хотя и понимается всеми по-разному.

 

В это время в значительной степени оформляется европейский индивидуализм. Это фундаментальное качество западно-европейцев рождает в значительной степени рыночную экономику и правовое государство. Это с варварских племен еще есть, но в полной мере в эпоху становления капитализма проявляется.

 

Появляются новые условия - с одной стороны новое сильное государство буржуазное, с другой строны независимая от государства сфера экономики, и новый соответствующий класс буржуазии. В экономике заправляют буржуа, заправляют сами по себе, и в сильном таком государстве не очень нуждаются.

Происходит поляризация – государства и экономики (общества). Именно на данном дуализме и строится государство.

 

Констан фиксирует, четко устанавливает, что такие условия возникли.

Движение к свободе - характерная черта новых народов.

 

В личных правах реализуется творческ энергия новых народов.

Стремление к свободе - жизненная необходимость, ниспровергающая абсолютизм и феодализм.

 

Еще один важный момент. Для европейских авторов средних веков и даже нового времени было характерно ссылаться на античных авторов, они черпали опыт в римской и греческой истории. Констан говорит, что это ушло в прошлое. Понимание свободы другое, не такое, как у греков и римлян.

 

В своем труда (см. выше) Констан пытается сопоставить понимание свободы у древних и новых народов.

  1. Древние народы понимают свободу только в одном смысле – политическом. Нет деления между обществом и государством, нет разницы между личной и политической свободой. Для человека древнегреческого полиса индивидуализм был в зачаточном состоянии, древние римляне и древние греки чувствовали себя прежде всего членами рода.
  2. Для новых народов характерно разделять свободу личную и политическую.

 

Политическая свобода – это право участвовать в коллективном отправлении власти.

 

Что такое личная свобода?

  1. Субстанциональная основа государства. В основе современного буржуазного государства лежит идея о том, что государство существует для защиты личной свободы граждан.
  2. Личная свобода имеет абсолютную ценность.
  3. Личная свобода – это предел осуществления государственной власти.
  4. Это основа законодательства, государство всегда ориентируется на личную свободу в процессе законотворчества.
  5. Личная свобода является целью свободы политической. Буржуазия идет на баррикады ради личной свободы. Чтобы была личная свобода, воюют за политическую.

 

Почему изменилось понимание свободы у новых народов по сравнению со старыми?

  1. Новые народы имеют коммерческий и миролюбивый дух, в отличие от воинственности древних народов.

Жуков говорит, что это натяжка. Буржуазия – это воинствующий класс, империи формируются в процессе активной борьбы за колонии.

  1. Торговля и промышленность получают огромное значение в качестве сферы, независимой от государства.
  2. Отмена рабства, появление сфер труда, далеких от политики.
  3. Территория современного государства увеличивается, непосредственная демократия становится невозможным явлением, преобладает представителная демократия. Политика становится делом узкого круга профессионалов. Руссо бы посчитал, что это политическая деградация, когда политические права передаются депутатам, а сами люди ограничиваются личной жизнью.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 562; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!