Структура современного общества
Мысли Сен-Симона здесь - это революция во взглядах.
В работе "Письма женевского обитателя" выделяются три сословия:
- ученые
- собственники
- неимущие
В работе «Промышленная система» (позже) Сен-Симон подчеркивает, что основным является деление общества на два класса:
- паразиты (дворяне, военные, рантье (от слова «рента»), чиновники, юристы)
- промышленники (рабочие, фабориканты, торговцы, банкиры)
Будущее, естественно, за вторыми. Этот класс промышленников составляет единое подавляющее большинство.
Лучшее общественное устройство - которое делает жизнь людей большинства наиболее счастливой, предоставляя максимум средств и возможностей для удовлетворения потребностей.
Счастье у Сен-Симона - удовлетворение матеральных потребностей (чисто социалистический подход). Свобода для Сен-Симона имеет смысл тогда, когда несет людям самое главное – постоянный рост производства полезных вещей.
Бердяев правильно говорил, что социализм - это с одной стороны антипод капитализма, а с другой стороны - брат-близнец.
Ведь ценности буржуазии - материальные ценности, хорошо ощущают материальную базу, промышленность, торговля, инстинкт приобретателя. Буржуа хорошо понимает, что такое материальный комфорт.
Пролетариат - у него нет материального кофомрта, но очень хочется.
|
|
Материальные ценности у буржуа и пролетариев одни и те же.
Цель социального проекта - устранение нищеты, эмансипация пролетариата.
Ведь на дворе - начало 19 века - это нещадная эксплуатация пролетариата, рабочая скотина, тяжелешейшие условия. Материальные средства предоставляются только в том размере, чтобы пролетарий не умер с голоду и вся семья его чтобы не умерла.
Чувство сострадания в этом социальном проекте.
У нас был западник - Боткин.
В 30-40-е в Лондон уехал, путешествовал по Европе. Был поражен колоссальной нищетой в Лондоне и отношением буржуа к нищим.
Унас на Руси отношение к нищим всегда было такое, что нищий за всех страдает ,ему надо подбросить копейку. Идея эмоционального сострадания
Лондон - улыбающиеся, розовощекие буржуа с явным пренебрежением к ним относятся, как к скотине. Очень четко передал отношение буржуа к пролетариату того времени.
Средство достижения цели:
- расцвет промышленности и сельскохозяйственного производства.
- всемерное развитие производительных сил общества на основе применения научных принципов.
Принцип общественного устройства:
- Социальная структура - руководящая роль принадлежит фабрикантам и банкирам. Пролетарий - это объект управления.
- Принцип равенства лежит в основе. Что каждый, обладая необходимыми способностями, может пополнить класс управляющих.
- В то же время в основе общества - принцип неравенства. Люди фактически неравны, большинство из них не годно к управлению. Неспособное к управлению большинство не должно контролировать управленцев.
- Принцип свободы. Не как во время ВФР. Здесь свой особый смысл. Рост промышленности и рост материального изобилия - именно это делает человека свободным. Освобождение человека от зависимости от природы делает человека свободным, не формальная свобода как это понимали буржуа, а свобода материальная независимость.
- Организация хозяйства - сохраняется частная собственность (либеральная идея). Максимизация централизация производства и установление жесткой дисциплины. Это то, к чему шел капитализм. В конце 19 века именно такой капитализм. Сен-Симон предлагает создание плановой организации производства, удовлетворение потребностей общества. Капитализм того времени - это бесконечный кризис, поэтому и нужна плановая экономика. Потом Маркс будет говорить об этом.
- Введение обязательного производительного труда для всех, ликвидация паразитизма, труд для всех.
- Политическая организация. Смотрит как социалист на это. Политика как наука об обществе должна превратиться в науку о производстве, на стадии промышленной системы госудрство исчаезает. Из управления людьми государство превращается в орудие управления вещами и производством.
|
|
|
|
Идея Руссо здесь. Человек выходит из системы подчинения, в процессе управления вещью, организации производства.
Таким образом, традиционное государство уступает место промышленному обществу.
В этом обществе человек подчиняется не государству, а процессу производства, перестает нуждаться в правах, свободах, юридических гарантиях. Возникает промышленная система, где человек политический отмирает. В политическом смысле отмирает и государство. Просто производство, человек есть функция, дисциплина, жесткий порядок. Человек политический уже здесь умирает, ему не нужны права и свободы.
Общество и личность
Нужно организ такое общество, которое способно обеспечить человеку свободное развитие своих способностей. У Маркса это тоже будет звучать.
Институты нового общества
Можно перейти к нему, сохраняя монархию.
|
|
- Наследственная королевская власть.
- Совет министров.
- Двухпалатный парламент.
Сейчас – очень важный момент. Мы назовем два органа – совет ученых и совет промышленников. Жуков говорит, что это – две палаты парламента. Однако учебник и Интернет утверждают, что совет ученых и совет промышленников – это органы промежуточные, лежащие между королевской властью и парламентом.
- Совет ученых - разработка планов необходимых социальных преобразований.
- Совет промышленников – виднейшие представители промышленности, торговли, банковского капитала - вся полнота власти у нее:
- палата исполнения
- палата изобретений
- палата исследований
Сен-Симон отвергает революцию.
- Нужно проводить преобразования путем реформ, используя институт монарха, принимать акты, которые должны передавать власть промышленникам.
- Необходимо отстранить от власти наследственную знать, феодальную аристократию, выкупить земли у собственников, которые не занимаются сельским хозяйством. Устранить их экономическое господство. Облегчить положение крестьян.
- Прововедовать нормы морали.
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 371; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!