Пропагандистское течение (Лавров)



Биография.

Лавров – был подающим надежды ученым-математиком, но решил стать революционером.

Еще до 61 года сближается с Чернышевским. За участие в “Земле и воле” ссылают в Вологду, удается бежать за границу. Был участником Парижской коммуны.

Знакомится с Марксом и Энгельсом.

Издает газету и журнал “Вперед!”

История по Лаврову: массы не оказывали существенного влияния на ход событий (из-за меньшинства - эксплуататоров). Главное действующее лицо в истории – это всегда интеллигенция.

Задача – вернуть долг народу. Задача интеллигенции – разъяснить права народу и возглавить его борьбу за землю и волю. Интеллигенция должна вызвать в народе стремление к сознательной борьбе.

Для достижения цели – призывал молодежь идти в народ. Народную революцию можно готовить и легальными средствами, главное вооружиться знаниями и усвоить потребности народа.

Главное – донести до народа выработанную мысль и т.д., а потом уйти со сцены, “отдав народное дело в руки народа”.

Революционная интеллигенция – инициатор. Важное условие – создание партии революционной интеллигенции. Поддерживал поселения революционеров в самих общинах и рабочих артелях.

Сразу после революции: общественное достояние отобрать и собственников и передать обществу; организовать общий труд на общую пользу; не допустить в новый строй привычки старого порядка (здесь они очень опасались опыта Западной Европы, где после революций буржуазия только укреплялась).

Лавров обосновывал тезис о необходимости государства (спорил с Бакуниным) для решения внутренних и внешних задач переходного периода… однако, постепенно государство будет отмирать при социализме, его сохранение в виде диктатуры пролетариата – временная мера.

В целом не отрицал насилия, но считал, что надо свести его к минимуму.

ТКАЧЕВ ПЕТР НИКИТИЧ

Юрфак СПбгу. Арест. Ссылка. Запад. Включается в политическую жизнь.

Кончил тем, что оказался в психиатрической клинике. Там и занимался революцией)

Публицист. Ничего выдающегося нет… постоянные рецензии.

Как теоретик сильно уступает Лаврову, Бакунину.

 

Основные идеи – сторонник социализма, это светлое будущее человечества и России. Повторяет основные положения русского социализма.

Теоретик революции. Продолжает идеи Лаврова, что движущая сила революции – революционное меньшинство.

Историю двигают не массы, а отдельные критически мыслящие личности.

“Революционер не ждет пока течение исторических событий подскажет минуту. Революционер считает себя вправе призывать к восстанию. Нужен толчок”.

 

Роль общины – позитивная роль.

Идеал – самоуправляющаяся община, имеет коммунистическая начала, зародыш коммунизма.

В целом – община – консервативна, мужик – консерватор. Без критически мыслящего меньшинства – не обойтись.

Революция – удел революционного меньшинства, а не народа.

 

Отношение к капитализму

Россия хоть и особая страна, но, капитализм в России возможен. Поэтому необходимо опередить капитализм… а иначе, возникнет буржуазия.

Сроки на проведение социалистической революции надо максимально сдвинуть, проводить революцию надо сейчас, не дожидаясь пока капитализм возникнет.

 

Тактика совершения революции.

Заговорщицкая тактика, нужна центральная боевая организация, она должна нейтрализовать, деморализовать власть, совершить политический переворот.

После свержения монархии – революция диктатура, которая продлится до полного уничтожения врагов новой власти.

 

Мероприятия новой власти

- Организована система органов народного представительства (Народная Дума),

- Нужно провести ряд реформ – преобразовать общину в общину-коммуну, прости экспроприацию средств производства, устранить договорные отношения в обмене продукции, уничтожение существующей семьи (женщины подчинены мужчинам).

 

Ткачев еще известен связью с Нечаевым (радикал революционер, послуживший прообразом “Бесов” Достоевского).

ДОБАВЛЕНИЯ ПО ТКАЧЕВУ ИЗ ИППУ ПОД РЕД. МАРТЫШИНА:

Заговорщическое движение (бланкистское: Луи Бланки – французских революционер, коммунист, сторонник революции в результате заговора).

В революционное движение вошел еще студентом. Участвовал в тайном обществе “Народная расправа”, где сотрудничал с Нечаевым, разрабатывал “Программу революционного действия” (русский якобизм; социальная революция – исторический закон, политическая революция - средство).

Разгром организации, ссылка, бегство за границу. Сначала сотрудничал с Лавровым (журнал Вперед), но потом разошелся с ним во взглядах. Издавал журнал “Набат”.

Был критиком как анархизма, так и буржуазного либерализма.

Многие на западе изображают его как основателя большевизма.

 

Ткачев считал, что воспитательная работа должна быть начата не до революции, а после неё. Когда власть будет в руках революционной партии, тогда пропаганда и будет действовать. Не пропаганда предшествует революционному перевороту, а социальный переворот предшествует пропаганде.

 

Утверждал, что крестьянская революция всё не наступает, в то же время, власть слаба, и всё можно сделать удачным заговором. Надо устранить самодержца, его окружение, захватить власть, осуществить революцию.

 

Задача – терроризировать правительственную власть.

 

Сводил революционное движение к деятельности тайных обществ, заговорщиков.

Признавал стремительное развитие капитализма, но, замечал, что пока оно не так развито… плюс, самодержавие поссорилось с крепостными (1861) и не находит опоры у буржуазии (которой пока мало).

Много писал о том, что упустить этот шанс – огромная ошибка.

 

Полемизировал с Энгельсом, писал в письме ему, что в России нет городского пролетариата, свободы печати, условий для легальной пропаганда и других факторов – в силу чего, невозможно использовать средства борьбы, которые практикуются на Западе.

 

Ткачев утверждал, что русский народ близок к социализму: отсутствует средний класс, наличие общинного владения землей.

 

Далее – захват политической власти это не есть еще революция, она осуществляется со временем революционным государством.

Революционная деятельность должна быть “революционно-разрушительной” (уничтожить что было, основа - насилие) и “революционно-устроительной” (прогрессивно-коммунистические элементы, основа - нравственность).

Вот здесь уже начинается пропаганда.

 

Революционное меньшинство – душа революции. Народ – разрушительная задача.

Ткачев предполагал, что крестьянство не откажет революционному меньшинству в своей пассивной поддержке.

 

Спорил с бакунинцами… у Ткачева революционное государство существует на протяжении целой исторической эпохи (с кучей реформ).

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 1479; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!