Оценка буржуазного права по Марксу и Энгельсу



Закрепляет принципы свободы и равенства – шаг вперед по отношению к феодальному праву.

Феодальное право – право сословное, право сильного, право неравного.

Буржуазия создает право на основе свободы и равенства. Но, это свобода формальная, юридическая.

То есть, можешь умирать с голоду и никто не поможет.

Критикуют буржуазное право за фиктивный характер.

Маркс и Энгельс еще говорят, что буржуазное право принимает равный масштаб для разных типов людей.

 

 

ДОБАВЛЕНИЯ ИЗ ИППУ ПОД РЕД. МАРТЫШИНА:

Производственные отношения и способ производства – определяют всё (экономический базис).

Все иные аспекты жизни – надстройка (юридическая, политическая, культурная). Многие их за это критиковали… что мол, они не учитывают других факторов, кроме экономических.

Разработка идеи – Манифест Коммунистической партии, Капитал, “Немецкая идеология”.

 

Производственные силы развиваются постоянно и периодически выступают в противоречие со сложившимися производственными отношениями, перерастают их рамки. Тогда происходит ломка устаревши производственных отношений, возникает новый способ производства.

 

Все известные способы производства: социальное неравенство и эксплуатация. А именно – разрыв между трудом и собственностью на средства производства:

- Рабовладение и феодализм – прямое принуждений рабов или крепостных

- Капитализм – экономическое принуждение, хотя человек формально свободен.

Теория прибавочной стоимости должна была показать, что в основе капитала не бережливость хозяина, а труд работника. Вот и желание пролетариата покончить с капитализмом.

 

Концепция классовых интересов: история - непрерывная череда классовых противоречий и конфликтов.

 

Революция.

Смена общественного строя – революцией.

Допускается как насильственная революция, так и ненасильственная (США, Англия – скорее выборами, чем насилием).

Цель революции – уничтожение эксплуатации человека человеком, построение бесклассового общества.

 

Создание коммунистического общества – длительный процесс революционного превращения капитализма в коммунизм.

В переходный период единственной формой может быть только диктатура пролетариата: “ниспровержение буржуазии, завоевание публичной власти, превращение пролетариата в господствующий класс”. Термин “диктатура пролетариата” четко не определен.

 

Государство – публичная власть, которая служит интересам господствующего класса.

 

“Ставить знак равенства между практикой “реального социализма” (совок) и идеалами Маркса и Энгельса было бы стол же неверно, как приписывать основателю христианства преступления инквизиции, многочисленные грехи и злоупотребления официальной церкви”.

 

 

+ в вопросе 31 – Лавров (революционное народничество, пропагандист) после ссылки и бегства за границу – встречался с Марксом и Энгельсом.

 

 

Вопрос 33. Политическая теория анархизма (П.Ж. Прудон, М.А. Бакунин)

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНАРХИЗМА по Жукову

Анархия – безвластие.

Анархизм – идеология и общественно-политическое течение, провозглашающее, своей целью освобождение личности от всех разновидностей политической, экономической и духовной власти.

История анархизма. Анархические идеи, как идеи отторжения власти, древние идеи. Появляется государство, появляется идея, что это плохо. Тексты можно найти в древней Греции, у Сократа, у стоиков, у китайцев, в буддизме, раннем христианстве. Европейские движения.

Считается, что первым автором был – Уильям Годвин (конец 18 века), Англия, утопист.

Идеология возникает в 19 веке в западной Европе и России: Макс Штирнер (Германия), Рудо, Бакунин, Кропоткин, Толстой.

В 19 веке анархизм распространяется во Франции, США, России. Популярен. С конца 19 века анархизм выступает в пору кризиса, становится понятно, что не у дел… государства только усиливаются. Анархизм переходит к этапу терроризма, и в РФ и в Европе.

20 и 21 века – разные анархические движения. Очень разные направления: политические, экологические, феминистские, левые, правые… очень разные.

Идеология очень живучая. Но, по мнению лектора, пик анархизма прошел. Например, у националистических движений перспективы не плохие. Но, тем не менее, анархизм неуничтожимая идеология.

 

Предпосылки анархизма:

· Политические предпосылки.

Анархизм, это установка, отвергающая всякую власть. Как только власть усиливается – усиливается идея анархизма. Где есть власть – есть анархизм.

· Социально-экономические предпосылки.

Первая половина 19 века – развитие полноценного, классического капитализма. Жесткая экономическая система, рождение нового буржуазного государства, очень сильного.

Анархизм возникает в среде пролетариата и белкой буржуазии.

Позднее – не только пролетарии, но и интеллектуалы, богема, художники, писатели.

· Психологические причины.

Человек существо бивалентое – взаимоисключающие качества, существующие одновременное. У кого-то больше желание властвовать, у кого-то больше желание подчиняться.

Фрейд: Садизм – желание властвовать. Мазохизм – желание подчиняться.

· Экзистенциальные причины.

Экзистенциализм – философия, которая изучает человека в пограничной ситуации, когда для него вопросы жизни и смерти, бытия становятся главными. Это экстремальные ситуации.

Проблема свободы – проявление такого экзистенциального духа любого человека. Потребность свободы – духовная. А раз так, значит государство, это нечто, ограничивающее его свободу.

 

Основные черты анархизма:

1.Радикализм.

Это не значит, что все террористы. Радикализм духовный!

Что такое отрицать власть? Это конечно радикальная установка. Находиться в условиях коллектива – нормально и естественно, и установка, что государство надо остановить – экстремизм.

2.Асоциальность.

Бывает разный анархизм… Штирнер – индивидуалистический анархизм.

Но, анархизм предполагает разложение коллективный форм.

Анархизм – яркое проявление анархизма, эгоцентризма, когда человек подчиняет всё себе. Крайняя установка – остаться одному. Необходимость индивидуальной формы бытия.

3.Слабость позитивной теоретической программы.

Чем хороши анархисты? Тем, что они действительно нащупывают болевые точки государственности. А когда дело доходит до позитивной программы, как жить без государства? Вот здесь и понятно, что они плохие фантасты… мало фантазии.

Всё, что они предлагают – подчинение индивида, со стороны коллектива. Не могут разработать альтернативную программу.

4.Эгоцентризм.

Это тоже такая психологическая характеристика анархистов. Это крайние индивидуалисты. Болезненный субъективизм.

Например, представить себе мать, которая растит одна ребенка, государство платит копейки, а когда сын становится взрослым – государство вспоминает, что есть сын. Призывают в армии, там его убивают. Что мать должна думать о государстве? Понятно. Это крайний субъективизм, но в этом есть абсолютная жизненная правда. Коллективу что-то нужно… а коллектив что-то дал человеку?

Вот и появляется понимание, что государство – зло. В этом смысле каждый из нас бывает анархистом. Бакунин стал анархистом, когда 7 лет просидел в одиночной камере на цепи. Тут то и понимаешь, что такое государство.

5.Космополитизм.

Космополитизм – мировоззренческая и психологическая установка, когда человек ощущает себя гражданином мира, а не гражданином конкретного государства. Все анархисты – космополиты, все переходят национальные рамки. Национальность – государство и право, сугубо. Государство и право - национальный институт.

6.Близость к социализму.

Анархизм возникает на фоне капитализма, конечно, отрицание власти воспринимается как отрицание системы эксплуатации – видно и у Бакунина, и у Прудона. Ликвидация власть стоит рядом с ликвидацией системы эксплуатации.

Маркс за что выступает? За коммунистическое общество, где нет государства.

Виды анархизма:

· Индивидуалистический (Штирнер). Настоящий анархизм!

· Коллективисткий (Прудон, Бакунин).

 

ОБЩИЕ ДОБАВЛЕНИЯ ПО АНАРХИЗМУ ИЗ ИППУ ПОД РЕД. МАРТЫШИНА:

Анархизм существует столько, сколько существует государство. Общая идея – безгосударственное общество. На 19 век – законченная доктрина. В основе идеи – доведенные до крайности индивидуализм и субъективизм.

Жуков несколько раз на лекции упоминает Штирнера… это основоположник анархизма (анархического эгоизма). В своих книгах (“Единственный и его собственность”) писал, что реально существует только отдельный человек, единственный, “эгоист”. Всё остальное вокруг “единственного” (государство, церковь, бог) – призраки, фантомы. И вот эти призраки – зло, мешающее “единственному” следовать достижению своего блага. Основной призрак – государство, as usual…

Про законы говорил так: даже если законы отражают общую волю, то они всё равно обрекают людей на рабство, так как есть обязательность их исполнения… но ведь моя сегодняшняя воля уже не та, что было вчера… в значит опять же, никакой свободы. Получается, что я являюсь собственном рабом (с) Штирнер.

 

I. Прудон

(1809-1965)

Социалист, анархист, экономист.

Выходец из крестьян, мелкой буржуазии.

Никакого систематического образования, самоучка. Просто читал… читал, читал. В типографии, дома.

Оказавшись в Париже, смыкается с социалистами-радикалами, Марксом.

Прудон – человек точно выдающихся способностей.

Оказал влияние на Маркса. Уже в 46 году пишет первую книгу – “Философия нищеты”. Маркс пишет – “Нищета философии” (критика Прудона).

Нищета общества – стимул, чтобы заниматься экономическим анализом капиталистического общества.

Становится депутатом французского парламента. Включается в политическую жизнь. Критикует Луи Филиппа – сажают в тюрьму на 3 года. Выходит, далек от политики, занимается академическим трудом.

Европейская известность. Уже в 60 годы в России Прудон известен.

Наши западники пишут: “…встречался с Марксом, Прудоном”.

 

Сочинения:

Четких сочинений нет. Надо выискивать между строк.

- Что такое собственность (1840 год) – работа сделала ему имя.

- Философия нищеты (1846)

- Идея революции 19 века

 

Методология

- Диалектика Гегеля

- Утопический социализм Фурье

- Позитивистская философия Конта

- Английская политэкономия

- Христианство (отчасти религиозный мыслитель)

 

Философия истории

Выдвигает идею демократической революции. Говорил, что 19 веков назад, когда родился Христос – демократическая революция. Идея равенства, развитие идеи равенства:

- В условиях раннего христианства – равенство людей перед богом.

- Потом эпоха буржуазных революций – равенство перед знаниями.

- Французская революция – равенство перед законом.

Задача анархизма – равенство в экономике, материальных отношениях.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 583; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!