Выделяет 4 стадии развития человеческого общества (влияние Конта, Сен-Симона)



1 Эпоха - Эпоха дикости.

2 Эпоха - Религиозного авторитета (феодализм, античность).

3 Эпоха - Политического авторитета (капитализм).

4 Эпоха - Промышленного или экономического порядка – высокий уровень умственного развития, который позволит отказаться от государства.

 

Критика капитализма

1) По части экономики – считает, что все проблемы капитализма – частная собственность. При этом – сторонник трудовой собственности (которую человек может создать своим трудом). Негативно относится к крупной и средней – на основе этой собственности возникает система эксплуатации – пролетарии и капиталисты.

2) Критикует буржуазную демократию.

Говорит, что вот появилось правовое государство, и всё это критикует.

Например, с точки рения теории народного суверенитета – пролилась кровь, якобинская диктатура.

Критикует парламент, идею всеобщего избирательного права – никакая система избирательного права не способна выявить всеобщую волю. Есть просто набор частных воль.

Буржуазное государства – орудие крупных собственников.

 

Религия о церковь

Критикует, что церковь эксплуатирует человека.

Брак и семья

Тоже двойственное отношение. С одной стороны традиционалист, с другой стороны, говорит, что вот эта семья, сформировавшаяся в феодализме – прототип государства, надо бороться.

Отношение к эмансипации женщины – (а ведь это целая проблема 19 века, горы книг) – он такой вот ретроград, считает, что образованная женщина – проявление человеческого порока, женщина не способна к высокому духовному интеллектуальному развитию. Здесь традиционалист.

 

Критика коммунизма

Да, Прудон близок к социализму. Но, критикует коммунизм радикального толка. В частности – коммунизм в период французской революции.

В радикальном коммунизме его не устраивает идея диктатуры пролетариата, идеи насилия.

Коммунизм – всегда система нового насилия.

 

Концепция перехода к анархическому обществу

Сторонник реформистского толка. Ключевая идея – идея Народного банка. Что нужно национальный французский банк трансформировать в Народный банк, который будет по беспроцентной ссуда наделять всех деньгами. Прудон считал, что прибавочная собственность возникает не в процессе производства, а в процессе обмена (Маркс спорил).

 

Теория анархизма

Состоит из двух частей:

1) Критика власти и государства.

Государство это следствие невежества общества. У Гегеля – государство это проявление высочайшего проявления человеческого духа. А у Прудона, государство – проявление невежества, суеверия. Власть находится в обратной пропорциональности к умственным способностям человека.

Государство уничтожает свободу и равенство. Государство рождает капитализм феодализм – системы эксплуатации.

2) Система анархизма.

Состоит в основном из мелких товаропроизводителей – крестьяне и ремесленники, как индивидуально, так и в ассоциациях.

Ключевая предпосылка – анархическое общество в основе договора. Договор может быть:

- Договор Ассоциации с обществом – ассоциация договаривается поставить обществу продукты по себестоимости, нельзя заключать сделки с другими участниками. Здесь предусматривается общественный контроль. Общество вправе прекратить ассоциацию.

- Договор работника с ассоциацией (между членами)

Человек вправе иметь собственность, занимать должности, проходить подготовку.

 

В этом обществе есть правосудие – указывается в договоре. Есть место смертной казни. Прудон говорит, что человек, получающий наказание – высокоодухотворенное существо, человек понимает, что он смертную казнь заслужил.

 

Международные отношения.

Ломка национальных границ.

 

Две вещи о проекте (от Жукова)

1) Придуманный идеализированный человек.

Предполагает придуманного человека, реальный человек не впишется… реальному человеку нужна камера. Так вот, а с точки зрения придуманного общества… - не для реального человека.

2) Социальная фантастика.

Но, фантазии не хватает, чтобы придумать что-то новое… всё равно есть контроль, санкции, правосудие.

 

 

ДОБАВЛЕНИЯ ПО ПРУДОНУ ИЗ ИППУ ПОД РЕД. МАРТЫШИНА:

Франция – недовольство малоимущих в представительной демократии. Недовольство церковью.

То есть: антиклерикализм и антиэтатизм.

Вот и ругает государство и церковь. И там и там – слепая вера в авторитет. Хотя, атеистом не был… призывал реформировать.

Прудон был противником любого управления, так как в результате него всегда – рабство.

Свободу по Прудону – равновесие между правами и обязанностями.

Анархия – самый сам собой управляет, самоуправление. Т.е. управление не внешнее, а внутреннее.

Собственность по Прудону – всегда кража. Хотя, был противником только крупной частой собственности. Задача – не уничтожить собственность вообще, а сделать справедливое распределение.

Прудон был противником коммунизма, т.к. опять же, оно требует начилия…

Идея “народного банка” – был учрежден в 1849 году, просуществовал не долго. Задача – безденежный обмен товарами, беспроцентный кредит. Всё это должно привести к социалистической революции мирным путем.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 490; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!