Концепция нового христианства



 

Сен-Симон - это деист. Он не ортодоксальный христианин.

И все же в конце жизни о разочаровывается в науке. Наука не сможет заменить религию. Регигия нужна человеку, он должен во что-то верить. Должна прийти наука, которая бы стала новой верой, вера в науку.

 

Проект новой церкви и новая религия.

Там есть Иисус Христос.

По-своему Сен-Симон пытается интерпретировать заповеди Христа. Пытается объяснить, что главнейшая заповедь Христа - это солидарность всех людей как братьев, объединиться и чувствовать себя братьями. Новое общество на этом должно строиться.

 

Именно тогда будет возможно осуществление равенства возможностей, материальных гарантий и т.д. Именно такая идеология возбудит сострадание к пролетариату.

 

Кто будет возглавлять церковь? Наиболее способные люди, они будут контролировать светскую власть. Сен-Симон говорит, что когда установится новая церковь и промышленная система, тогда будет новый золотой век человечества.

 

Что есть социалистического у Сен-Симона?

 

Маркс что возьмет позже у него?

Ленин напишет о том, что Маркс взял и у кого взял:

1. Идея о том, что новое социалистическое общество можно построить только на серьезной экономической основе, на основе всемерного развития прозводительных сил общества, мощного машинного производства, мощной индустрии, материального изобилия.

 

Социалистическая мысль разная у разных идеологов, Томас Мор, например, говорил о социализм в шалаше. Маркс считает, что человек должен развиваться, а потребности удовлетворяться на основе всеобщей гармонии.

 

2. Материальные гарантии. У человека должна быть свобода от материальных проблем.

 

И это очень верная мысль. Борьба физическая за выживание уносит все силы, не остается других больше интересов, способности другие не развиваются. В таком состоянии человек не воспринимает искусство.

 

 

Вопрос 24. Политико-правовое учение О. Конта

 

Огюст Конт

1798-1857

 

Огюст Конт - это ученик Сен-Симона

Но он не социалист, можно даже сказать, что он антисоциалист.

 

Французский философ, основоположник позитивизма - очень крупного философского направления. Направление по масштабам сравнимо с кантианством, гегельянством, платонизмом и т.д.

 

В рамках позитивизма можно назвать десятки крупнейших философов и ученых.

 

Огюст Конт - это основоположник социологии.

Учебник называет направление «социологическим позитивизмом».

 

Социология создается в 19 веке. Но ее создает не только Конт. И тем не менее для социологов 19 века - первой половины 20 века первой фигурой является Конт.

 

Конт - это одна из крупнейших фигур в истории мир философии.

Это человек выдающихся способностей.

 

Биография

 

В юности Конт пытался закончить политехническое учебное заведение, но его выгнали из нео.

 

В 1818 г., когда ему 20 лет, оформляется секретарем Сен-Симона и служит у него 6 лет. Это очень важные и плодотворные годы, много берет у Сен-Симона.

 

1826 год - ему 28 лет.

Почувствовал себя самостоятельным.

Он к этому времени не получил систематического образования, но чувствует себя настолько самостоятельным, что открывает собственную школу позитивизма. Преподает "курс позитивной философии".

 

После прочтения трех лекции у Конта наступило умопомешательство. Отправляют его в психиатрическую больницу. Там ему стало немного легче. Выходит оттуда.

 

В ярости бросает жену в озеро. Ревность к ней.

Сложные отношения с первой женой.

Это сказалось на помутнении рассудка.

 

Потом опять в состоянии сильного душевного волнения Конт бросается в Сену. Его спасают.

В результате лечения после 2 лет приходит в более-менее нормальное психическое состояние.

 

Развивает философию, устраивается работать в политехнический институт. Работает там без каких-либо проблем 15 лет. Затем его опять же выгоняют за конфликт.

 

Апрель 1845 года. Знакомится со своей второй женой - Клотильдой де Во. Это была такая платоническо-эротическая любовь. Однако вскоре (через год) она умирает, и это огромная трагедия для него. Это очень сильно повлияло на его душевное состояние, снова начинаются проблемы с психикой. Когда она была у него дома, она садилась на кресло и они беседовали. После ее смерти Конт каждый день 3 раза подходит к его креслу, сочиняет молитвы и молится. Пишет стихи на латинском и греческом до конца жизни.

 

И в этом состоянии он и создает политическую доктрину. В духе Сен-Симона пишет, но несколько более радикально. В последние два года жизни окончательно сходит с ума, объявляет себя великим пастырем человечества.

 

Сочинения

 

1. Курс позитивной философии в 6 томах. Издан при жизни.

2. Катехизис промышленников (третья тетрадь) или «система позитивной политики» в 4 томах. Тоже при жизни издан.

 

Творчество Конта делится на два периода:

1. Основатель нового философского направления и науки социологии. Разработка методологии и системы новой философии (до первой половины 40-х годов). Здесь он пишет как раз «Курс пзитивной философии».

2. Отступление от принципов позитивизма. Развитие иррациональной реакционной религиозной политической системы. Уходит в религию и мистику, конструирование идеальной модели общества повпреки позитивистскому призыву не выходить за рамки наблюдаемых явлений. Здесь он пишет «Систему позитивной политики».

 

Именно благодаря первому блоку Конт становится знаменитостью. Это и есть сам Конт.

 

В 1850-х он уже европейская знаменитость, научный авторитет, человек, произведший революцию в общественной науке. А он все еще жив в это время.

 

В 19 веке нет фигуры, равной Конту. Сложно, по крайней мере, такую назвать. Маркс если только. Спенсер - вряд ли, он сам цитирует часто Конта.

 

В России его знают с 1840-1850-х годов. Его начинают сразу переводить. Конт - это авторитет, на которого молятся.

 

 

Философия Конта

 

Конт - это основатель позитивизма.

 

Он критикует метафизику (умозрительную философию), немецкую классическую философию - Шеллинга, Гегеля, Фихте и т.д.

 

Конт выстраивает свою позитивную философию:

1. Является синтезом всех позитивных положений наук. Знания, которые добывают науки, должны быть синтезированы позитивной философией.

2. Отказаться от поиска сущности, чем занималась немецкая классическая философия, сверхприроды всех вещей в обществе и природе. Необходимо ограничиться изучением явлений и механизмов. Дело науки – отказаться от поиска глубинной сущности.

3. Агностицизм. Сущность не может быть познаваема, поэтому и нужно заниматься исследованием явлений.

 

Философия Средних веков обслуживала теологию.

Философия 19 века обслуживает естественные науки, говорит Конт. Естественная наука складывается из двух элементов:

1. Установление фактов в непосредственном, чувственном восприятии.

2. Определение причинных связей между фактами, формулирование законов методом индукции.

 

Вот так и действует социология – с описание фактов жизни человека и общества к поиску причинных связей между этими фактами.

 

4. Позитивистская философия - это типичный субъективный идеализм. Здесь все значительно замыкается на познающем сознании.

 

Конт - это основатель социологии. Здесь есть два основных момента:

1. Социология рассматривает общество как совокупность взаимосвязанных элементов, как систему, институты во взаимосвязи с другими институтами.

2. Опора на эмпирику, социолог работает с тем, что можно объективно установить. Главный метод - функциональный метод. Как государство и право связаны, как политика и экономика связаны.

 

Классификация наук

           - математика

           - астрономия

           - физика

           - химия

           - физиология

           - социальная физика (социология)

           - мораль

 

Конт дает несколько классификаций наук. Эта - наиболее часто встречающаяся. В данном ряде наук принимаются следующие принципы классификации:

           - От простого к сложному (математика простая)

           - От абстрактного к конкретному

           - От древнего к новому.

 

Такая классификация наук - это серьезный прорыв в 19 веке.

В чем заключается прорыв?

Конт попытался поставить изучение общества на естественно-начную почву.

Человек - это существо моральное, мыслящее разумно. Но оно еще и биологическое, выжить физически нужно. Зверь, птица, рыба так живут. Как у любого другого биологического организма, у человека такая же реакция. Эти реакции рефлекторные и иногда сознательные - повторение реакций биологического организма.

 

Конт попытался выявить закономерности и животных, и человека одновременно.

 

Современная социология строится примерно на этом. Социологи пытаются вывести закономерности поведения. Экономическая теория базируется на рефлективном поведении человека. Состояние рынка, состояние кризиса - это эмоциональное состояние человека. Биржевая торговля и рынок - это реакция людей на те или иные события.

Принципы, сформулированные Контом, до сих пор живы и перспективны.

 

Философия истории

 

Здесь Конт в значительной степени воспроизводит Сен-Симона.

 

Стадии истории:

1. Теологическая - до 1300 года.

Люди объясняют явления как следствие деятельности сверхъестественных сил.

Здесь господствуют монархические теории.

           - фетишизм (культ неодушевленных вещей)

           - политезм

           - монотезм

 

2. Метафизическая - 1300 - 1800.

Объяснение мира с помощью философии, умозрительной, рационалистической. Характеризуется бесплодными фантазиями.

Здесь вся власть передается юристам, метафизикам, литераторам.

Здесь господствуют республиканские теории, учение об общественном договоре и естественном праве.

 

3. Позитивная - с 19 века начинается.

Начинается с начала творчества Огюста Конта, что характерно.

Мир объясняется с помощью науки. Устанавливаются связи между различными частными явлениями, а не использование бесплодных фантазий.

Объясняется с помощью науки и позитивной философии, которую Конт сам изобрел.

Власть переходит к банкирам, фабрикантам, землевладельцам, торговцам.

Ученые - это носители нравственного авторитета.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 414; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!