Вопрос 23. Политические взгляды К.А. де Сен-Симона



 

Как появляется утопический социализм?

После Великой Французской Революции не произошло освобождения людей от эксплуатации и устранения бесправия значительной части населения. На этом фоне появляется течение, призывающее обеспечить социальное равенство, справедливость и свободу. Оно обращает внимание на пороки капитализма и критикует его.

Почему это «утопический» социализм? Наверное, потому что это предтеча социализма самого по себе. Ну и потому, что этот утопический социализм настолько наивный, что Энгельс назвал его утопическим. Появилось буржуазное капиталистическое общество, все стали его прославлять. Однако Сен-Симон, Фурье, Оуэн поняли, что ничто не изменилось и все по-прежнему плохо. Социальной справедливости не наступило. Вот они и выступают за дальнейшее развитие общества, что капитализм не удовлетворил всем поставленным целям, надо идти дальше.

 

Что делать? Просвещать население и проводить мирные преобразования. Никаких социальных потрясений и классовой борьбы, довольно их.

  1. Фурье и Оуэн считают, что организация нового общества должна начаться «снизу» и основываться на самоуправляющихся производственных единицах (фаланги, общины). Этим общинам и фалангам далее подражать все общество и все будет хорошо.
  2. Сен-Симон говорит, что организацию необходимо проводить «сверху» в соответствии с планом.

 

 

Клод Анри де Рувруа, граф де Сен-Симон

1760-1825

 

Помимо всего вышеуказанного, Сен-Симон стоит у истоков социологии.

Это социальный мыслитель реформаторского плана.

 

Биография

 

Сен-Симон - это граф, это аристократ. Его воспитанием и образованием руководили превосходные преподаватели, в том числе известный французский энциклопедист Д' Аламбер (выдающийся человек на самом деле, но не в рамках ИППУ).

 

Анри был человеком довольно неуемного нрава, особенно в детстве и молодости.

В 17-18 лет прибивается к французскому отряду, который отправляется в Северную Америку воевать за независимость США. Это сильно повлияло на формирование его взглядов.

 

Попадает в плен.

Путешествует по США, по Мексике.

В Европе в это время происходит Великая Французская Революция. Сначала инертно отнесся, потом начал заниматься спекуляциями, связанными с имуществом.

Спустил все накопленные деньги, не особенно бережливый человек. Постоянно находился в тяжелых материальных условиях. Особо стабильного большого состояния у него не было, его поддерживали друзья и меценаты.

 

Вышеописанный абзац – лекция Жукова. Учебник говорит, что во время ВФР Сен-Симон призывает Национальное собрание отменить основные привилегии дворянства и духовенства, сам отказывается от дворянского звания и графского титула. Однако в дальнейшем он разочаровывается, противоречий ВФР не решила и положения народа не облегчила. Пожалуйста, имейте в виду и то, и другое.

 

 

И тут, когда Сен-Симону уже за 40, он начинает интенсивно учиться, пришла такая мысль в голову. И здесь он учится всему - естественным и общественным наукам. В результате пишет разного рода работы.

 

В конце жизни серьезное тяжелое материальное положение, стреляет из револьвера в глаз, но остается жив, глаза он, естественно, лишается. В его пользу открыта подпика, собранные суммы позволяют еще два года заниматься писательской деятельность.

 

Во время своей жизни он получает известность в Европе. Это знаменитость европейская, не такая как Монтескье, но значительная. Хотя и высший градус известности он получает после смерти, когда вверх взлетает социалистическая идеология и появляется социология. Его активно пропагандируют марксисты и социалисты.

 

 

Сочинения

 

Главного систематического труда у Сен-Симона нет. Есть разрозненные писания и проекты. Он силен тем, что во времена новой эпохи, буржуазной в значительной степени, он пытается оценить европейскую культуру. Он сумел понять главный стержень новой европейской эпохи, один из первых, кто точно проанализировал раннекапиталистическую эпоху.

 

Парижское издание оценило его труды в 47 томов. Это не томы по Жукову толстенные, но все равно багаж солидный, творческий человек, постоянно что-то писал, и в рамках не одного жанра.

 

И все же есть основные работы по нашей тематике:

  1. «Письма женевского жителя к своим современникам» (1802)
  2. «Введение в научные труды 19 века» (1808)

 

Во времена СССР существовала "Библиотика социалистической мысли". И там вышел Сен-Симон. Но лишь два маленьких томика его сочинений - совсем немного переведено. Советская власть постоянно выискивала материалистов, социалистов и атеистов на Западе, и у Сен-Симона в итоге наскребла два тоненьких томика.

 

  1. Промышленная система (1821)
  2. Новое христианство (1825)
  3. Катехизис промышленников (катехизис - это свод правил) (1823-1824)

 

Работы его абсолютно несистемны, пытается все понять природу нового общества, которое возникло в его время.

 

Методология

 

  1. Деист – Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий.
  2. Элементы механистического материализма. Помним, что материализм означает первичность материи, а не идеи. Механистический материализм пытается все явления природы объяснить при помощи законов механики и свести все качественно разнообразные процессы и явления природы (химические, биологические, психические в том числе) к механическим. Откуда такие элементы у Сен-Симона? А потому что после 40 (в 1802) лет, как уже сказано, он яро обращается к интеллекту, к образованию, и естественные науки изучает в том числе.
  3. Сторонник природного социального детерминизма – в природе и обществе существует причинная естественная зависимость.

 

Пытается найти законы общественного развития. Свойственно для европейцев, начиная примерно с Эпохи Возрождения. Есть ли законы в человеческой истории? Вроде бы человеческая жизнь настолько хаотична, что вывести закономерность не представляется возможным. И все же европейская мысль в лице Бэкона пытается его сделать.

 

Социология вся строится на посылке, что в общественной жизни можно найти определенные закономерности.

 

  1. Рационализм - свойственно искать доводы опираясь на доводы разума

 

  1. Историзм - пытается привлекать исторический материал.

 

Философия истории Сен-Симона

 

Сторонник теории прогресса.

Теория прогресса (17-18 век) означает, что человечество разивается от худшего к лучшему, от низших социальных форм к высшим, от менее совершенного к более совершенному. Это социальный оптимизм такой.

 

Сен-Симон утверждает, что каждый крупный переворот в экономической и политической жизни общества является следствием переворота в философских мировоззрениях.

 

По мере изменения общественного сознания меняются социальные формы. То есть основной двигатель прогресса исторического - это сознание человека. Это идеализм в истории. Это называется идеалистическим пониманием истории.

 

Вспомним, что у нас есть два мировоззрения, здесь мы обсуждаем понимание именно истории:

1. Идеализм. Применительно к истории означает, что двигатель прогресса - это сознание человека. Это Сен-Симон.

2. Материализм. Экономика определяет развитие человечества. Базис и надстройка. Это Маркс.

 

Стадии развития человечества по Сен-Симону:

 

  1. Теологическая. Ей соответствуют первобытная, античная (рабовладельческое общество) и феодальная стадии для нас. Три этапа здесь:
    1. Идолопоклонство (первобытное общество)
    2. Политеизм - многобожие (рабовладельческое общество)
    3. Монотеизм - христианство (феодальное общество)

 

  1. Метафизическая стадия – это крушение феодальной и теологической систем, начало капиталистического общества. Примерно с 15 века начинается (это эпоха Возрождения, Реформации, первоначального накопления капитала).

 

В это время возникает научное мировоззрение, промышленники начинают идти к власти.

 

Метафизическая стадия окончательно утверждается в эпоху Великой Французской Революции. И это верно, наполеоновские войны делают капитализм уже обычным делом.

 

Великая Французская Революция - это закономерный этап в осуществлении исторической необходимости.

Суть в том, что власть феодалов и духовных санов переходит к капиталистам и ученым.

 

И все же ВФР уклонилась от своей главной созидательной задачи - построения новой общественной системы. Вместо того, чтобы передать власть от феодалов и духовенства к капиталистам и ученым, она передала власть в руки метафизиков (философ, который строит умозрительные схемы) и законников. И в результате перехода власти к буржуазной юстиции и философам-рационалистам пролетариат оказался в колоссальной нищете, лень и нищета сквозит в пролетариате. А высший круги - в разврате.

 

Главная цель ВФР - это политическая свобода. Цель 19 века - это гуманность и братство.

 

Буржуазия развила и усилила индивидуализм Западно-европейской культуры. И это тоже противоречит основным тендециям нового наступающего века - солидаризму, установление братской солидарной связи между людьми. Организационной основной в это время должны быть производственные ассоциации.

 

  1. Позитивная материальная стадия. Должна вот-вот начаться.

Имеются объективные предпосылки:

           - более-менее развитый капитализм

           - промышленная система

 

Что характерно для этой стадии?

           - характерно господство научного знания (не религия и не абстрактная философия)

           - возникают научно-организованные социальные системы, где власть переходит к промышленникам и ученым.

 

Задача Сен-Симона - создать, сформулировать основные принципы нового общества – промышленного общества. Оно будет основано на научно и планово организованной крупной промышленности.

 

Смена исторических периодов

Есть две эпохи:

  1. Эпохи созидательные - положив в основу принципы, человечество развивает их. Феодализм тот же развивал принципы в течение тысячи лет (они были заложены в 6-10 веках).
  2. Эпохи разрушительные - один строй заменяется другим, эпоха буржуазных революций.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 658; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!