I. Непреднамеренное (гражданское)



Ii. Обман

Iii. Преступление

Моральность

Нравственность

A. Семья

B. Гражданское общество

I. Система потребностей

Ii. Правосудие

Iii. Полиция и корпорации

C. Государство

I. Внутреннее устройство

Между этатизмом и индивидуализмом

2. Распределение властей – это неправильно. Но три власти все же есть:

A. Законодательная (монарх рулит все равно)

B. Правительственная (входят сюда и суды)

C. Княжеская (монарх)

Ii. В международных отношениях (истинное назначение человека –в войне)

Iii. Во всемирной истории (исторические и неисторические народы

 

 

21. Историческая школа права (Г. Гуго, Ф.К. Савиньи, Г. Пухта)

 

 

Для начала отметим, что историческая школа права возникла в Германии. Идея возникла в конце 18 века, но окончательно она сформировалась к середине 19 века.

 

Германия в это время – отсталая страна, вспомним, что объединяется все это дело в 1870-1871 годах. Феодальный строй, социальная и экономическая отсталость по сравнению с остальными странами Западной Европы. И именно такое положение, такой общественно-политический строй Германии и стимулировал развитие исторической школы права.

 

Историческая школа права отвергла рационалистический схематизм и антиисторизм, характерный для эпохи Просвещения. Политико-правовые институты обусловлены не разумом, а историческим развитием и национальной спецификой.

 

Историческая школа права сформировала понятие «общего убеждения» народа – правосознания.

 

Историческая школа права защищает феодализм, который и был в Германии в это время. Хотя в Европе уже развивается капитализм, Германия еще слаба и до объединения еще далеко. Историческая школа права защищает монархию и выступает против реформ.

 

 

Густав Гуго

1764-1844

 

Основоположник исторической школы права, профессор Геттингенского университета.

 

Основное сочинение – «Учебник естественного права как философии положительного права».

 

Основной постулат Г. Гуго – право является этапом длительного исторического процесса, правовое регулирование просто так сверху быть навязанным не может. У нас есть закон – результат правотворческой деятельности, но это не единственный источник права. Однако это лишь доля правды. В целом право может развиваться и помимо воли законодателя, эта воля не является определяющей.

 

У Гуго есть еще одна работа «Законы не являются единственным источником юридических истин». Ее название как бы обобщает то, что мы сказали выше. Здесь Гуго развивает свои постулаты.

 

«Теория естественного права исходит из представления о широких творческих возможностях работодателя» - так говорит учебник. Однако мы попытаемся обозначить школу исторического права на контрасте с юридическим позитивизмом. Согласно представлениям школы юридического позитивизма право есть то, что санкционирует государство. Гуго в корне с этим не согласен.

 

Право развивается вместе с языком и подобно языку и нравам. Язык ведь развивается без чьих-либо соглашений и без чьих-либо приказов. Вот и право развивается также, постепенно.

 

Гуго сравнивает развитие права также с развитием обычной игры. Правила игры подчас могут развиваться независимо от воли игроков, по мере необходимости. Вот придумали игру и первичные правила к ней. Изначально предусмотреть сразу все спорные моменты невозможно. Вот и по мере ее развития, практики игры возникают проблемы и устойчивые способы их решения, которые складываются в твердые правила.

 

Гуго отмечает дуализм закона и действительности. И это вполне нормально. В отличие от закона, фактический порядок, действительность хорошо знакомы обывателю. И этот фактический порядок тоже является правом. Именно обычное право помогает праву в целом достигать определенности и известности.

 

Гуго здесь лукавит. Да, обычное право действительно имеет колоссальное значение и служило предтечей праву в целом. Однако в образовании права стали играть значительную роль люди, римские юристы, например. Он обходит их молчанием, что не совсем справедливо.

 

 

Фридрих Карл фон Савиньи

1779-1861

 

Известный цивилист, всеми нами известный. Профессор Берлинского университета.

 

Его основная работа – шеститомник «Система современного римского права» (1840-е).

 

В это время в Германии все еще царит феодализм, капитализм потихоньку развивается, но с трудом из-за собственно феодальных порядков. В это время немецкий юрист Тибо пишет работу «О необходимости всеобщего гражданского права для Германии», где предлагает создать ГК, чтобы вытеснить феодальные обычаи.

 

И вот здесь Савиньи не соглашается с Тибо. Тибо слишком сильно уповает на волю законодателя, что вот примут ГК и феодализм мгновенно сменится феодализмом. Тибо слишком идеализирует право, основанное на разуме, идеальное законодательство, которое можно лишь принять, и все будет хорошо.

 

В действительности и право, и язык, и нравы (такой же ряд, как у Гуго) определяются уникальностью каждого народа. Право, язык и нравы есть «общее убеждение» народа. Право – органический продукт «народного духа», народного сознания, а не воля законодателя. Право непрерывно и закономерно развивается как продукт действия внутренних сил народа.

 

Савиньи, в отличие от Гуго, говорит о роли юристов в разработке права. Выделяются две главные стадии в развитии права:

1. Стадия естественного права.

Право жиет непосредственно в сознании народа и проявляется как обычное право.

 

2. Стадия ученого права.

Право обнаруживается в трудах ученых-юристов, которые выражают народное правосознание. Здесь право существует в двух ипостасиях – как часть жизни народа (как в первой стадии) и как особая наука в руках юристов.

 

Савиньи не выступает против кодификации, просто он считает, что это удел более поздней стадии развития права, Германия еще до нее не доросла. Покамест важнейшим источником права является не закон, а обычай.

 

Георг Пухта

1789-1846

 

Преемник Савиньи по университетской кафедре в Берлине.

 

Основные сочинения:

1. «Обычное право».

2. «Курс институций».

Право есть результат деятельности народа, продукт народного духа. Опять же идеи про своеобразие права, языка и нравов. Право есть выражение «общего сознания народа», «общей воли всех участников правового общения».

 

Норма права становится обязательной в силу признания ее общим убеждением народа. Фактически Пухта говорит об обычном праве, опять же.

 

Право представляет собой органическое целое, которое развивается органически, из народного духа, «Право имеет свою историю».

 

При этом мышление ученых-юристов оказывает заметное влияние на развитие права.

 

Государство создано той же силой, что и право – «народным духом».

 

И дальше Пухта скатывается в божественное происхождение права и государства. Помните при этом, какое время это было. Пухта говорит, что истинная свобода состоит в подчинении божественной воле, правительство и правительственная власть исходят от Бога.

 

Пухта также выступает за монархическое правление, построенном на верности подданных монарху.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 389; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!