Таким образом, объективный дух



Абстрактное право

A. Собственность

B. Договор

C. Неправо

I. Непреднамеренное (гражданское)

Ii. Обман

Iii. Преступление

Моральность

Нравственность

 

 

2. Мораль (моральность)

Этот кусок самый туманный у Гегеля, самый запутанный.

Многим нравится читать такие места, они считают, что таким образом приобщаются к философскому таинству.

 

Моральность - субъективное отношение человека к своему поведению.

"Свободная воля осознает сама себя в своем поведении".

 

Три стороны моральности:

1) Поступок должен совпадать с субъективным умыслом личности

2) Субъективное намерение должно иметь своей целью благо

3) Поступок должен соответствовать добру как объективной ценности

 

Гегель здесь хочет сказать, что человек в своем поведении должен руководствоваться тем, чтобы поддерживать и соблюдать свободу других.

 

3. Нравственность.

 

Именно здесь разворачивается основная проблематика права и государства.

 

Нравственность - это не то же самое, что понимаем сейчас мы. Сейчас мы приравниваем нравственность к морали.

У Гегеля нравственность - это сфера практического поведения человека.

Мораль – это конкретные добрые и дурные побуждения человека.

Нравственность – это сфера общественная, в ней человек есть часть коллектива, во взаимодействии с другими людьми.

 

Гегель пытается понять личность в коллективе, общие законы жизни общества и государства.

 

До этого Гегель обращается больше к отдельному человеку. Здесь Гегель обращается к обществу. Человек в сфере нравственности выступает как часть коллектива. Таких коллективов три:

           1) Семья (тезис)

           2) Гражданское общество (антитезис)

           3) Государство (синтез)

 

Философия права здесь заканчивается. Идея свободы для Гегеля заканчивается в государстве. Государство - это некая реализованная абсолютная свобода человека.

 

О чем говорит этот ряд, предложенный Гегелем?

 

Гегель - это один из первых, кто разделяет государство и общество более-менее четко.

 

Чем объясняется это?

Историческими причинами. Посмотрим на историческое развитие общства и государства:

           - феодальная Европа - государство, церковь и экономика составляют единое целое

           - капиталистическая Европа - появляется полюс власти и полюс экономики. Происходит поляризация на эти две части.

 

Гегель живет в эпоху капитализма, в эпоху свободной конкуренции. Здесь экономика - это сфера, независимая от государства. Экономика рождает свободный, независимый от государства класс буржуа - это прообраз гражданского общества. На принципе дуализма строится.

 

Самое важное, что Гегель подметил эту тенденцию, увидел эту конструкцию.

 

И все же у Гегеля граница между государством и обществом не совсем четкая и явная.

 

Даже если брать современную науку, общество, где большая часть общества стоит вне политики - это трудно. Государство и общество отделить трудно.

Как государство может жить без населения? Ведь государство - это народ, это люди.

 

Таким образом, объективный дух

Абстрактное право

A. Собственность

B. Договор

C. Неправо

I. Непреднамеренное (гражданское)

Ii. Обман

Iii. Преступление

Моральность

Нравственность

A. Семья

B. Гражданское общество

C. Государство

 

 

1) Семья по Гегелю - это непосредственная субстанциальность (субстанция - это основа чего-либо) духа, основанная на любви и единстве.

 

Брак - это единство природного и духовного начала, нерасторжимый союз. Однако при определенных обстоятельствах брак может быть расторгнут. И все же его необходимо затруднить законодательным образом.

Здесь проявляется тенденция в сторону освобождения женщины.

 

Брак - это моногамный союз.

Патриархально понимает. Главой в семье является мужчина.

Мужчина создан для труда и борьбы.

Женщина не создана для высших наук.

Мужчину и женщину можно соотнести с животным и растением соответственно.

Гегель говорит, что женщина во главе правительства - это опасность для государства.

 

2) Гражданское общество (семья - гражданское общество - государство). Второй элемент нравственности. Гражданское общество противостоит семье. В нем нет уз привязанности, поддержки, доброжелательства, это царство частных интересов и всеобщего отчуждения. Именно государство сплотит и примирит разрозненные элементы, синтезируя принципы семьи и гражданского общества.

 

Термин "гражданское общество" мы можем найти у Руссо, Гоббса, Локка. Они понимают под ним государственно организованное общество.

Это не то, что мы сейчас понимаем - средний слой в материальном отношении, который может самоорганизоваться и жить отдельно от государства.

 

Гегель где-то и понимает гражданское общество как описанный выше средний класс, но где-то и не совсем это.

 

С одной стороны, это общество, которое начинает жить автономно от государства. Но с другой стороны, гражданское общество включается в государственные институты.

 

Единство индивидуальности и всеобщности:

1. Из людей, которые сами для себя являются целью - мы берем отсюда собственный интерес, собственный эгоизм.

2. Однако все лица связаны между собой, и каждый человек способен удовлетворить свой интерес, только используя другого человека или общество в целом.

 

В отношении гражданского общества имеется противоречивое единство:

1. Гражданское общество есть лишь в современном мире (Гегель опирается здесь на Западную Европу).

2. Гражданское общество, с одной стороны, пронизано эгоизмом, но с другой стороны стремится поддерживать человека духовно и материально.

 

Гегель выделяет три сословия:

 

1) Субстанциальное (это первооснова):

           - Землевладельцы

           - Дворяне

           - Крестьяне

Это полуфеодальная Пруссия. Имущество этого сословия зависит от природных условий земли. Земледельческий труд формирует зависимость от природы. Принцип подчинения здесь имеется. Идея свободы не очень развита у этих людей.

 

2) Промышленное:

           - Ремесленники

           - Фабриканты

           - Торговцы (собственно буржуазия)

Формирование продуктов природы. Зависит от их труда и рассудка. Именно поэтому это сословие исповедует идею свободы, поскольку оно зависит от своего труда, от своей личной инициативы.

 

3) Всеобщее - чиновники. Призваны охранять всеобщие интересы государства. Государство обладает универсальным свойством. Чиновники обладают теми же качествами.

 

Состав гражданского общества:

1) Система потребностей

2) Правосудие

3) Полиция и корпорации

 

Здесь два последних элемента - элементы государства. То есть Гегель включает правосудие и полицию и корпорации в состав гражданского общества. Гегель еще не до конца логически проводит границу между обществом и государством.

 

1) Система потребностей

Гражданское общество - это люди, которые движатся к удовлетворению своих потребностей - животных и духовных. Само общество рождает свои потребности и в этом смысле граница потребностей бесконечна. Общество бесконечно развивается, у него появляются новые запросы и новые потребности.

 

2) Правосудие.

Гегель - это более-менее типичный пробуржуазный автор. Назначение бержуазного общества - защита свободы и собственности.

Закон - это основное средство развития потребностей людей и свободы.

Равенство перед судом.

Публичное судопроизводство

Гегель выступает за введение суда присяжных

Пробуржуазные принципы, таким образом.

 

3) Полиция и корпорации.

Полиция - это орган, осуществляющий проверку и надзор за обществом. Но нельзя сказать, что Гегель выступает за создание в Пруссии полицейского государства.

 

Корпорации - это союзы, прежде всего внутри второго сословия (субстанциональное - промышленное - всеобщее, то есть внутри промышленного). Назначение корпораций - отстаивать интересы членов сословия.

 

Гражданское общество - это общество, разъедаемое эгоизмом. Оно вегда стремится к атомизации.

Государство же появляется в качестве органа, объединяющего интересы в единое целое. Единая воля.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 299; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!