Естественное состояние и общественный договор
Кант является сторонником теории естественного состояния и общественного договора.
Канту представляется аксиомой тот факт, что государство создано на основе договора. Однако он не так много говорит об этом, это ведь аксиома. На этой аксиоме Кант и строит свою теорию морального закона.
Естественная свобода. Ничего нового Кант не говорит о естественной свободе, только рассуждает в духе Томаса Гоббса.
Жизнь без власти и закона противоречит высшим целям природы. Человек является в условиях естественной свободы сам себе судьей и судьей другого. И отсюда начинается война всех против всех. И поэтому естественное состояние должно неизбежно сменяться общественным договором и появлением государства.
Это все Томас Гоббс фактически.
Почему оказывается возможным переход от естественного состояния в гражданское?
Потому что у человека есть моральный закон. Человек – это моральное создание, атрибутом которого является моральный закон, категорический императив.
В человеческом сознании существует некий прообраз будущих правоотношений. И реальностью эти правоотношения становятся благодаря моральному закону. Именно так происходит переход от реального состояния в актуальное.
Гражданское состояние - это естественное нормальное проявление прогрессивного развития человечества.
Кант здесь является полноценным представителем эпохи Просвещения. Общество движется от менее совершенных форм к более совершенным. И этот переход есть победа морального закона.
|
|
9. Теория государства
Государство - это объединение множества людей, подчиненных правовым законам.
Очень короткая формулировка.
Здесь Кант пытается связать государство с категорическим императивом.
У нас есть государство как объединение людей, подчиненных правовым законам. Что лежит в основе правовых законов? Категорический императив. Государство подчинено категорическому императиву.
Государство ставит своей целью уважение личности, человек становится целью, а не средством.
Кант фактически описывает классическое определение правового государства. Оно подчиняется праву и закону. Цель государства – защита прав и свобод человека. А что есть источник права и закона? Категорический императив.
Основные черты государства
- Природа государства - идея права, априорно (изначально) присущего ему. Природа государства заключается в нравственном сознании человека, коренится в моральном законе.
Вспомним Маркса. Здесь государство – это проявление классовой борьбы за экономические интересы. Государство – институт господства одного класса над другим. Совсем другая логика.
|
|
Самое забавное, что и Кант, и Маркс правы. И здесь также проявляется антиномия.
- Идея права лежащая в основе государства - свобода.
- Государство - это результат перехода к гражданскому состоянию.
- Общая воля, формируемая государством, имеет свою основу в разуме.
Государство и этика
Государство возникает не для того, чтобы человек был счастливым.
Государство возникает для того, чтобы государство поддерживало в человеке моральное начало, моральный закон.
Государство - это неизбежное зло. Оно не только поддерживает сферу индивидуальной свободы человека, но и заставляет человека быть человеком в то время, когда сам человек хочет быть животным каждую минуту. Государство обязано поддерживать в человеке моральный и нравственный закон, чтобы он оставался человеком, а не превращался в животное.
10. Разделение властей у Канта
Кант - последовательный сторонник Локка и особенно Руссо. Руссо для Канта - кумир. Его портрет – чуть ли не единственный предмет интерьера его кабинета.
Соединение законодательной и исполнительной власти - это проявление деспотизма. Деспотизм – попытки установить «отеческое правление» над подданными, которое бы регламентировало каждый их шаг. А должна быть гражданская свобода.
|
|
Все три власти представляют собой выражение соединенной воли народа. Нет сдерживания между властями, речь идет о четкой субординации. Исполнительная власть подчиняется законодательной (верховной). Судебная власть назначается исполнительной.
- Законодательная власть принадлежит народу, а народ и есть суверен. Именно у народа - суверена - есть верховная власть.
- Исполнительная власть - в лице правителя. Правитель государства есть лицо, которому принадлежит власть, это поверенный государства, посредством назначений должностных лиц появляется.
- Судебная власть. Исполнительная власть назначает судей. Судебное решение - это единичный акт общественной справедливости.
1. Разделение властей поддерживает режим свободы, обеспечивает человеческую свободу.
2. Подчиняет государство категорическому импреративу. Заставляет государство быть обращенным к личности, как к ценности.
3. Все три ветви власти взаимодополняют и сдерживают друг друга (как у Монтескье).
4. Обеспечивает гражданам их права.
11. Граждане
|
|
Кант проявляет пробуржуазный подход здесь.
- Гражданин - это тот человек, который призван повиноваться только тому закону, на который дал свое согласие - проявление свободы. Здесь проявляется сознательное отношение гражданина к законам.
- Гражданин - это тот человек, который принимает гражданское равенство. Для которого есть партнерские отношения с государством. Это тот человек, который вступает в эти партнерские отношения.
- Гражданин - это человек, который не может быть представлен никем другим в гражданских правоотношениях, но только самим собой.
- Гражданин - это человек, который способен голосовать. Участвует в формировании представительных органов государства и участвует в процессе непосредственной демократии.
- Выделяются активные и пассивные граждане. Пассивные граждане – это не обладающие избирательным правом и не участвующие в избирательном процессе граждане (несовершеннолетние, женщины, наемные работники). Они не обладают никакой гражданской самостоятельностью. Они вроде как граждане (хотя, кажется, есть и противоречие в понятии пассивного гражданина и гражданина вообще), но это лишь подручные люди общности, ими должны командовать и их должны защищать другие.
Пассивные граждане – не обладающие избирательным правом и которые не участвуют в избир процессе (наемные работнкии, несовершеннолетние, женщины и т.д.).
Граждане и люди
Люди не имеют вышеуказанного деления не имеют, они все между собой равны.
С точки зрения категорического импрератива они все - ценности. Они все заслуживают отношения к ним как к ценности.
Граждане и государство
Есть ли пределы власти государства?
Помним, что на глазах Канта произошла Великая Французская Революция. Уже прошла Английская революция.
И в то же время Кант – это гражданин Пруссии, подданный и служащий прусского монарха, преподаватель университета.
Кант решает данный вопрос двойственно, компромиссно и осторожно по вполне понятным причинам.
- Происхождение верховной власти непостижимо для народа, нерационально и непонятно.
- Подданый не должен рассуждать относительно происхождения, он должен повиноваться Рассуждения на эту тему - это угроза государству. Это же у Гоббса и Спинозы есть.
- Должно проявляться единство воли народа и воли правителя. Единство воли вытекает из общественного договора. Народ (суверен) объединяется в государство, естественно воля должна быть одна.
С точки зрения формальной логики это должно быть так, это логично и понятно. Однако с точки зрения практической жизни это демагогия (это говорит Жуков).
- Властелин государства имеет в отношении подданных только права и никаких обязанностей.
- Народ обязан терпеть злоупотребления верховной власти, даже невыносимые, ведь народ есть суверен, сам для себя признал необходимыми эти мучения.
Рассмотрим пример в виде преступности. Преступность - массовое явление, должно обеспечиваться наказание преступников, в этом случае люди терпят лишения. И преступников очень много, это не единичные наказания, преступность - это массовое явление. Но ведь сам народ заинтересован в том, чтобы наказывать преступников. Сам суверен заинтересован в наказании преступников, пусть и страдает от этого.
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 518; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!