Вопрос 19. Учение И. Канта о праве и государстве



Хотя формулировка вопроса и вызывает ощущение, будто нужно знать только учение о праве и государстве, но это не так. Мы должны знать также философию тех личностей, к которым обращаемся. Особенно это будет релевантным к Канту и Гегелю (да и ко многим другим). У них вопросы государства и права далеко не первостепенны. В конце жизни писали об этом. Написали обо всем, о чем только можно, и решили напоследок и об этом поговорить. Поэтому знать обязательно их философию. К тому же если знать философию, то представления о государстве и праве выводятся сами собой.

Иммануил Кант

(1724-1804)

 

1. Значение И. Канта в целом

 

Иммануил Кант – это родоначальник классической немецкой философии. Сама классическая немецкая философия состоит из следующих имен:

 

1. Иммануил Кант (1724 – 1804)

2. Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775 – 1854)

3. Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814)

4. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831)

5. Людвиг Андреас фон Фейербах (1804 – 1872)

 

Мы видим здесь две вещи. Во-первых, Кант родился раньше всех, он действительно родоначальник классической немецкой философии, все самые забористые ребята начинаются с него. Во-вторых, у всех имена как имена, а у Канта просто – Иммануил.

 

Иммануил Кант – это огромная величина, это глыба. Вы будете часто встречать эту фразу, но Кант – это действительно величина. Он основал направление «кантианство», в рамках которого развилось от 3 до 5 самостоятельных школ. А это огромное достижение. В 19 веке это движение было крупнее, чем гегельянство. До сих пор некоторые школы-ответвления являются довольно влиятельными в рамках политических учений. А это колоссальный показатель – столь бессмертны его идеи.

 

2. Биография

Кант родился в семье мелкого ремесленника в Кенигсберге. В это время Кенигсберг – это Восточная Пруссия.

Поступает в Кенигсбергский университет, где проявляет интерес к философии и естествознанию. Подрабатывает домашним учителем в богатых семьях.

Кант обожает астрономию, пишет «Всеобщую естественную историю и теорию неба» (1775), где говорит, что мир и планеты произошли из «туманности» (огромного облака), теория займет почетное место в астрономии.

В 1770 г. занимает кафедру логики и метафизики в Кенигсбергском университете. Книжный человек, академического склада ума.

 

В принципе жизнь Канта не представляет особого интереса. Когда был домашним учителем, выезжал за пределы Кенигсберга и все. Ни разу в жизни не выезжал за пределы Восточной Пруссии.

 

И все же есть четыре интересных факта из его биографии:

  1. Выходил на прогулку ежедневно в один и тот же час. Всегда. Да-да, каждый день. Ходит легенда, что когда ему доставили из Парижа «Общественный договор» Руссо, в этот день он не вышел на прогулку.
  2. Во время Семилетней войны (1756 – 1763) Кенигсберг заняли русские (это было начало 1758). Весь преподавательский состав (а это – государственные служащие) принимает присягу перед императрицей Елизаветой Петровной. Кант писал прошение назначить его на должность в университете. Во время оккупации Кенигсберга русские солдаты приходили в университет слушать лекции Канта.
  3. Он ни разу не женился. Ходит легенда, что именно поэтому он и прожил очень долго.
  4. Абсолютно эмоционально туп к искусству. Не воспринимает музыку, живопись и скульптуру. Видимо, весь интеллект ушел совсем в другое.

 

3. Сочинения

 

Написал довольно много. Русский перевод составляет 7-8 томов стандартных. При этом помним, что для Жукова стандартный том – это примерно 800-900 страниц мелконаписанного текста. Так что в целом серьезный багаж.

Кант – это прежде всего философ. Основные его творения посвящены теории познания.

 

1. "Основы метафизики нравственности"

Здесь вопросы права занимают не самое большое место, в основном здесь говорится об этике.

 

2. "Критика практического разума"

Тоже в основном речь идет об этике.

 

3. "К вечному миру" (1795)

Здесь Кант описывает свою модель должных международно-правовых отношений.

 

4. "Метафизика нравов" (1797).

Больше всего Кант говорит о государстве и праве именно здесь.

Данная работа имеет две части, для нас важна часть первая - "метафизические начала учения о праве".

 

Рассмотрим подробнее момент написания этой работы.

1797 г. - ему о смерти осталось 7 лет. Он пишет главную свою работу по праву ближе к смерти. Это значит, что для Канта эти вопросы государства и права не были первостепенны.

Он написал обо всем, о чем только можно.

И подумал: "Ну надо еще и об этом написать".

И под конец жизни пишет об этом.

Именно такое место вопросы государства и права занимают в его философии. Это периферия.

Для него самое главное - это теория познания.

 

4. Немного сравнения Канта и Гегеля

 

Гегель:

  1. Непонятные, сложные тексты.
  2. Он идет не от эмпирического восприятия. Он сначала строит схемы, а потом подводит под них всю реальность. Схемы его довольно умозрительны.

Подробнее про Гегеля – в 20 вопросе, здесь говорим о разнице, чтобы было легче уложить эти две величины в своей голове.

 

Кант:

1. По языку гораздо более внятный, понятный.

2. Кант – это цепочка формул, умозаключений. При чтении «Критики чистого разума» все нужно держаться в голове, все предпосылки. Абсолютно четкая логика прослеживается, огромная цепочка.

Кант – это ученый. Он как будто рассказывает лекцию по высшей математике и несколько раз исписывает доску. Пишет ряд формул, развивает их дальше, стирает из-за нехватки места и продолжает дальше.

3. Кант пытается идти от эмпирического восприятия.

4. Кант – это фигура, которая завершает собой эпоху Просвещения. Переходная фигура. Сначала он яркий представитель Просвещения, потом развивается как личность, переживает это Просвещение и двигается дальше –к другим парадигмам мышления.

 

Просвещение – это вера в могущество человеческого разума. С помощью разума человек может постичь мир, общество может познать само себя. Поэтому создать общество всеобщей гармонии возможно.

 

Вот Кант радикально и ставит вопрос о границах человеческого разума. И делает вывод, что разум не всесилен.

 

Кант начинает эпоху европейского пессимизма. Эпоха возникает в 19 веке, во многом благодаря (или «из-за») Французской Революции 1789 г., которая показала, на что способен свободный человеческий разум. Вера в человеческий разум закончился потоками крови на гильотине. Возвели в абсолют человеческую фантазию, всеобщую уверенность в безграничные возможности человеческого разума. Якобинцы наглядно показали, что из этого получается.

 

 

5. Философия Канта (периоды)

 

Обычно философское творчество Канта делят на 2 периода:

  1. «Докритический» (Длился он до 1770-х, до 50-летнего возраста).
  2.  «Критический» (соответственно после этой точки).

 

Докритический период:

1. Деист

2. Представитель эпохи Просвещения, верит в возможности человеческого разума, науки и философии.

3. Работает как ученый, занимается вопросами естествознания, философией природы:

           - Причина мира - не материя, а бог.

           - Гипотеза о генезе солнечной системы - что она из возникла из разреженного облака.

           - Классификация животного мира в биологии.

           - Естественная история человеческих рас.

 

Критический период:

 

Здесь Кант утверждает, что у человеческого разума есть границы, что человек не безграничен. Сомневается в возможностях разума.

 

С начала 70-х начинается:

 

В этот период пишет три свои главные работы:

1. "Критика чистого разума" (1781) - теория познания.

2. "Критика практического разума" (1788) - вопросы социальной философии, вопросы этики общественного и государственного устройства.

3. "Критика способности суждения" (1790) - эстетика. Разбирался в этом довольно хорошо, хотя искусство ему удовольствия и не доставляло.

 

Названия работ («критика») как бы намекают.

 

Кант становится Кантом благодаря этим трем работам.

Помним, что при анализе каждого из авторов мы смотрим на его роль в истории политических и правовых учений. Мы приходим к выводу, какие именно творения делают из обычного мыслителя величину. Именно благодаря этим трем работам Кант остался в истории.

 

Если же из этих трех работ выбрать главную работу, то это будет "Критика чистого разума" (1781) Если бы Кант не написал эту работу, то из основателя направления он бы просто превратился в выдающегося философа.

 

6. Философия Канта (гносеология – теория познания)

 

Когда мы описываем философию Канта, мы смотрим на произведения, написанные именно в критический период.

 

Предмет познания (весь мир) распадается на феномены и ноумены. Данная классификация - это новый шаг в философии, в интеллектуальном освоении мира:

1. Феномены - это явления действительности, которые определенным образом представлены в виде эмпирики - то есть доступны для восприятия человеческого сознания. Соответственно выделяется мир феноменов, представленный человеческому сознанию.

 

2. Ноумены - это "вещи в себе". Это то, что существует, однако является недоступным для человеческого познания. Человек не способен познать "вещи в себе". Соответственно выделяется мир ноуменов, который если и может быть постигнут, то только частично, не в полном объеме.

 

 

Подобно тому, как мир состоит из двух частей, также и человек состоит из тех же частей:

1. Феноменальная часть - часть рациональная.

2. Ноуменальная часть - неподвластна человеку. Это неразлагаемое нерациональное ядро в человеке. И в государстве и праве также есть подобное. И это человек познать не может.

 

Иллюстрация Жукова по этому вопросу.

Возьмем государство. Возьмем государство в качестве субъекта войны, источника развязывания войны. Это мы можем понять с любой точки зрения, почему государство является источником развязывания войны.

 

Однако здесь таится и иррациональная основа.

 

Что такое война? Война - это необходимость государства заставлять значительную часть своих граждан погибать за свою страну. Человеку вроде бы понятна идея патриотизма. Это мы, это люди, это патриотизм, это наше государство. Рациональное начало.

Но есть и иррациональное начало. Когда конкретный живой человек попадает в окоп, в нем вся эта идеология вылетает из головы. Здесь человеком управляет животный страх, в голове витает лишь один вопрос "А зачем я должен погибать?" И это никак не укладывается в его сознании. И в этом иррационализм логики государства.

 

Философия Канта проникнута антиномиями – ситуациями, когда две одинаково истинные посылки противоречат друг другу.

 

Кант мыслит в духе субъективного идеализма.

Вспомним, что такое материализм и идеализм:

  1. Материализм – философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания.
  2. Идеализм – философское направление, утверждающее первичность сознания и вторичность материи.
    1. Объективный идеализм – сознание господствует. Но при этом есть некое идеальное начало, существующее независимо от сознания человека и материи.
    2. Субъективный идеализм – сознание все еще господствует. И при этом мир, в котором живет и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий его. Не путать с солипсизмом. Это крайняя форма субъективного идеализма – когда ничто не достоверно, кроме того, что я воспринимаю. Здесь немного мягче – воспринимаемый нами мир состоит из наших взаимодействий (ощущений, переживаний, настроений, действий) с этим миром.

 

Кант, естественно, не говорит именно то, что мы только что описали в субъективном идеализме. Он развивает эти мысли:

  1. Разум и опыт нельзя использовать для познания мира. Это априорные формы чувственности и рассудка. Априорные формы – это те, которые изначально заложены в уме. Использование их полезно, но они не гарантируют соответствия действительности.
  2. То, что мы видим, не является сутью вещей, это представление разума о вещах. Каждый видит мир по-своему, и мир не есть то же самое, каким мы его видим. Например, о картине может быть много точек зрения. Мы видим ее по-своему. Но эта картина не есть то же самое, как мы ее восприняли. Истина одна – которая соответствует объективным свойствам.

 

В итоге Канта нельзя отнести к идеализму или материализму. Ведь идеалисты и материалисты познают этот мир по-своему – через господство идеи или материи. Кант же агностик – мир для него до конца непознаваем.

Кант не является ни идеалистом, ни материалистом. Он говорит об агностицизме. Есть огромное количество вещей, которые проверить нельзя, человеку это не дано.

 

Смотрите, сейчас мы оценили Канта с точки зрения мировоозренческой установки. Он считает, что мир полностью непознаваем.

 

Однако мир все же надо познавать, верно? Сейчас мы посмотрим, как Кант анализирует тот мир, который не полностью познаваем, как он его познает.

 

Кант рационалист.

Посмотрим на разветвления метода познания мира:

  1. Рационализм – это установка, которая предполагает анализ окружающего мира с помощью доводов разума. Теолог будет смотреть в Библию, а рационалист будет использовать логику.
  2. Сенсуализм – основной познания являются ощущения и восприятия.

 

 

7. Философия Канта (этика – исследование морали и нравственности)

 

Кант пытается вывести свое понимание государства и права из этики. Так что она для нас крайне важна.

 

Человек. Здесь у нас возникает очередная антиномия:

  1. В человеке заложено природное зло, человек по природе является злым.

Мир идет от худшего к лучшему, но при этом челвоек по природе зол.

Природа человека такова, что он всегда пытается злоупотребить своей свободой.

 

  1. Человек есть высшая ценность

Это исходная предпосылка Канта. Человек - это самоцель для самого себя, абсолютная ценность. Каждый человек ощущает себя и собственное человеческое достоинство.

 

В этом плане надо помнить известную фразу Канта:

"Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне".

           - «звездное небо» - он обожал астрономию

           - «моральный закон во мне» - человек есть высшая ценность

 

 

Теория морального закона

 

  1. Моральный закон – это свойство человеческого разума. У человека есть разум. В разуме есть естественный атрибут – представление человека о своей моральной природе, наличие морального разума.
  2. Моральный закон - это то, что делает человека человеком, выводит его из животного мира. Это то, чего нет у животного, но есть у человека.

 

 

По критерию отношения к моральному закону Кант выделяет два вида поступков:

1. Легальные - соответствуют моральному закону, однако мотивированы не им, а чем-то другим.

2. Моральные - соответствуют моральному закону и полностью мотивированы этим моральным законом. Лицо должно в момент такого поступка иметь свободную волю (возможность выбора) и бескорыстие. Тогда данный поступок будет подлинно моральным.

 

Кант также различает максимы и императивы человеческого поведения:

1. Максима – это субъективный принцип воления. Принцип, которым руководствуется отдельный человек.

2. Императив - это закон, объективный принцип воления, который устанавливается в коллективе, в обществе.

 

Среди императивов выделяется два вида:

  1. Гипотетический императив - исполнение которого связано с наличием определенных улсовий. Вспомним теорию права. Существует три элемента номры права - гипотеза, диспозиция и санкция. То же самое имеет в виду Кант - есть некоторое условие (как гипотеза в норме права), при котором действует данная норма.
  2. Категорический императив - норма, которая должна быть исполнена независимо от каких-либо условий. Данный вид императива основан на моральном законе. Собственно говоря, это и есть сам категорический императив.

 

 

Как формулируется категорический императив? Два определения:

 

  1. Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.
  2. Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему как к средству.

 

Если переформулировать первое определение чуть более понятно(мое) - Действуй только так, как ты бы хотел, чтобы все человечество всегда поступало.

 

Государство

 

Государство - это люди, это организация людей, созданная для того, чтобы удовлетворить интересы коллектива, большинства.

 

На практике в государстве человек является средством. Во время войны люди являются пушечным мясом, средством одержания победы над другим государством. Это суровая необходимость.

 

Однако это неправильно. Человек должен быть целью, а не средством.

Государство должно создаваться (и изначально создается) не только для интересов большинства, но и для интересов личности. Личность участвует в делах коллектива, рассчитывая что-то получить в то же время и для себя.

 

 

  1. Плеханов и Маркс. Человек рождается в коллективе и служит коллективу. Грубый эгоизм масс, коллектива. Коллектив жертвует одним из своих членов для того, чтобы выжить.
  2. Кант. Человек становится человеком, потому что в нем есть нравственная природа. У человека есть сознание, в котором находится моральный закон. Человек ценен не из-за заинтересованности коллектива, а сам по себе.

Если посмотреть на корни такого взгляда, то они похожи на следующее – «у человека есть искра Божья, человек является человеком, потому что у него есть изначальное божественное начало».

 

Этика и религия

 

Кант стремится отождествлять этику и религию.

 

Кант считает, что человек по своей природе есть источник зла, и этот источник зла неизживаем.

Однако в то же время человек должен стремиться к искоренению зла в себе. Стремиться, надеясь достичь цели. Общество просто так не построишь на основе этики. Человек должен верить, что существует Бог и должен поддерживать в себе моральный законю.

 

8. Правовая теория Канта

 

Этика и право имеют один источник – моральный закон, разумную природу человека.

  1. Этический закон регламентирует и внешнюю, и внутреннюю свободу человека.
  2. Юридический закон – частное следствие категорического императива. Он регулирует только внешнее поведение человека, он не контролирует его мысли.

 

 

Есть еще одна вещь, которая пронизывает этику и право – это свобода.

Помним, что свобода для любого западно-европейца есть важнейшая цель и краеугольный камень. И Кант здесь – типичный житель Западной Европы.

 

Свобода для человека - это врожденное качество, атрибут разума. Свобода - это проявление категорического императива.

 

Однако свобода оказывается разрушительной в эмпирическом мире. Люди вступают в конфликт между собой в условиях избытка свободы. Здесь встает вопрос о границах человеческой свободы. Задача права – правильно определить границы человеческого произвола и свободы. Возможно ли создать условия, когда свободные по природе люди совмещаются друг с другом?

 

Право - это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы.

 

«Действуй внешним образом так, чтобы свободное проявление твоего произвола могло быть согласовано со свободой каждого по общему закону».

 

Определение права у канта не совсем понятное с точки зрения человека, знакомого с теорией государства и права.

 

Разберем это понятие по частям:

 

1. Право - это «совокупность условий». Что за условия?

           1) Государственно-организованное общество

           2) Наличие юстиции

           3) Равенство всех перед законом

           4) Гарантия собственности

Таким образом, Кант описывает буржуазное государство.

 

2. Произвол одного лица должен быть совместим с произволом другого лица.

Произвол - это проявление свободы. Это право, оно должно определить, как свобода одного лица будет соотноситься со свободой другого лица. Свобода, несомненно, должна быть, но он должна быть совместима со свободой других лиц.

 

3. Кант понимает право как равенство субъектов.

Право является равным для всех.

Если вспомним феодальное право, то здесь право неравное, здесь господствует право сильного, право сословное.

А Кант подразумевает буржуазное понимание права.

Право - это свобода и равенство здесь.

 

Классификация права

 

Существует 4 классификации права.

1. Право прирожденное и приобретенное.

           1) Прирожденное право - от природы. Это свобода - первичная и первоначальная от природы. Человек абсолютно свободен изначально.

           2) Приобретенное право - для такого права требуется нормативно-правовой акт, исходящий от власти.

2. Право в узком и широком смысле

           1) Узкий смысл. Право исходит из правомочия принуждать, принудительной системы. Гарантия возможностью полного принуждения.

           2) Широкий смысл. Право - это справедливость (право без принуждения - идеальное представление о праве). Здесь правомочие принуждать не может быть определено никаким законом. Таких прав существует два – справедливость (право без принуждения) и крайней необходимости (принуждение без права).

 

                          Деление широкого смысла еще на «подсмыслы» - изобретение учебника, не Жукова.

- Право справедливости – учебник приводит два примера. Первый – участник торговой компании сделал больше других, но и потерял больше других из-за несчастных случаев, он может потребовать от компании большую часть доходов. Второй – слуга получает деньги по контракту в конце года, а они обесценились, справедливость требует компенсации. Здесь речь идет о праве, а не об апелляции к этическому долгу, но праву этому недостает необходимых для судьи статей закона, позволяющих решить, как удовлетворить эти притязания.

- Право крайней необходимости – в ходе кораблекрушения один человек сталкивает другого с доски, чтобы спасти себе жизнь. «Нужда не знает закона».

 

3. Естественное право и положительное право.

Кант является сторонником теории естественного права.

           1) Естественное право покоится на априорных принципах разума. Вытекает из свойства разума. Есть человек, есть его разум. И необходимое свойство этого разума - это представление о праве.

           2) Положительное право - это воля законодателя. Однако положительное право должно основываться на естественном праве.

 

Не путать с первой классификацией! Когда мы делим право на естественное и положительное право, мы говорим о том, на чем покоится данное право. Естественное право покоится на изначально присущих принципах разума. Положительное право продиктовано волей законодателя. Хотя естественное право должно содержаться в том числе и в положительном праве тоже. Иначе это получается «голова без мозга».

Когда мы делим право на прирожденное и приобретенное, мы говорим о том, от кого непосредственно исходит данное право, а не из чего оно проистекает. Здесь право исходит от природы человека. А для приобретенного права требуется правовой акт.

P.S. Если вы не поняли разницу между третьей и второй классификацией, тогда я тоже ее не понял J

 

4. Частное и публичное право.

Отметим, что Кант понимает не то же самое под этой классификацией, что и сегодня.

           1) Частное право - существует в условиях естественной свободы. Это совокупность законов, не нуждающихся в о внешнем обнародовании.

           2) Публичное - возникает в условиях гражданского состояния, в условиях появления государства. И это право гарантируется публичными законами.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 651; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!