Вопрос 15. Учение Шарля Монтескье о государстве и праве



Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755)

Французский политический мыслитель, историк, философ, писатель.

Биография. Аристократ. Фамилию принял от своего бездетного дяди, который завещал ему все состояние, обширные земли, дома, должность президента парламента в Бордо (судебного учреждения). Шарль там работает, но потом ему надоедает. Он уезжает в Париж, в Европу. Живет в Англии, знакомится с ее устройством. Становится сторонником английской формы правления.

Он крупный, известный. Оказал заметное влияние на американскую мысль.

Сочинения: "Персидские письма" (1721) - 12 изданий при жизни (очень много), "Размышление о величие и падении римлян", "О духе законов" (1748) - писал почти 20 лет. Переиздавали 20 раз. Он был грандиозно известен.

Написал Монтескье меньше, чем Локк. Но слава колоссальная.

"Персидские письма" - роман. 2 перса едут в Европу и знакомятся с жизнью европейцев, о чем пишут своим женам. Показать на контрасте 2 культур их различия. Персы жестко критикуют французскую жизнь. Но тогда такое было можно. Политическую идеологию можно выискивать между строк. В романе много эротики.

"Размышление о римлянах" - римская история. Слабее, чем у Маккиавелли.

"О духе законов" - работа по своему времени выдающаяся. Представляла собрание исторического материала жизни разных народов: исторические, этнологические, антропологические данные попытался соединить и сравнить. Никто прежде такого не делал. Это была выдающаяся книга. Остается ли книга актуальной? Она проигрывает Локку. Антропологические, этнологические данные устарели, познания ушли далеко вперед. Книга имеет исключительно историческое значение. Для современности неактуальная.

Теория разделения властей полностью разработана Локком, у Монтескье лаконично - пару страниц.

Методология. Деист. Эмпирик. Сенсуалист. Принцип историзма. Историко-сравнительный и сравнительно-правовой, социологический методы. Идея географического детерминизма (соотношение социальных и физических факторов на развитие общества. На первых порах основное влияние оказывает климат, затем на первый план выступают социальные факторы (политический строй и законы), но физические причины продолжают воздействовать на общий дух нации, хотя их влияние все больше опосредуется социальными причинами). Антиклирикал.

 

"О духе законов". Название не должно вводить нас в заблуждение. Там мало теории. В теоретическом плане о законе он пишет мало.

Классификация законов:

Божественные.

ЕЗ:

• Стремление к миру

• Стремление к добыванию пищи

• Стремление к общению (в том числе половому)

• Стремление к жизни в обществе

Человеческие законы:

• международные

• политические (право между властью и поданными)

• гражданские (отношения граждан между собой).

 

Законы и мироустройство

Законы и мироустройство. Мироустройство основано на законах. Бог дает закон, когда творит мир, потом мир подчиняется этим законам.

Законы соответствуют нравам и обычаям народа.

Он вводит такое понятие, как дух законов - это своеобразие национального права, где появляется традиция народа и сознание народа, национальное своеобразие законов, которые проявляется в той или иной стране.

Дух народов - национальное своеобразие самого народа, специфика, которой отличается тот или иной народ.

Государство и право должны наполняться неким своеобразием. Это принципиальное новшество в этом периоде. Монтескье говорит, что нет права вообще и нет государства вообще. Каждое государство и право обладает национальной спецификой, они уникальны и неповторимы.

Он сопоставляет законы, нравы и обычаи. Нравы и обычаи, которые есть в стране - они естественная составляющая законов. Принимая законы, нужно их учитывать, и противопоставлять их нельзя.

Законы религии: законодатель должен создавать законы, которые соответствуют религиозным представлениям общества.

Религия и законы направлены к единой цели - сделать граждан добрыми. Должны дополнять друг друга.

Законодательная техника: законы должны быть простыми, понятными всем.

 

ЕС и ОД. Больших рассуждений нет. Есть понимание, что ОД - это прогрессивно, в духе времени. Четкой определенности в его позиции нет. Его модель ОД не привлекает. Это некая схема, которая нужна была, чтобы обосновать свержение абсолютизма.

Согласно учебнику, Монтескье рассматривает ОД как разумное соглашение между народом и правителями, как акт принятия основных законов государства, регулирующих отношения между ними. А не как своеобразную гражданско-правовую сделку, по которой правители и народы определяют свои взаимные права и обязанности.

ЕС противопоставляет гражданскому состоянию. Оно становится возможным, когда образуется единство воль.

Про догосударственное состояние говорит мало. 

После объединения люди теряют сознание своей слабости. Начинается война между ними. Потом создается общество. Начинается война между обществами. Потом возникает власть и война возникает между правителями и подвластными. Чтобы предотвратить войны, надо установить законы.

Монтескье пытается рассмотреть образование государства как объективный исторический процесс. Хотя об этом почти ничего не пишет. Он занимается сравнительным сопоставлением. Он говорит, что если говорить о Европе, то там государства возникали в результате завоевания, в Древней Греции государства возникали как монархии.

Первые правления были монархическими. Потом - республики.

 

Монтескье не делает попыток дать определение государству. 

 

Главная тема для Монтескье - формы государства. Политический идеал - Англия.

Классификация 1: демократия, аристократия, монархия, деспотия.

При характеристике форм использует 2 понятия:

1. Природа правления - кому принадлежит власть.

2. Принцип правления - основания, на которых власть зиждется; это - человеческие страсти, ценности, которые господствуют в этой стране. Принцип правления вытекает из природы правления.

Итак, характеристика:

1) Демократия. Природа правления - власть вершит народ. Принцип правления - любовь к отечеству.

Общественное благо предпочитается частному, не должно быть резкого контраста между бедными и богатыми.

2) Аристократия. Природа правления - власть вершит часть народа. Принцип правления - умеренность.

Лица, которые вершат власть выделяются по богатству, знатности или иным преимуществам (аристократия устанавливает "самые прискорбные различия между людьми"). Принцип умеренности сдерживает правящих от произвола, держит их в рамках закона и позволяет народу забыть о своем бесправии.

3) Монархия.Природа правления - правление одного лица на основании разделения властей и законов. Принцип правления - честь.

Правление монарха основано на издавна установленных законах, которые также наделяли сословия правами, которые монарх не может нарушить или отменить.

Монархическая Англия - идеал для Монтескье.

4) Деспотия. Природа правления - правление одного лица на основе произвола. Принцип правления - страх.

Правление осуществляется вне всяких законов. Произвол власти лежит в основе деспота.

Классификация 2. Различает государства умеренные и неумеренные. Умеренные основаны на разделении властей + власть действует на основании закона. Неумеренные - власть осуществляется произвольно, нет четкого распределения полномочий, они часто концентрируются у одного лица, органа или сословия. Неумеренные формы он характеризует как деспотию.

 

Принцип разделения властей. Написал мало. Он сторонник разделения властей. Но абсолютно не приводит аргументов.

Считает, что разделение властей возможно только в умеренной форме государства.

Виды власти:

1) законодательная (власть парламента),

2) исполнительная (внешние (международные) связи),

3) судебная (современная судебная и исполнительная - отправление правосудия и исполнительно-распорядительная деятельность).

Видим, что по содержанию подход не совсем современный.

Вводит понятие "система сдержек и противовесов". У Локка есть такая идея и написано лучше, но термина нет. Идея: парламент и исполнительная власть должны сдерживать друг друга: монарх и двухпалатный парламент (первая палата - наследственная для знати, вторая - избирается народом). Должны быть две противоборствующие стороны: монарх и парламент и борьба двух палат: нижней и верхней. Монтескье говорит, что монарх вправе созвать парламент, прервать сессию. Парламент может привлекать к ответственность должностных лиц, кроме короля. Также он говорит о взаимоотношении палат.

 

Свобода - это ценность. Бывает естественной и политической. После выхода из ЕС естественная свобода ставится политической. Политическая свобода - право делать то, что дозволено законами. Она обеспечивается 2 аспектами: 1) государственным строем (устройством гос власти) и 2) положением гражданина. То есть надо добиться верховенства закона и разделения властей.

 

Теория многофакторности.

Монтескье в отличие от иных авторов работает как историк. Он не рассматривает понятия вообще, абстрактно. Он берет корректные государства, права. Это был серьезный шаг вперед.

Он проводит связь между природными условиями и национальным характером народа и политическим устройством. Приоритет за северными народами. В Южных странах жарко, и люди рождаются слабые, трусливые, поэтому там деспотия, а на севере люди смелые, храбрые, поэтому там устанавливается демократия. Азия была покорена 14 раз, а Европа -3, т.к. в Азии все прирожденные рабы. На Юге жарко, ничего не хочется делать, лень, апатия.

Такой фактор как почва: плодородная почва рождает земледельцев, но земледельцы не войны и они оказываются в подчинении рабами.

Территория - большая территория тяготеет к созданию деспотии, а маленькая к демократии.

Религия: ислам - деспотия, а христианство - демократия.

Эта идея научная, но примитивная, у него много натяжек, хотя пытается основываться на объективом материале (связи с составом почв и т.д.).

Принцип важен - активно применяет социологический подход. Монтескье стоит у истоков социологии. Создаст социологию потом Огюст Конт. Суть - показать взаимосвязь социальных явлений между собой и с природными явлениями.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 476; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!