Вопрос 13. Политико-правовое учение Томаса Гоббса



Томас Гоббс (1588 - 1679)

 

Характеристика. Прожил много. Но здоровьем был слаб. Философ и политический мыслитель. Фигура крупная как политический мыслитель. Без политического компонента он резко сдувается.

Биография. Родился в семье сельского священника, учился в Оксфорде, подрабатывал гувернером. Живя в Париже, несколько лет обучал физике и математике наследника английского престола - Карла II.

Гоббс - книжный человек. Его дело - писать, быть при власти в качестве идеолога политических направлений. Как только начинается революция, он уезжает во Францию и пережидает там, пока к власти не приходит Кромвель. Пишет свое первое крупное сочинение "О гражданине", где исповедует монархические идеи - доказывает необходимость абсолютной неограниченной монархии. Потом он захочет вернуться в Англию и пишет "Левиофан", в котором обосновывает идеи республики. По возвращении в Англию занимался государственной деятельностью - подготовкой университетской реформы. После смерти Кромвеля он уезжает, корректирует "Левиофан" в пользу монархии, Стюарты его прощают и он возвращается на родину, но его обвиняют в атеизме и ко двору не допускают. Но жизнь он окончил спокойно: отошел от политики и занялся изучением гражданской войны.

Гоббс был человеком, который держал нос по ветру – он просто приспосабливался.

У Гоббса было состояние, которое позволяло ему писать.

Основные сочинения: "О гражданине" (1642), "Левиофан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского" - сочинение крупное, туда входит в переработанном виде "О гражданине". Там много религии, философии. Без этого сочинения, Гоббс "идет резко вниз без парашюта". Гегель в отличие от Гоббса является основателем направления и написал очень много.

Масштабы написанного - среднепишущий писатель. Не много и не мало. 5-6 томов по 700 стр.

Если сравнить его с Маккиавелли: Маккиавелли общепризнанный, рассуждает о политике на базе истории, читаем между строк, Гоббс идет просто вглубь, рассуждает о государстве, праве, политике, церкви. Он теоретик в чистом виде. 

Критерий серьезности автора - актуальность до сегодняшнего дня. Классика не приходящая, каждый раз читаешь и понимаешь, что это - свежо и не устарело. Тексты Гоббса в этом смысле - образец.

Методология. Деист. Сенсуалист - направление в теории познания: познает мир с помощью органов чувств. Эмпиризм. Антиклирикализм (не нравится ему влияние церкви на общество). Сторонник механистического материализма: рассматривает мир как связь между свободными телами (в учебнике написано, что он создатель этого направления). Идея основана на механике Ньютона: тела различаются величиной, формой, положением и движением; высшие формы развития сводятся к механическому движению, перемещению; связи между телами детерминированы, подчинены закону причинности.

Его задача - обосновать права верховной власти и основные права, исходя из природы человека и из библии. Он постоянно ссылается на бога. Он не атеист. Мир - результат воли бога.

Концепция человека. Человеческая природа порочна. Люди объединяются, потому что боятся друг друга. Свобода человека не ограничена: каждый имеет право на все, даже на жизнь другого человека. Причина равенства людей - взаимный страх. Люди равны, поэтому между ними такая нездоровая конкуренция, когда каждый пытается жить за счет другого. Это ведет к постоянным конфликтам, невозможности обеспечить собственное благо и спастись от зла - рождает "войну всех против всех". Причины бояться: основание равенства и желание причинить друг другу вред и за счет этого получить себе выгоду.

Человек способен к жизни в обществе не от природы, а благодаря знанию. Люди объединяются из-за взаимного страха и подозрительности, угрозы всеобщего уничтожения. Человек не рождается способным жить в обществе, этому надо учиться. Есть 2 требования, в силу которых люди объединяются: 1) потребность добиваться права собственности на вещи и 2) разум, в силу которого каждый пытается избежать смерти.

ЕП и ОД. Гоббс - сторонник теории ЕП и ОД.

ЕС: все люди от природы свободны и равны. Но такая свобода не гарантирована. Равенство рождает взаимное недоверие, у всех есть право на все - это рождает войну всех против всех. Каждый стремится обеспечить свою безопасность.

Идея ОД: основа - страх смерти, инстинкт самосохранения, борьба за безопасность. Цель - обеспечить мир, защиту, условия для счастливой жизни. Концепция единой воли (позднее ее дорабатывал Руссо). Единство цели и интереса - без этого государство не состоится. Важен механизм принудительности, чтобы сдерживать порочную природу человека.

Договор заключается и возникает государство, т.к. у всех людей возникает стремление создать для всех государство.

Важная особенность договора – механизм принудительности. Заключая договор, люди отказываются от части своих естественных прав в пользу власти. Договор заключается для того, чтобы государство помогло принуждать людей. Гоббс эмоционально сравнивает естественное и государственное состояние. Естественное состояние – одиночество, варварство, невежество, дикость. А государство – взаимопомощь, благонадёжность, доброжелательность и т.п.

Пути возникновения государства: 1) приобретение - завоевание, 2) установление - ОД. Оба случая законны.

Понятие государства. Государство есть единое лицо, сложившееся из многих лиц, чья воля на основании заключенных ими соглашений, должна считаться выражением воли их всех, и это лицо может использовать силу и возможности каждого для их общей защиты и обеспечения мира.   

Основные черты:

1.Следствие договора

2.Единое лицо

3.Основано на единой воле граждан, заключивших договор

4.Обладает верховной властью

5.Цель - мир и безопасность граждан.

Гоббс сторонник органической теории государства. Основатели в Античности. Государство воспринимается как некий единый организм. Чтобы аргументировать это единство он проводит аналогию с живым организмом. У Гоббса немного примитивно:

верховна власть - душа,

исполнительная и судебная власть - суставы,

награды и наказания - нервы,

советники - память,

справедливость и закон - разум и воля,

положение дел в государстве сравнивается с состоянием человека (гражданский мир - здоровье, смута - болезнь, гражданская война - смерть государства).

Что здесь правильно? В принципе правильно говорить, что государство - это всегда единое целое. Между органами есть крепкая связь.

Государство Гоббс называет великим Левиафаном или смертным богом, которому мы обязаны миром и защитой. Левиафан - библейский персонаж (книга Иова): это - огромное и грозное с виду морское чудовище или рыба, но оно выполняло доброе дело - оберегало мелкую рыбешку от хищников. На рисунке в первых изданиях "Левиофана" его изображали в виде огромного человека, тело которого состоит из множества человеческих тел, в руках он держал крест и меч (символы благих целей государства и его грозного характера, а также единства, поскольку люди в государстве как бы срослись в единое целое). 

Государственный суверенитет. Первооткрыватель - Жан Боден. Гоббс подчеркивает неделимый и абсолютный характер государственной власти. Выступает противником разделения властей, поскольку это ведет к разделению суверенитета.

Гоббс указывает на черты, которые государство характеризуют ка суверенное:

Абсолютность

Надзаконность

Неделимость

Непередаваемость

Отношение к разделению властей. Это - то, к чему стремится английская революция. Надо отделить монархическую и исполнительную власть. Гоббс против. Он связывает идею сочетания властей и суверенитета. Разделение власти означает деление ее воли и суверенитета. Так появляется 2 источника власти; это и приводит к революции. 

Гоббс по большому счету не уступает себе, даже изменяя свои труды: он всегда выступает за сильное суверенное государство. Гоббс фиксирует рождение нового государства, которое направлено на наращивание мощи.

Границы власти в государстве. Гоббс говорит много и по-разному. Есть государственный суверенитет, который безграничен, но с другой стороны власть ограничивается человеческими законами. Мысль антиномична - два тезиса, которые не связаны между собой. Суверенитет и неограничен, и ограничен.

Суверен должен подчиняться естественным законам, но ответственность только перед Богом. И только суверен может судить о соответствии права естественному закону.

Государство и граждане.

1. Государство не связано обязательствами перед гражданами. Аргументация - из концепции ОД. Государство есть воля самих граждан. Народ, передав власть другому лицу, сам перестает быть лицом. Государство свободно от любых обязательств.

 Государство - факт биологической жизни. Оно рухнет. Когда государство подавляет бунт (патологию болезни), у него есть своя правда.

2. Граждане не вправе сопротивляться верховной власти. Это противоречит договору. Злоупотребление как наказание за грехи. Нужно терпеть. Как можно противостоять против самих себя? Государство - это мы.

Граждане вправе использовать сопротивление: не все права могут быть отчуждаемы и нарушаемы - с целью лишить жизни, здоровья, заключить в тюрьму. Можно защищаться и от тех, кто действует так по закону. Но не в целях защиты другого человека.

Это тоже антиномия.

3. Проблема расторжения ОД. Революция - расторжение договора. Верховная власть не может быть уничтожена - возникает как

• Отречение от власти правящих

• Завоевание государства врагами

• Отсутствие наследников для монархии

В этих случаях возвращаются в ЕС, нужно заключать новый ОД.

Обязанности государства. Вытекают из цели ОД: мир, безопасность, благо народа. Обеспечение равенства перед законом, против партий, мятежей, против безделья, непомерного сопротивления, занимается просвещением,

Права и свободы граждан. Считается, что Гоббс отстаивает авторитетный мир правления.

Левиофан - библейское чудовище, организм, созданный из других людей.

Все люди одинакового свободны и равны от природы. Неравенство создается гражданским законом. Свободен тот, кто может делать желаемое. При возникновении государства человек сохраняет столько свободы, сколько необходимо ему для жизни. Суверен устанавливает пределы прав и свобод. Свобода поданных состоит в возможности делать все то, что не запрещено (это либартельная трактовка свободы).

В учебнике говорится, что в отношении "диссидентов" (инакомыслящих) государство находится в ЕС, в состоянии войны, как с врагами. Государство может судить о том, какие мнения враждебны миру и соответственно запрещать их распространение. + Церковь, по Гоббсу, превращается в департамент государства.

Идея народного суверенитета. Сторонник ОД. Верховная власть учреждается народом, источник власти - народ. Воля народа выражается воле правящих.

Формы государства.

- Монархия

- Аристократия

- Демократия.

Неправильно выделять правильные и неправильные формы, потому что это - оценочные понятия.

Гоббс отвергает идеи о смешанной форме государства, потому что это ведет к дроблению властей и суверенитета.

Демократию Гоббс осуждает, потому что 1) "черни доступна большая мудрость", 2) при демократии возникают партии, что ведет к гражданской войне. Аристократия лучше, поскольку она ближе к монархии. Монархия - лучшая форма.

Концепция монархии не та, какая в Средневековье. Классика: монарх - помазанник божий, источник власти и суверенитета. У Гоббса на теории ОД и ЕП. У него рационалистический принцип. Любая верховная власть радеет к корысти, но монархия лучше: одному человеку надо меньше, чем многим, решения его более стабильны, у него меньше личных врагов, он больше заинтересован в благосостоянии народа.

Религия, церковь и государство. В 16 веке. Устанавливается англиканская церковь. Революцию делают кельвинисты. Гоббс поддерживает англиканскую церковь, но церковная власть подчиняется светской (речь идет о клире - среднем звене). Отстаивает свободу совести.

Причины распада государства: неумение правильно организовать, частные суждения о добре и зле, подчиненность суверена гражданским законам, увлеченность демократическими идеями, разделение власти и др.

Правовая теория Гоббса. Пишет об этом много.

Различает ЕП и естественные законы (ЕЗ). Не надо смешивать эти понятия: ЕЗ приходит на смену ЕП. ЕП - способность человека делать все, что он хочет (то еть неограниченная свобода). ЕЗ - норма, признанная ограничивать ЕП, предписывать, что стоит делать, а что - нет (предписания, ограничивающие свободу).

Гоббс дает много классификаций законов. Важнейшая:

 божественные законы.

 человеческие законы.

 естественные.

ЕЗ - требования разума. Законы природы неизменны, вечны. ЕЗ - одновременно и морален, и божественен. Суть ЕЗ сводится к универсальному правилу: не делай другому того, что ты считал бы неразумным по отношению к себе самому. Формулирует 17 ЕЗ. Первый - установить систему безопасности: стремление к миру. Остальные: справедливость ("давать человеку его собственное", то есть уважать его собственность), благодарность, взаимная уступчивость (или любезность), прощение обид, принцип отмщения (исключительно при руководстве будущим благом), беспристрастие, законы против оскорбления, гордости, надменности, законы об использовании общих вещей, жребии, первородстве, первом владении, о посредниках, о свидетелях, о подчинении арбитражу, никто не может быть судей в деле, к которому проявляет пристрастие.

Гражданские законы есть приказы человека или собрания, наделенного верховной властью в государстве. Это - законы, установленные самой властью. Такая трактовка примечательна тем, что Гоббса считают родоначальником юридического позитивизма. Ключевая идея: право понимается как приказ власти, суверена. То, что власть назвала законом, - это и есть закон. Гоббс выбивается из общего ряда. Законы, установленные властью, первичны.

Господствовала идея ЕП, которая решала дихотомию между законом и правом в пользу права. Если закон не соответствует праву, его нужно менять. 

Основные черты закона:

• Закон есть приказ суверена

• Законы должны быть обнародованы

• Законодатель должен быть известен

• Закон направлен на благо народа

• Должна быть цель принятия закона

• Формулировки краткие, точные

• Должен соответствовать божественным естественным установлениям.

Суды. Идеи демократические, не авторитарные. Суды и судьи - представители суверена. Никто не может быть судей в собственном деле. Каждый судья должен решать, что есть право, а что не есть право, а не то, что удобно для государства - то есть руководство законом. Качества хорошего судьи: ясное понимание ЕЗ, презрение к излишнему богатству и чинам, способность обдумывать, запоминать, без эмоций.

Высокого мнения об организации судов.

Преступление и наказание. Свобода - отсутствие страха перед наказанием. Наказание должно соответствовать тяжести преступления. Цель в том, чтобы направить волю человека в нужное русло, а не наказать его. Удерживать должна идея неотвратимости наказания. Где нет гражданских законов, нет и преступления. Незнание ЕЗ не оправдание. Уголовный закон не имеет обратной силы. Могут быть смягчающие обстоятельства.

Причины преступления: 1) страсти 2) неверное представление о законах. 

Собственность. Собственность возникает только с государством, которое закрепляет собственность за нами. Это позитивизм.

Международные отношения. В международных отношениях сохраняется ЕС - борьба всех против всех, поэтому господствует право сильного.

 

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 1166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!