Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.)
Биография. Древнеримский политический деятель, политический мыслитель, философ, выдающийся оратор и писатель. Его отец, принадлежавший к сословию «всадников» (римская горгово-финансовая аристократия), дал Цицерону прекрасное образование.
Жизнь и деятельность Цицерона пришлись на период кризиса и упадка римской республики, бессрочных диктатур Суллы и Цезаря и перехода к императорскому Риму. В 81 г. до н. э., проведя в качестве адвоката гражданский процесс против одного из любимцев Суллы, Цицерон был вынужден несколько лет скрываться в Греции и Малой Азии. В Афинах он слушал видных греческих философов, близко познакомился с различными философскими школами. После смерти диктатора Цицерон возвратился в Рим, политическая карьера, пик: избрание Цицерона в 64 г. до н. э. консулом (высшее должностное лицо республиканского Рима). Находясь на этом посту и позднее, он проявил себя поборником сохранения аристократической республики. Важной вехой в жизни Цицерона стала его победа над неудачливым кандидатом в консулы Каталиной, готовившим государственный переворот с целью свержения республиканской власти и установления незаконной диктатуры. Цицерон раскрыл этот заговор и убедил сенат казнить без суда наиболее активных заговорщиков, за что был провозглашен «отцом отечества» (62 г. до н. э.).
После избрания Цезаря на должность консула в 59 г. до н. э. (он, видимо, входил в число сторонников Каталины) Цицерону фактически предъявили обвинение в организации убийства участников заговора. Цицерон выпросил себе пощаду у властей и покинул Рим. Однако вскоре ситуация изменилась и Цицерон смог вернуться в Рим. В 51 г. до н. э. его послали проконсулом в малоазийскую провинцию Киликию. В дальнейшем влияние Цицерона возросло настолько, что после смерти Цезаря в 44 г. до н. э. он стал фактическим главой Рима и провел через Сенат решение о признании законным наследником Цезаря его внучатого племянника Гая Октавия, ставшего позднее первым императором Древнего Рима Окта вианом (Августом). Цицерон пал жертвой политических интриг: его убили по приказу Антония (полководец, который претендовал на роль политического наследника Цезаря) с молчаливого согласия Гая Октавия.
|
|
Сочинения. Написал много. Политико- правовая проблематика наиболее полно представлена в диалогах «Государство» (сохранился лишь во фрагментах), «Законы» (остался незавершенным) и трактате «Об обязанностях».
Философские и политические воззрения :влияние Платона, Аристотеля и других античных авторов.
Основная цель и задача науки — воспитание гражданина, полезного государству. Мудрость, важна не сама по себе, а своей практической направленностью.
|
|
Мировоззрение. Близко к пантеизму: природа и бог у него то сливаются воедино, то дополняют друг друга. Исходящий от Бога и природы разум пронизывает все мироздание, весь мир, в том числе социальный (человека, общество, государство, политику, право). Мир политики — часть природно-божественного универсума, существующего по законам разума.
Отношение к справедливости — это абсолютная ценность, «высшая добродетель», «высшее благо»; цель человека и общества — стремиться к ее достижению и сохранению. Защищая справедливость, общество, государство и человек защищают человеческое в человеке, его божественную природу.
Справедливость у Цицерона имеет отчетливый общественный характер, направлена на установление гармонии в обществе.
Проявления справедливости, универсальны: на бытовом уровне, в отношениях публично-правовых и частноправовых, между различными сословиями, между свободными и рабами, между народами и государствами. Государство и законы всегда должны быть справедливыми, в противном случае они утрачивают свою ценность и предназначение.
Справедливость состоит, во-первых, в том, чтобы никому не причинять вреда (если только вред не был вызван противозаконным поведением другого лица), и, во-вторых, в том, чтобы служить общей пользе. Важнейшим свойством справедливости является также требование равенства, под которым Цицерон понимает" формальное равенство граждан перед законом.
|
|
Происхождение государства: близок к Аристотелю: государство возникает в силу общественной природы человека, люди объединяются, подчиняясь требованию разума жить сообща. Важную роль в появлении государства играет природное желание человека продолжить свой род.
Государство есть достояние народа, благополучие народа является залогом крепкого и разумного государства.
Основы стабильности государства:
строгое соблюдение религиозных обрядов,
наличие общего для всех интереса, подчинение индивидуальных целей общему благу
Государство — это высшая социальная ценность, своеобразный «земной бог», требующий поклонения и жертв.
Форма государства. Различает царскую власть (монархию), власть оптиматов (аристократию) и власть народа (демократию).
Царская власть привлекает благоволением, власть оптиматов — мудростью, власть народа — свободой.
Данные формы государства несовершенны, так как не предусматривают «ступеней общественного положения»; каждая форма дает преимущества какой-либо одной группе граждан. Следствием такого положения является отсутствие в государстве равновесия и устойчивости: монархия перерождается в тиранию, власть оптиматов — в клику, а демократия — в безвластие.
|
|
Лучшей формой государства Цицерон считает смешанное устройство, возникающее в результате слияния трех простых форм.
Такое сочетание должно обеспечить, по Цицерону, «великое равенство» (равенство граждан перед законом), свободу и прочность государства (вследствие баланса интересов различных слоев населения). Разрабатывая свой политический идеал, Цицерон имел в виду прежде всего римское государство; он рассчитывал, что смешанное устройство позволит Риму существовать вечно и обеспечит ему стабильное процветание.
Правитель государства — это выдающийся и ученейший муж, для которого основная цель — счастливая жизнь граждан.
Основные правила деятельности — 1) руководствоваться интересами подвластных, забыв свои собственные и 2) заботиться о государстве в целом, не отдавая предпочтение какому-либо сословию.
Он должен быть мудрым, справедливым, воздержанным, красноречивым, сведущим в праве, знать сочинения греков. Истинный правитель не прислушивается к черни и не связывает своих надежд с получением наград, обладает способностью смягчаться и быть милосердным, проявлять доступность и душевную простоту. Мудрый правитель борется с преступностью не только с помощью санкций закона, но также развивая в людях чувство стыда, воспитывая в них добрые нравы и распространяя философские учения.
Право.
Естественное право.
Определение законов. «Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает...» И второе: «Закон есть решение, отличающее справедливое от несправедливого и выраженное в соответствии с древнейшим началом всего сущего — природой, с которой сообразуются человеческие законы, дурных людей карающие казнью и защищающие и оберегающие честных людей».
Законы, соответствующие божественному разуму и природе, нельзя ни отменить, ни изменить: они распространяют свое действие на все народы и на все эпохи.
Важнейшее условие действия законов — убеждение граждан в том, что всем правят боги. Поэтому в деле правового регулирования он отводит ведущую роль жрецам.
Существенный признак закона Цицерон усматривает в том, что он «принят и установлен ятя всех». Аргументы почему таким должен быть закон:
· право есть следствие разума
· право есть основа взаимопонимания и сотрудничества
· идеальный правитель невозможен, поэтому народ ограничивает правителей правом.
Законы для всех, правители должны их соблюдать. Режим законности – величайшая ценность. Законы должны соблюдаться при назначении наказания.
Война - звериный способ разрешать споры и прибегать к нему надо только тогда, когда устранить конфликт нельзя путем переговоров. Войны надо начинать, имея в виду справедливую цель и не совершая иротивозаконий. Справедливость требует, чтобы войне предшествовало предъявление требований или как минимум объявление о начале воины. Слово надо держать даже перед врагом. Войны надо вести, воздерживаясь от жестокости, после войны следует сохранить жизнь тем, кто не был во время войны «ни свиреп, ни жесток».
Вопрос 4. Христианство
План:
1. Почему важно
2. Что такое религия
3. История христианства, источники христианства.
4. Политика-правовая мысль. Характеристики: Теоцентризм, Символизм, Консерватизм, Линейное восприятие времени,разграничение абсолютного и относительного, четкие границы между церковью и обществом, церковью и государством.
Идеи: свобода, равенство, анархизм, эсхатологизм, Революционность, Коммунизм, Непротивление злу насилием, приоритет религиозной нормы перед правовой.
5. Достижения и недостатки.
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 533; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!