Тут работают два принципа – принцип равенства и принцип неравенства.



Вопрос 1. Платон.

 

План:

Общая характеристика Древней Греции (нам важно понимать в каких условиях складывается учение)

· Полисная система: нет четкой границы между государством и обществом, родовое сознание преобладает над индивидуальным , основывается на рабовладении, государство сильно контролирует личность.

· Философия: философы создали классические, абсолютные модели. Греки – государство, римляне – право. Циклическое понимание времени. Политика, право, этика, природа – единое целое

Собственно Платон

 

1. Биография: аристократ, ученик Сократа, философ-идеалист, создатель Академии, по настоящему крупная фигура – создатель направления.

2. Сочинения: Диалог Государство, Диалог Закон, Диалог Политик.

3. Философия:

· Объективный идеализм (Ворд предложил исправить идеализм на идиотизм: Жуков бы одобрил): мир идей и мир вещей, бессмертие и переселение души.

· Проекты Платона.

Проект 1 – Государство. Идеи: справедливость, происхождение государства, 3 сословия и их характеристика, против семьи, частной собственности. За селекцию и отбор лучших, сверхзадача – регламентировать жизнь отдельного человека для достижения коллективного счастья.

Классификации форм государства – их 2 в диалоге Государство и диалоге Политик.

 

Проект 2 – Законы. Говорит о порядке и устройстве государства.

География и 5040 семей, 4 класса, гос.институты.

 

 

Древняя Греция. Платон

Когда возникает вопрос онтологии (учение о бытии), эстетики, этики – нам не особо важно, когда и где авторы теорий жили. Вещи довольно абстрактные.

А вот специфика политических учений в том, что есть жесткая привязка к конкретной эпохе. Фашизм, социализм, анархизм – они всегда тесно связаны с эпохой.

Древняя Греция. Общая характеристика.

Полисная система. Полисы – города-государства, совсем небольшие: 35-40тыс.чел.

 Кто-то считает, что это очень похоже на конфедерацию. Но были общие связи, единая культура, политические союзы.

Что такое Древняя Греция эпохи полисной системы и дальше ближе к нам (до начала нашей эры). Древнегреческий полис – это нечто среднее между государством и обществом. Это и то, и другое. Если возьмем современное государство (Западное), то можешь четко отличить государство (государственный аппарат), а все что не государство – это общество.

В Древней Греции эту границу тяжело провести. Спарта – там каждый член общества – воин и участвует в управлении.

У Аристотеля – гражданин – это лицо, которое состоит на государственной службе. А у нас гражданин – лицо, которое состоит в политико-правовой связи с гражданством. Можно не участвовать в политике и быть гражданином нынче.

Для нормального грека тяжело было провести границу – «вот это мое дело, а вот это публичное дело». Дела государства – это мои личные дела, не было такой отстраненности от власти, какая сейчас есть у человека в Западном мире. Не было четкого индивидуального сознания. Берем даже нашу культуру – это культура наиболее индивидуалистическая – человек противопоставляет себя государству, среде, в которой он находится. Такое внутреннее эгоистическое общество.

А в Древней Греции у людей родовое сознание преобладает над индивидуальным (5-6 веков назад из общинно-родового строя вышли). Древняя Греция и Древний Рим – основа всей нынешней западной культуры.

До 18 века изучали наследие Древнего Рима и Древней Греции. Практически 1500 лет перелопачивали это наследие.

Древнегреческое общество основывается на рабовладении. Раб, как говорит Аристотель, говорящее орудие. Чтобы быть рабовладельцем, чтобы чувствовать эти принципы, надо иметь такое сознание. Для современного человека это странно, революция в сознании – как делать работ себе подобных?! Но у арабов – даже есть кое-где законное рабовладение. Или во время Чеченских войн – торговали людьми как скотом.

Пик развития: 6-5 в до н.э., подъем национального духа, связанный с тем, Греция устояла в войнах с Персией. Длился 50 лет. Потом поражение – закат Греции, кризис. Здесь и появляются Платон и Аристотель.

Древнегреческие мыслители, поэты, философы создали совершенные образцы. Они классики, к которым человечество постоянно обращается. Например, Гомер! Непревзойденный классик. И мы можем к ним обращаться и сличать. А вот как там было в Древней Греции, что там у них было? Смотрим на этих мыслителей.

Достижение Рима – классические формы государственности, абсолютные образцы. Вся Европа потом будет равняться на это устройство. И римское право – уникальный феномен! Что касается политической мысли – то пальма первенства у греков все же.

Была у греков мысль «вечного возвращения» (этим отличается от средневекового европейца). Платон, Аристотель – все понимали циклически. Есть сводная точка, с которой все начинается, проходит ряд стадий, а потом туда возвращается и умирает.

Гераклит – миро возникает, а потом сгорает и так до бесконечности. Двухфазовая цикличность.

Напротив, Средние века – линейное понимание времени. Вначале было создание мира, а потом будет второе пришествие Иисуса Христа.

Для древних греков было характерно рассматривать политику и право в совокупности с этикой. С 18-19 века уже пошла специализация – вот тебе этик, вот политика, вот право. Как в праве – чем дальше, чем больше отраслей права, специализация более узкая.

В США хирурги даже специализируются на одной конкретной операции.

Для современного специалиста-юриста, который занимается политическими учениями. Берем политолога, ему характерно рассматривать политику в отрыве от религии, этики и т.п. А для грека это немыслимо – политика и этика рассматриваются вместе. Как человеческий организм, общество – целостная система. На общество влияют даже космические ритма (приливы и отливы делают отток от берега, а тут человек – песчинка).

Платон

Годы жизни: 427-347 до н.э.

Платон не просто философ, он – родоначальник идеалистической философии.

Традиционно в философии выделяется идеализм и материализм (в основе – материя).

· Материалисты считают, что первичная материя.

· Идеалисты считают, что первичная идея. Бывает объективный и субъективный идеализм.

Объективный – есть разум, Бог, лежащий в основе всего, не зависящий от человека.

Субъективный – есть в основе нечто идеальное, но оно проходит через сознание отдельного человека. «Мир – это мое представление» - это радикальный субъективный идеализм.

Есть еще агностицизм – установка, которая говорит о том, что нельзя понять имеет ли мир начало идеальное или материальное. Человеческому разуму это не дано.

 

Биография.

Платон из семьи аристократов. И был таковым до мозга костей. И поэтому ненавидел демократию, этих безродных выскочек.

Платон – ученик Сократа. И идеи Сократа переходят в Платона. Аристотель критикует не Платона, а Сократа, т.к. для Аристотеля Платон – это то, что он записал за Сократом (а Сократ ни строчки не записал). Смерть Сократа стала для Платона потрясением, он путешествует, пытается реализовать свои идеи на практике.

Платон – это философ. Человек, который «витает где-то в облаках»? Нет, он создавал свою философию, чтобы можно было свои проекты создавать. Поэтому он в Сиракузы к тирану Дионисию (старшему и младшему) дважды ездил. Однажды его в рабство продали и друзья его выкупали. Но он верил в себя как в гения, как в творца (комплекс гения – он есть у гения и у всякого творческого человека).

Платон основал свою философскую школу Академию, которая просуществовала практически 1000 лет.

Это колоссальная фигура. Вот как в опере – есть хорошие, а есть выдающиеся. Шекспир – непревзойдённый мастер, который свою тень отбросил на несколько веков вперед.

Политическую мысль как правило формировали философы до тех пор пока не пошла специализация (с 18, 19 века).

 

Вопрос – как определить роль того или иного человека в истории политологии?

· Количество написанного

· Качество написанного

· Степень влияния его работ

Платон породил платонизм и неоплатонизм. Он сумел создать свою направление и в его тени творили еще многие и многие века. Он прошибает стену, а потом десятки лет авторы помельче все это перерабатывают. Вот это Платон – это веха.

Ницше. Крупный автор, может быть даже гениальный. Но не создал своего стабильного направления. Пусть даже было у него влияние. А вот так, чтобы создать направление, в рамках которого потом просто будут создаваться идеи – вот таких авторов не много. Ну 10 можно таких насчитать.

Берем Маркса – 20 век без него невозможно представить.

Сочинения Платона

Не все, что дошло до нас под именем Платона было действительно написано им.

Есть 4 тома страниц по 700 стандартного формата – вот весь Платон. Достаточно ли этого, для того, чтобы стать великим? Много или мало?

Для сравнения – полное собрание сочинения Ленина – 55 томов. По формату книг Платона – это томов 40. Маркс и Энгельс – это томов 60 «огромных кирпичей». Чтобы столько писать надо писать каждый день. И это не просто какой-то мусор, а там каждое слово имеет место.

Возьмите литературу Чехова и Хэмингуэя – там нет лишних слов. А у посредственностей много могло и не быть. Важно писать сразу, много и сразу гениальное.

4 тома Платона до нас дошло. Но до нас многое не дошло. Три основные работы, которые интересуют нас.

1. Диалог Государство

2. Диалог Закон

3. Диалог Политик

 

У Платона его тексты Государство, Законы и Политик. Литературная форма – диалог. У него в тексте есть 3,4,5 действующих лиц, которые между собой беседуют. Это не абстрактный теоретический текст, а диалоги.

Законы – последняя работа Платона – самая большая книга. Государство – на 2 месте по объему. Самые объемные работы носят политико-правовой характер.

Что нужно сказать о языке Платона. Платон излагая свой текст использует постоянно метафоры, образы, мифы. Его нельзя назвать в строгом смысле ученым. Ученый работает методом индукции – набрал фактов и делает теорию. А Платон вначале создает общую теорию, миф, а потом пытается под нее подстроить действительность (дедукция). У Платона много этики, много религии, его научным не назовешь, даже с точки зрения текстов Аристотеля – у него уже четко, гладко, логично.

Платон – почти как писатель, почти как поэт.

Философия Платона

Он объективный идеалист. Концепция такая – все мироздание делится на:

1. Мир идей (мир идеальный)

2. Мир вещей (мир реальный, эмпирический)

Человек находится в пещере, где трудно жить. И вот он выходит оттуда. Когда человек видит мир идей, он прозревает. Вот эмпирический мир, который дается нам в ощущениях – кажущийся, ложный. А настоящий мир открывается уже после смерти, когда ему открывается мир идей.

Каждую вещь, которую мы видим мы можем эмпирически ощутить лишь потому, что есть такая идея. Есть лошадь, т.к. есть идея лошади и т.п. Есть идеальное «реальное» государство, т.к. есть идеальное государство (в мире идей).

Он сторонник переселения души, сторонник бессмертия души, которая просто меняет место своего существования. У него есть идея, что души могут быть повреждены грехом. Душа требует очищения, она проходит десятитысячный цикл. Есть определенная мера воздаяния за неправильные поступки. В диалоге «Государство» есть сцены ада, в котором показано, как поступают с грешниками (как кожу сдирают с них и т.п.).

Т.е. во всем эмпирическом мире есть законы, которые нам дает Бог, их преступать нельзя.

 

Два проекта – диалог Государства и диалог Законы.

Чтобы на 5 сдать ИППУ – надо знать оба проекта.

 

Первый проект – Государство

Платон пытается создать идеальный строй, который нужен человеку. Считается, что он наименее приспособлен для человека.

Какие там основные идеи?

1. Первый вопрос, который ставит Платон – это вопрос справедливости.

Понятие справедливости – это ключевая категория (этическая) для древних греков и римлян. Они все пытаются построить идеальный мир политики на основе справедливости. Если государство и право не основаны на справедливости, значит это государство и право порочно и должно быть изменено.

Платон что подразумевает под справедливостью? Вещь нынче эта очень субъективная. Но сказал лучше всех Аристотель.

Справедливость – эта мера человеческого поведения. Кто ее нарушает – после смерти обречен на муки.

Справедливо никому ни в чем не вредить. Это воздаяние должного каждому человеку. Несправедливость – порочность и невежество, раздор и ненависть, междоусобица. Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – справедливость. Справедливость в том, чтобы делать то, что ты должен делать.

Каждый, появляясь в этом мире, должен занимать свое место, а не чужое. И это будет справедливо. Что хочет сказать Платон? Боги, природа позаботились о том, кем будет человек в этом мире. И надо пытаться прыгнуть выше своей головы, не надо пытаться стать тем, кем ты никогда не сможешь стать. У тебя есть от рождения то, что ты можешь и должен использовать. Если тебе это не предназначено что-то – не пытайся это делать.

Это положение антидемократическое. В демократии – люди равны. Американская мечта – каждый может стать президентом, миллиардером. Платон же считает, что люди не равны. Не делай то, что не предназначено природой. Если ты этим занимаешься, то ты нарушаешь справедливость.

2. Происхождение государства (в диалоге «Государство»).

Пишет 2 или 3 абзаца на тему происхождения государства. Платона и Аристотеля не интересует вопрос происхождения государства.

Государство возникает из разделения труда. Т.к. у каждого общества есть те или иные потребности – в железе, еде – каждый начинает это делать. А так как это надо всем, то это начинает объединять людей.

Когда читаешь учебники, то об этом редко пишут, что Платон о том как возникает государство мало писал.

3. Обоснование сословного строя

Есть 3 начала в человеке: разумное, яростное и вожделеющее, которые в Государстве трансформируются соответственно в совещательное, защитное и деловое. Им соответствуют 3 сословия:

· Философов (правителей)

· Стражей (воинов)

· Ремесленники, земледельцы и торговцы

Рабов здесь нет, т.к. предполагается, что они есть. Они – рабочий скот. Это просто говорящее орудие (так говорил Аристотель).

Почему такие слои? Для распределения людей на эти слои Платон использует миф – Боги при рождении одним примешивают больше золота (философы), другим – серебра (войны), третьим – медь и железо (ремесленники).

Платон хочет сказать, что люди от рождения не равны. Кто-то рождается стражем, кто-то философом, а кто-то «медь и железо». Переход не возможен, если у тебя медь и железо и ты хочешь в золото и серебро. И «сверху вниз».

Но если в среде, где медь и железо, рождается человек с примесью серебра или золота (выдающиеся способности), он должен перейти в высший слой! И наоборот, если рождается из верхних слоев лицо с «медью и железом», он уходит в низшие слои.

Тут работают два принципа – принцип равенства и принцип неравенства.

Слой стражи – они там все равны. Там принцип равенства.

Самое общество в целом – базируется на принципе неравенства.

Попробуй сейчас докажи такие антидемократические «установки». Тут сказался аристократизм Платона. Когда люди с низкими способностями хотят достичь высоких постов в сфере политики, то такой политический строй рушится, он будет не надежен.

 

Характеристика сословий

· Философы

Философы – это правители. Это не те люди, которые не помнят какой сегодня день, т.к. они сосредоточены на чем-то важном. Это люди, которые постигли все и могут управлять. Они могут, если надо, принять роды, они смогут выращивать зерно и т.п. Но самое важное качество в том, что они знают мир идей, они знают, что такое идеальный человек и идея государства. Если он это знает, то он может понять, что надо реальному человеку.

Если он знает, что такое идеальное государство, то он сможет и реальное государство создать. Это как режиссер. Нормальный режиссер, когда начинает снимать фильм – имеет этот фильм в своей голове и он начинает набирать под него актеров.

Философы – это люди, которые не хотят управлять, но их просят об этом. Это просто мудрые люди, которые у власти будут благом.

· Стражи или войны

Стражи, строго говоря – это и есть само государство. Стражами их называют, т.к. они охраняют законы (божественные и светские), порядок вещей, основанный на справедливости. Их быт очень детально описывает Платон. Труд Государство – описывается то, как должны жить стражи. Их быт, их воспитание, их мировоззрение.

Платон считает, что семья – это то, что разрушает человека. Нет частной собственности. Нет золота и серебра, все это порождает индивидуализм.

То есть в первых двух сословиях нет семьи, частной собственности – все нан началах общности и коллективизма. У 3 сословия все это есть, но зато они не усатвуют в управлении государством.

 

· Ремесленники и торговцы

Это как почва для двух других сословий. Они Платона не интересуют. Основа ведь – стражи!

Интересно – Платон хочет сделать селекцию для того, чтобы создавать лучших людей – создавать лучшую породу людей. Совокуплять лучших с лучшими.

Платон просто берет те законы, которые есть в животном мире и переносит их в человеческий мир. Нынче есть свобода в этом смысле, но в природе-то самка выбирает сильного самца, слабый уходит. Платон хочет внедрить это в человеческое общество.

Древнегреческая и древнеримская культура – это гомосексуальные эпохи, они там норма. Общение с мужчиной – это для удовольствия в сексуальном плане. А с женщиной – для деторождения.

Для современного человека это набор каких-то абсурдных предложений. Для древних греков это тоже было дико. Этот проект, который предлагает Платон, многое взял из древней Спарты.

А для чего Платон предлагает такой проект, какова же была его сверхзадача? Нужно обратиться к его идее бессмертия души. Человек – слаб, он не может пользоваться своей свободой разумно. Если ему это позволить, то он будет постоянно нарушать справедливость и после смерти попадет не в мир идей, а в чистилище. Чтобы этого не допустить, надо максимально регламентировать быт человека, чтобы он не нарушил справедливость.

Становится понятно, что личность подчиняется государству. Человек подчинившись сохранит свою душу.

Платона из-за этого считают родоначальником тоталитарного сознания. Платон индивидуального человеческого счастья не предполагает. Человек при рождении должен сохранить свою душу, а не получить максимум удовольствия.

4. Формы государства по Платону

Родоначальником этой темы были именно греки. Потом через века это было у философов и юристов. Автор, который пишет о государстве, должен высказаться о формах его правления.

Заложил эту традицию Платон. Древняя Греция была очень хороша для этой темы – там было очень много форм государства. Государства быстро менялись.

2 классификации форм государства – в диалоге Государства и Политик

Надо знать обе!

Диалог Государство

В порядке их ухудшения

· Монархия – власть одного (аристократия – власть многих);

У власти лучшие!

· Тимократия (среднее между олигархией и аристократией)

Тут господствует цензовая система и яростный дух!

· Олигархия (власть немногих, своекорыстная власть богатых);

· Демократия

Строй, где каждый делает то, что хочет, где назначается наказание и не исполняется, где люди с худшими качествами управляют людьми с лучшими качествами.

· Тирания

Почему заканчивается все тиранией? Потому что в условиях «демократии» люди устают от такого порядка вещей. И они зовут тирана, который устроит порядок. А потом теми, кто звал тирана – становятся рабами.

Потом рабы сгоняют тирана, призывают монарха и система идет по новой.

У Платона, естественно, масса оговорок.

Тут как раз идет речь о круговороте форм правления.

Диалог Политик

Выделяют 7 форм государства. Выделяет одну лучшую и еще 6.

· Истинное правление, истинное государство.

В чем особенность? Во главе этого государства стоит философ. И люди в своем поведении опираются не на законы, а на знания.

А философ видит мир идей. Это главная, основная черта. Все остальные – хуже. Далее идет более дробная характеристика.

i. Количество властвующих

· Монархия – власть одного. Правильная форма – царская власть. Не правильная – тирания.

· Власть немногих – аристократия правильно. Олигархия – не правильно.

· Власть большинства. Демократия построенная на законах и демократия построенная не на законах.

Бедность/богатство

Соответствует закону или нет.

 

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 366; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!