Христианская политико-правовая мысль



Почему это важно? Потому что наша культура она христианская. По исламу тоже есть работы, учебник есть, но наш курс в основном европо-центричный. Христианство оказало влияние на всю западную культуру, в том числе и на нас. Были теологические теории права, государства. Они были в курсе ТГП. В учебниках они изложены не очень хорошо. И у студентов представления о них как об устаревших теориях. Но это не совсем верно.

Светские общества появляются в начале 20 века в Европе, США, Канаде. В России только с 17 года. а в остальным странах доминирует религиозное сознание, мифы. Сейчас тоже не надо списывать религию со счетов. Запад и сейчас становится религиозным. Но это только формально в некоторых случаях. Нет четкого отделения церкви от государства. Если брать науку обществоведческую, то она становится светской с конца 19 века. Если брать современный период, то есть постоянный возврат на Западе к теологии. Там история замешана, социология. Например, когда СССР развалилось, то религия пошла вверх, а во времена СССР все были атеисты. Член-корреспондент академии наук Мальцев выпустил книги по теории права, и у него прослеживается религиозность. Это религиозное восприятие мира в обществоведческих науках никуда не ушло, оно находится на подъеме. У нас сейчас показывают Рождество, Пасху по телевизору. Это смыкание церкви и государства. В науке религия активно сейчас присутствует.

Религиозное объяснение действительности- это не примитивная вещь. Религиозная философия 19 века- это выдающиеся произведения.

Что такое религия? Это одна из форм общественного сознания, характерная стремлениям человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом, веры в Бога. Религия предполагает веру в Бога. Религиозное чувство одно из самых фундаментальных чувств в человеке. У него есть обычное ощущение слабости, бренности самого себя. Но когда он попадает в пограничную ситуацию (например, находится на войне), то он замечает, что окружающий его мир качается, всё рушится вокруг него. И он ищет основы, которые позволяют ему выжить. И эта основа- религия. Другого не может быть. Основная масса людей верующие, им нужна опора. Религиозное чувство крайне укоренено в человеческом сознании. Иррациональное и есть в конечном счете Бог. Когда у человека это чувство есть, оно не может не налгаться на восприятие государства, права и политики.

Хорошая книга- «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого. Человек в этой книге понимает, что всё его окружающее бренно, и только Бог дает ему перспективы.

Основные религии.

Иудаизм- возникает во 2-3 тысячелетии до н.э. сегодня иудеев 12-13 миллионов. Это религия евреев.

Буддизм – возникает в середине 1 тысячелетия до н.э.- количество приверженцев- 350, 500 млн-в основном Юго-восточная Азия.

Христианство- возникает в 1 веке нашей эры- 1 млрд приверженцев. Ислам- 7 век до н.э. От 2 до 5 млн приверженцев.

Буддизм, ислам, христианство- мировые религии, т.к. наибольшее число приверженцев этих религий в мире.

 

История христианства.

Оно возникает в Восточных Провинциях Римской империи. Оно возникает из иудаизма. Ранние христиане- это бывшие иудеи. Почему возникает христианство и как возникают мировые религии? Когда общества вступают в фазу серьезных катаклизмов, то тогда мировые религии возникают. 1 век до н.э.,- это эпоха, когда Римская империя начинает трещать по швам. Она просуществовала несколько сот лет и начинает разрушаться. И это наводит на мысль, что это глобальная катастрофа. И нужен миссия, который показал бы путь, куда нужно идти. Люди ощущают грядущую катастрофу и нужна для этого религия.

Христианство возникло как негосударственная религия, противопоставляла себя государству и подтачивало его основы. Хотя христиане и не вступали в открытую конфронтацию.

Потом – лозунг о покорности властям. Сделала возможным легитимацию христианства – Медиоланский (Миланский) эдикт Константина. Христианство становится господствующей религией.

Появляется Иисус Христос, его распяли и этот факт становится фактической основой начала христианской религии.

1054-христиаансвто распадается на восточную ветвь (Византия) и западную (Европа).

17 век- реформации. Возникает протестантизм.

Основные конфессии:

1) Католицизм или католичество. Католиков порядка 660 млн. Это Европа, латинская Америка.

2) Православия- 120, 140 млн- Россия, славянские народы, тяготеющие к России.

Православие не едино как религия. Оно состоит из автокефальных церквей, независимых- Константинопольская (считается главной), Александрийская (Египет), Антиохийская (Дамаск), Русская, Грузинская, Польская, Американская. Их всего 15.

3) Протестантизм-баптисты, квакеры, апостолы Христа, универсалисты.

Протестантизм предполагает определенные принципы- свободу, самостоятельность. А вот православие, как говорили славянофилы, предполагают идею соборности. Человеческое начало здесь слабо выражено, оно не доминирует. Человек- это всегда часть коллектива, и он не может себя активно противопоставить обществу, государству. Православие сдерживает индивидуалистическое начало в русском человеке.

Конфессии имеют значение на понимание государства, права и политики.

Католичество и православие.

Католичество носит экс территориальный характер- есть Римский папа в Риме, и есть Римская церковь, которая носит вненациональный характер, независимо от того, как в Европе менялись границы. С православием другая ситуация, особенно с русским православием- оно всегда формируется в связи с формированием русского государства представить православие без русского государства невозможно. И это слабая сторона православия. Государство всегда принижало церковь, а это недопустимо по многим положениям христианства. А второе, что важно- это территория. Россия и РПЦ параллельно развиваются и друг друга поддерживают, то проблемы в государстве всегда будут отражаться и в церкви. А дробление национальных территорий ведет к дроблению русских православных церквей. Католичество или протестантизму не нужны национальные государства в качестве опоры, а русскому православию очень нужно.

Например, рухнула российская империя, 17 год. Возвращается патриарх. Но советский период показывает, что провозглашение православием лозунгов, что оно не относится к государству, не имеет под собой основы. Человек лишается объективности, когда так происходит. Организационное положение православие влияет на то, как люди оценивают политику.

Источники христианства:

Библия- 66 книг- Ветхий Завет и Новый Завет.

Ветхий Завет- Книга Христиан и иудеев, а Новый Завет- речь идет об Иисусе Христе. Новый Завет- 4 евангелия – Матфея, Марка, Луки и Иоанна, деяния апостолов, послание Апостола Павла и апокалипсис (откровение) Иоанна Богослова. Создавалась в 1-2 веке до н.э. Это учения отцов-основателей церкви.

Как христиане видят мир? Был Бог, есть Бог, который совершает творение. Были Адам и Ева, они совершают грех, и оказываются в руках дьявола.

Следующий этап- появление Иисуса Христа, его смерть и надежда на его воскресенье.

Следующий этап- ожидание второго пришествия Христа, ожидание, что состоится суд.

Особенности христианской политико-правовой мысли

Христианские авторы, начиная с первых веков нашей эры пишут о государстве, о праве. Но у них есть нечто общее. Христианство задает общую систему координат и подводит общий знаменатель.

1. Теоцентризм- для христианского автора всё мироздание существует, формируется, крутится вокруг Бога. Мы все в руках Бога. Это значит, что если брать догматические религиозные учения, то там вопросы политики, государства и права носят вспомогательный характер. Главный вопрос- это вопрос о Боге- есть Бог или нет, и что такое государство и право в контексте всемогущества Бога. Августин Блаженный, Фома Аквинский- для них эти вопросы не совсем второстепенны- они государство и право рассматривают под углом зрения- как они связаны с Богом.

2. Символизм- в Ветхом, Новом Заветах дано всё в зашифрованной форме. Всякая религия символична. Там много культурных элементов, которые нужно расшифровывать.

3. Консерватизм- христианская политико-правовая мысль, как правило, консервативна. Для всякой религии характерно возвращению к источнику, к началу. Всякий автор меряет критерием древности. Последние 10 лет наша власть активно ищет основу для нашего государства. И этой основой является русский консерватизм- это те ценности, которые когда-то были созданы на Руси. Но насколько он угоден для современного государства? Это не очень хорошая основа. Российская империя рухнула потому, что там всё прогнило. И какие ценности, идеалы мы можем взять из императорской Руси, из средневековья? На вскидку ничего не приходит. Любое государство предполагает опору на ценности, которые были созданы. Но вопрос о том, какие это ценности. Русский народ дважды обанкротился- первый раз в 17 году, а второй раз в 91.

4. Линейное восприятие времени- христианство создает новое восприятие времени. Для Платона, Аристотеля был круговорот правления- одна форма сменяют другу- получается цикл. А в Христианстве есть начало мира- акт творения мира и есть конец мира- второе пришествие Христа и конец мира. Линейное восприятие мира кладется в основу теории прогресса. Формирование государства и права понимается как явление, которое прогрессирует.

5. Установка на разграничение абсолютного и относительного. Есть абсолютное, т.е. Бог и есть общество и человек. И это то, что противостоит Богу. И это разграничение между абсолютным и относительным. Это имело последствия начиная с 16 века, с эпохи возрождения- Богом, теологией начинают заниматься теологи, а вопросами государственного управления- политики (например, Макиавелли). У мусульман светская обществоведческая наука не характерна, а вот для европейцев абсолютно характерна.

6. С самого начала, с появления первых христианских общин, и в мысли, и в сознании, и на практике проводятся четкие границы между церковью и обществом, церковью и государством. И это специфика христианской политико-правовой мысли. Например, в иудаизме и в исламе нет разделения церкви и общество и государство. У них это всё религиозная община. Т.е. общество, государство, религиозная община у иудеев и мусульман одно целое. Например, в Израиле государство и религиозна община совмещены. Это государство клериканское. Христианство задает вектор разделения церкви и общества. И до сих пор эта тема актуальна. В том числе и у нас в России. Заявлено, что церковь отделена до государства. Нот естественный рефлекс власти, чтобы общество жило по канонам государства.

 

Политика раннего христианства

Начиная с эпохи средневековья те авторы, которые пишут с точки зрения религии о государстве и праве, всё время возвращаются в христианство, где ищут критерии, по которым нужно мерить действительность.

Ранние христиане- это евреи и греки, а по социальному признаку- это бедные и рабы. Типичная христианская община- до того, как христианство становится официальной государственной идеологией Рима (4 век), христианская община включает в себя свободную бедноту, рабов и рабовладельцев. Было нормально, когда член христианской общины был рабовладельцем, имел имущество, дом, рабов.

Основной источник-это Завет.

Основные идеи христианства религиозные, но неизбежно носят политический характер:

1) Идея свободы. Это религиозное понимание свободы. В Библии это дается так- человек свободен в своем поведении- свободен прийти к Богу и отпасть от Бога. С течением времени религиозная свобода приобретает политическое значение. Например, эпоха революции. Что такое свобода для человека эпохи реформации? Государство не должно вмешиваться в религиозную общину. Фундаментальная основа как свобода приобретает политическое значение. Корни понимания свободы- христианские. Феномен свободы универсальны.

2) Равенство- тоже фундаментальная ценность христианства. Это та черта, которая принадлежит всем мировым религиям. Эти религии привлекают людей идеей равенства. Это идеи, которые находятся на уровне инстинкта человека. С точки зрения христианской догматики равенство означает, что все люди твари Божьи, все люди сотворены Богу, независимо от того, кто ты царь или Бог. Эта религиозная трактовка дополняется политическим содержанием. Идея равенства ключевая, особенно во Французской революции. Анти-монархические работы в эпоху французской революции апеллируют к раннему христианству.

3) Анархизм- ранние христиане анархисты. Они не признают земной власти или нейтрально к ней относятся. Ранние христиане никакого особо протеста Римской империи не возражали. С этим римское государство согласиться не могло. До того, как государство становится земной религией, у христиан царь Иисус Христос и ему они поклоняются. Это догматическое понимание. Анархична религиозная догма. Религиозное восприятие государства и права неизбежно носит политический характер. Анархизм расцветает в 19 веке, и есть в трудах Прудона. Многие ветви анархизма базируется на христианстве.

4) Эсхатологизм- (эсхатология- учение о конце мира). Нерв христианства состоит в том, что весь этот мир бренный. Все ценности мира приходящие. Нас всех ожидает царствие божие. Для ранних христиан это было фундаментальной идей. Они жили идеей скоро пришествия Иисуса Христа. Для него пришествие Иисуса- это цель жизни. Православие и протестантизм по-разному понимают эсхатологизм. Православие, в отличие от протестантизма, не утратило того, что будет второе пришествие Христа. Человек, который живет вторым пришествием Христа, он не будет задаваться вопросами общества, государства. Для него эти дела носят вторичный характер. Происходит девальвация земных дела. У протестантов идея эсхатологизма уходят на второй план. Когда уходит эсхатологизм, повышается ценность жизни и институты жизни: такие как государство, и право. славянофилы писали, что для православного человека не важны вопросы политики, собственности, а важно вопросы царствия Божьего. У православного человека такое суждение- зачем налаживать быт, хозяйство, собственность защищать. Это бренно, это уйдет, а главное- душу свою сохранить. Для православного человека важно пострадать. Чем больше ты страдаешь, тем больше шансов уйти в царствие божье. Православие- это то, чем живет русский народ всё время. Для русского человека важно пострадать, а не создать удобный, комфортный мир.

5) Революционность- ранние христиане революционеры. Они отличаются революционной устремленностью революция- это коренная ломка ранних ценностей. Они революционеры, прежде всего, духа. Они радикально пересмотрели систему мировоззрения, и это была революция в человеческом сознании. Если радикально отрицаются земные институты власти, то это тогда будет определенная революция. Революционная эпоха- это ересь. Она выступает разложителем всеобщей конфессии. Еретическое движение- это проявление революционного духа. Английскую революцию делают протестанты, кальвинисты. Революция начиналась со свободы совести. Они говорили, чтобы государство не влезало в религиозную общину. В Англии это означало революцию, т.к ограничивало власть монарха.

6) Коммунизм- все должны работать. В одной общине мог быть и раб, и рабовладелец. Там был полно блуждающих христьян. Если они туда приходили, то должны были там работать. У христиан в общине была общность имущества. Социализм, замешанный на христианских общинах- Томас Мор. Если брать социалистскую мысль эпохи буржуазных революций, то мы найдем полно авторов, которые обосновывают идею социализма христианскими общинами.

7) Непротивление злу насилием- для раннего христианина очень важно было, что на насилие нельзя отвечать насилием. Насилие рождает насилие. На насилие нужно отвечать добротой.

8) Приоритет религиозной нормы перед правовой. Для ранних христьян право вторично. Главное- это религиозная норма. В России не соблюдается закон, т.к. это влияние православия. Норма светского государства вторична. Для нормального христианина религиозная норма первична.

В посланиях Апостола Павла многие принципы христианства начинают эволюционировать в сторону поддержки государства и права. настоящий христианин должен поддерживать светского правителя. Идет. Он должен поддерживать идеологию с властью Рима.

Достижения христианство: создало сферу, в которое государство не могло вмешиваться - духовную, способствовало гуманизации политики , идеи равенства, уважение к труду.

 

Минусы: пренебрежение к реальной жизни, мифология заменяет попытки рационального познания.

 

 

Вопрос 5. Августин

 

План:

1) Биография.

2) Основные сочинения

3)  Методология

4) Философия истории

5) Учение о человеке

6) Учение о государстве и праве

7) Соотношение государства и церкви

8) Форма государства

9) Отношение к рабству, Отношение к собственности,Понимание права

 

 

Биография.

Августин- это монашеское имя, а Блаженный- это не фамилия, а прозвище монашеское. Нельзя писать «А. Блаженный».

Августин Гипонский: 354-430 н.э. Августин- это христианский теолог, один из столпов христианства.

Мать христианка, отец – носитель римской культуры. Прекрасное образование, изучал философию, особенно сильное влияние оказал Платон.Он был в Северной Африке, в городе Гипоне епископом, первоначально в секте манихеев, потом было путешествие в Рим. Там он принимает христианство и становится христианским сподвижником.

Масштаб этой фигуры колоссален. Августин- первый христианский теолог, который Библию систематизировал, т.е. он систематизатор христианства, Библии. Христианство только-только становится господствующим. Августин создает догматику.

Основные сочинения: главная его работа «О граде Божьем» (основное сочинение- теологическое, а вопросы государства и права носят второстепенный характер), «Исповедь». У них блестящий, легкий стиль написания тестов.

Нужно посмотреть как раннее христианство понимало государство и право.

Методология- во-первых, христианство и догматика. Во- вторых, это неоплатонизм. У Платона он берет идею форм государства и идею двух градов: есть истинный мир, мир идей, есть меняющийся мир.

У него есть идейный источник - стоицизм (Древняя Греция, Древний Рим). Они говорят о том, что мир- э то наличие двух полисов- добра и зла.

Манихейство- борьба двух миров- света и тьмы, добра и зла.

Философия истории

Всякий нормальный теолог трактует человеческую историю через призму Библии. Для него человеческая история- это результат грехопадения. Это бесконечная череда конкретных преступлений. Человеческая история- это история, которая идет к концу света, ко второму пришествию Христа. Человеческая история- это история человеческого греха, несовершенства, постоянных преступлений. Он смотрит на человеческую историю через призму Библии. Никакой социолог или философ не может с ним спорить, в том числе и современный.

Августин пессимистично смотрит на развитие человеческой истории. В 20 веке людей сжигали в печах. Это было после гуманистов, после возрождения. Это значит развитие европейской западной цивилизации.

Человеческая свобода дается, чтобы либо прийти к Богу, либо отпасть от Бога. Либо жить в грехе, либо нет.

Учение о человеке

Поняв человека, можно понять его мотивацию в политическом поведении. Что здесь нужно сказать? Он дает Библейскую трактовку человека. Первые люди- Адам и Ева они впадают во грех. Человек разделяются на две части: верхнюю и нижнюю, дьявольскую и божескую. Т.е. это двойственность человеческой природы. С этим спорить очень трудно. Очевидно, что в человеке есть что-то человеческое, гуманистическое и есть что-то звериное, деструктивное. Зверь убивает в двух случаях- когда он голоден и когда он опасен, а человеке убивает когда ему хочется. Так говорил Эрик Фром. Т.е. человек в данном понимании хуже животного.

Учение о государстве и праве

 Библейская трактовка. Августин очень близок к Библии, и он максимально точно трактует Библейское понимание политики, государства и права. государство и право появляется потому, что человек оказывается во грехе, отклоняется от Бога. Основа взаимоотношений первых людей в раю-любовь к друг другу и к Богу. Но когда они отпадают от Бога, и для нормального взаимоотношения людей нужно внешнее воздействие в форме государства и права. Реальный плотский человек не может жить только в любви, у него всегда есть дьявольское, звериное начало. Человеку нужно всегда двойственное начало, иначе он погубит сам себя. Государство появляется, т.к. появляется порочная сущность человека. появление государства и права- это своего рода проявление попечения Бога о человеке. Нужно государство, право, чтобы поддерживать в человеке божеское начало. Двойственность государства: с одной стороны, государство и право проявляет в себе греховную природу, а, с другой стороны, оно выполняет позитивную функцию государства и права.

У Адама и Ева два сына- Каин и Авель. Каин убивает Авеля. Всякое государство основано на насилии. Суть государства- это подчинение одних другим. Государство- это аппарат насилия, это кровь.

Августин прав в том, что у человека человек не совершенен и государство и право-это тень, которая отбрасывает человека. коллектив строится на подчинении людей коллективу. Там всегда есть власть, т.к. человек несовершенен и это проявление его порочности. Создается впечатление, что государство- это высоко социализированный институт. Но Августин говорит, что государство и право- это показатель человеческого падения, человеческой звериности.

Например, наш УК- это квинтэссенция, т.е. сгусток социального зла. Общество это понимает, государство это понимает. Чем жестче законы, тем несовершеннее природа человека. По УК можно следить за состоянием общества. Юриспруденция и медицина занимаются теневой стороной жизни человека- с тем, что он хочет скрыть, т.е. с какими-либо патологиями. В ГК читается то, что человек эгоист, ему нужна собственность.

Был такой режиссер, французский, русского происхождения. Он составлял брачный контракт с французской актрисой Катрин Денев. Там были её родители, записали все мелочи. И режиссер понял, что дело того не стоит, и сбежал её. Человек, который составляет контракт, он готовится к будущему разводу. Это говорить о порочной природе человека и закон- это уровень падения человека, отражение его природы.

Или сейчас изощренные пытки спецслужб, казни с помощью инъекций. Мы должны понимать причину этого. Читая стихи, мы также знаем откуда это идет. Даже у Пушкина- «Я помню чудное мгновение»- это интрижка с Анной Петровной Керн.

(вот даже в печатном виде лекции Жукова вводят меня в депрессию)

Соотношение государства и церкви

Центральная тема для Богослова, если иметь в виду политический аспект. Каждая церковь, религиозная организация стремится к тому, чтобы пополнить эту организацию и подчинить её всему обществу. Римская католическая церковь перестала вторгаться во все поры жизни людей не потому, что она поняла, что этого делать нельзя, а потому что ей дали по рукам. С русским православием то же самое.

Августин придерживается принципом симфонии властей (будет сформулирован в Византии, позднее)-государство и церковь организационно разделены, они друг другу не подчиняются. Церковь дает идеалы подданным, а государство должно защищать церковь и христианские ценности.

Форма государства

Это тема, которая Августина меньше всего интересует. Он повторяет правильные и неправильные формы государства Платона. Главное, чтобы государство жило по Богу, тогда форма не важна.

Цель власти – обеспечение справедливости.

Отношение к рабству- это норма, христианство к рабству относится терпимо. Рабство как институт не осуждается, но человек в своей душе свободен, всегда принадлежит Богу.

Отношение к собственности- позитивное, терпимое отношение к собственности. Также можно сослаться на Послания Апостола Павла. Собственность- это вещь относительная. Она может быть, а может и не быть. Особое внимание Августина отделяет церковной собственности- она неприкосновенна. В идеале – все что выше потребностей одного человека должно принадлежать всем.

Понимание права- Естественное дано от рождения, Божественная-от Бога, человеческая система понимания права- создано человеком. Все эти права не должны противоречить друг другу.

 

Вопрос 6. Фома Аквинский

 

 

План:

 

1) Биография: образован, аристократ, богослов.

2) Методология: догматика, логика, рационализм.

3) Понимание государства: происхождение государства – промысел Божий, цель государства, 3 вида власти.

4) Форма государства – традиционно.

5) Соотношение государства и церкви - церковь на 1 месте

6) Понимание права – 4 вида законов.

Фома Аквинский- 1225-1274

Биография.

Родился в Италии, месте Аквино.

Это философ и Богослов. Он из знатного рода, считается, что внучатый племянник Фридриха Барбаросса. Он работал по университетам и писал тексты.

В 1323 году он причисляется к лику святых, а в 1879 году его учение объявляется официальным учением Римской Католической Церкви. Фома Аквинский- это выдающийся Богослов.

Главное его сочинение- это «Сумма теологии», Сейчас эта книга активно переводится. Еще: «О правлении государей», комментарии к Этике и Политике Аристотеля.

Он теоретизирует, разрабатывает христианское учение. Он представитель древней схоластики. Это в значительной степени форма без содержания. Было очень много формальных вещей. Средневековая философия- это библейская схоластика и аристотельская логика.

Методология- это христианская догматика, это Аристотель (логика, философия и политические учения), а также это рационализм. Предполагает изучение окружающего мира с помощью аргументов разума.

Схоластика. Попытка рациональными аргументами доказать библейские истины. Он много говорит о соотношении веры и знания, философии и теологии. Философия должна быт ь служанкой теологии, а знание нужно, чтобы укреплялась вера.

Связывает религию с действительностью и пытается вывести бытие Бога из бытия вещей.

Августин Блаженный живет идеей второго пришествия Христа. Фома Аквинский в этом плане примерный Богослов, для которого второй пришествие Иисуса Христа что-то отдаленное. У него нет нервы катастрофичности. В этом специфика Фомы Аквинского, и католицизма.

Понимание государства- библейская догматика и Аристотель.

Происхождение государства- естественные причины и религиозные. Естественные причины- повторяет Аристотеля- человек животное, ему нужно общение, он живет коллективом. Государство возникает по тому, что есть некие ключи возникновения государства у человека. религиозные причины- например, для Августина начало государства это кровь. А у Аквинского государство- это промысел Божий, воля Бога. Государство возникает потому, что так распорядился Бог. То, что создано Богом имеет высокую ценность.

Цель государства- общее благо, обеспечение условий для достойной и доступной жизни.

Состав государственной власти- 3 элемента:

1) Сущность- это подчинение одного человека другим. Это подчинение, освященное Богом.

2) Форма- это происхождение. Оно может быть по Богу, в соответствии с его заповедями и в их противоречии. Также ещё один критерий- соответствие благу или противоречие благу.

3) Использование- соответствие нормам, постулатам Библии или противоречии постулатам Библии.

Фома Аквинский хочет сказать, что гос власть вещь нормальная, естественная, преопределенная Богом. Есть гос власть, которая противоречит Библейским нормам. Речь идет о такой гос власти, которой не доволен римский папа. Государство, как институт, это дело Богоугодное, а вот использование может быть разное.

3 вида гос власти:

1. Политическая власть- исполняются законы и договоры;

2. Деспотическая власть-ничем не ограничена и подобна власти господина над рабом;

3. Королевская власть- опирается не на законы, а на мудрость правителя. Это во многом пошлого от Платона.

Форма государства- классификация Аристотеля. Правильные (монархия, аристократия и полития) и неправильные (тирания, олигархия и демагогия или демократия). Критерии такие же- соответствие благу, опирается на закон- правильная форма, а если противоречит благу и не опирается на закон- неправильная.

Лучшая форма государства- монархия, причем абсолютная. Аргументация типичная- монархия- это всегда пирамида, а божественное устройство строится по принципу иерархии. Иисус Христос- это царь, которому все поклоняются, и монархия воспроизводит небесную иерархию. Власть одного устойчивее и эффективнее власти многих, т.к. это единая политика, централизация, а это обеспечивает стабильность. Это способно объединить народ в единое целое.

Он говорит о том, что монархия представляет собой смешение 3-х элементов: монарх олицетворяет единство, аристократия- преобладание заслуг, а подданные служат гарантией социального мира и согласия.

Соотношение государства и церкви- здесь Фома Аквинский решает всё однозначно и просто. Церковь- это глава всему. Римский папа- глава всех европейских монархов. Папа вправе назначать и снимать монархов, если они не оправдали его желания.

Понимание права- он видит систему законов, состоящих из 4-х видов:

1. Вечный закон- исходит от Бога, это проявление божественного разума, это сам Бог.

2. Естественный закон- это закон, который задается самой природой, это конкретизация вечного закона. Источник вечных законов- это человеческий разум.

3. Человеческий закон- это тот закон, которые устанавливают сами люди. Он должен соответствовать вечному и естественному. Он служит общему благу, поддерживает общественный социальный порядок, направлен на реального, земного человека, он должен требовать то, что в принципе исполнимо. Виды:

А) Справедливые – те, которые отвечают вечному и естественному

Б) Несправедливые- те, которые противоречат вечному и естественному:

Ø Те, которые не соответствуют обязательным признакам закона. Их можно иногда не соблюдать;

Ø Те, которые противоречат божественному закону. Они не должны соблюдаться.

4. Божественный закон- это библейские нормы, Ветхого и Нового Завета.

 

Собственность: дар Бога, подразкмевает ответственность. Уже не так, как ранние христиане высказывается – нужно учитывать интересы имущих, да и у самой Церкви накопилось немало богатств.

 

Новое из учебника (не уверена, как к этому относится Жуков, лучше рассказать только в том случае, если он спросит).

Фома – создатель томизма.

Томизм – религиозное освящение существующего порядка. То есть то, что есть, то неизбежно, естественно, а значит хорошо. Позже это стало официальной позиций римской Церкви и во многом остается такой до сих пор.

 

Неотомизм: идеи индивидуализма, коллективизма и солидарности. Солидарность: к чему нужно стремиться – идеальные отношения между людьми, обществом и государством.

 

Привлекательность томизма: ясность, рационализм, способность сосуществовать с научными теориями.

 

 

Основные идеи: просвещенного абсолютизма, естественных прав человека (прирожденные и неотчуждаемые), общественного договора, разделения властей, развитие индивидуализмом, народного суверенитета.

 

Вопрос 7. Политико-правовые идеи Реформации (М. Лютер; Ж. Кальвин)

 

Реформация - разнородное общественное движение в странах Западной и Центральной Европы. Цель - преобразования господствовавшей католической церкви. Историческое значение Реформации и ее течений в том, что они готовили духовную, нравственную, правовую почву для буржуазных революций.

 

По лекции: Реформация - религиозное и социально-политическое движение большинства стран Западной, Центральной Европы 16-17 веков, ставившее своей целью реформирование римской католической церкви и преобразование порядков, ею установленных. Очень крупное явление в истории Западной Европы, нигде такого не было. Одно из самых крупных, уникальное явление, колоссальная роль в Европе.

 

Причины:

- проявление кризиса феодальной системы

- появление класса буржуазии, зарождение капитализма

- кризис римско-католической церкви - начинает разваливаться, римский папа разваливается

- борьба национальных государств с папством за суверенитет - эпоха становления суверенных государств

 

Идейные истоки:

- движение гуманистов (Роттердамский)

- средневековые ереси - отклонение от ортодокса (Ян Гус, Уиклиф)

 

Начинается в 1517 году в Германии. А точнее 31 октября 1517 года. Мартин Лютер, идеолог немецкой реформации, публикует официально 95 тезисов свои в саксонском городе Виттенберг. Официально отправная точка эпохи реформации. Потом по всей Европе распространяется и перекидывается на Швейцарию, Исландию, Нидерланды, Чехию и т.д. Крестьянская война в Германии - 1524-1526 год. Революция в Нидерландах - 16 век. Революция в Англии - 17 век.

 

Идеологи:

o Мартин Лютер

o Ульрих Цвингли

o Томас Ноцер

o Жан Кальвин

o Мигель Сервет

o Фауст Социн

 

Религиозные течения реформации:

• Лютеранство (Германия, Дания, Норвегия)

• Цвинглианство

• Кальвинизм (Гугеноты во Франции, Англия - пуритане)

• Англиканство

• Баптизм

• Номинаницкого

• Унитарии

• Социняне

 

Главных направления три:

1. Лютеранство

2. Кальвинизм

3. Англиканство

 

Если брать социально-политические направления, три выделяются:

- бюргерско-буржуазные Лютер Цвингли Кальвин

- народно-крестьянские Лютер

- королевско-княжеское

 

Значение реформации:

1. Реформация отслаивала феодализм и создала благоприятные условия для развития капитализма.

Верный тезис, об этом писал Макс Вебер (Протестантская этика и дух капитализма). Дает статистику, что столько было буржуа, городских слоев, столько протестантов, привязано за уши, конечно. Точка зрения есть - протестантизм расковал духовные силы западноевропейца и сделала из дворянина, крестьянина, городского посада буржуа сделала. Умозрительная схема. Точка зрения лектора - западноевропеец индивидуалист по натуре.

Немецкий социолог Вернер - капитализм появляется, потому что особую активность начали проявлять евреи, банковский капитал особенно, введение банковского процента, сдача денег взаем.

2. Реформация подорвала влияние римской католической церкви на жизнь европейских народов - практически на всю центральную Европу. Испания и Франция - анклавы католичества.

3. Создавала условия для формирования полноценных суверенных государств Европы. Сами государства без оглядки на Римского папу формируют государства. Жан Баден – идея о суверенитете государства.

4. Создавала условия ля отделения церкви от государства

 

Мартин Лютер (1483-1546)

 

Биография

Родился в Саксонии. Выдающийся автор, ум. Сын рудокопа, потом владельцем руды былое сам. Выходец из мелкой буржуазии. Рано становится монахом, черным. Учится в разных университетах и в итоге встает на путь протестантизма. Во время крестьянской войны он совершенно осознанно встает на сторону буржуазии, на сторону власти, с крестьянским восстанием надо бороться, реакционер. Перевел на немецкий язык Библию, создал нормы литературного немецкого языка.

 Окончил Эрфутский университет, в 1505 получил степень магистра свободных искусств. Познакомился с кружками гуманистов, но не примкнул к ним, они распространяли светское образование. Переехал в Виттенберг, в 1512 получил степень доктора богословия, добился признания.

В 1517 открыто выступил против католицизма, прикрепив к виттенбергской церкви 95 тезисов. Они спорили сторонников Реформации и послужили сигналом к выступления против папской курии. В 1519 заявил, что поддерживает учение еретика Яна Гуса, в 1520 сжег папскую буллу об его отлучение от церкви.

В Германии начинается поляризация, классовых сил, потом Крестьянская война. Лютер стал идеологом умеренного бюргерского течения.

Работы: "К христианскому дворянству немецкой нации" 1520 - цель освобождение от папы римского, "О светской власти" 1523 - светской власти необходимо охранять существующие порядки, "О рабской воле" 1525 - теория абсолютного предопределения.

Также он был реформатором образования, музыки, языка, культуры. Однако главное - создание учения лютеранства (одно из течений протестантизма).

 

Учение, идеи

Главное - тезис об оправдании верой. В католицизме надо было оправдываться не верой, а добрыми делами. Посредником выступала церковь, она оценивала дела. Мирянин не мог общаться с Богом без посредников, так он не посвящен в таинства, не мог читать даже священные книги. Была практика продажи индульгенций. Лютер: спасение души достигается путем веры в жертву Иисуса Христа. Возможность самостоятельного общения с Богом, то есть отрицание спасающей силы церкви. Посредник для общения с Богом не нужен. Равенство людей в делах веры. Человек своей верой, своим сознанием должен прийти к богу и доказать что достоин прощения. Это вело к сдвигам в политической и социальной жизни общества. Предпосылки для объединения Германии, прекращения оттока денежных средств в Рим, стимулирование предпринимательства. Упразднение массы духовенства, так как посредники не нужны. Расходы на содержание церкви снижались, возможность секуляризации церковного имущества.

Отстаивает свободу совести, когда человек сам определяет дорогу к Богу. Однако это не значит быть атеистом.Свобода совести - собственный путь в поисках Бога.

Стоит на позиции упразднения культовости. Культовость является большим наростом, который никак не предполагается Новым Заветом. Раннехристинаские общины не предполагали такой разработанной культовости и убранства храма.

Ключевой тезис для Лютера - понятие земного долга - бескорыстное полное осознание собственной греховности и в этом смысле служении богу. Должно выражаться в повседневном кропотливом труде. Протестантская этика - кропотливый повседневный труд. Не поститься, не отправление культа, это должно проявляться в твоем трудолюбии, занятии делом. Отсюда и предпринимательство. Буржуазная этика - создавать благо.

 

Концепция государства. Порвал с теорией "христианского корпуса" - объединения христианских народов, состоящих из мирян и клириков, две власти (светская и духовная), два права (мирское и каноническое). Выдвинул тезис "каждый сам себя священник". Отверг целесообразность двух властей, двух прав. Сформулировал учение о "двух царствах". Её уже сформулировал Августин. Лютер пришел к разграничению религиозной и светской сфер, а не к подчинению общества церкви. Отверг тезис о примажет духовной власти над светской. Светская власть должна регулировать: экономику, политику, просвещение, культуру. Необходимо учитывать интересы подданных, руководствоваться нормами естественного права. Однако позитивное право не должно возводиться в абсолют. Важную роль отводил разуму, он наставник закона и стоит выше него.

Отрицал право подданных на сопротивление властям. Должностные лица приходят и уходят, а институты остаются. Они существуют как данность, учреждения Богом. Не послушание властям - грех, более тяжкий даже чем убийство.

Тезис о необходимости полной автономии религиозной организации общества. Область веры находятся вне юрисдикции государства, составляют сферу власти духовной. В случае вторжения светской в власти в религиозную жизнь, у подданных есть право на сопротивление. Но только путем от слова и страданий за веру, а не насилием. Судья и мститель всем Бог.

 

Выводы по Лютеру

Его воззрения пронизаны противоречиями, надо их оценивать с конкретных исторических позиций. Многие подхватили его идею о смирении перед властью, развивали сторонники верноподданичества. Однако Лютер также обосновал принцип независимости государственной власти при решении задач социально-экономической и политической жизни общества.

 

Томас Мюнцер (он в вопросе не указан, но лучше ознакомиться, лекций по нему не было)

Годы жизни: ок. 1490 - 1525. Был вождем более радикального плебейского течения. Изначально был учеником Лютера, поддержал его тезисы, но в 1520 порывает с ним, так как Лютер склонился а смирению и покоя носит. Ему близки последователи Яна Гуса - табориты. Считали, что Бог вершит суд над мировым злом через "ревнителей дела Божия". Он стал знаменем Крестьянской войны. Однако в битве при Франкензаузене он попал в плен, его пытали, казнили.

Реформацию он представлял как преобразования мира на началах примята общих интересов. В тезисе об оправдании верой под верой он понимал активные действия в интересах трудового народа против угнетателей, которые считались безбожниками. Только люди труда способны поминать Бога.

Торжество общих интересов над частными он связывает с общностью имущества. Рай земной это общество, в котором нет частных интересов.

Манифест "Статейное письмо" - самый радикальный документ Реформации, описывал ближайшие политические цели. Задача ремесленников и пахарей объединиться в христианский союз и братство, устранить иго господ, можно и насильственных путем, установить справедливый общественный строй.

Он не отвергал республиканских идей, народ должен определять и контролировать политику государства. Его программа не была реализована и даже оттолкнула многих немцев от самой идет Реформации, усилили консервативные элементы в бюргерском лагере Реформации.

 

Жан Кальвин (1509 - 1564) - основатель кальвинизма

Биография

Родился в городе Нуайон (Франция) в семье разбогатевшего представителя "третьего сословия". Учился на юридическом факультете Парижского, потом Орлеанского университетов. Сильное влияние на него оказали идеи гуманистов: Эрахма Роттердамского, Лютера. Затем он выработал свою концепцию веры. В 1533 году он отрекся от католицизма и создал общину последователей своих людей. Светские и церковные власти его преследовали, это заставило его покинуть страну. Он обосновался в Швейцарии. Приобретает колоссальное влияние с помощью светской власти, устанавливает теократическую республику.

Это такая форма власти, где установление жесточайшего порядка, детальнейший образ жизни. В Женеве он пишет "Наставления в христианской вере" (главный труд), вышло в 1536 году.

Он признавал только один авторитет - Священное Писание. Бог уже выразил свою волю в Библии, человек должен согласовывать свою жизнь с буквой этого закона. Папские Буллы, мнение отцов церкви имеют значение только в той мере, в которой соответствуют Писанию. Он отвергает веру во всесилие человеческого разума.

 

Идеи

Учение об оправдании верой Кальвин дополняет учением о предопределении. Спасти человека может только вера, вера нисходит вследствие Божьей благодати. Спасение или гибель исходит от Бога, нет никакой свободы воли, иначе Бог ставится в зависимость от грешного человека. Все дела у Бога записаны в книгу жизни и в книгу смерти. Истинно верующий - тот, кто избран Богом. Тот, кто в книге смерти, спастись не сможет, что бы он ни делал. Однако человек не должен проникает в тайны решений божества. Человек не знает, в какую книгу он записан из должен вести себя так, чтобы оказаться в среди избранных.

Необходимо посвятить себя делу, быть предприимчивым, трудолюбивым, рачительным. Повторяет здесь идеи Лютера. Закрадывалась основа протестантской этики, которая в сочетании с индивидуализмом характеризует жизнь на Западе.

Радикальная реформа устройства церкви. Упростить культ, из таинств сохранить только крещение и причащение. Духовное сословие в своем виде упразднено, общины стали возглавлять пресвитеры (старейшины) из мирян, им помогали проповедники. Они вместе составляли консисторию, которая управляла жизнь общины. Община имеет право самостоятельно управлять своими делами. Эта идея стала основой для местного самоуправления и для республиканских программ.

Стремился соединить церковь и государство воедино, по существу подчиняя государство церкви. Государство установлено самим Богом независимо от его формы. Поэтому протест против самой жестокой власти это дерзость против Божьей воли. При этом слишком строгое правительство лучше слабого. Исключение: когда требования власти противоречат Писанию и то только через представителей.

Форма правления. Не отвергает монархию, но предпочтение за республикой. Наихудший политический режим - демократический (это охлократия, господство черни), наилучший - аристократический или олигархический. Права на власть человек удостаивается в силу духовного или нравственного превосходства, а не богатства или знатности. Сторонник аристократической республики.

 

Практика реализации его идей

Реализация его идей началась в Швейцарии. Он пришел к власти ипритам своим учениям силу государственного закона. Католический культ и праздник были упразднены. Жесткая регламентация общественной и личной жизнью: не было свободы даже в одежде, пище, развлечениях. "Виновные" жестоко преследовались. Преследовал инакомыслящих, особенно гуманистов. Он заменил в Женеву врача М. Сервета и сжег его на Косте. Современники называли его "женевским папой", а Женеву "швейцарским Римом".

К себе лично он относился очень строго. Своё положение в личных целях не использовал. Был очень беден, даже не хватило на оплату его похорон.

Культ труда и предприимчивости очень импонировал буржуазии. Противоречие: уничтожил свободу личности, не давал выбора, но способствовал развитию индивидуализациях и становлению либеральных режимов.

 

Значение

Огромно. Сделал революцию в Англии и Нидерландах. На этих идеях создавались США по сути дела. (По Жукову)

Вопрос 8. Учение Николло Макиавелли о государстве и политике

 

Возрождение

 

Возрождение - это исторический и культурный период стран Западной и Центральной Европы 14-16 веков, характерный возвратом к античным гуманистическим ценностям. Период, характерный возвратом не просто к античным, но к гуманистическим ценностям. Колоссальный период, подготовил эпоху просвещения, буржуазных революций.

 

Характерные черты:

- ослабление папской власти

- реформация

- становление суверенных европейских государств

- великие географические открытия (расширение восприятия мира)

- отказ от схоластики

- развитие науки, естествознания

- реалистическое искусство и литература (не религозной)

- формирование светской культуры

Особенности мировоззрения эпохи Возрождения:

1. Пантеизм (пан - всеобщность, теизм - религиозное мировоззрение) - отождествление природы и Бога.

- светский - растворяет Бога в природе

- религиозный - растворяет природу в Боге

Характерная примета времени. Такое мировоззрение предполагало отход от религиозного мировоззрения, переходный мостик от теизма к светскому мировоззрению. Каноны христианского вероучения нарушались здесь.

 

2. Антропоцентризм (антропос - человек) - мировоззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех свершающихся в мире событий. В христианстве был теоцентризм. У Фомы Аквинского и Августина Блаженного в центре координат - Бог. Остальное - на периферии. А здесь интерес к человеку. Это может не заявляться формально у разных авторов, но само творчество авторов говорит об интересе к человеку, а не Богу. И в частности человек в политике. И это означает поворот к античным ценностям. Ранее рассматривалось через призму библейской догматики. Возрождение - политика через призму человеческой мотивации, близкий научному подходу.

 

3. Гуманизм - это воззрение и направление эпохи Возрождения, рассматривающее человека как ценность, как деятельное, творческое существо. Гуманистическое отношение к человеку. Гуманизм - широкий термин. Есть разные виды гуманизма в разные времена, все доказывают, что они самые гуманистические. Речь идет об абстрактном человеке, об отдельном человеке как живом существе. Чтобы ему жилось лучше. Человек как ценность, и это характерно для Западноевропейской культуры. Почему правовое государство, рынок и бережное отношение к человеку появляется в ЗЕ

Европейская культура многогранно, она много чем нас удивила, и фашизмом тоже. Но общий вектор - гуманизм.

Почему в условиях западной Европы получается демократия и правовое государство? Главная цель правового государства - защитить человека, права человека, человека как ценность. Это достижение ЗЕ культуры. Это удобно, это комфортно, это защищает человека. Хоть буржуа создает строй такой для себя, но это создает благоприятные условия для всего общества, буржуазия - передовой слой общества. Реалистическая конкретная политика в отношении конкретного человека. Проблема эвтаназии, медицины, чтобы не было больно - это тоже проявление гуманизма. Чтобы человеку не было больно - установка ЗЕ медицины.

 

4. Индивидуализм - мировоззренческая позиция, принцип, согласно которому признается приоритет интереса индивида над коллективным (групповым или общественным) интересом, благо человека считается высшей целью, а социальные институты и группы - средствами его достижения. Многие отмечали исследователи ЗЕ культуры, что индивидуализм является ядром ЗЕ культуры, сердцевиной ЗЕ человека. В Европе появляется рынок, правовое государство, демократия именно потому, что ЗЕ человек - индивидуалист.

 

Индивидуалист - человек, который очень остро чувствует собственную самоценность. Я сам для себя много значу, я себя уважаю и т.д. Это проявление эгоизма и даже где-то эгоцентризма.

Институт собственности ярче всего формируется именно в ЗЕ. Это проявление индивидуализма, человеческого эгоизма. Материальная основа моей жизни физической и духовной. Мне нужны материальные предметы, я этого достигаю. Идея демократии тоже есть в разных регионах, но в условиях ЗЕ достигает наиболее четких определений. Идея парламента тоже. Индивидуализм проявляется в том, что я через своих представителей отстаиваю свой собственный частный интерес.

 

Свобода совести откуда появляется? Тоже проявление индивидуализма. Я человек, я ощущаю свою ценность, я для себя хочу определиться, в какого Бога я верю и как я к нему прихожу, это мое частное дело. Правовое государство - тоже проявление индивидуализма, нацелено на защиту личности прежде всего. Люди требуют правовой защищенности, чтобы не было произвола и т.д.

 

 

8. Учение Н. Макиавелли о государстве и политике

 

Характеристика общества

В это время эпоха Возрождения, Италия. По-новому смотрят на античность, рывок в освоении природы, монополия католицизма на объяснение мира пошатнулась. Возникло светское мировоззрение гуманизма. Ослабла мораль.

 

Характеристика государства.

Укрепление и объединение национальных государств, централизация на основе королевского абсолютизма. Италия же отставала от процесса объединения, там шли феодальные межусобицы. Италия - самая культурная, но самая раздробленная. Напоминала Грецию с полисами. Города-государства, управление строится по-разному, конфликты внутри. Состояние перманентной войны, появляются кондотьеры - наемники, служили тому, кто заплатит больше. Их принципы - предательство и вероломство.

 

Никколо Макиавелли (1469 - 1527)

 

Биография

Родился во Флоренции, где была бурная политическая жизнь, установилась власть банкиров и крупных торговцев. Родился в семье юриста, бедной, но с традициями. Древняя аристократическая семья тосканских маркизов. Изучал латынь, греческий. Во Флоренции в это время господствуют Медичи (купеческий род), превративший ее в синьорию. Потом их изгоняют, провозглашается республиканская конституция в основе со средним классом. Вождь республики - монах Савонарола. Сторонник такого христианского фанатизма. Но он навлек недовольство, и его сожгли как еретика. Следующий период - просвещенная светская республика. В это время Макиавелли начинает служить в качестве секретаря Совета десяти. Это пост чиновника, он только дает советы, но пост обеспечивал широкую осведомленность о состоянии дел. Предмет знаний - внешние сношения, оборона. Ему покровительствовал пожизненный глава исполнительной власти (Гонфалоньер) - Пьерро Содерини. Тут он служил до 1512 года. В этом году пала республика, восстановления тирания Медичи. Его, как служащего, бросают в тюрьму, пытка, потом отправляют в ссылку в деревню. В 1513 (или 1514) он пишет "Государь" (опубликована в 1532 году официально, до этого ходила в рукописном виде), желая вернуться в политическую жизнь. Отправил труд Лоренцо Медичи, но тот не впечатлился. Возвращается обратно во Флоренцию. Умел, любил политику. Но проявил себя как человек беспринципный. Главное - находиться вверху при любой власти.

Просматривается в его трудах. В 1516 (или 1519) пишет "Рассуждения на первую декаду Тита Ливия" - комментарий к сочинению римского историка. В 1520-1525 - "История Флоренции" – военное искусство.

Католическая церковь в 1559 внесла сочинения Н.М. в индекс запрещенных книг. Был такой индекс, возникает в результате контрреформации. Рассматривались как подрывные для римско-католической церкви.

 

"Государь"

Содержит советы, как установить, расширить государство, как завоевать и удержать политическую власть. Ставит в условиях раздробленной Италии задачу объединения. Крик души - освободить Италию от иностранного вмешательства.

Подразделяет формы правления на две группы: республики и принципаты, где власть принадлежит одному человеку. Тут он выступает на стороне принципата, единовластия. Это размышления конкретизировано по отношению к Италии. В Италии как раз требовалось сплотить общество, надо было ломать старые структуры. Нужен был сильный лидер. Марсель Прело говорил о такой власти "народная монократия" - народ не правит, но верит новой власти и оказывает ей поддержку.

Соотношение политики и морали. Решение именно этого вопроса получило название макиавеллизма. Макиавелли - символ имморализма, безразличия к добру и злу. Цель оправдывает средства - это выжимка его идей, но он сам такой фразы не употреблял. Он дает государю индульгенцию на нарушение нравственных заповедей. Можно прибегать к безнравственным средствам, если нет другого выхода. Если ты так не сделаешь, то это сделают другие против тебя. Везде окружают враги, нельзя никому доверять. "Необходимо быть лисой, чтобы разглядеть западню, и львом, чтобы сокрушать волков". Государя можно либо любить, либо бояться. Лучше чтобы тебя боялись, так как любовь из-за испорченности человеческой природы неустойчива, а страх всегда эффективен. Страх зависит от тебя, любовь - нет. Два требования для следования таким максимам: правильно избранная, высокая цель и невозможность ее достижения без покушения на нравственностью.

 

"Рассуждения"

Спокойное рассуждение, советы по укреплению власти даются республикам. Излагает версию происхождения государства. Не оригинальна: люди жили разрозненно, подобно животным, потом размножались, объединились, самого храброго сделали своим главой. Развилось сознание, что плохо, а что хорошо, установили законы, наказания, появились правосудия. Потом государя уже выбирали, основываясь на мудрости и справедливости, а не силе.

Система из 6 форм: три правильные, три неправильные. Демократия - правильна форма, неправильная - licenza (распущенность). Здесь он вы сказывается в пользу республики: народ судит лучше чем государь, обеспечивает стабильность, свободу и гражданское равенство. Монархия - ведет к упадку, неравенству. Наилучшая форма — смешанная, в которой сочетаются элементы монархии, аристократии, демократии. (Она в 6 форм не входит). Это общая, абстрактная идея. Республика предпочтительнее монархии всегда, за исключением, когда надо ввести новые порядки, законы, преобразовать общество.

 

Основные идеи:

Макиавелли - представитель гуманизма, светского мировоззрения. Методологические национального политического анализа, традиция античных мыслителей. В его мышлении "содержались элементы интеллектуальной и моральной революции". Исследуют политику, исходя из фактов.

Скептически относится к идее божественного предопределения, верит в возможности человека, воспевает его энергию и силу, не хочет, чтобы была потеряла свободная воля. Разрыв с религиозным мировоззрением, критика провиденциализма христианского (что Богом все предопределено). Но вводит понятие "фортуна" – судьба: синтез предопределенности и человеческой воли. Верит в силу человека, человек влияет на что-то.

Природу человека не воспевает, отмечает в ней основном низменные наклонности. Человек такой какой он есть. Люди "лживы, трусливы, неблагодарны и непостоянна". Они подчиняются только, пока ты силен.

 

Религия - не авторитет, а политический факт, который надо учитывать, важна его роль в общественной жизни. Не отвергает веру, но относится к ней утилитарно. Вопрос как эту веру использовать: воспитывать поконопать или высокие гражданские качества. Религия - один из инструментов политики. Христианство критикует, сдерживает развитие творческих сил человека. Сторонник многобожия. Католическая церковь "обессилила мир и передала его в жертву мерзавцам". Она захватила власть, но не сильна, чтобы объединить Италию и только мешает другим. Языческую религию древних римлян он одобряет.

Он противопоставляет религиозным догмам природу и интересы человека, влияние социальных противоречий на формы государства и политику. Есть массы, которые не хотят угнетения, и знать, которая стремится властвовать и поработать. Попытка увязать государство с классами и собственностью (как у Платона, Аристотеля). Он учитывал постоянный элемент - человеческую природу, а элементами переменчивыми - историческими условиями - пренебрег. Это его ошибка, нельзя везде смотреть на древних.

Первым применил термин stato. Он позволяет отличать государство от страны, общества, органа, формы правления. Этот термин более широк и абстрактен. Это уже не просто полис, княжество, королевство. Первым он же и употребил слово "республика", в его современном значении формы правления, противоположной монархии. В качестве родового понятия, охватывающего две формы правления: аристократию демократию.

Сторонник сильного итальянского государства, итальянский патриот. Государство - политическое состояние общества, властвующих и подвластных, политические отношения, определенным образом организованные. Государство - политический процесс, борьба политических сил. Цель государство - безопасность личности и защита собственности.

Не может быть единого подхода к формам правления, они предопределяются реальные условиями и соотношениями сил. Нет универсальной формы правления, лучшей во всех условиях.

 

Отношение к Макиавелли

На него ополчились христиане, так как им не нравился почти атеистический подход. Его книги запрещали, его самого объявили исчадием ада. Фридрих II (прусский король) даже написал произведение "Антимакиавелли". Была попытка объяснить его сочинения как скрытую сатиру республиканца на абсолютистские порядки, но это не так. Гегель предлагал рассматривать позицию не как принципы политики на все времена, а как реакцию на обстановку в Италии. Прело упрекает его в цинизме и человеконенавистничестве. Вряд ли Макиавелли был таким, просто иные методы казались ему нереальными. Он не изобрел такие методы, просто их сформулировал, сорвал покровы.

 

Заслуги Макиавелли

—отбросил схоластику, заменил ее рационализмом и реализмом

—выступил против феодальной раздробленности, за создание единой Италии в форме абсолютной монархии

—продемонстрировал связи политики и форм государства с социальной борьбой, ввел понятия "государство" и "республика" в современном смысле

—осудил политику папского престола и духовенства

—сформулировал противоречивый, чреватый злоупотреблениями и бедствиями, но вечный принцип "цель оправдывает средства"

 

 

Вопрос 9. Политико-правовая теория Ж. Бодена

 

Жан Боден (1530 - 1596) - идеолог абсолютизма во Франции, отразил в своих трудах завершение процесса централизации национального государства.

 

Обстановка в обществе и государстве

Централизованное государство сложилось к концу XV века. Но во второй половине XVI веке против него выступает феодальная аристократия, буржуазия, которые недовольны высокими налогами, народные массы. Протест вылился в религиозные войны между католиками и кальвинистами (гугенотами). Межусобица, начавшаяся в Варфоломеевскую ночь 1572 года, вызвала экономический упадок, что и побудило стороны к соглашению.

 

Биография

Юрист, был профессором университета в Тулузе, адвокатом в Париже, королевским прокурором в Лионе. Занимал компромиссную позицию, отстраивал веротерпимость, необходимость восстановления мира с помощью сильной королевской власти. Довольно рано, чуть ли не в 17-18 лет испытывает симпатию к протестантам. Всегда был скрытым протестантом, его сажали, он представлял себя католиком, вступал в католические организации, но тяготел к протестантам.

 

"Метод легкого изучения истории" 1556

Порвал с религиозно-схоластическим мышлением, отверг толкование римского права в качестве всеобщего. Приступил к изучению государства и политики на основе обобщения фактов с учетом национальных систем права.

Государства возникают независимо от воли Бога и людей, на их формы влияет естественная среда (климат, почва). Их развитие отображает история, поэтому она лучшее введение в политику.

 

"Шесть книг о государстве" 1576

Систематически изложил представления о праве и государстве. Государство определяется как "правовое управление множества семей и тем, что у них общее, при суверенной власти". Действует на основе справедливости права для поддержания внутреннего мира, стабильности, защиты от врагов, отличительной чертой является правовой характер.

Государство это объединение семейств, семья - социально-организационная ячейка государства. Только главы семей являются гражданами. Прочность семьи залог прочности государства (пример тому Рим). Государство – управление, основанное на праве.

Главный признак государства - суверенитет, т.е. "постоянная и абсолютная власть". Суверенитет един, неделим, непрерывен и безусловен. Постоянство — полномочия власти не ограничены никаким сроком, диктатор же такой властью не обладает, следовательно, не суверен.

Абсолютная власть — суверен стоит выше законов, не связан волей других субъектов: народа, церкви, сословных корпораций.

Принадлежность власти только одному лицу - единство и неделимость. Поэтому отвергается смешанная форма. Кто издает правила поведения, тот и суверен. Суверенитет реализуется в издании и изменении законов, решении вопросов войны и мира, назначении должностных лиц, праве помилования, взимании налогов и податей, действий в качестве суда в последней инстанции, помиловании, чеканке монеты, определении меры весов.

То есть 4 главных признака: абсолютность - суверенная власть не знает ограничений в виде условий субъектов или законов, надзаконность - не значит, что правит произвол, суверенная власть создает закон, отменяет закон, изменяет закон как ей надо, постоянство - власть предоставлена субъекту на неопределенный срок, единство - власть не может быть поделена между разными субъектами.

Но тем не менее, всякая нормальная власть должна быть ограничена:

- суверен связан законами божественными, естественными и общечеловеческими - частная собственность, мир и семья

- суверен не вправе нарушать принцип веротерпимости - свобода совести - протестантская ориентированность

- суверен не вправе вмешиваться в дела семьи - частная сфера - основание и барьер, за которое нельзя выходить - проявление гуманизма и начало традиций правового государства

- не вправе облагать налогами без согласия подданных

Задачи государства - поддержание и обеспечение внутреннего мира, защита от внешних врагов, поддержка справедливости и социальной гармонии, забота об истинном счастье индивидов, заключенное в познании бога, человека и природы.

 

Выделяет три формы государства по количеству властвующих. Демократия - все и большая часть граждан обладают властью над всеми. Аристократия - меньшая часть граждан обладают сластью над всеми и над каждым. Монархия - власть принадлежит одному лицу.

Другая классификация - по способу осуществления власти:

1. Законное государство - подданные повинуются законам суверена, а сам суверен - законам природы, сохраняя естественуну свободу и собственность за поддаными

2. Вотчинное государство - силой оружия суверен захватывает население, становится обладателем имущества (сообладателм), подчиняет этих людей и правит ими как отец семейства

3. Тираническое государство - суверен нарушает естественые законы. Суверен понимается как монарх. Распоряжается свободными людьми как рабами, а собственностью их как своей.

Три формы правительства. Они те же самые, но не всегда совпадают с формами государства. В каждой форме государства возможны все три формы правительства.

Стабильность государств он связывает с поощрением людей среднего достатка с помощью законов, чтобы не допустить обнищания народа и сосредоточения богатств в одних руках. Важно не допустить раскола общества по религиозным вопросам.

Форма правления зависит от исторических и природных особенностей. На севере - храбрые люди, войско, опорой является сила, создают демократии или выборные монархии. Юг - развит ум, процветают науки, создают монархии. Средняя полоса - разум и справедливость. Факторы, влияющие на форму государства: социально-экономические (имущественное расслоение), религиозные, этнические, традиции народа, политическое искусство правителей.

Очень хорошей формой считает наследственную монархию, она может навести порядок, сплотить страну в период распрей, обеспечить мир и социальную гармонию. Монархия отвечает природе суверенной власти, ее единству и неделимости. Монарх, как Бог, повелевает подданными, обладает властью по собственному праву. Но хороша лишь так монархия, которая "законная или королевская". Ограничения суверена божественными, естественными, человеческими законами, общими всем народам. Еще плюсы монархии: божественное иерархическое устройство, природа суверенной власти - монархия ей отвечает, в кризисные периоды способна проявить силу и эффективность, объединить страну, обеспечивает мир, правопорядок в стране, процветание народов.

Именно королевская монархия лучшая для Франции. Суверенитет (верховная власть) принадлежит монарху, управление сложное, сочетает аристократические и демократические механизмы. Генеральный штаты - очень важный орган, он сдерживает стремление верховной власти к произволу, представляет интересы духовенства, дворянства, третьего сословия. Давали согласие на сбор налогов.

Но другие формы тоже имеют плюсы и минусы. Демократия: +дает свободу, равенство справедливость, достоинство. Минусы: превращается в противоположность, зачастую часто господствует толпа, в принципе не способная решать, раздоры, политические войны, подрывает устои государства. Аристократия: + власть достойнейшим, лучшим; – государство страдает нерешительность, неповоротливость, страхом перед народом.

Боден связывает власть с правовыми принципами. Право нужно, чтобы не допустить тирании, оно выражение разума, определяет, что хорошо и справедливо. Разумное начало - божественное и естественное право, международное право. Позитивное право не должно этому праву противоречить, так как "абсолютная власть государей и суверенных властителей не распространяется на законы Бога и природы".

Критикует Платона в его отрицании частной собственности и индивидуальной семьи. Платоновское государство направлено прямо против Бога и природы. Надо разделить частное и общественное, иначе нет ни государства, ни семьи. Право собственности, индивидуальной семьи и частной семейной жизни - требования разума. Они служат ограничением суверенитета. То есть Боден отстраивал интересы "третьего сословия".

 

Вклад Бодена

Разработал концепцию суверенитета. Во Франции шел период религиозных войн, Боден обосновывая централизацию государства, сильную королевскую власть. Но он сознавал и возможность превращения в тиранию, отсюда монарх должен подчиняться законами божественного и естественного права, охрана частной собственности, роль Генеральных штатов, призывы к религиозной терпимости. Он хоть и оправдывал прерогативы короля, но также заложил зачатки "просвещенной" конституционной монархии, что не получило большой поддержки, так как во Франции была эпоха становления абсолютизма.

 

 

Вопрос 10. Политико-правовые взгляды Т. Мора

 

Известен как родоначальник утопического социализма, дал этому учению имя и ввел слово "утопия" во все языки. Родоначальник утопического социализма (термин Энгельса, хотел подчеркнуть, что был социализм до них, а потом научный).

 

Томас Мор (1478 - 1535)

 

Биография

Родился в Лондоне в семье богатого горожанина (отец – судья), учился в Оксфордском университете, где сблизился с кружком преподавателей-гуманистов. Испытывал тяготение к духовной карьере. В 18 лет выступил с докладом "О граде Божием" Августина, поселился в монастыре, но обета не принял. Потом ушел из монастыря, женился и занялся адвокатской практикой.

Добился признания, был избран в парламент. При Генрихе VIII его назначили помощником шерифа, у него была хорошая репутация. Потом поступает на службу к королю. В полемике с Лютером он поддерживает короля, выступает как правоверный католик. Когда же Генрих объявил себя главой англичан свой церкви, рассорившись с Папой (тот не хотел давать согласия на его развод с Анной Болейн), Мор этого не поддержал, не присягнул ему, он был человек принципа, и сложил с себя полномочия Лорд-канцлера, этим бросил вызов королю. Провел в заточение 2 года, потом смертный приговор. Его казнили по обвинению в государственной измене. Решение суда - "вернуть его при содействии констебля в Тауер, потом влачить через Сити, потом повесить и замучить до смерти, потом оскопить, вырвать внутренности, четвертовать и четвертинки развесить по воротам Сити". Но Генрих его миловал, и ему просто отсекли голову.

Сочинение "Утопия" было опубликовано 1516 году.

 

Характеристика Мора

Мор - представитель гуманизма, культурного, научного, философского течения эпохи Возрождения. Порвал со средневековыми догмами. Он из северной Италии, где люди были ревностными христианами, сознавали грехи папства и стремились к возрождению идеалов раннего христианства. Мор верит в возможности человека, в его добрую природу. В основе его рассуждений отношения между людьми, а не между богом и человеком. Он родоначальник мирской науки об обществе, проникнутой верой в прогресс и возможности национального переустройства мира. Мор был правоверным католиком, осуждал немецкую Реформацию.

Выдающийся ум, даровитый человек. Но писательство не основное его дело, выдающийся государственный деятель.

 

"Утопия", или "Весьма полезная и занимательная поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия, мужа известнейшего и красноречивого Томаса мора - гражданина и шерифа города Лондона"

Утопия Т.М. возникает как реакция на развитие капитализма, существенная черта. Жесточайшая вещь, сгоняют крестьян с земли, новое английское буржуа, дворянство сгоняет крестьян земли. Страдания сотен тысяч людей, он считает, что это неверное направление развития европейской цивилизации. Утопия - реакция, надо это остановить. И социализм в сущности - реакция на капитализм.

Утопия писалась в эпоху великих географических открытий, поэтому утопия - рассказ о странствиях Рафаила Гитлодея, который обнаружил остров Утопия. Названия и имена в произведении в переводе с греческого звучат иронично (и мрачно): Утопия - место, которого нет, река Анадрис - река без воды, князь Алемос - князь без народа.

Книга состоит из 2 частей. В первой части он критикует современное общество. Он описывает здесь Англию, которую он знал. Во второй части - описание административного устройства, природы, идеальное государство расположено на острове (как Англия). Мор разговаривает устами Гитлодея (главный герой), критикуя феодальное общество. Разоблачает паразитизм аристократии, духовенства, многочисленных слуг, наемников и стремление высших классов (называет их трутнями) к роскоши при отсутствии заботы о тружениках. В это время в Англии идет процесс "огораживания", стала выгодна продажа шерсти и крестьян сгоняли с земли, Мор называет это так: овцы пожирают людей. То есть к первым шагам капитализма он относится тоже не с одобрением. Безразличие к судьбе тружеников рождает преступников, общество само рождает воров. Решение проблемы — упразднение социальных контрастов, забота о тружениках, охрана их земельных наделов, обеспечение работой безземельных. Наказание должно перевоспитывать, а не устрашать, соразмерность преступления и наказания, запрет смертной казни принудительными работами. Догадка: зависимость государства от интересов эксплуататоров, заговор богатых.

Корень социальной несправедливости — частная собственность. Надо распределить все поровну и по справедливости. "Счастливо управлять можно только уничтожив собственность". Строй утопийцев должен строится на принципах справедливости, равенстве, благополучии.

 

В Утопии отменена частная собственность, отменены деньги и сделки между частными лицами, имущественное равенство, роскошь и излишества запрещены. Производительный труд обязателен для всех. Основу общества составляет семья, она в то же время является трудовым коллективом. Каждый осваивает какое-нибудь ремесло и некоторое время занимается земледелием (2 года поочередно в сельской местности). Раз в 10 лет семьи по жребию меняются домами, чтобы не было собственнических инстинктов. В семье царят патриархальные нравы, оберегается мораль, внебрачные связи и прелюбодеяния наказываются.

Гармоничное общество возможно только при условии полного достатка. Неприятные работы выполняют рабы, это те, кто совершили тяжкие преступления или захваченных с оружием в руках, преступники, выкупленные в других странах. Упразднение паразитизма, расточительства и роскоши. Утопийцы бережливы.

Политический строй демократичен. Все должностные лица выборные. Принцепс (князь) избирается всеми филархами (должностное лицо) из 4 кандидатов, названных народом. Он избирается пожизненно, но может быть смещен, если будет стремиться к тирании. Сенат состоит из самых старых и опытных граждан, избираются ежегодно. Их функция - обеспечение соблюдения законов, организация общественных работ, надзор за ними (власть исполнительный и судебная). Однако важные вопросы решаются народным собранием, например распределение продуктов, продолжительность рабочего дня. По всем крупным вопросам филархи советаются с главами семей. То есть, представительная система сочетается с элементами демократии.

Конституционные порядки можно определить как смешанную форму правления: глава государства именуется принцепсом, наряду с народным собранием функционирует сенат. Однако аристократические и монархические элементы представляют собой дань традиции, а демократический элемент явно преобладает.

Проскальзывают нотки критики официального католицизма, критикует проповедников, что "они приспособили учение Христа к своим нравам". На острове исповедается множество религий, каждый гражданин свободен в выборе религии. Мысль о коренной общности всех верований в "почитании божественной природы". Утопийцы, однако, осуждают полное неверие, сказывающееся в отрицании бессмертия души. Вера удерживает от нарушения закона в угоду своим страстям, поэтому атеистам должностей не доверяют. Им запрещено проповедовать свои взгляды, но и скрывать их не надо.

Коренной принцип - не подчинение личности обществу как части целому, а гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Столкновения между интересами государства и личности у Мора немыслимы.

Если сформулировать тезисно:

1. Коллективная собственность

2. коллективизм

3. Уравнительность

4. Деньги отменены

5. Золото ограничено, цепи из золота, посуда для нечистот.

6. Обязательный производительный труд для всех, труд есть моральная потребность

7. Физический и умственный труд. Сельхоз или ремесленный труд - первое.

8. Все на два года уезжает по очереди на труд.

9. 6-часовой рабочий день.

10. Грязные работы - особый почет.

 

Восприятие Мора

Противники коммунизма обвинили его в отсутствии свободы, сковывании развития личности, гублении индивидуальности, в регламентации каждого шага граждан. Эта критика была во времена критики марксистского коммунизма, и критика перекинулась и на Утопию. Это, конечно же, неправильное понятие Утопии.

Кто-то же верил, что остров реален. Хотели совершить туда повторную экспедицию, людям нравились путешествия. Кого-то привлекала критика феодального общества и государства, это было очень важно на тот момент.

 

Подводя итог

Мор отверг кастовость коммунизма, его связь с эксплуатацией и неравенством, распространил коммунистической принципы на все общество. Ввел требование всеобщего производительного труда. Отошел от платонического подавления личности государством, от монополии государства на духовную жизнь, связал коммунистической идеал с демократией. Трудовой характер (а не потребительский) коммунизма распространяется на все общество (а не на общину верующих).

Коммунистическая идея возникает как отклик на социальное неблагополучие, стремление к равенству. У Мора социализм приобретает социальное звучание, связывается с участием трудящихся.

 

 

______________________________________________________________________________

 

Вопрос 11. Учение Г. Гроция о праве и государстве

 

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 1448; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!