Политическое учение Аристотеля.



Аристотель- это человек, который создает азы политической науки.

Платон мыслит политическими категориями, но он не ученый. Платон работает методом дедукции- выдвигается теория, и под неё подгоняется материал. Учение Платона- это большая схема, которая является вымышленной.

Аристотель идет от фактов, от человека, и на основе этого создает теорию- это метод индукции. Он заранее не предопределяет, к какому выводу придёт.

Власть- это некое универсальное свойство человеческих отношений. Он различает 3 элемента власти, имея в виду, прежде всего семью:

1) Власть господина на рабом. Быть в состоянии раба- это естественно, в природе вещей. Даже если человек юридически раб, то не значит, что фактически это так. Он говорит, что варвары-это рабы. Он делит мир на две части- эллины (греки) и варвары. Эллин- всегда свободный человек. И даже если он юридически оказывается рабом, то он всё равно свободный человек. Здесь проявляется национализм Аристотеля.

2) Власть над детьми;

3) Власть мужа над женой.

Аристотель, помимо семейной власти, выделяет государственную власть. Это особый вид власти. Государственная власть- это власть над свободными гражданами. Есть власть в мафиозных группах, кланах.

Происхождение государства по Аристотелю.

 Аристотель уделяет этому вопросу очень мало внимания. Это пол страницы текста. Его этот вопрос не занимает. Он выделяет исторический аспект возникновения государства и логический.

Исторический- государство возникает в силу объективных, общественных причин. Человек не живет один. Одни живут только волки или животные. Но человек не волк и не животное. Сначала возникает семья, потом группа семей и возникает государство (древне греческий полис).

Аристотель считает, что государство как форма, как идея предшествует реальному государству, и это предшествует семье и полису. Это логическая схема появления государства. Аристотель хочет сказать, что государство сначала появляется в сознании человека у людей, и с течением времени появляется и само государство. И он делит мир на эллинов и варваров. Аристотель считает, что варвары никогда не смогут создать государство. Т.е. он делит народы на полноценных (эллинов) и неполноценных, которые не способны создать государство (варваров).

Например, биологи считают, что у европейского человека есть ген неардельтальца, а у африканцев нет. Биологи считают, что таким образом, африканцы стоят выше, чем европейцы.

Аристотель во многом прав, говоря о том, что народы, которые в своем сознании не имеют идею государства, они никогда не создадут такое государство. Для каждого народа появление государства- это гордость. Сейчас все бывшие союзные республики считают, что их колонизовали. Они считают, что царский период и во времена СССР их колонизовали.

 

Общая характеристика государства

Понятие государства- это политическое общение граждан, организуемая ради блага и стремящаяся к высшему из всех благ. Т.е. это отношения людей по поводу государственной власти. Одни властны, другие подчиняются. Государство образуют свободные люди, а не деспоты, и не подчиненные им холопы. Он имеет в виду греков, т.е. свободолюбивых людей.

Государство- это некое множество, состоящее из неодинаковых элементов. Государство- это совокупность разных элементов. Людей должно быть столько, чтобы они могли поддерживать институты и функции государства.

Условия существования государства:

1) Общение между родами и селениями. Т.е. между ними должны быть естественные связи;

2) Проживание в одной местности;

3) Взаимная дружба.

Цель государства- это благо всех. Благо- это близость к Богу и удовлетворение потребностей человека.

С точки зрения Аристотеля гражданин- это человек, который состоит на службе у государства, который выполняет определенную службу и занимает определенную должность.

Аристотель считает, что государство состоит из трех частей:

1) Законосовещательный орган- решает вопросы войны и мира, заключение союзов, вопросы смертной казни, изгнания, конфискация имущества;

2) Администрация- речь идет о государственных должностях. Это распорядительная (исполнительная власть). Органы, должностные лица, которые занимаются повседневной деятельностью управления страной;

3) Судебные органы- 8 видов судебных органов.

Форма государства- начинается с Древней Греции, с Платона и Аристотеля. Потом это учение развивается.

Аристотель близок к Платону. Но у Аристотеля одна классификация, а у Платона две.

У Аристотеля три критерия:

1) Количественный- сколько человека стоит у власти:

a) Власть одного;

b) Власть немногих;

c) Власть большинства.

2) Качественный критерий- соответствуют или не соответствуют критерию справедливости- справедливы те, кто соблюдают законы и служат государству.

3) Имущественный критерий- те, кому принадлежит больше или меньше имущества.

Правильные формы.

Выделяются монархия- власть одного, аристократия, полития.

Монархия- лучшая форма. Существует атмосфера доверия и преданности, там соблюдаются законы. Люди подчиняются одному монарху.

В каких-то отношениях аристократия лучше, чем монархия, т.к. иногда коллективная власть бывает лучше, чем власть одного монарха.

Полития- власть большинства, власть военная. Она совмещает черты двух неправильных форм- олигархии и демократии. Полития от демократии берет власть большинства, а от олигархии- богатства. Полития реализуема, в отличие от монархии, которая менее реализуемая.

Неправильные формы- тирания, олигархия, аристократия.

Тирания- власть одного человека, который опирается не на закон, а на своё своеволие. Своих противников тиран ставит против себя. Тиран нарушает права человека. Он всегда опирается на свою собственную волю и к власти приходит помимо закона.

Олигархия- свое корыстная власть богатых. Богатые используют власть для удовлетворения своих корыстных ценностей.

Демократия- Аристотель не любит демократию. Это такая форма, где нарушается справедливость. Цели у людей, которые у власти не народные, а свое корыстные.

 

Причины мятежей и государственных переворотов:

1) Отклонения от справедливости- когда понимают, что власть не справедлива, то она рушится;

2) Отсутствие равенства или ошибочное понимание равенства;

3) Разноплемённой состав- когда в стране есть разные племена, разные культуры, которые друг друга понять не могут.

4) Естественные географические преграды- если они есть, то единую страну не создашь.

 

 

Лучший государственный строй

О лучшем государственном строе Аристотель пишет десятки страниц.

Начинается с критики Платона. Когда читаешь Аристотеля, то там Платона нет имени, там есть имя Сократа. А Сократа дает в своем изложении Платона. И Платон дискутирует с Сократом. А Аристотель критикует и Сократа, и Платона.

1) Анти-консерватизм- Аристотель считает неверным позицию закону, согласно которой государству нужно смотреть назад в развитии. Нужно всё время смотреть вперед.

2) Платон всё время выступает за унификацию, регламентацию жизни человека. А Аристотель говорит, что это приведет к распаду государства.

3) Благо государства. Платон считает, что это не предполагает благо отдельных граждан. Аристотель считает, что благо должно быть и у государства, и у отдельного гражданина.

4) Платон против собственности. Аристотель считает, что человеку естественно иметь собственность.

5) Платон считает, что семьи быть не должно. Аристотель считает наоборот. Для человека естественно иметь семью, детей, которым можно оставить наследство, собственность.

Цель создания идеального проекта- создать такой проект, который может быть действительно реализован, учитывая природу человека. нужно создать такое государство, которые бы удовлетворяло природе человека. 

Основные черты лучшего государства- везде должна господствовать середина. У граждан преобладает средний достаток. И таких граждан должно быть большинство. И это серьезна основа для того, чтобы режим государства был устойчивым.

Население- граждане государства должны знать друг друга. Древне-греческий полис- 5000- 10000 человек. Государство не может заглатывать территории больше, чем оно может содержать. Государство может быть не только готово к войне и не содержать страх.

Земля должна быть половину государственной и должна делиться между гражданами.

Собственность должна быть частной.

Образ жизни- борьба со сквернословием, много пишет о браке, меж половых отношениях. Есть регламентация жизни, как у Платона.

 

Понятие права

Аристотель практически ничего не говорит о праве- где-то две страницы. Он различает такие вещи как право и справедливость, как право и добро. Чтобы закон работал, нужно, чтобы он основывался на естественных вещах, на справедливости, на понимании права. Аристотель считает, что граждане должны уважать законы. Их нельзя менять слишком часто. Иначе наступит некая девальвация закона. Закон- это то, что спускается свыше, законы природы, и они носят фундаментальный характер. Они должны быть направлены на обычаи, и не должны ломать эти обычаи.

 

Вопрос 3. Цицерон

 

План:

Характеристика Древнего Рима: огромная территория, несколько периодов истории. Заслуга римлян – право, в отношении политической мысли они «слабее» греков.

Цицерон:

1. Биография: богатая семья, прекрасное образование, политика, то взлетал, то поднимался.

2. Сочинения

3. Философские и политические воззрения

4. Мировоззрение: пантеизм.

5.  Отношение к справедливости. Высшая ценность.

6. Происхождение государства, отношение к государству. Государство наше все.

7.  Форма государства: 3 формы, все достойные, но могут перерождаться, идеальная – их слияние.

8. Правитель государства

9. Право: естественное, законы для всех.

10. Отношение к войне - негативное.

 

 

Вообще вряд ли нужна эта история, но на всякий случай:

Древний Рим — самое значительное государство античнос­ти. В свои лучшие годы Римская империя включала в себя, помимо Италии и островов Средиземного моря, практически всю Западную и Восточную Европу, Малую Азию, северную часть Аравии, территории Ближнего Востока, Закавказья и Се­верной Африки.

История ДР – 3 периода:

· царский (754—510 гг. до н. э.) Переход от первобытной общи­ны к классовому строю, возникло государство в форме военной де­мократии, появилось рабство и расслоение общинников – расцвет.

· республиканский (509—28 п . до н. э.) Исполнительная власть вручалась еже­годно избираемым двум консулам, народные собрания и сенат (коллегиальный орган, выражавший волю патрициев) принимали или утверждали законопроекты, избирали или отвергали кандида­туры должностных лиц, решали вопросы войны и мира. Преторы – творцы права.

Внутренние противоречия и неспособность удержать власть на завоеванных территориях – усиление власти и переход к имперскому периоду.

· императорский (27 г. до и. э. — 476 г. н. э.).

2 стадии:

Стадия принципата (27 г. до н. э. — 193 или 235 г. н. э., мнения историков расходятся) - сохраняются какие-то внеш­ние признаки республики.

Доминат (после кризиса) (284—476 гг.) - абсолютная монархическая власть.

 

В 395 г. произошло разделение империи на Западную со столи­цей в Риме и Восточную со столицей в Константинополе (про­существовала до 1453 г.).

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 538; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!