Следующие два вопроса это эпоха Буржуазных Революций



 

По лекции:

Основные черты политико-правовой мысли:

1. Рационализм - философско-мировоззренческая установка, согласно которой истинными основаниями бытия, познания поведения людей является принцип разума. Фома Аквинский активно использует аристотелевскую логику, но это не тот рационализм. В 17-18 веке предполагалось определение основ мира без опоры на религиозные догмы, а доводами самого разума.

Пытались создать знание близкое по точности к математике. Теоремы Спинозы. Желания разложить все на параграфы. Это является серьезным шагом вперед. Наука должна отвечать более строгим критериям.

 

Идеи естественного порядка, то есть порядок, существующий, как минимум, параллельно с богом. Это - бесконечная причинная связь, цепь находится в самом мире и его саморазвитии.

Предлагался культ разума как высшего авторитета, а не бога. Они упоминают бога, но это формальные отсылки для усиления тяжеловесности работы. Предполагалось вера в безграничные возможности разума. Рационализм проявился в том, что если мы с помощью разума откроем законы построения общества, государства и права, то мы достигнем всеобщего согласия и гармонии. Нужно найти оптимальные социальные формы. В рамках такого подхода развивались социалистические учения.

2. Антитеологизм. Это значит, что политико-правовая мысль в значительной степени по существу противостоит религиозной мыслью и религиозному пониманию. Приходят пантеизм (отождествление природы и бога) и деизм (бог, создав мир, в дальнейшем не принимает участие в его развитии, мир развивается дальше по своим законам).

3. Антиисторизм. Авторы настроены антиисторически, для них истории как бы не существует. Европейская история почти не пишется. Они перемалывали римскую историю. Антиисторизм предполагал отрицание феодального государства, общества и права как противоречащие природе человеку и естественному порядку вещей. Феодализм в Европе - это 1000 лет, это колоссальный срок. Эта установка была рационалистическая и подчинена идеологической установке.

Считалось, что после падения феодализма и абсолютизма будет новая эра человечества - всеобщего равенства, братства и свободы. Но этот подход был антиисторическим. Первая половина 19 века показала, что одни конфликты просто сменили другие конфликты. Была разочарованность итогами буржуазных революций.

4. Господство теорий естественного права и общественного договора. Это - идеология буржуазии, идущей к власти. Науки там мало. Авторы создают новую социальную мифологию для нового класса, новой идеологии. Это обоснование новой буржуазной модели. Сама практика опережала политическую мысль. Локк, например, идет позади событий. Задача авторов - обосновать приход к власти буржуазии, господство частной собственности и др. Это идеологические концепции, которые обосновывают чей-то интерес, а не научные теории, которые должны найти истину.

 

Теория естественного права. Идеи появляются в разных регионах и в разное время.

Это - совокупность идеальных норм, которые принадлежат человеческому сознанию и не зависят от внешних факторов.

 Признание дихотомии права и закона. Есть право как идеальные нормы (права человека, существующие в умах) и законы, устанавливаемые и гарантированные властью. Феодальное право - право неравного, сильного. Феодальное право признается противоречащим праву. Теория естественного права космополитична, вненациональна. Теория далека от науки. Научный компонент: оценка человека как ценности и самоценности. В этом есть правда теории. Идея прирожденности естественных прав - это выдумки. Права человека - всегда есть нечто, данное обществом и гарантированное государством. (Это мнение Жукова)

 

Теория общественного договора. Тоже идеология, которая не имеет отношения к реальной истории. Происхождение государства - не главная тема работ авторов. Они понимали, что реально было не так, но намеренно исключали исторический компонент.

1. Концепция естественного состояния. В реальности такого не было. Идея: есть естественный человек, которому можно противопоставить человека феодального общества, в котором все живут в ячейке. Авторы считали, что человек и его право ломает все перегородки правовые и государственные.

2. Концепция общественного договора. Противопоставление теологической идеи возникновения государства. Власть - результат договора народа с властью. Источник власти - сам народ. Отсюда возникает теория народного суверенитета. Представили государство как результат г-п договора. Эта концепция была нужна для ограничения власти монарха или его смещения.

 

Формирование юридического мировоззрения. Это способ осмысления мира и общественных явлений через призму права. Для западных европейцев это характерно.

 

11. Учение Г. Гроция о праве и государстве

 

Биография

Гуго де Гроот Гроций (1583 - 1645) родился в Дельфте (Голландия). Из дворянской семьи приближенной к монархическим дворам. Уже в 15 лет закончил Лейденский университет, получил степень доктора права. Пошел на государственную службу, успех, но потом стал жертвой борьбы политических партий, его приговорили к пожизненному заключению. Из тюрьмы бежал, был принят во Франции. В 1625 году публикует свою книгу "О праве войны и мира". Переехал в Гамбург, потом занял пост посла Швеции при французском дворе. Погиб от кораблекрушения.

 

Краткая характеристика Гроция

Верил в могущество человеческого разума. Вместо божественного откровения источником знания он считает опыт, наблюдения, размышления. Государство и право рассматривает с точки зрения разума.

 

"Свободное море" 1609

Защищает свободное судоходство, так как Голландия стала могущественной морской державой, а Испания объявила своим исключительным правом плавание по океану и торговлю с Индией, так как это право ей было дано папой римским. Выступает они против Англии, которая пользовалась превосходством флота.

 

"О праве войны и мира"

Посвящена вопросам международного права. Но он также дает ответы на общие вопросы, что такое право вообще, что такое государство. Гроций полагает, что право основывается на природе человека. Люди стремятся к мирному, организованному общению, которое согласуется с требованиями разума. Это стремление и есть источник права. Человек наделен не только стремлением к общению, но и разумом.

Однако он ее хочет вступать в конфликт с богословием, говорит, что естественное право действовало бы и без Бога, но Бог есть творец всего сущего. Наряду с правом естественным признается право божественное.

Одно из требований естественного права - выполнение обещаний, следовательно, воля - источник обязательственных правил. Это третий вид права - право человеческое. Оно изменчивое и произвольное, потому противопоставляется естественному, которое есть право настоящее, не может быть изменено даже Богом, ему право человеческое должно соответствовать. Итог: есть право естественное и волеустановленное, которое делится на божественное и человеческое, человеческое делится на внутригосударственное - гражданская власть - результат договора; право частных лиц - власть отца, господина; право народов - международное право.

Классификация - естественное право противопоставляет воле бога. Естественный порядок не может быт ограничен воле Бога. Источники естественного оправа - разум. Естественное право не может быть ограничено Богом. Оно выступает в качестве оснований критериев должного и недолжного поведения. Сила - средство практической реализации требований ЕП.

Право предполагает возможность принуждения. Эту функцию осуществляет государство (государство это "совершённый союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы"). Это следствие общественного договора, результат сознательной деятельности людей. До этого было естественное состояние. Не было частной собственности, жили непритязательно, доброжелательно. Но по мере развития потребности людей возрастали. Кто что захватил, тот и собственник этой вещи. Возникли конфликты, пропала безопасность. Из-за отсутствия безопасности люди объединяются в государство, заключают общественный договор. Требования естественного права заставили заключить договор с государством. Государство возникает как соглашение большинства против меньшинства.

Происхождение собственности - это институт не присущ природе человека. Частная собственность возникает в результате соглашения людей (явного или молчаливого). Оно установлено человеческой волей, нельзя присваивать чужое. Молчаливый договор возвращать чужие вещи и возмещают ущерб.

Народ был когда-то суверенным, но добровольно передает свой суверенитет избранным лицам. Сопротивление власти: нельзя принудить подчиняться нормам, которые противоречат естественному и (по Жукову - божественному) праву, но государство для безопасности наделается правом лишать подданных возможности сопротивления. Власть окончательно перешла к государству, у народа нет безусловного права сопротивляться, народ должен подчиняться, государство может наложить запрет на сопротивление власти, речь идет о тихом ропоте среди аристократии. Право на восстание есть только в исключительных случаях, только если это не приведет к разрушению государства и гибели многих невинных людей.

Форма государства: не выделяет наилучшую форму. Главное, чтобы та или иная форма отвечала требованиям народа. Но его симпатии склоняются к аристократии или монархии.

Государство есть совершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы. Основные признаки: суверенитет, издание законов, правосудие, назначение должностных лиц и руководство их деятельность, взимание налогов, вопросы войны и мира, заключение договоров. Государственная власть едина и нераздельна. Общий носитель суверенитета – государство. Два принципа: справедливости (главный) и пользы (целесообразности).

Война является естественным способом защиты законных интересов государства. Но он противопоставляет войны справедливые (оборонительные, направлены на защиту территории, населения от агрессии) и несправедливые (носят завоевательский, грабительский характер, зачинщики должны возместить ущерб, понести наказание).

Войны должны вестись с соблюдением правил, чтобы мирное население не страдало. Щадить женщин, детей, человечно обращаться с военнопленными. Это реакция на Тридцатилетнюю войну (1618-1648).

 

Значение учения Гроция

Гроций считается отцом науки международного права. Не сила в МП (международном праве) решает всё. В основе МП должны лежать право и справедливость. Это и есть "право народов". Источники это природа и разум человека, а также соглашение народов. МП это часть естественного, часть положительного права.

Его идеи оказали большое влияние на формирование школы естественного права, развитие политической мысли XVII -XVIII вв.

 

 

Вопрос 12. Политико-правовая теория Б. Спинозы

 

Биография

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 - 1677) - родился в Амстердаме, в семье еврейского купца, которая бежала в Голландию, чтобы избежать инквизиции. Посещал религиозное училище, не закончил. Помогал отцу в торговле, в 1654 сам возглавил дело после смерти отца. Но купечество не пришлось ему по душе. Он постепенно отдалялся от дел и от еврейской общины.

Его привлекали христианские секты пантеистов, они были оппозицией кальвинизму. Его изгнали из еврейской общины и подвергли проклятию. Еврейская община симпатизировала монархии, Дому Оранских, а Спиноза был близок с республиканской партией, которая к тому же была противником Вест-Индской и Ост-Индской компаний, от которых евреи получали свой доход.

Зарабатывал на жизнь шлифовкой линз, это подорвало его здоровье, в 45 лет он умер от чахотки. Его работа "Этика, доказанная геометрическим способом" (1675) не была опубликована при жизни. В 1670 "Богословско-политический трактат" напечатали, но потом запретили. Был издан анонимно, но многие знали, что это его авторство. Последнее сочинение "Политический трактат" осталось не завершенным. Однако компактно нигде он свои идеи не излагает.

 

Идеи Спинозы

Придерживается метафизического материализма. Выводит мир из единого начала. Единство мира, единая субстанция, никем не сотворена, вечно существует и должна быть объяснена из самой себя. Это разрыв с религиозными представлениями, где мир сотворил Бог. Природа не создана Богом, а сама и есть Бог. Это одно и тоже: природа и Бог. Приходит к полному пантеизму, растворяя Бога в природе, отвергая сверхприродное начало. (Жуков – светский пантеизм). Отношение к религии неоднозначно. Отрицает личное бессмертие, но признает Иисуса Христа и Бога. Существенной чертой является строгий механический детерминизм. Всё в природе совершается необходимо, имеется не разрывная цепь причин и следствий. Действия человека след подчинения причинам. Свобода мыслима только в пределах необходимости: человек свободен, когда руководствуется разумом, а его действия могут быть понятны из его природы. Человек - часть природы, как и другие предметы. Геометрический метод: изучение человека возможно как изучение линии. Интуитивизм.

Тезис о том, что главное свойство человеческой натуры - стремление к самосохранению. Человек руководствуется не критериями добра и зла, а стремлением к собственной выгоде. Выбор часто - готов к наказанию за нарушение норм морали или не готов? Если не готов - продолжает оставаться моральным. Но человек руководствуется именно своей выгодой.

Добродетель - человеческая мощь, определяемая только усилием, посредством которого человек стремится сохранить свое существование. Это его биологическая сила, проявление инстинкта самосохранения.

Поведение человека обусловлено внешними обстоятельствами. Истинная свобода - свободная необходимость, познанная необходимость. Потому что условия таковы, другой свободы нет. Раб своих страстей, познание необходимости делает его свободны. Умерять свои разрушительные инстинкты.

Происхождение государства и права с точки зрения естественной необходимости. Учения о развитии общества у него нет. Он исходит из вечной и неизменной природы человека, которая всё и объясняет.

Понятие естественного права. Под ним понимается "сами законы или правила природы, сообразно с которыми совершается всё".

Государству предшествует естественное состояние. У него нестабильный и конфликтный характер. Естественное право человека простирается там, где простирается его мощь. Столько прав, сколько имеет силы. Интересы вступают в противоречие. Мощь, самосохранение человека обеспечивается господством разума, поэтому он ищет общения с людьми. Вне общества нет безопасности, мощь ничем не подкреплена. Поэтому люди и переходят из естественного состояния в гражданское. Все люди равны, все имеют право на все по своему произволу, что рождает войну всех против всех.

Законы природы в обычном состоянии - инстинкт самосохранения. Стремление к безопасности - именно это побуждает заключить договора. После заключения договора ЕП продолжает быть - это специфика Спинозы. Человеческий инстинкт самосохранения остаётся, государство должно это учитывать. Общественный договор должен быть выгоден человеку. Только тогда государство может существовать.

Возникновенияе государства - два пути:

1. Из договора - на основе выгоды. Этот путь крепче.

2. Из завоевания - государство становится на основе страха

Государство - организация, служащая интересам всех членов общества. Нужно, чтобы жить "безопасно и наилучшим образом". Договор следует за действительным объединением сил людей. Действия природных влечений и страстей, вынуждают следить силы людей. С образованием государства создается общее для всех право. Люди объединяют силы и увеличивают мощь отдельного индивида. Государство = гражданское общество по Спинозе.

Понятие государства. Отождествляет власть и государство. Сущность - верховенство над лицами. Неизменна сущность. Мощь всего общества. Государства и власти стоолько, сколько есть силы.

В понимании государства есть понимание государственного суверенитета. Государственная власть не знает своих границ, не сдерживается никакими законами и правом. Государство самостоятельно принимает, отменяет, изменяет закон. Государство не может нарушить право или поступить несправедливо, ведь это и есть источник права. Право то, что государство называет правом. Пойди, поспорь с властью. Всевластие государства - требование разума. Человек поступает в соответствии с разумом - становится свободным. Мое дело - подчиняться, а не рассуждать. Именно это делает меня свободным. Свобода - государство в установлении подчинения тебя власти.

Государство и личность. Положение личности определяется силой общества и силой государства. При всей идеологической установке государство определяет полностью жизнь подданных, человек обязан жить только по праву государства.

Если бы люди жили по своей воле, то государство бы себя уничтожило. Подданные не имеют права делать по-другому. Мнение власти = мнение подданных.

Кажется, как будто Спиноза сторонник деспотического государства. Речь идет о государстве, которое основано на требованиях разума и закона. Если это разумно организованное государство, то должны быть требования указанные сверху. У государства есть свои границы. Государство обязано считаться с природой человека - власть государства сказывается на поведении человека, но не на его мысли.

У государства есть власть над гражданами, но не безграничная. Никто не может отказаться от способности суждения, нельзя контролировать чувства людей. Верховная власть не должна посягать на свободу мысли и религиозную свободу. Это направлено против религиозной нетерпимости, насаждения догматов веры, преследования евреев. Однако безбожников терпеть не следует, религия должна быть обязательна для всех. При этом он наделяет государство правом контролировать религиозные организации и убеждения людей. Лучше бы вопросы религии решались государством, чем церковью, скорее всего мысль его такая. Это основано на ситуации в Голландии.

Лучшая форма государства - в которой обеспечены мир и безопасность, прочность и устойчивость, свобода граждан. Он не хочет новых переворотов Голландии. Склоняется к демократии, так как она больше всего подходит к естественному состоянию, лучше реализуется цель "в действительности есть свобода". Здесь каждый переносит свое естественное право на большую часть всего общества.

Право. Он сторонник теории ЕП. Есть законы природы - это и есть ЕП. Они исходят от бога, неизменны. Человек часть природы, законы распространяются на человека. Типичный рационалист. Человек с помощью разума может понять эти законы. Идеи ЕП являются необходимым атрибутом разума. В гражданском состоянии имеется высшее естественное право государства. Позитивное право тоже естественное, если отвечает законам природы.

Осуществление остальных прав не дозволенных государство – преступление.

 

Отношение к Спинозе

Видят в нем теоретика народоправства. Это так, но с ремарками. 1) он защищал Нидерландскую республику де Витта, которая может быть квалифицирована как олигархия, так как сосредоточила власть в руках буржуазно-патрицианских фамилий. 2) аристократический налет учения о "свободном человеке", он не видит реальной возможности иррациональной, неразумной толпы достичь свободы. А всё потому что массы были оторваны от образованность и культуры, царило социальное неравенство. Категория "толпы" не только социальная, но и этическая. Причины некомпетентности толпы в том, что государственные дела ведутся от нее тайно, господствуют те, кто смотрит не на истину, а на величину богатства. Его политический идеал - республика, в отличие от Гоббса.

 

Про аристократию и демократию

Не исключал он аристократию (в условиях постоянных угроз республике со стороны Дома Оранских). Здесь власть переносится не на одного, а на многочисленные собрание, способное эффективно нести бремя управления. Речь идет не о земледельческой, а о торговой, коммерческой аристократии. Она открывает путь к власти "большинству богатых", в этом устойчивость. Аристократия не допускает никаких секретных расходов, народ хоть и не правит, но внушает страх власть имущим, "сохраняет за собой свободу, хоть она и не имеет прямой о поры в законе".

Власть принадлежит патрициату. Патриции:население = 1:50. Из своей среды патрициат избирает Совет синдиков (туда по достижении 60 лет) и Сенат для управления.

Однако демократия всё же лучше. Здесь каждый повиноваться лишь самому себе, можно не опасаться нелепых постановлений (все глупо решить не могут). Это предвосхищение некоторых идей Руссо: народный суверенитет, решение важных вопросов самим народом, общая воля.

 

Значение Спинозы

— способствовал освобождению политической мысли от влияния церкви

— создатель светской теории государства

— симпатии к демократии

— соотношение прав человека и государственной власти: склонился к уступкам воле суверена

— всё это позволяет видеть в нем предшественника Руссо

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 344; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!