У МЕНЯ ОЧЕНЬ ПЛОТНЫЙ ГРАФИК И НЕТ УСЛОВИЙ» ИЛИ « Н А РАБОТЕ НЕ ДАЮТ РАЗРЕШЕНИЯ»
П репятствие , которо е появляетс я у неко тор ы х л ю дей , в ы гляди т примерн о так : « М н е н е дозво ля ю т н а работе» . И в са мо м дел е те , кт о за нимае т
' Д л я обучения намазу, молитвам и сурам из Корана, которые об ы чно произносятс я в намазе, рекомендуе м книг у «Я тож е уме ю соверш ать намаз», — СП б. : «И здательство « ДИЛЯ » ,
2007 .
120
управленческие пост ы в госучре ж дениях , н а заводах, предприятиях , ли ш а ю т работнико в воз можно ст и совер ш ат ь нама з .
Н о н е заб ы вайт е следу ющ ее : кто и з на с работае т п о 2 4 час а в сутки? Н еу ж ел и н а т о вре мя , когда в ы н а работе , приходитс я начал о все х пят и е ж едневн ы х нама зов ?
К онечно , нет. М ы с боль ш о й охотой отыскива
е м предлог , чтоб ы н е совер ш ат ь нама з , и мнимы е причин ы в ы дае м з а ва жны е . О бязательны й нама з м ы дол жн ы совер ш ат ь н а рабоче м м ест е миним у м один , м акси м у м тр и раза . В этом отно ш ени и лето м вс е горазд о про щ е . Н о зи мо й вре м я нама з а очен ь короткое .
В неко тор ы х района х на ш е й страны получаетс я так , чт о зи мо й в рабоче е вре м я следуе т прочитат ь обеденн ы й (зухр), предвечерный (аср) и вечерни й (магриб) нама з ы .
В этом положени и следуе т сделат ь следу ющ ее : в ы мож ет е совер ш ат ь обеденн ы й нама з в о вре м я обеденног о перерыва , чут ь попозж е совер ш ит ь аср-на м аз и с те м ж е омовение м совер ш ит ь магриб- нама з . Н екотор ы е л ю д и очен ь долг о мо гу т дер ж ат ь омовение . Д л я ни х вопро с омовени я н е встает .
|
|
Е сл и в ы совер ш ает е нама з и эт о привлекае т боль ш о е вни м ание , в ы мож ет е ограничитьс я ли ш ь фардом. В ы мож ете совер ш ат ь только обязательну ю часть , исклю чи в суннаты и мустахабы. Ч тоб ы в та ких ситуация х сэконо ми ть вре мя , можн о пропустит ь
121
вс е ду'а, кроме субханака ... и ат-тахийатуи ли ш ь по одному раз у произносит ь тасбйхи в руку' и сужуде. П отому чт о человек , пытаяс ь совер ш ат ь сунны и нафили, мож е т пропустит ь вре м я дл я обя затель но г о намаза.
Е сл и в ы служите в ар мии , милици и ил и М ЧС , работает е в «скорой помо щ и » ил и н а тако м про изводстве , где нево з можн о совер ш ат ь нама з н и
в како м виде , и есл и в ы относитес ь к это м у в горечь ю , т о в ы мож ет е заду м атьс я о то м , чтоб ы объединит ь аср-яамаз с обеденн ым , магриб с ночны м и прочитат ь нама з рань ш е ил и позже . В одно м хадис е сказано :
|
|
Посланник Аллаха находясь в путешествии или при опасности, объединял обеденный намаз с предвечерним и вечерний с ночным.
Бол ь ш инств о учен ы х в ы ступал и проти в того , чтоб ы сов м ещ ать нама з ы , есл и челове к н е находитс я в путе ш ествии или в опасности. О днак о неко тор ы е , наприме р И б н Аббас поступал и так , руководс твуясь эти м хадисо м . И б н Х ад ж а р связ ы ва л объеди нени е нама зо в с условие м «потреб нос ть» , « нужда » . Э т и вопрос ы можн о най т и в источниках , связанн ы х с это й те мой .
К онечно , н е вс е мо гут в одинаково й степени по следоват ь на ш и м совета м . Выб ерит е тот путь , кото р ы й подходит к условия м ва ш ег о рабочег о м еста .
122
Н о согласитесь , че м боль ш е у ва с будет положи тель но й мо тивации , усерди я и планирования , те м боль ш е в ы мож ете помоч ь себ е совер ш ат ь намаз. Д л я начал а примит е намерение , и потихоньк у в ы будете видет ь м ень ш е препятствий, будет е боле е аккурат ным и и ответственным и в это м вопросе .
Д руго й на ш предло г примерн о таков : « У м ен я очен ь плотный гра фи к , я н е мо г у най т и вре мя », « У м ен я мно г о за ня ти й в ш коле» .
|
|
А разв е нама з н е са м а я глав на я молитва ? Н еуж ели м ы н е мож е м в ы делит ь 5-10 мин у т в о вре м я обе денног о перерыва , перемен ы и час а отды ха, чтоб ы совер ш ит ь намаз? С овер ш ени е нама з а устанавливае т порядо к в на ш и х делах .
П редполо жим , в ы в ш коле . В зависи мо ст и о т с м ен ы , в ы дол жн ы най т и вре м я и м ест о дл я опреде ленног о нама за . Н екотор ы е ученики , оправд ы ваясь , что в ш кол е он и н е мо гу т совер ш ат ь нама з , никогда его н е совер ш а ю т . В то вре мя , когда м ы находимс я в ш коле , следуе т прочитат ь оди н ил и дв а и з дневн ы х нама зов . П оскольку в зи мни е дн и вре м я меж ду нама зам и сокра щ ается, м ы мож е м испытыват ь небольш и е труд нос ти . О днако в долгие летни е дн и н е возникае т остр ы х проблем.
И но гд а перемен ы очен ь короткие . И х н е хвата
ет, чтоб ы совер ш ит ь и омовение , и нама з . Н о тот, кто в ду ш е чти т нама з , в о вре м я перво й перемены совер ш ае т омовение , а в о вре м я второ й — нама з . И снова , есл и встае т вопро с м ест а и вре м ени , в ы
|
|
123
мож ет е ограничитьс я совер ш ение м ли ш ь обязатель но г о ф орд-намаза . П отому чт о мы , прежд е всего, ответственны з а это.
В неко тор ы х ш кола х не т м еста , где можн о со вер ш ат ь нама з . П оэтому необходимо постаратьс я совер ш ит ь нама з в свободно й аудитории, в коридоре , в л ю бо м м ест е ш кол ы . В качеств е коврика м ы мож е м использоват ь боль ш о й полиэтиленов ый пакет .
Е ст ь огромно е количеств о м етодик дл я соверш е
ни я нама за .
М ы н е дол жн ы испытыват ь затруд нения ил и ст ы д из-з а нама за , А лла х готовит и м есто , и вре мя . Н а ш а религи я в легки х условия х при ш л а к нам ? Ра зв е как интересну ю и за нима тель ну ю сказку м ы читае м ис тори ю о Бил ал е Х аба ш и которы й б ы л подвергну т истязаниям, в ын у ж денн ы й ле ж ат ь н а раскаленно м песке , когд а сверх у н а не г о положил и огромн ы й горячи й камень ? П одобн о ему, л ю д и в ын осил и мно гочисле нны е пытк и и страдания , чтоб ы д о на с до ш л а эт а прекрасна я религия . Н еу ж ел и м ы н е мож е м вы дер ж ат ь рад и не е некотор ы е «неудобства» ?
ПРЕДЛО Г ДЕС ЯТЫЙ —
«Я БОЛЕН, КАК МНЕ СОВЕРШАТЬ Н А М АЗ? »
Е ст ь л ю ди , стара ющ иес я н е в ып олнят ь нама з да ж е пр и легком недомо га нии . Н о с другой сторон ы , ест ь и такие , котор ы е н е пропуска ю т нама з да ж е ле ж а по д постоянным набл ю дение м врачей.
124
Н еу ж ели , подхвати в заразу , м ы бросае м вс е на ш и дела ? С у щ ествуе т стольк о л ю дей , котор ы е н е броса ю т дел а из-з а болезни .. . М ы очен ь част о сл ыш ал и таки е слова : « Я н и раз у н е за м ечал , чтоб ы начальни к ил и бизнесме н н е являлс я хот ь ра з н а рабоче е м есто» .
А интересно , неужел и то т челове к н и раз у з а вс ю сво ю жи з н ь н е болел ? Э т о значит, чт о м ы н е оста навливаемс я н и пере д какими преградами рад и дел , которы е считае м очен ь ва жными .
А нама з ? Ра зв е м ы н е мож е м превозмоч ь болезнь и совер ш ит ь его?
Рассказ мусульманина
О дна ж д ы я подхвати л очен ь опасн ы й грипп . В т о вре м я я за нималс я торговлей . Я дол ж е н б ы л откр ы ват ь м агази н и работать . А посл е тог о ка к совер ш а л нама з , очен ь ран о отправлялс я в постель . Таки м образом , по немно г у отд ы хая , принима я болеутоля ющ е е
и вита мины , я перене с болезн ь н а но гах . Воз можно , есл и б ы у м ен я н е б ы л о собственног о дел а ил и есл и б ы я на ш е л друго е ре ш ение , я пролежа л б ы д о полног о в ы здоровле ния . Я н е пренебрега л зе мным и делам и из-з а болезни , почем у тогд а я дол ж е н б ы л та к поступит ь с нама зо м ?
Та к вре м ена м и я подхватыва л слаб ы е и се
рьезн ы е болезни . Н о нико гд а я н е прекра щ а л
125
совер ш ат ь нама з . П отом у чт о нама з н е вы з ы вае т никаки х сло жн остей . П о сути , на ш а религи я позволяе т те м больн ым , котор ы е н е мо гу т перенест и болезн ь н а но гах , совер ш ат ь нама з сид я и да ж е ле ж а , в ы тя ну в но ги . Боль ны м можн о объединят ь дв а нама за , совер ш а я и х рань ш е ил и позже . К огд а ест ь таки е уступ ки , н е совер ш ат ь нама з — з начи т н е получат ь прибыл и и з боль ш о й сокрови щ ницы .
М но г о ле т на за д я дол ж е н б ы л перенест и операци ю . С а мо е боль ш о е мо е гор е закл ю ча лос ь в то м , чт о я н е з нал , ка к буд у совер ш ат ь нама з . Вр е м я нама з а мо гл о в ып адат ь н а пе рио д операци и ил и осмотра . Я е щ е ра з проче л в нас толь но м сборник е религиозн ы х правил , ка к совер ш ат ь нама з в случа е болезн и и ка к совер ш ат ь омовения , есл и не т вод ы . П отом у чт о да ж е есл и в ы и з нал и это , вс е равн о мо ж ет е заб ы ть , та к ка к рань ш е таког о с ва м и н е случалось . Я осве жи л сво и з нания .
Я собиралс я совер ш ат ь нама з та м ж е , гд е и находился , и тогда , когд а н е мо г совер ш ат ь омовени е водой , использоват ь тайаммум. В о дворик е больниц ы я на ш е л кусо к чистог о кирпича . Н екоторо е вре м я я совер ш а л нама з в свое й кровати . У м ен я н е возникл о никаки х
труд нос тей . У ступк и относительно омовени я и нама за , котор ы е предлагае т на ш а рели гия , м ен я подбадривали . Е сл и б ы я подумал :
126
« Я вед ь боле н и перене с операци ю » , т о я б ы погря з в о грех е и б ы л б ы в ответе .
С ут ь нама з а — упо мин ат ь А ллах а , обра щ атьс я к Н е м у и свидетельствоват ь о свое й преданности. Е сл и ж е у на с н е хватит си л н а то , чтобы проделыват ь эт о н а но гах , м ы мож е м пользоватьс я те м и уступка ми , котор ы е дае т на м на ш а религия . Только б ы н е заб ы ват ь А ллах а и возносит ь Ем у моли тв ы .
ПРЕДЛО Г О ДИННАДЦАТЫЙ —
«У М ЕНЯ РАНА НА РУКЕ (НОГЕ)
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 262; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!