Ас-саламу  'алайкум ва  рахмату-ллах.



 

Мир  вам  и  благословение  Аллаха.

 

 

Зате м  нужн о  повернут ь  голов у  влев о  и  повторит ь

эту  ж е  ф разу :

 

 

Ас-саламу  'алайкум ва  рахмату-ллах, .

 

Мир  вам  и  благословение  Аллаха.

 

85


 

 

Э т и  последние слов а  обра щ ен ы  к  ангела м -писца м , котор ы е  паря т на д ва ш им и  плечами , запис ы ва я  пра­ ведн ы е  и  неправедные  дела .  С убха н  А ллах !

Ещ е  одна  л ю боп ы т на я  черт а салата  (намаза)  состо­ и т  в  то м , что ,  принима я  тр и  основн ы е  поз ы  (киййм, руку'  и  сажда),  челове к свои м  тело м  воспроизводит ф орм ы  арабских  бук в  алиф,  дал  и  мйм.

И з  эти х  букв  состои т  слов о  « А дам»  —  им я  пер­ вог о  и з  сотворенн ы х  л ю де й  и  первог о  пророка .  Н а рисунка х  изображены  эт и  поз ы  и  соответству ющ и е и м  букв ы .

П оз ы  салата  ( нама за) ,  составля ющ и е  слов о

« А дам »

 

 

8 6


 

Э т и  поз ы  поклонени я  принима ю т ангел ы , создан­ ны е  искл ю чительн о  дл я  поклонени я  А ллах у  ( чт о он и  и  дела ю т  совер ш енн о  естественн ы м  образом ) . О дн у  ил и  боле е  и з  эти х  по з  использовал и  и  вс е пророк и  в  истори и  (да  пребуде т  с  ним и  мир ) .  Про­ рок у  М уха мм ад у     б ы л а  дарована  чест ь  передат ь человечеств у  синте з  все х  по з   пророков .  А л-хамд у ли- Л л ахи-л- Х аййи-л- К аййу м !

Ещ е  оди н  ва жны й  мом ент ,  каса ющ ийс я  это й практики,  состоит  в  то м ,  что  он а  доступна  л ю дя м л ю бог о  возраста .  В с е  фи зические  дви ж ени я ра  'ката спокойн ы е ,  плавные ,  легкие ,  н о  с о  вре м ене м  он и очен ь  развива ю т  тело .

М инимальна я  дневна я  норм а  состои т  и з  сем­

надца т и  моли тве нны х  цикло в  —  ра  'катов,  каж­

д ы й  и з  котор ы х  состои т  и з  се м и  отдельн ы х  поз . В  ден ь  получаетс я  119  поз ,  в  м есяц —  3  570 ,  в год  —  4 2  840 .

З а  4 0  ле т  (с редня я  продолжительност ь  сознатель­ но й  жи з ни ) челове к  принимае т  1  71 3  60 0  поз .  Таки м образо м  о н  предохраняе т  себя  о т  множ еств а  заболе­ ваний :  от сердечн ы х приступов  и  других  заболева ни й сердца ;  э мфи зе мы ;  артрита ;  пробле м  с  моч ев ы м пузырем,  почками  и  ки ш ечнико м ;  вирусн ы х  и  бак­ териаль ны х инфекций ;  болезне й  глаз;  потери  памят и и  дряхлости;  и ш иаса ;  заболева ни й  позвоночник а  и мно ги х других .  С алат  ( нама з )  можн о  совер ш ат ь  где угодно , и  эт о  н е  требуе т  специальног о  оборудования и  каких-либо  м атериальн ы х  затрат.

 

87


 

Н о  прост о  произнос я  звук и  и  принима я  позы , н е  добье ш ьс я  ж елае мы х  результатов.  Д ол жн ы  б ы т ь собл ю ден ы  некотор ы е  внутренни е  условия .

П ре ж д е  всего,  к  моли тв е  нужн о  подходит ь  сми­ ренно , осознава я  зависи мо е  положени е  молящ егос я п о  отно ш ени ю  к  М олимому .  А лла х говорил  нам , чт о

мы  б ы л и  забытыми  тварями,  пока  Я  не  вспомнил  о вас  (упомянул  вас).  И  ни  оди н  жи во й  челове к  в  исто­ ри и  человечеств а  никогда н е  не с  ответственност и  з а свое  ро ж дение .  П ре ж д е м ы  н е  прост о  н е сущ ествова­ ли :  м ы  да ж е  н е  з нал и  о  то м , чт о  н е  су щ ествуе м !

С обираяс ь  обратитьс я  к  Н ем у,  м ы  дол жн ы  вы­ бросит ь  и з  голов ы  л ю б ы е  мы сли ,  кроме  мы сле й  о на ш е м  М илостиво м  Творце .  Н у жн о  отложи ть л ю б ы е мир ски е  дел а  и  понять ,  чт о  моли тв а  —  эт о  спосо б войт и  в ино й  мир , спосо б  приблизитьс я  к  Богу.  Е сл и разу м  за ня т  мир ски м и  мы сля ми ,  та м  н е  остаетс я м ест а  дл я  воспо мин ани й  о  Бо ге .

Ещ е  одн о  требова ни е  к  моли тв е  состоит  в  то м , чтоб ы  слов а  б ы л и  как  можн о  боле е  осм ы сленн ыми . Хотя  эт и слов а и  произносятс я н а арабском яз ы ке , м ы дол жн ы  з на т ь  и х  перево д  н а  сво й  яз ы к  и  ка к  можн о глуб ж е  и  искренне е  обдумат ь  и х  с мы сл .

В  хадиса х  говоритс я о  то м ,  чт о  Бо г  сказа л  М ус е

( М о и с е ю ) '

 

 

О  Муса,  когда  ты  захочешь  обо  Мне  вспомнить, вспоминай так,  чтобы  твои  члены  дрожали  и  что­ бы  только  Я  был  тебе  в  этот  момент  дорог,  а  все


 

остальное  безразлично. Когда  ты  стоишь  передо Мной,  будь робок  в мыслях  своих,  как  ничтожнейший раб,  и  будь  в  беседе  со  Мной  правдив.

 

А пото м  Бо г сказал е м у :

 

 

С кажи  своим  непокорным  спутникам,  чтобы  они помнили Меня.  А  Я принимаю  обет  помнить  тех,  кто помнит  Меня.  Когда  Ибрахим  (Авраам)  становился

к молитве,  то  голос  его  сердца  был  слышен  за  две мили.         Человек  получит  прощение  на  том  свете  лишь за  свойства  своего  разума  (духа),  а  не  тела.

 

Н екотор ы х лю дей  удивляет , чт о м ы дол жн ы  боятьс я Бога, и м  ка ж ется, чт о  Бо га нужн о  видет ь только  доб­ р ы м  и  всел ю бя щ им .  О бъяснени е здес ь можн о  най т и в К оране , в  одно м  и з  аятов сур ы Ал-Бакара (2: 112 ) :

 

Но  кто  откажется  от своих  страстей ради  слу­ жения Аллаху  и  творит  дела  благие,  тому  Господь уготовал  награду;  он  не  будет  знать ни  страха,  ни печали.

 

И ным и  слова ми ,  есл и  челове к  отказы ваетс я  о т эгооистических побуждений и слу жи т человечеств у с единственной цель ю  порадоват ь А ллаха, то  на градой ем у будет  полна я  и  нео гра ниченна я  за щ ита , мило ст ь и  благоволение А ллаха .  И  есл и  А лла х —  Творец, Д ер ж ател ь и  П равител ь  миро зда ни я — становитс я

 

8 9


 

чьим-т о  друго м  и  за щ итником,  т о  мож ет  л и  это т челове к  боятьс я  ил и  пребыват ь  в  ун ынии ?

П роблем ы ,  сопрово ж да ющ и е  салат  ( нама з) , глав ны м  образом связаны  с  помехами .  П омех и  мо гут имет ь  ка к  фи зическу ю , та к  и  психическу ю  природу . Ч аст о  челове к  н е  мож е т  сосредоточитьс я  в  молитв е из-з а  ш у м а  в  соседне й  комнате , разговоров , приглу­ ш енног о  уличног о  ш у м а  и  т.  п.  С редств о  от  этог о заболева ни я  салата  ( нама за )  состоит  в  то м ,  чтоб ы отгородитьс я  о т  источник а  помех .

С у фи и  счита ю т ,  чт о  моли тв у  луч ш е  всег о  со­ вер ш ат ь  в  те мно й  м аленько й  уединенно й  комнат ­ ке .  Е сл и   эт о  нево з можно ,  т о  нужн о  отделит ь себ е специально е  м ест о  дл я  поклонени я  Аллаху.  Е сл и нужно , закр ы вайт е  глаза,  поскольку глаза  — глав ны й источни к помех .

В торо й  источни к  поме х  —  са м  разум.  К а ж да я мы сль , возникая , ведет  к  друго й  мы сли .

 

Н а  зар е  ислам а  к  Аб у  Б акр у  ,  котор ы й б ы л  очен ь  набожны м  м усуль м анино м ,  при ш е л погон щ и к  вербл ю до в  и  сказал :  « Я  н е  вер ю , чт о т ы            мож е ш ь          совер ш ит ь  дв а  ра'ката      салата

( нама за) , н е  подума в  пр и  это м  н и  о  чем , кром е А ллаха» .  Абу  Б ак р         ж е  утвер ж дал ,  чт о  е м у эт о  удастся .  И  тогд а  погон щ и к  сказал ,  чт о есл и  Абу  Б ак р  с мож е т  совер ш ит ь  дв а  ра'ката, н е  допусти в  пр и  это м  н и  едино й  посторонне й мы сли ,  т о  о н  подари т  е м у  вербл ю да ,  и  указа л

 

9 0


 

н а  дву х  стояв ш и х  поблизост и  вербл ю до в  —

черног о  и  коричневого .

Аб у  Б ак р           нача л  сво й  салат  ( нама з) . Закончив ,  о н  встрети л  трево жны й  взгля д погон щ ик а  вербл ю дов .  Б удуч и  скрупулезно честн ы м  человеком,  неспособным  н а  обман , Абу  Б ак р   признался :  «Ты  б ы л  прав , у  м ен я ниче г о  н е  получилось .  Я  отвлекся» .  П огон щ ик у стал о  легч е  н а  ду ш е :  о н  н е  потеря л  дорогог о вербл ю да .  П еревед я  дух ,  о н  спросил :  «Но  чт о отвлекл о  тебя ?  О  че м  т ы  подумал? »  Абу  Б ак р ответил :  « Я  подумал , взят ь л и  мн е  черног о  ил и коричневог о  вербл ю да» .

 

И скоренит ь внутренние мы сленн ы е помех и очень сло жн о .  Н аилуч ш и й  спосо б  состои т  в  то м ,  чтоб ы луч ш е  сосредоточитьс я  н а  содер ж ани и  читаемог о текста .  Е сл и  разу м  начинае т  блуж дать,  вернит е  ег о к  с мы сл у  стро к  К орана .

П роро к  говорил , чт о  в комнате , где совер ш ается салат  ( нама з) , н е  дол жн о  б ы т ь  ярки х  укра ш ени й  и картин,  н а  моли тве нно м  коврик е  —  за мы словат ы х узоров ,  а  н а  человек е  —  коле ц  и  други х  украш е­ ний .

В  хадиса х  сказано ,  чт о  когда  челове к  моли тся , А лла х  поднимае т  разделя ющ у ю  и х  перегородку и обра щ аетс я  лицо м  к  С вое м у  рабу.  Н а  плеча х  у  тог о находятс я  дв а  ангела ,  котор ы е  молятс я  в  унисо н  с ним , а  в  конц е  моли тв ы  произнося т амин.  Зате м  он и

 

9 1


 

распространя ю т  благие  сил ы  о т  м аку ш к и  моляще­ гос я   д о  са мо г о  горизо н та .  П ото м  оди н  и з  ангело в говорит :  « Е сл и  б ы  этот  слуг а знал , Кого  о н  призывае т свое й  моли твой ,  т о  о н  н е отвлекалс я  б ы  в  разн ы е сторон ы .  П ере д  молящим с я  распахнут ы   двер и  не­ бес ,  и  А лла х  разделяе т  гордост ь  з а  него  с о  С вои м и ангела ми , и  Лиц о  Бо г а  пере д  ег о  лицом» .

 

О дна ж д ы  —  дел о  б ы л о  в  декабр е  в  К о - нь е  — М авлан а         Рум й удалилс я       в              сво ю хужру    (кель ю  дл я  моли т в  и  разм ыш лений) , чтоб ы  совер ш ит ь  ночны е  моли тв ы .  И  во т нас тупил о           у ж е       вре м я          фажра (ут ренне й моли тв ы ) ,  а  о н  вс е  е щ е  н е  в ыш ел .  Е г о последовател и  забеспокоились :  иб о  з а  2 0  ле т н е  б ы л о  е щ е  случая ,  чтоб ы  М авлан а  н е  раз ­ дели л  с  ним и  об щ е й  моли тв ы .  Ш л о  вре мя , беспокойств о  мурйдов  возрастало ,  и  наконе ц кто-т о  ре ш илс я  в ы ломат ь  дверь .  Вн утр и  он и с  удивление м  увидел и  М авлану ,  отчаянн о пытав ш егос я  оторват ь  сво ю  примерз ш у ю  к пол у  бороду :  моля сь ,  о н  вдру г  заплакал ;  б ы л моро з ,  а  слез ы  лилис ь  нас тольк о  обильн о   и

долго ,  чт о  в  конц е  концо в  примерзл и  к  полу , пойма в  ег о  з а  бороду !

 

К  со ж алени ю , ест ь  немал о  л ю дей , котор ы е  нера­ зу мн о  заявля ю т,  чт о  особо й  необходимости  в  салате ( нама зе )  нет.  Он и  дела ю т  странн ы е  утвер ж дения ,

 

92


 

 

будт о  б ы  таки е  ф ормальн ы е  действия ,  ка к  салат

( нама з) , —  эт о  н е боле е  че м  ритуал ы ,  и  истинные духовн ы е  подвижник и  вполн е  мо гу т  обойтис ь  бе з них .  А тех,  кто  регулярно совер ш ае т салат  ( нама з )  и верит  в  его  необходимость , он и  надменн о  на з ы ва ю т отстал ым и  « ф унда м енталиста ми » .  Я  наде ю сь ,  чт о некотор ы е  описанн ы е  в ыш е  аспект ы салата  (намаза) вдохновя т  л ю де й  н а  то , чтоб ы  научитьс я  это й  прак­ тик е  и  н а  себ е  испытат ь  е е  поистине  чудотворно е воздействие .

 

Расска з ы ва ю т ,  чт о  Х адра т  'Аб д  ал- К ади р Джй лан й      как-т о  ра з  едв а  н е  пропусти л сво ю  утренн ю ю  моли тву .  Н о  к  нему ,  спя щ е ­ м у ,  подо ш е л  ко т  и  ста л  тереться ,  пок а  то т н е  проснулся .  Аб д  ал- К ади р  увидел ,  чт о  у ж е довольн о  поздно ,  ту т  ж е  поднялс я  с  постел и и  б ы стр о  совер ш и л  дв а  положенны х  рак'ата. Закончив ,  о н  посмотре л  н а  кот а  и  понял , чт о  н а  са мо м  дел е  эт о  б ы л  Ш айтан .  В елики й свято й  удивился ,  чт о  Ш айта н  разбуди л  ег о  к моли тве , и  спросил :  « Я  ви ж у , чт о  т ы  Ш айтан ,

та к  почем у  ж е  т ы  разбуди л  м ен я  к  фажру,  к утренне й  моли тве? »

К о т  ответил :  «М ои  собратья-дьявол ы  го­ ворил и  мн е ,  чт о  т ы  очен ь  набоже н  и  у м ен , и  я  ви ж у ,  чт о  эт о  действительно  так .  Н у  чт о ж ,  поскольк у  т ы  вс е  равн о  раскуси л  м еня , я  мо г у  откр ы тьс я  тебе .  Я  з нал ,  чт о  есл и  б ы

 

9 3


 

 

т ы  пропусти л  сво ю  обязательну ю  моли тву ,

т о  воз м ести л  б ы  е е  сотне й  рак'атов;  во т  я  и разбуди л  тебя ,  чтоб ы  т ы  пожа л  благи е  плод ы ли ш ь  двух» .

 

С алат  ( нама з )  —  эт о  одновременно  первы й  и последни й  ш а г  истинног о  веру ющ его .  Э то  реально е средств о  объединит ь  индивидуума  с о  все м  челове­ чество м  и  с о  В се мо гу щ и м  Бо го м .  О сновн ы е  черт ы этог о  ритуал а  неи з м енн ы  везд е  и  всегда  (и  сохра­ ня ю тс я  вот  у ж е 1  40 0  лет) , и , таки м  образом,  салат ( нама з )  слу жи т  осново й  дл я  боле е  то нки х  духовн ы х упра жн ений .  Д л я  л ю бог о  человека ,  ж ела ющ ег о обрест и  безупречно е  здоровье ,  гар мони зироват ь сво ю  фи зическу ю ,  у м ственну ю ,  э моцион альну ю  и духовну ю  жи з нь ,  не т  луч ш ег о  средства ,  че м  салат

( нама з) .  К а к  част о  говорил  свои м  последователя м Х адра т  Гарй б  Н аваз :  « П оспе ш ит е  совер ш ит ь  салат ( нама з) , пок а  н е  при ш е л  П оследни й  час ! »

И  н е  прав ы  говоря щ ие ,  будто  б ы  дл я  духовног о искателя ,  достиг ш ег о  свое й  цели ,  моли тв ы  и  об­ ряд ы  у ж е  н е  обязательны ;  иб о  да ж е  П редводител ь мир а  — да  пребуде т  с  ни м  бла ж енств о  и  ми р  Госпо­ ден ь  — никогда не  прекращ а л  молиться  и  поклонять ­ с я  Богу.  И  да ж е  достигну в  вер ш и н  набожнос ти ,  о н говорил :  « П озо р  мн е , о  Господь , иб о  я  поклоня ю с ь Тебе  недостаточ но » .


 

1

КА К  МОЛИЛСЯ  П РОРОК

 

И м а м  ат-Тир ми зи  приводи т  следу ющ и е  хадис ы

о  то м , ка к  молилс я  на ш  П роро к -

 

О т  Ибн  Аббаса       ,  который рассказал:

О дна ж д ы  я  прове л  ноч ь  в дом е  М ай м ун ы

2

.  Я  спа л  попере к  кровати ,  а  П осланни к

А ллах а     и  ег о  ж ен а  спал и  вдоль .  П роро к спа л  почт и  д о  полуночи ,  пото м  проснулся , проте р  сво е  лиц о  о т  сн а  и  прочита л  десят ь последни х  аято в  и з  сур ы  3  А л  'Имран.  Пос­ ланни к  А ллах а                подо ш е л  к  ко ж ано м у  бур­

д ю к у  и  совер ш и л  омовени е  совер ш енн ы м образом ,  а  зате м  вста л  дл я  моли тв ы .  Я  сдела л т о  ж е  са мо е  и  вста л  рядо м  с  ним .  П роро к положи л  сво ю  праву ю  рук у   мн е  н а  голову , покрути л  мо е  ухо ,  а  зате м  совер ш и л  дв а рак'ата  моли тв ы ,  пото м  е щ е  два ,  пото м  е щ е

два ,  пото м  е щ е  два ,  пото м  е щ е  два ,  пото м

3


е щ е  дв а  (сказа л  Ма'ан


—  итог о  ш ест ь  раз ) ,


а  зате м  совер ш и л  ( нама з )  вшпр4.  Зате м  о н

 

1

Аб у  ' И с а  М ухамма д  б.  ' И с а  ат-Тирмизи.  «Книга о  благо­

родн ы х  чертах  П ророка  М ухаммада , П осланника Аллаха». Аш- Ш ама'ш  ал-Мухаммадийа. —  СП б. :  «И здательство  « ДИЛЯ » ,

2007 .

2

Тетя  И б н  Аббаса,  ж ена  М ухаммад а        .

3


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 298; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!