М о ж н о  толковать  как:  «Я  не  создал  д ж инно в  и  л ю дей,



Чтобы  он и  принесли  М н е  какую -либо пользу,  а  лиш ь для  того, чтобы  он и  М н е  поклонялись .  В ед ь  поклонение  приносит  и м ж е  пользу» .

 

100


 

И  Господ ь      и  П роро к    говорят ,  чт о  са мо е великое  поклонени е  —  нама з .  М о жн о  л и  понимат ь как-либо  инач е  нас тольк о  очевидну ю  истину ?

Творе ц  всего,  и  на с  в  том  числе ,  Аллах,    Ко­ тор ы й  даруе т  на м  бесчисленн ы е  блага ,  да ющ и й на м  жи з н ь  и  забира ющ и й  ее,  очен ь  ясн о  и  понятно говорит ,  чт о  созда л  на с  дл я  поклонени я  и  намаза, и  нас тоятель н о  повелевае т  совер ш ат ь  нама з .  Ра зв е воз можно ,  чтоб ы  м ы  увиливал и  о т  нама з а  под  раз­ личн ым и  предлогами ,  обман ы вал и  себя ,  прятал и голову  в  песок ?

Д а ,  пор а  пробудитьс я  о т  лености .  Бл агочестив о совер ш и м  нама з  вовре м я  и  без  отговорок, как  только прочита н  азан.  Е сл и  н е  смож ем  сраз у проснуться , то луч ш е  вспо мни т ь  о  то м ,  что  когда  м ы  проснемс я  в аду,  будет  у ж е  поздно .

 

 

ПРЕДЛО Г  ВТО РО Й  —  ДУМАТЬ:            «АЛЛАХ;  ГАФ УР (ВСЕПРОЩ АЮЩ ИЙ)  И  РАХИМ (Милостивый) — Он  ВСЕ  РАВНО ПРОСТИТ»

 

Н екотор ы е  л ю ди , н е  совер ш а ющ и е  нама з , гово­ ря т  част о  са м и  себе :  «М не-то  чт о  будет,  А лла х  вед ь простит» .  М ножес тв о  лю дей,  пренебрегающ и х  на­

м азо м , говоря т о  бесконечно й  М илост и  Господ а  и про щ ени и  И м  грехов , мол , О н  вс е  простит .  О днак о эт о  одн а  и з  лову ш ек ,  поставленных дьяволом.

Ра зу м еется , Господ ь  может  простит ь  л ю бо й  грех, з а  искл ю чение м  мно гобо жи я .  Н о  как ?

 

101


 

С одер ж ани е  следу ющ ег о  аят а  всегд а  дол жн о напомина т ь  на м  о  бдительности:

 

О  люди!  Бойтесь  вашего  Господа  и  страши­ тесь  того  дня, когда родитель никак  не  защитит своего ребенка, а  ребенок своег о родителя. О бе­ щание Аллаха истинно,  и  пусть  не  обольщает  вас мирская  жизнь,  и  пусть  соблазнитель  (С атана)  не обольщает  вас  относительно Аллаха.1  (3 1 :33 )

 

П оследне е  предложени е  хоро ш о  показывает ,  на­ сколько заблу ж да ю тс я  те , кт о  безучасте н  к  нама з у  и полагает , чт о  ка к  б ы  та м  н и  б ы ло , А лла х простит .

Н а ш  Господ ь  , Гафур  ( В сепро щ а ющ ий ) и Рахим ( М илостивый ) ,  н а  мило ст ь  К оторог о  м ы  надеемся , мол , О н  прости т  на м  на ш е  небрежно е  отно ш ени е  к намазу, предостерегае т на с в этом  вопросе , н е ж елая , чтоб ы  м ы  заблу ж дались .

Н еу ж ел и  м ы  лучш е з нае м  Господ а , чем  О н  сам ,

раз  мы  отказываемся от намаза и говори м:  «О н простит ,

 

1

М о ж н о  толковать  как:  «О  л ю ди !  Д елайт е  то,  что  прика­

зал  вам  ваш  Господь  и  не  делайт е  того,  что  О н  вам  запретил делать!  Бойтесь  Его  наказания  в  Д ен ь  воскресения,  когда оте ц  ниче м  не  помож ет  своему  сын у  и  сын  ничем  не  помо­ ж ет  своему  отцу.  Э то  Д ень,  который  Аллах, обещ ал.  Поис­ тине,  обе щ ани е  Аллаха —  истина  и  непременно сбудется! П усть  не  обольщ аю т  вас  услады  зе мно й  ж изни  и  ее  соблаз­ ны  и  не  забудьте  готовиться  к  предопределенному  Аллахо м

Д н ю . П усть  не  обманывает  вас  оболь щ ени е  и  искуш ение  Шай­ тана,  и  пусть  он  не  собьет  вас  с  прямог о  пути  Аллаха  и  не  от­ вратит  вас  от  повиновения  Ем у! »

 

102


 

О н  помилует» ?  С ловн о  говори м :  « Д а ж е  есл и  А лла х в  К оране  7 0  ра з  повеле л  совер ш ат ь  нама з ,  н е  над о переживат ь  —  О н  М илосерде н  и  простит» .

О собенно не  забы вайт е следующ ую истину : не  гре­ шат, полагаяс ь на  милост ь и  про щ ени е А ллаха.  Одна­ ко  если  по  беспечност и согреш или, а затем  раскаялис ь и  попросил и про щ ения , то  это  другое  дело .  О братит е вни м ани е  н а  следу ющ е е  предостережение :

 

Воистину,  Аллах  обязался  принимать покаяния тех, которые  совершают  дурной  поступок  по своему невежеству и  вскоре  раскаиваются.  Их  по­ каяния  Аллах принимает,  ведь Аллах — Знающий, Мудрый.  (4:17)

 

Значит , чтоб ы покаяни е б ы л о принято , необходи­ мо , чтоб ы  гре х  б ы л  совер ш е н  п о  не з нани ю  и  скор о последовал о раскаяние . М но ги е л ю ди , н е соверш аю ­ щ и е  нама з , осознанно гре ш а т и  совер ш енн о  н е  рас­ каиваясь ,  продолжа ю т  ка ж д ы й  ден ь  гре ш ить .  Е сл и

б ы  л ю ди , пуст ь да ж е  осознанно  согре ш ив , сердечно раскаялис ь и  старалис ь б ы  боль ш е н е совер ш ат ь этот грех,  и н  ш а  Аллах,  он и  б ы л и  б ы  про щ ен ы .

Д а , П рекрасн ы е И м ен а Господ а     подразумеваю т са мо е  велико е  сострадание ,  про щ ени е  и  милосер­ дие .  О н              — Тот,  К то  показывает ,  чт о  Е г о  М илост ь превосходи т  Е г о  Гнев .  О н  сооб щ ае т  так ж е ,  чт о прости т все , кроме  того , чт о  Ем у  будут  приписыват ь соучастников .

 

103


 

 

Е ст ь да ж е л ю ди , которы е , искренне раскаяв ш ись , удостаива ю тс я  про щ ени я  и  попада ю т в рай , несмот­

р я  н а  т о  чт о  вс ю  сво ю  жи з н ь  проводя т  в  грехах .  Н о находятс я  и  такие ,  котор ы е  приближа ю тс я  к  аду, потом у  чт о  хвалятс я  те м ,  чт о  вс ю  жи з н ь  творя т только  добро , и  хваста ю тс я  те м , чт о  вс е  вре м я  пок­ лоня ю тся .

Если  тот человек, который по беспечност и согреш ил, и  через  некоторое время  опомнился , и  осознал реаль­ ность, содрогается, раскаивается всем  сердцем и молит о  прощ ении, то  Господь  может  простит ь его.

Внимание: м ы  говори м : « М о ж е т  простить» . П отом у  чт о  про щ ени е  и  мило ст ь  А ллах а  н е  по д чьим-либ о  залого м .  Аб сол ю т н о  ник т о  н е  с мож е т повлият ь  н а  Н его , подумат ь  о  то м , чт о  имее т  прав о командоват ь  И м .

О ди н  и з  са мы х  боль ш и х  грехов  —  уверенност ь в  то м ,  что ,  мол ,  « А лла х  никогда  м ен я  н е  накажет» , а  друго й  боль ш о й  грех  — думать :  «В  л ю бо м  случа е я  попад у  в  рай» .

К онечно ,  грехом  являетс я  и  уверенност ь  в  то м , что , мол , « А лла х м ен я  н и  з а  чт о  н е  простит» , « А лла х н е  введе т  м ен я  в  рай» ,  «В  л ю бо м  случа е  я  обрече н горет ь  в  аду» .

П отому  чт о  щ едрость , мило сть , про щ ение , дар ы , справедливост ь  А ллах а  н е  находятс я  по д  чьим-либ о влияние м .  Господь ,  ка к  в  л ю бо м  вопросе ,  в о  все х С вои х  деяния х  —  Един ственн ый ,  Н езависи мы й  и С вободн ый .

 

104


 

П оэтом у  заду м айтесь ,  прежд е  че м  совер ш ит ь грех ;  да ж е  есл и  б ы  м ы  посл е  согре ш ени я  покаялис ь о т  всег о  сердц а  и  вз молились ,  м ы  н е  мож е м  пред ­ угадат ь  конец .  И  мы сл ь  —  « М ы  обязательно  буде м про щ ен ы » ,  и  мы сл ь  —  « Н а м  н и  в  кое м  случа е  не т про щ ения »  неверны.  Д о  са мо й  с м ерт и  м ы  надеемс я н а про щ ение , боимс я  нака за ния .

С  это й  сторон ы , н е совер ш а я  нама з , полагать , чт о

« А лла х  простит» ,  —  боль ш а я  о ш ибка ,  котора я  н е мож е т  б ы т ь  причино й  отказ а  о т  нама за .

 

 

ПРЕДЛО Г       ТРЕТИЙ  —        ПОЛАГАТЬ,

ЧТО  «Я  ЕЩЕ  МОЛОД,  КОГДА  СОСТАРЮСЬ     

БУДУ молиться »

 

О дни м  и з  предлого в  того,  почему  н е  совер ш а ю т нама з ,  являетс я  молодо сть .  С тра нно ,  чт о  моло ­ дост ь  —  когда ,  ка к  казалос ь  б ы ,  м ы  с  боль ш и м рвение м  дол жн ы  отдаватьс я  поклонени ю  и  нама ­

зу —  видитс я  как  нека я  помеха .  Д а ж е  м ы  са м и  и

на ш е  окру ж ени е  мож е т сказать :  «Т ы  е щ е  молод , когда  состари ш ьс я  —  помоли ш ься» .

О днак о  у  кого  ест ь  гара н тии ,  чт о  м ы  до жи ве м д о  са мо й  старости?  К то  поговори л  о б  этом  с  А з - раилом?  Ра зв е  с м ерт ь  прислу ш иваетс я  к  стар ы м  и молодым?

П редполо жим ,  вам  в  частно м  порядк е  дал и  га­ рантии ,  чт о  вы  проживет е  100  лет.  К огда  вам  стоит начат ь  совер ш ат ь  нама з ?  К аков ы  м ерки ?  В  60 ,  в  80,

 

105


 

в  9 0  ле т  ил и  з а  ден ь  д о  с м ерти ?  А разв е  ва с  н е  спро­ сят, чт о  в ы  делал и  начина я  с  зрелог о  возраста ?  Ра зв е Аллах,     повелел :  « С тарики , совер ш айт е  нама з» ?

Ра зв е  б ы т ь  м усуль м анино м  —  дел о  стариков ? П роро к   сооб щ ает , чт о  ка ж д ы й  челове к  в  присутс­ тви и  А ллах а отчитаетс я  о  то м , где  о н  прове л  сво ю молодость .  К а к  ж е  м ы  мож е м  оставатьс я  равнодуш ­ ными , з на я  вс е  это , когда  доноситс я  азан?

П ризнайтесь , ка к  част о  в ы  говорил и  себе :  « В се , начн у  с  понедельник а  (почему-т о  всегда  именн о  с понедельника )  встават ь  н а  утренни й  нама з , никогда боль ш е  н е  пропу щ у ! »  Н о  приходи т  понедельник ,  а вчера  б ы л о  воскресенье , и  вы  долг о  с мо трели  телеви­ зор , и  та к  хочетс я  спать .. .  И  снов а д о  понедельника , и  опят ь  д о  понедельник а  и  луч ш и х вре м е н  жи ве т благими  намерениями  человек .. .  А  вре м я  бе жи т  и бе жи т .. .  И  он о та к  скоротечно .. .  И  вот  вам  у ж е за  30 ,

40  и  боль ш е ,  и  болезни  подступаю т .  И ,  может, у ж е скоро  придетс я  ответ  дер ж ать .. .  Ах,  спохват ы ваетесь

в ы .. .  « Ч т о  ж е я  дела ю ?  Господи,  прост и  м еня , вед ь я вер ю  в  Тебя, я  л ю бл ю  Тебя .. .  И  почему  я  б ы л  таки м глуп ым ? ! »

П риведе м  оди н  поучительный  рассказ .

 

 

С воевременный        намаз

С лов а  бабу ш к и  эхо м  отозвалис ь  в  ег о  у ш ах :

« Ра зв е  можн о  оставлят ь  нама з  н а  тако е  вре ­ мя ? »  Б абу ш ка ,  до жи в  д о  се мид есят и  лет ,  ни ­ когд а  н е  пропускал а  нама з ы .  Он а д о  си х  пор ,

 

106


 

ка к  тольк о  усл ыши т  слов а  азана,  ту т  ж е  иде т совер ш ат ь  омовени е  и  в ып олнят ь  нама з . Ч т о ж е  касаетс я  его ,  т о  о н  ника к  н е  мо г  победит ь сво й  нафс.Что  б ы  н и  случилось ,  нама з  посто­

янн о  оставля л  н а  последни е  мин ут ы  и  поэто ­ м у  в ып олня л  ег о  в  спе ш к е  Д у м а я  о б  это м ,  о н вста л  и  посмотре л  н а  час ы :  д о  азана  ночно г о нама з а  оставалос ь  пятнадцат ь  мин ут .

—  О пят ь  промедли л  с  нама зо м ,  —  сказа л о н  с  со ж аление м ,  кача я  головой .

Ло вки м и  дви ж ения м и  о н  совер ш и л  омо ­ вени е  и  бросилс я  в  комнату .  К а к  об ы чно ,  о н в ын у ж де н  б ы л  в ып олнят ь  нама з  б ы стр ым и дви ж ения ми ,  та к  ка к  д о  конц а  вечернег о нама з а  оставалос ь  м ал о  вре м ени .  П еребира я четки ,  о н  н е  мо г  н е  вспо мни т ь  о  бабу ш ке :

« Е сл и  б ы  он а  видел а  м ен я  сейчас ,  т о  опят ь ругалас ь  бы »,  —  подума л  он .  О н  очен ь  л ю би л ее .  К огд а  он а  в ып олнял а  нама з ,  е м у  всегд а казалось ,  чт о  переливаетс я  радуга ,  и  е е с мир енност ь  в  нама з е  будт о  переходил а и з  одног о  цвет а  в  друго й  о т  кол ы хани я  е е платья .

В  то т  ден ь  о н  за нималс я  д о  са мо г о  вечера . В о  вре м я  чтени я  ду'а  ег о  одолел а  сильна я  ус­ талость ,  и ,  схватив ш ис ь  з а  голову ,  о н  слегк а наклонился ,  прикры в  глаза .

—  К а к  ж е  я  устал ,  —  пробормота л  о н  и задре м ал .. .

 

107


 

Н ачалос ь  нас тоя щ е е  светопреставление . О н  увиде л  огромно е  скоплени е  л ю дей .  В с е м ест а  б ы л и  наполнен ы  л ю дьми .  К то-то ,  ос­ толбе нев ,  бе з  дви ж ений ,  набл ю да л  з а  про ­ исходя щ им ;  кто-то ,  опустив ш ис ь  н а  колени , ж дал ,  схватив ш ис ь  з а  голову ;  кого-т о  г нал и направо ,  кого-т о  — налево .  С ердц е  ег о  очен ь сильн о  билось ,  будт о  хотел о  в ы скочит ь  и з  гру­ ди , и  ег о  про ш и б  холодн ы й  пот .  П р и  жи з н и  о н очен ь  мно г о  сл ыш а л  о  конц е  света ,  допрос е и  весах ,  н о  тольк о  сейча с  эт и  поняти я  за­ ставлял и  каменет ь  ег о  о т  страха .  О н  да ж е  н е мо г  и  подумать ,  чт о  стра х  и  о жи дани е  своег о приговор а  мо гу т  б ы т ь  нас тольк о  у ж асн ыми . О тче т  и  допро с  ш л и  свои м  чередом .  В  эт о вре м я  прочитал и  и  ег о  имя .  В  оцепенени и о н  оглянулся .

—  М о е  им я  прочитали ?  —  проговори л  о н дро ж а щ им и  о т  страх а  губа ми .

Толп а  расступилась ,  и  пере д  ни м  образо ­

валас ь дорога .  Д во е  взял и  ег о  по д руки .  Был о ясно ,  чт о  эт о  слу жи тел и  С удног о  дня .  Ан гел ы подвел и  ег о  к  центр у  и  ту т  ж е  удалились . В с я  жи з н ь  словн о  фи ль м  про ш л а  пере д  ег о глаза ми .  «Т ы сяч а  благодарностей , —  сказа л

о н  са м  себе .  П ото м  продолжил :  С  ро ж дени я ро с  я  в  сред е  л ю дей , котор ы е  слу жи л и  н а пут и  Аллаха-  О те ц  мо й  боль ш у ю  част ь  свое ­

г о  вре м ен и  проводи л  в  об щ ени и  с  л ю дьми ,

 

108


 

дл я тог о  чтоб ы  направи т ь  и х  к  И сла м у ,  а заработа нны е  деньг и  трати л  н а  пут и  А ллаха . М ат ь  ж е  чествовал а  приходив ш и х  к  на м гостей ,  н е  успевал а  убират ь  с о стола ,  ка к приходилос ь  накрыва т ь  следу ющ ий .  Я  ж е всегд а  б ы л  н а  это м  пути .  Ж ертвова л  свои м вре м ене м  н а  польз у  л ю дям :  рассказ ы ва л  и м о б  А ллахе , в ып олня л  нама з , дер ж а л  пост .  Соб­

л ю да л  вс е  предписанны е  обязанности , каки е тольк о  су щ еству ю т .  О тдалялс я  о т  запрет но го» . П о  ег о  щ ека м  текл и  слез ы .

—  Я  очен ь  л ю бл ю  В сев ышн его ,  — .  сказа л он .

«Но  с  друго й  сторон ы ,  чт о  б ы  я  н и  дела л рад и  А ллаха ,  этог о  вс е  равн о  буде т  недос та ­ точ но ,  чтоб ы  заработат ь  рай» ,  —  дума л  он . П рибе жищ е  б ы л о  тольк о  в мило ст и  А ллаха .

О тче т  продолжался .  О н  дро ж а л  о т  страха , и  по т  в ы ступа л  крупн ым и  каплям и  н а  ег о  те­ ле .  Гла з а  ег о  остановилис ь  н а  стрелка х  весо в и  ж дал и  исхода .  В скор е  буде т в ын есе н  приго ­ вор .  С лу ж а щ и е  ангел ы  про ш л и  в  цент р  толп ы и  дер ж ал и  в  рука х бумагу .  Вн ачал е  прочитал и имя .  Н ог и  у ж е  н е  дер ж ал и  его .  О т  сильног о волнени я  о н  прикры л  глаз а  и  ж да л  своег о приговора .  И з  стра ш но й  толп ы доносилос ь гуде ние .  Уш и  что-т о  сл ыш ал и  неверно ?  И м я

б ы л о  в  списк е  тех ,  кт о  попаде т  в  ад .  О н  упа л

н а  колен и  и  за м е р  о т  страха .

 

 

109


 

—  Н е  мож е т  б ы ть !  —  крича л  он .  —  Н е  мо­

ж е т  б ы ть !

О н  м еталс я  т о  влево ,  т о  вправо .

—  К а к  ж е  я  попад у  в  ад ?  В ед ь  н а  про ­ тя ж ени и  все й  свое й  жи з н и  я  б ы л  с  те ми , кт о  н а  пут и  И сла м а .  В се м  рассказ ы ва л  о б А ллахе ,  —  говори л  он .

С лез ы  словн о  проливно й  до ж д ь  мочил и  ег о тело .  С лу ж а щ и е  ангел ы  подхватил и  ег о  по д рук и  и  пота щ или ,  рассека я  толпу , в  ад ,  плам я которог о  возв ыш алос ь д о  небес .  О н  извивалс я

и  корчился , ка к тольк о  мо г .  Н е т л и  хот ь  какой - нибуд ь  помо щ и ?  Н е  появитс я  л и  спаситель ?

С  ег о  губ  с ып алис ь  бессвязн ы е  слов а  моль­

б ы :

—  М о е  слу ж ение , посты , прочитанны й  Ко­

ран ,  нама з ы  —  ник т о  м ен я  н е  освободит ?

О н  продолжа л  кричать .  Ан гел ы  продолжа ­

л и  ег о  та щ ить .  Он и  приближалис ь  к  адско м у пламени .

В  это т  мом ен т  вспо мни л  о н  о  хадис е  Пос­

ланник а  А ллаха :  « С ка жи те ,  есл и  б ы  у  двере й дом а  кого-нибуд ь  и з  ва с  протекал а  рек а  и  о н купалс я  б ы  в  не й  п о  пят ь  ра з  е ж едневно ,  мог­ л а  б ы  посл е  этог о  остатьс я  н а  не м  грязь ?  Э т о подобн о  пят и  моли тва м ,  с  помо щ ь ю  котор ы х А лла х  стирае т  ва ш и  прегре ш ения» .

«Е сли  так ,  т о  неужел и  и  мо и  нама з ы  м ен я н е  спасут?» ,  —  подума л  он .

 

П О


 

 

—  М о и  нама з ы ,  мо и  нама з ы ,  мо и  нама ­

з ы .. .  —  всхлип ы вая ,  повторя л  он .

С лу ж а щ и е  ангел ы , н е  останавливаясь ,  про­ дол ж ал и  та щ ит ь  ег о  даль ш е  и  вскор е  подо ш л и к  пропаст и  ада .  П аля щ и й  огон ь  ж е г  лицо . В  последни й  ра з  о н  повернулс я  и  огляделс я п о  сторона м .  О ставалас ь  последня я  надежда . Н аклони в  голову , о н  согнулс я  вдвое .  Сж имав ­ ш и е  пальц ы  отпустил и  ег о  руки ,  и  оди н  и з ангело в  толк ну л  его .  О н  оказалс я  в  воздух е на д  пропасть ю  ад а  и  пада л  вниз .  Н о  вдру г кто-т о  ег о  схвати л  з а  руки .  О н  приподня л голов у  и  посмотре л  наверх .  Е г о  спа с  какой-т о стари к с  длинно й  бело й  бородой .

С тари к  в ы та щ и л  его .  С тряхива я  с  себ я пыль ,  о н  посмотре л  н а  старика .

—  К т о  ж е  т ы ?  —  спроси л  он .

—  Я  —  тво и  нама з ы ,  —  ответи л  стари к посмеиваясь .

—  П очем у  ж е  та к  запоздали ?  П одоспел и тольк о  в  последни й  мом ент .  Ещ е  чуть-чуть , и  я  б ы  упал ,  —  сказа л  он .

С тарик ,  снов а  посмеиваяс ь  и  покачива я головой ,  сказал :

—  Т ы  ж е  м ен я  ка ж д ы й  ра з  оставля л  на­

последок .  В спо мн и  о б  это м .. .

О н  проснулся .  Бы л  о н  вес ь  в  пот у и  дро ж а л о т  сильног о  волнения .  С та л  прислу ш иватьс я

к  звука м ,  доносив ш имс я  с  улиц ы .  С л ыш алс я

 

111


 

 

на за н ночно г о нама за . О н вскочи л с м ест а и пуле й  кинулс я  совер ш ат ь  омовение .

 

Д а , б ы т ь  молодым  — з начи т  полность ю  с  радос­ ть ю  отдават ь  себ я  намазу.  П отому  чт о  молодост ь  — са мо е  луч ш е е  вре м я  творит ь добр ы е дела .  Эн ерги ю , деятельность ,  усердие ,  сил у  и  мощ ь ,  прису щ и е молодости , в  старост и  у ж е  тя ж ел о  будет  най ти .  Э т у энерги ю  и   вооду ш евленност ь  необходимо  ценит ь

н а  Бож ье м  пути.

 

ПРЕДЛО Г           ЧЕТВЕРТЫЙ           —


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 309; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!