УТВЕРЖДАТЬ,  ЧТО  «У  МЕНЯ  НЕТ  ВРЕМЕНИ»



 

Н екотор ы е  л ю д и  н а  вопрос :  « П очему  т ы  н е  со­

вер ш ае ш ь  нама з? »  — в ы дум ы ва ю т  предлог кура м  н а

с м ех : « У м ен я  не т вре м ени» . Ра зв е эт о н е бред : н а вс е вре м я  хватает , а чтоб ы  совер ш ат ь нама з , его  не т ? К то в  эт о  поверит ? А ответ  очевиден:  лен ь  и  халатность . П отому  что ,  как  сказа л  оди н  просто й  м усуль м анин :

« П осл е тог о  ка к захотел  совер ш ит ь нама з ,  н е мож е т

б ы т ь  таки х проблем,  ка к  недостаток  вре м ени» .

В ы  ска ж ете , разв е н е А лла х созда л то ,  чт о  м ы  на­ з ы вае м вре м ене м , и отдал в на ш е распоря ж ение ? Д а , это  А лла х созда л нас ,  и вс е отда л в на ш е распоряж е­ ние , и веле л на м совер ш ат ь намаз , а мы , поднявш ись , говори м :  «О  Господи,  я  совер ш у  когда-нибудь ,  н о сейча с  у м ен я  не т  вре м ени .  П рост и  м еня» .  К а к  это странно ,  н е та к  ли ?

 

112


 

Господ ь     подарил  на м  очен ь  долгу ю  жи з нь .  И

1


хочет, чтоб ы  м ы  в ы делял и  нама з у всег о  1  час


и з  24 .


О н  нас тольк о  сострадателе н  и  мило стив , ведь  есл и б ы  м ы  проводил и  боль ш у ю  част ь  на ш ег о  вре м ен и  з а моли тва ми , м ы  н е  с мо гли  б ы  п о  достоинств у  отбла­ годарит ь  Е го , н о  О н  требуе т  о т  на с  только  1  час .

Е сл и  б ы  некто  богаты й  и  влиятельн ы й  пожалова л б ы  ва м  2 4  слитк а  золота , а  затем  попроси л  б ы  оди н на зад , сказав :  « Е сл и  т ы  да ш ь  мн е  этот, т о  чере з  не­ которое  вре м я  я  подар ю  теб е  м е ш о к  золота .  А  есл и н е  отда ш ь ,  я  бро ш у  теб я  в  те мниц у» , —  вы  отказа­ лис ь  б ы ?  Н икогда !  Тогда  ка к  м ы  мож е м  повернутьс я спино й  к  нама зу ?

 

 

ПРЕДЛО Г  пятый—  НЕВЕРНО ПОНИМАТЬ  ИСТИНУ

« ТРУ Д  —  ТОЖЕ  БОГОСЛУЖЕНИЕ»

 

М но ги е  м усульм ане  в  качестве предлога , чтоб ы  н е совер ш ат ь нама з , говорят : « М ы ж е работаем,  работ а тож е  богослу ж ение .  М ы  зарабат ы вае м  н а  хле б  дл я на ш е й  се м ьи» .

Б есс мы сленност ь  этог о  утвер ж дени я очевидна , поразмы ш ляе м  почему .

П ре ж д е  всег о  слов о  «богослу ж ение » носи т рели­

гиоз ны й  с мы сл .  Ч тоб ы  м ы  мо гли  употребит ь  слов о

«богослу ж ение» , необходимо ,  чтоб ы  Аллах,    ил и

П осланни к  велел и  это .

 

 

1

И ли хотя  бы 24  минуты.

 

113


 

 

А сказано л и  хоть  где-нибуд ь  в  К оране , чт о  « не т надобност и  совер ш ат ь нама з , вед ь тво й  труд  — у ж е поклонение» ?  В  каки х  хадиса х  говорится :  « Е сл и

т ы  работае ш ь , н е  дела й  нама з , потому чт о  т ы  у ж е совер ш ае ш ь  богослу ж ение» ?

Н аоборот , взгляните , ка к Господ ь      хвалит веру­ ющ их , котор ы х никака я  торговл я  н е сдер жи вае т о т совер ш ени я  нама за :

В  домах,  которые  Аллах,  дозволил  воздвигнуть, поминается  Его  имя.  Его  славят  в  них  по  утрам  и перед  закатом мужи,  которых ни  торговля,  ни  про­ дажа  не  отвлекают  от  поминания Аллаха,  совер­ шения  намаза  и  выплаты закята.  О ни  боятся  дня, когда  перевернутся  сердца  и  взоры,  чтобы  Аллах воздал  им  за  лучшее  из  того,  что  они  совершили (или лучшим,  чем  то,  что  они  совершили;  или  наилучшим образом  за  то,  что  они  совершили),  и  приумножил это  по  С воей  милости.  Аллах  наделяет,  кого  поже­

лает,  без  всякого  счета}  (24:3 6-38)

 

1

М о ж н о  толковать  как:   «Лю ди, восхваляющ ие  Аллах а  и

поклоняющ иеся  Ему  в мечетях,  которые  О н дозволил  возвести, чтобы  л ю д и  посещ али  их  и  поминали  Е го  имя,  ходят  в  мечети по  утрам  и  по  вечерам.  Земно й  мир,  торговля  и  купля  не  отвле­ кают  их  от  поминания  Аллаха.  О ни  соверш аю т  намаз , раздаю т занят  (очистительну ю  милостыню) ,  страшатся  С удног о  дня,  в который сердца  будут  беспокойны  от  волнения,  страха  и  ожи­ дания  свое й  судьбы,  а  глаза  ш ироко  раскрою тся  в растеряннос­ ти  и  удивлении  при  виде  у ж асов  страш ной и  странной  карти­ ны.  За  их  добродеяния  Аллах  воздаст  им  высшей  наградой  от С воей  щ едрости,  воздаст  им  больш им,  чем  они  заслуживают.

 

11 4


 

 

Э т и  аяты  в откры той  ф орме  показываю т, что  рабо­

т а  дл я  того,  чтоб ы  в ыжи ть , н е  мож е т  стат ь  помехо й дл я  совер ш ени я  богослуж ений .  Только заду м айтесь : разв е А ллах , которы й  веле л  на м  совер ш ат ь  нама з , н е знает,  чт о  м ы  работаем? Д а , работ а  — богослуж ение . Н о  н е  только  работа , н о  и  всякий на ш  дозволенн ы й поступок , всяко е  деяни е  мож е т  стат ь  богослуж ени­

е м .  Н о  пр и  одно м  условии :  в ы  сначал а  совер ш ает е нама з , пото м  принимаетес ь  з а  дело , име я  хоро ш и е намерения .

Т о  ест ь  « Г о с п о д ь —  истинный  В ладеле ц  иму­ щ ества .  О н  дае т  на м  удел  и  пропитание .  О днак о чтоб ы  заслу жи т ь  это т  удел,  О н  приказывае т  на м работать .  И  м ы  в  предела х  Е г о  П овелени я  и  До­ вольств а  старае м с я  заработат ь  н а  хле б  дозволенн ы м образом» ,  —  ска ж ет е  вы  и  будет е  работат ь  с  таки м благи м  намерением. Таки м  образом, с  эти м  намере ­ нием, пр и своевре м енно м совер ш ени и намаза, всякое ва ш е  деяни е  мож е т  б ы т ь  богослу ж ение м .

Н о  есл и  игнорироват ь  нама з , т о  на ш и  дозволен- ы е  дел а  н е  стану т  богослу ж ение м .

П уст ь  да ж е  неко е  деяни е  являетс я  богослуж ени­

е м ,  н о  совер ш ени е  одног о  богослу ж ени я  н е  мож е т стат ь  отговоркой  дл я  отказ а  о т  другог о  богослуже­ ния .  Т о  ест ь  говорить :  « Я  н е  мо г у  совер ш ат ь  нама з , иб о  я дер ж у  пос т  и  плач у  закят»  —  то ж е  о ш ибк а  и

 

Хвала  Аллах у  В севышн ему !  П оистине , Аллах,  щ едр  и  бе з  счета даруе т  больш о й  надел  тому  из  С воих  праведных  рабов, кому пож елает» .

 

115


 

заблу ж дение .  П отому  чт о  и  нама з , и  пос т  — повеле­ ни я одног о Творца . Н икако е поклонени е н е являетс я помехо й  дл я  другог о  поклонения .  У  ка ж дог о  бого­ слу ж ени я  —  сво е  м ест о  и  сво е  вре мя .

 

 

ПРЕДЛО Г  Ш ЕС ТО Й  —  ДУМАТЬ  О  НАМ АЗЕ:

 

« О Н  НИКОГДА НЕ  КОНЧАЕТСЯ,  НАМ  НАДОЕДАЕТ»

 

Во з можно , на ш е  эг о  мож е т  сказать :  « Э то т  нама з никогда н е зако нчи тся .  Н а м  начинае т надоедать , чт о м ы  постоянно  его  совер ш ае м » .

Э т и  слов а  — уловка  на ш ег о  нафса  (эг о , плотско й ду ш и ) .  В ед ь  н е  надоедае т  нам , чт о  м ы  ка ж д ы й  ден ь потребляе м  пищ у,  пье м  воду,  вд ы хае м  воздух .  М ы ведь  н е  устае м  о т  этого?  В стречал и  л и  в ы  человека , которы й  говорит :  « М н е  у ж е  надоел о  ест ь  ка ж д ы й день» .  Э т о  невоз можно .  П отому  чт о м ы  испытывае м о т  всег о  этог о  удовольствие .

А  о т  нама з а  разв е  м ы  н е  получае м  удовольствие ? Н аходитьс я  пере д Тем , К то  созда л  вес ь  мир , вверят ь Ем у  сво и  горести,  просит ь  у  Н ег о  помо щ и ,  испы­ т ы ват ь  телес но е  успокоение  и  духовно е  умиротво­

рение , которо е  О н  на м  дарует , — разв е  эт о  н е  са мо е боль ш о е  наслаждение ?

В ы  встречал и  тех,  кт о  ж алуется ,  чт о  совер ш ае т нама з ? М о ж е м  л и  м ы  показат ь хот ь  одног о  человека , котор ы й  сказал :  « О  Господи,  ка к  я  устал ,  ка к  мн е надоело , я  совер ш и л  нама з , и  в  результат е  по ш е л  п о неправильному пути» .  Н апротив , тот, кто  совер ш ае т

 

116


 

 

намаз, всегда  пребывае т в  спокойствии и  равновесии (се рдечно й  радости ) .  П отом у  чт о  нама з  — пи щ а  дл я на ш ег о  разума ,  сердц а  и  духа .

П оэтому  л ю ди ,  совер ш а ющ и е  нама з ,  никогда н е уста ю т  о т  не го .  Ра зу м , сердц е  и  дух  всегда  довольны нама зо м .  Только т е и з  нас , кт о поучаетс я  Ш айтано м , могут  возразить .  С ледуе т  сопротивлятьс я  его  влия­ ни ю , воспит ы ват ь  сво е эго  (нафс),  пуст ь  и  испытыва я труд нос ти ,  н о  вс е  ж е  приводит ь  его  к  подчинени ю Аллаху.

 

 

ПРЕДЛО Г  С ЕДЬМО Й  —  « Я               ЗНАЮ,     что МЕНЯ СБИВАЕТ С  ТОЛКУ  Ш А Й ТА Н , НО  Я  НЕ  МОГУ СПРАВИТЬСЯ  С  ЭТИМ »

 

Н екотор ы е  м усуль м ан е  з на ю т требова ни я  нама за . О днак о  он и  н е  в  сила х  устоять ,  чтоб ы  н е  сказат ь следу ющ ее :  « М ы  эт о  з наем , н о  м ы  ника к  н е  мож е м одолет ь  Ш айтана  и  совладат ь  со  свои м  эго  (нафсои). С колько  б ы  м ы  н и  просили , внутр и  на с  ест ь  какое - т о  нежелание .  П уст ь  в  м еся ц  Рамада н  м ы  начинае м исполнят ь  вс е  нама з ы ,  н о  посл е  праздник а снов а бросаем.  М ы  совер ш ае м  нама з  несколько  м есяце в  в году, а затем  прекращ ае м .  М ы  посе щ ае м  пятничные и праздничные молитв ы , н о  чт о касаетс я  пятикратног о намаза, м ы  н е  мож е м  совладат ь с  собой .  П одска жи т е формулу , котора я  помогл а  бы  на м  навсегда  справить­

с я  с  эти м , чтоб ы  м ы  взял и  и  стал и  совер ш ат ь  нама з , боль ш е  никогда  н е  прекра щ ая» .

 

117


 

Н а са мо м  деле , именн о таки м является положени е част и  на ш и х  братьев ,  котор ы е  н е  могут  совер ш ат ь нама з  5  ра з  в  день .  Д а ж е  человек ,  получивш и й  ре­ лигиозно е  образовани е  и  прочитавш и й  К ора н  о т корк и  д о  корки ,  вс е  равн о  испытывае т  вре м ена м и затруд нени я  в  совер ш ени и  нама за .

И м еетс я  ре ш ени е и  это й  проблемы.  К оран , кото­ р ы й  являетс я  лекарством  о т  все х  наш их  несчас тий , указа л  на м  пут ь  к  это м у  ре ш ени ю .  Только  давайт е повери м  в  следу ющ ее :  нель з я  обрест и  никаки х  ле­ карст в  о т  болезне й  с  помо щ ь ю  вол ш ебн ы х м агичес ­ ки х закли наний .  Н икака я  проблема  н е  разре ш аетс я в  оди н  миг.

П редполо жим , в ы  подхватил и  какую-то  болезнь . См о ж е м  л и  м ы  ту т  ж е  в ы лечиться ,  выпи в  всег о  од­ ну -дв е  таблетки?  Ра зв е  иногд а  н е  возникае т  необхо­ димост ь  в  лечении , для щ е м с я  целые  годы , и  да ж е  в хирургических  операциях ?

К а к  м ы  зарабат ы вае м  деньги,  чтобы  обеспечит ь се м ь ю  пропитанием?  М о ж е м  л и  снабдит ь  себ я продовольствие м  н а  м есяц ,  поработа в  оди н  день , всег о  пар у часов ?  П редставьт е  себе  ученик а  ш кол ы : достаточно  л и позаниматьс я  несколько  минут,  чтоб ы перейт и  в  следу ющ и й  класс ?

Таки м  образом,  подобно  этому,  чтобы  поборот ь Ш айтан а  и  прихот и  на ш ег о  эг о  ( плотско й  ду ш и ) , будет  необходимо  усердно  потрудиться.  Ра зв е  м ы мож е м  одер ж ат ь  побед у  в  ге нерально м  сра ж ении , абсол ю т н о  ничего  н е  делая ?

 

118


 

Ч тоб ы  м ы  с мо гл и  п о  собственно м у  ж елани ю совер ш ат ь  нама з ,  дл я  начал а  необходимо  укре­ пит ь  на ш у  веру.  П отом у  чт о  вер а  —  эт о  основа , нама з  и  други е  богослу ж ени я  строятс я  н а  ней . Н ад о  очен ь  хоро ш о  понимат ь  аят ы   К орана ,  каса­ ющ иес я  вер ы ,  указ ы ва ющ ие ,  ка к  обратит ь  слабу ю

и  ненас тоя щ у ю  «вер у п о  привычке »  в  истинну ю , сильну ю  уверенность .  Н еобходи м о  читат ь  ком­

м ентари и  к  ни м  и  укреплят ь  на ш у  веру.  В ед ь  в тафсирах  и  толкова ния х  м удр ы х  учен ы х  изложены урок и  разм ыш лени я  и  обретени я  прочно й  вер ы . В  ни х можн о  най ти  рассуж дения , по-новому показы­ ва ющ и е  ценност ь  нама з а  и  пробужда ющ и е   в  ду ш е влечение  к  его  исполнени ю .

 

 

ПРЕДЛО Г       ВОС ЬМО Й        —

«Я  БЫ  СОВЕРШАЛ  НАМАЗ,  НО  НЕ  ЗНАЮ  МОЛИТВ»

 

Н екотор ы е  м усуль м ан е  в ы дум ы ва ю т  ины е  пред­ логи ,  чтоб ы  н е  совер ш ат ь  нама з .  Он и  говорят ,  к примеру :  « Я абсол ю т н о  н е  у м е ю  совер ш ат ь  нама з ,

я  н е  су м е л  в ы учит ь  и  част ь  моли тв .  Так  чт о  н е  мо г у совер ш ат ь  нама з ... »

М е ж д у  те м ,  м ы  учи м  столько  новы х  ве щ е й  рад и зе мно й  жи з ни , разв е  м ы  н е  мож е м  отдат ь  нескольк о часов  рад и  вечной жи з н и  и  н е  с мож е м  в ы учит ь  неко­ тор ы е  моли тв ы ?  М ы  приобретае м  столько информа ­ ции  рад и  мимолетно й  жи з н и  н а зе мл е , посе щ ае м раз­ личн ы е  курс ы , трат я  н а  эт о  огромн ы е  деньги .  Е сл и

 

119


 

м ы  уделим  немно г о вре м ен и  н а то , чтоб ы  узнать , ка к читаетс я  нама з , чт о  нару ш ае т  нама з , а  чт о  являетс я обязательны м  ил и  ж елательн ы м  в  моли тве , —  м ы ниче г о  н е  потеряем;  а  мно го е  приобретем.

Н а ш а религия настолько проста , чт о кто-либо, вы­ учив ш и й  ат-тахийату..},  сур ы  Ал-Ихлас  («О чищ е­ ни е  вер ы » )  и  Ал-Ф атиху  (« О ткр ы ва ющ ая») ,  мож е т полность ю  совер ш ат ь  вс е  обязательны е  нама з ы .  П о сут и  ж е ,  в ы учит ь  и  остально е  н е  составляе т  труда . К ако м у веру ющ е м у м ы  б ы  н и  задал и  вопро с  н а те м у нама за , на м  вс е даду т пояснение , ка к  его  совер ш ать . С обственно  п о  этом у вопрос у су щ ествуе т множ еств о книг ,  аудиовидеозаписей. Н икогд а  н е  стесняйтес ь задават ь  вопрос ы  з на ющ е м у  человеку .  М ы  спра­ ш ивае м  об о  все м , чт о  касаетс я  это й  жи з ни , почему тогда  м ы  н е  дол жн ы  спра ш иват ь  и  интересоватьс я те м а м и  вечно й  жи з ни ?

 

 

ПРЕДЛО Г  ДЕВЯТЫЙ—                   « Н А       РАБОТЕ

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 291; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!