К А К С О В Е Р Ш А Т Ь Н А М А З Н А С Л У Ж Б Е В А Р М И И
Э то т вопро с очен ь серьезн ый , та к ка к слу ж б а в ар ми и — очен ь ва жн а я обязанност ь ка ж дог о взрослог о м у ж чин ы на ш е й стран ы , не зависи м о о т его вероисповедания и национальности . И слу жи т ь молоды м л ю дя м приходитс я в разн ы х региона х стран ы , в разнородно й среде , то ест ь н е только сре д и единоверцев . П оэтому возника ю т сло жн ост и с религиозн ым и ритуалами.
К со ж алени ю , мно ги е м усуль м ане , совер ш ав ш и е нама з 5 ра з в ден ь в гра ж данско й жи з ни , н а военно й слу ж б е отклады ва ю т эт о за ня ти е вовсе . Он и объяс ня ю т эт о так : «Здес ь друга я обстановк а и други е условия . Д а й Бог, ка к тольк о зако нчи тс я слу ж ба , буду совер ш ать» .
Н о разв е н е спрося т пр о нама з , которы й м ы н е совер ш ал и в о вре м я слу ж б ы ? В ед ь нама з в о вре м я военно й слу ж б ы н е являетс я запрет ным . Н о у не которы х уполно моч енн ы х ли ц мож е т б ы т ь разна я восприи мчи вост ь к этому. Д а и са м и молодые л ю ди ,
138
оказавш иес я в немусульманско й среде, в ы сказ ы ва ю т тревогу : «К а к к это м у отнесутся , чт о ска ж ут? » Э т и мы сли , н е име ющ и е по д собо й серьезног о обоснова ния , порожда ю т ли ш ь нежелани е совер ш ат ь нама з .
М е ж д у те м , можн о и в ар ми и принят ь т е ж е м ер ы , которы е необходимы дл я совер ш ени я нама за . Пре
|
|
ж д е всего, прибы в к м ест у слу ж б ы , над о поставит ь в известност ь командиров , чт о в ы м усуль м ани н и согласно свое й вер е обязан ы совер ш ат ь нама з ы . В а м дол жн ы пойт и навс тречу , н о и в ы , в сво ю очередь , дол жн ы н е нару ш ат ь воински й устав . К примеру , некотор ы е сли ш ко м м едленн о чита ю т нама з , опаз
д ы ва ю т н а строеву ю подготовку ил и за ня тия , и в результат е у в ыш естоя щ и х и окру ж а ющ и х появляет
с я антипатия п о отно ш ени ю к нама з у и те м , кт о его совер ш ает . Здес ь глав но е услови е — у м ени е б ы стр о совер ш ат ь нама з и пр и необходимости ограничивать
с я ли ш ь фардом.
В летни й период , когда вре м я дл я совер ш ени я нама зо в довольно долгое , н е возникае т серьезн ы х проблем. Н о зи мо й мо гу т возникнут ь сло жн ост и с предвечерним и вечерни м нама за ми . И м е я нормаль ны й распорядок , можн о совер ш ат ь нама з в час ы , отведенн ы е дл я отд ы ха .
К ром е того, над о учит ы вать , чт о иногд а мож е т возникнут ь необходимост ь совер ш ать нама з в о вре м я учений , в горах , в гряз и ил и в снегу. В ы дол жн ы за ране е предпринят ь м ер ы п о устранению воз можны х неприя т нос тей .
|
|
139
П оэтому отправляяс ь н а военну ю службу, над о разузнат ь о та мошни х условия х и о воз можно ст и совер ш ат ь моли тв ы . С ейчас , когда в на ш е й стране проповедуетс я свобод а вероисповедания , в о мно ги х воински х частях ест ь м ечети. П о сут и дела , первое , чт о над о сделать, — эт о навест и справки относитель н о того , с мож ет е л и в ы совер ш ат ь нама з . Вообще та к над о делат ь н е только относительно ар м ейско й слу ж б ы . Э т о касаетс я и слу ж ебн ы х командировок , и путе ш ествий , собраний , нахождени я в больниц е и т. п . В ы дол жн ы подготовит ь себя к проведени ю нама з а в л ю б ы х , да ж е экстре м альн ы х условиях . И прежд е всег о в ы дол жн ы приобрест и сведени я о вре м ен и нама з а и определении киблы, о м ест е совер ш ени я омовени я и нама за . В ы дол жн ы научиться .
П оймите : нама з — все , чт о у на с есть . Н а м а з — вре м я на ш ег о свидани я с Господо м , мом ен т встреч и с на ш и м Во зл ю бленн ы м навечно , причин а на ш ег о су щ ествования , цел ь на ш ег о сотворения . М ы обязан ы продумыват ь са мы е то нки е м елочи , чтоб ы имет ь воз можно ст ь встретитьс я с Те м , кт о бли ж е к нам , че м яремна я вена . В ы дол жн ы научи тьс я совер ш ат ь нама з в л ю бо м подходя щ е м
|
|
м есте .
Е сл и м есто , где в ы совер ш ает е нама з , чистое , совсе м необязатель н о использоват ь коврик, подойде т дл я это й цел и боль ш о й полиэтиленов ый пакет . В ы спокойн о мож ет е совер ш ат ь нама з н а зе мл е , тра ве , бетоне , ас ф альте , деревянно м полу . О собенн о
140
полиэтиленов ый паке т буде т полезен , есл и иде т до ж д ь ил и снег, чтоб ы в ы н е оказалис ь в грязи .
В езд е и всегд а стре ми тес ь имет ь ж елани е со вер ш ат ь нама з . П оучителе н в это м с мы сл е расска з одног о м усуль м анин а и з Д агестана , проходивш ег о военну ю слу ж б у по д М осквой .
Бы л первы й день , когд а я отправилс я в казарму . В столово й проводилас ь регистра ция . П ро ш л о нескольк о часов , мн е необхо дим о б ы л о совер ш ит ь предвечерни й нама з . Я спроси л разре ш ени я у стар ш ег о сер ж ант а отправитьс я в уборну ю . Я справи л нужд у и совер ш и л омовение . Зате м я спроси л у солда та , котор ы й указа л мн е дорогу , ест ь л и м есто , гд е я с мо г у совер ш ит ь нама з , и та м , гд е о н мн е показал , я совер ш и л нама з . К огд а раздал
|
|
с я вечерни й азан, м ы надел и на ш у военну ю оде ж д у и сапоги . Я попроси л разре ш ени я помолитьс я у в ыш естоя щ ег о командира . О н спроси л у м еня : « У теб я ест ь моли тве нны й коврик? » — «Есть», — ответи л я . Ту т ж е посте ли в сво й полиэтиленов ый паке т н а бетонну ю поверхность , я совер ш и л нама з . К то м у ж е н е сни м а я обуви . П отом у чт о мо и сапог и б ы л и новым и и совер ш енн о чист ыми .
Н апо мни м п о это м у поводу : пр и необходимост и можн о пр и омовени и сделат ь масх п о ботинка м
141
ил и сапога м и , н е сни м а я их , совер ш ат ь нама з . Д л я этог о нужн о надет ь эту обувь , будучи с омовением, и хоро ш о завязат ь ш нурк и (то ест ь обув ь дол жн а б ы т ь в ыш е щ иколоток , и щ иколотк и н е дол жн ы случайно откр ы ться) . П оскольк у н а то , чтоб ы развя зать ш нурки , помыт ь но г и и снов а завязат ь ш нурки , уходит мно г о вре м ени , которое можн о сэконо ми ть , сдела в п о обув и масх. О днак о когда в ы совер ш ает е нама з , необходимо , чтоб ы ва ш а обувь , котору ю в ы н е сни м аете , б ы л а чистой. Ч тоб ы эт о обеспечить , в ы мож ете , посл е тог о как протерл и е е мокро й рукой , в ымы т ь ил и почистит ь о зе мл ю подош ву. К то м у ж е н и пыль , н и гли н а н е явля ю тс я помехо й дл я со вер ш ени я нама за . П омехо й нама з у явля ю тс я только таки е нечис тот ы , ка к кровь , моч а , экскре м ент ы , вино , г ной .
Таки е подробност и в ы мож ет е узнат ь и з настоль
1
ны х сборнико в религиозн ы х правил .
К со ж алени ю , отсутствие полно й информаци и п о это м у вопрос у становитс я причино й того, чт о л ю д и строя т различн ы е гипотез ы , предположени я и умо закл ю чения . В добаво к ко всем у, некотор ы е мусуль м ан е н е знаю т, чт о можн о делат ь масх п о в ы соко й обуви, совер ш ат ь нама з н а зе мл е , н е сни м а я обуви, чт о оде ж да , в ып ачканна я зе мл е й ил и гли ной , н е
1
Р екомендуе м книги: А. X . М аксуди Ибадат и-исламшйа
(« В ведение в практику И слама» ) . — СП б.: «И здательство
« ДИЛЯ » , 2008 , и «Я тож е уме ю соверш ать намаз», — СП б.:
«И здательство « ДИЛЯ » , 2007 .
142
являетс я помехо й дл я нама за . В результат е он и пре
небре га ю т нама зо м , следу я ло жн о й информации .
В ар ми и су щ ествуе т е щ е одн а проблема — встат ь к утренне м у намазу. Е сл и подъе м в казарме начина етс я посл е восход а солнца , т о в ы дол жн ы встават ь е щ е рань ш е . А дл я этог о будет достаточно, есл и в ы попросит е о б этом постовог о п о казарме . Н о поро й воз можн о и то , чт о постово й забудет ил и н е придас т з начени я это м у . В ы дол жн ы предпринят ь м ер ы , учит ы ва я это. В это м случа е можн о воспользоватьс я будильнико м (се йча с эт о н е проблема) . Ч ас ы неболь
ш и е и простые . Н о чере з 5 мин у т посл е того, ка к в ы в ы кл ю чает е будильник , о н снов а начинае т работать ,
и та к в тече ни е 4 5 мин ут . Д еньги , котор ы е в ы з а ни х заплатите , невелики , зат о в ы год а огромная .
О дн а и з проблем, связанн ы х с утренни м нама зо м ,
— необходимост ь вре м ена м и полног о ритуальног о омовени я (гусл). Э т а проблема встае т ребро м особен н о н а казарменно м положении . В ы дол жн ы принят ь м ер ы , чтоб ы разре ш ит ь и эт у проблему .
В военн ы х казарма х ест ь боль ш и е бани , кроме того , в различн ы х м еста х ест ь ду ш ев ы е комнат ы . Б ан и откр ы ва ю тс я ка ж д ы й ден ь в 5 часо в дл я тех, кт о нуждае тс я в совер ш ени и полног о омовения . В т е дни , когда бан и откр ы ва ю тс я п о расписани ю , не т никаки х проблем. Н о есл и ответственн ы й з а эт о военн ы й забудет, т о нужн о напомни т ь е м у либ о най т и друго й в ы ход . Н екотор ы е солдаты -мусульма
н е да ж е зи мо й принима ю т холодн ы й ду ш . К то-т о
143
к это м у у ж е привык , а други е боле ю т п о нескольку дней . К онечно , н е у все х ест ь терпе ни е в ын осит ь холодну ю воду. П о сути, на ш а обязанност ь — беречь здоровье .
В эти х ситуация х очен ь ва жн о з накоми тьс я с солдата ми , ответственным и за ду ш ев ы е и бани, за водит ь сред и ни х друзе й и будит ь их , когда он и н е откр ы ва ю т бан ю . В сегд а можн о наладит ь хоро ш и е отно ш ени я и договориться : вс е зависит о т вас.
Е сл и ва с беспокоит мы сл ь о нама зе , будьте всегда готов ы , и в ы найдет е ре ш ение . Н о есл и в ы н е тре во жи тес ь о б это м , т о в ы оставит е нама з , и совест ь н е будет ва с за эт о м учить . В ы опомнитес ь в ден ь С тра ш но г о суда, н о у ж е будет поздно .
И но гд а боль ш и е бани , котор ы е находятс я пр и казармах , б ы ва ю т закр ы т ы п о причин е ремонт а ил и уборки . Ч тоб ы ре ш ит ь эт у проблему , строят полево й ду ш . Н о поскольк у эт о вре м енно е ре ш ение , иногд а он и плох о работаю т. В а м следуе т искат ь различн ы е в ы ход ы и з таки х ситуаций.
П оэтому вы можете пользоваться прачечными ил и тазика м и небольш и х размеров . Н е говорит е себе :
« Н у и что , есл и н е совер ш ит ь вовре м я несколько нама зов ? Н ад о л и принимат ь м ер ы дл я ре ш ени я проблемы, котора я е щ е н е возникла? » В ед ь оди н на м а з стоит целог о мир а ! К а ж до е м г новение , когда в ы думает е о разн ы х ре ш ения х и путя х дл я совер ш ени я нама за , являетс я богослу ж ение м .
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 347; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!