К А К С О В Е Р Ш А Т Ь Н А М А З В П У Т Е Ш Е С Т В И И
В путеш ествии ест ь свои условия. Е сл и вы совер шаете путеш ествие н а тра нспорте, за рулем которог о сидит е сами , то вы мож ет е остановитьс я в л ю бо м под ходящем м есте, когда подойде т врем я намаза. Н о если вы путеш ествуете на таком об щ ественном транспорте, как автобус, пароход, самолет, поезд, вы дол жн ы прини мать предварительн ые м ер ы дл я совер ш ени я намаза.
П оэтому в ы дол жн ы сделат ь следу ющ ее :
• Выбрать вид транспорта и время
З а сколько вре м ен и в ы доберетес ь д о нужно г о нам м ест а и в како е вре м я вы будет е в ын у ж ден ы совер ш ат ь нама з в о вре м я путе ш ествия ? В кото ром часу в ы в ы ез ж аете , можн о л и провест и в пут и м ень ш е вре м ен и определенног о нама за ? Где и когда сделае т прива л автобу с фи рм ы , чьим и услуга м и н ы пользуетесь , в како е вре м я воз мож е н нама з во вре м я привала ? К а к относятс я к нама з у работник и фи рм ы ? Э т и вопрос ы в ы дол жн ы ре ш ит ь д о начал а путе ш ествия .
145
В особенност и необходимо , чтоб ы в ы искал и ответ ы н а этот вопро с и сраз у принимал и м ер ы . Глав ы некоторых фи рм , а так ж е и другие работник и отз ы вчив ы к намазу, воз можно , и са м и совер ш а ю ! его , и поэтому , соотнос я м ест о и продолжитель нос т ь привала , веду т себ я боле е гибко . В о вре м я одног о путеш ествия стои т договоритьс я с водите ле м автобуса и попросит ь его : « Е сл и в ы с мож ет е подождат ь несколько мин ут , нас тупи т вре м я намаза и м ы совер ш и м нама з» . Здес ь в ы дол жн ы б ы т ь вни м ательн ы , п о воз можно ст и зара не е совер ш ит ь омовени е и , н е теря я мно г о вре м ени , исполнит ь обязательно е в нама зе . И нач е в ы поставит е во дител я в затруд ни тель но е положени е и в ы зовет е не гатив ну ю реакци ю у тех , кт о н е совер ш ае т нама з . Н еверн о считат ь себ я вправ е критиковат ь тех , кто исповедуе т другу ю религи ю , ил и те х м усуль м ан , котор ы е не совер ш а ю т нама з , презират ь их и вы каз ы ват ь неуважение . Он и в это т мом ен т мо гу т н е чувствоват ь ответственност и и сознательности, как в ы . Н о настане т день , он и мо гу т и вас обойти .
|
|
М ы н е дол жн ы нико г о подталкивать , а дол жн ы
ува ж ат ь чуж ой в ы бор . Ре зультатом будет то , чт о он и будут совер ш ат ь нама з рад и А ллах а , а н е дл я нас . В ед ь Господь , повелев ш и й нама з , терпи т и х оставление намаза, и будет неправильно , есл и м ы будем торопит ь и принуждат ь л ю де й к намазу, вы
|
|
з ы ва я отвращ ени е от нама з а у тех, кто когда-нибудь , воз можно , начне т его совер ш ать .
146
• Если вы вынуж дены, то мож но совершить намаз и в автобусе
В ы дол жн ы прежд е всего старатьс я совер ш ит ь нама з в м ечет и ил и в л ю бо м подходя щ е м м есте , соблюдая все условия. Поэтому хоть вы потрудились
при выборе фирмы, узнали время отправления и привала , результа т мож е т оказаться неподходящ им . П рава л мож е т случитьс я н е в то вре мя , которо е в ы и планировали, и вре м я намаза мож е т перейт и н а нрсмя путе ш ествия . Ч т о в ы дол жн ы делат ь в тако й ситуации?
О собенн о позаботьтес ь о б омовении . П отому чт о есл и в ы совер ш ил и омовение , в ы всегда с мож ет е ноепользоваться да ж е са мы м м аленьки м удобн ы м случае м . Н о есл и в ы н е сум ели от ы скат ь возмож нос ть , пуст ь н е иссякне т ваш а храбрость .
В тако й ситуаци и нужн о подойт и к водител ю и сказат ь ве ж ливо , чт о в ы хотит е совер ш ит ь нама з и что есл и о н остановитс я в л ю бо м подходящ е м м ес - те , в ы будет е очен ь е м у признательн ы. Н екотор ы е водител и сраз у отклика ю тс я н а таку ю просьбу . Н о некотор ы е мо гу т ответить , чт о он и опазды ва ю т и чт о и м необходимо б ы т ь н а м ест е в определенн ы й час .
|
|
О дна ж д ы неки й путе ш ественни к подо ш е л к водител ю с просьбо й остановитьс я в подходя щ е м м ест е н а 5 мин ут , чтоб ы о н с мо г совер ш ит ь нама з . Во дител ь ответил :
« Н е мно г о позже» . А путе ш ественни к довольн о
147
агрессивн о спросил : «Что будет , есл и прежд е че м что-т о случитс я с мои м нама зо м , что-т о случитс я с ва ми ? »
Во дител ь отказался , н е поддалс я никаки м уговора м и просьбам . Ч ере з неко торо е вре м я внезапн о лопнул и дв е передни е ш ины . Ко нечн о ж е , б ы л сдела н в ын у ж денн ы й привал , чтоб ы поменят ь ш ины . Во дител ь потрати л мно г о вре м ен и н а починк у м а ш ины , а путе ш ественни к спокойн о неподалек у совер ш и л нама з .
М ы , конечно , н е радуемс я п о повод у поломк и автобуса , ведь эт о доставил о неудобство другим пас са жи рам , и ни в коей м ер е не оправды вае м поведение путеш ественника . Вм ест о того чтобы спорит ь с води теле м , когда тот отказался остановитс я в нужный дл я него момент, луч ш е достойно повест и себя . П оказат ь себ я боле е л ю безн ы м и доброду ш ны м и сказать :
|
|
«Я всегда предпочита ю эту фирму , когда отправля
ю с ь в путе ш ествие . Рань ш е в таких ситуация х мн е никогда н е отказы вали. С обственно , эт о н е зай м е т мно г о вре м ени . С овер ш и в обязательны й нама з , я сраз у вернусь» . Н е заб ы вайте : в о всех с ф ера х расте т конкуренция , и ник т о н е захоче т ли ш итьс я таких л ю безн ы х клиентов . М но ги е водители относятс я с понимание м к такой просьб е и помогаю т.
С а м а я боль ш а я забот а м усуль м анин а в дол
ги х путе ш ествия х — су м ет ь вовре м я совер ш ит ь
148
памаз . Е сли , несмо тр я н а вс е м ер ы , в ы н е от ы скал и воз можно ст и совер ш ит ь нама з , в ы дол жн ы сделат ь тг о в автобусе . П отом у чт о Господ ь объясняе т сут ь это й проблемы в нижеследу ющ е м аят е и н е дас т разре ш ени я отклад ы ват ь нама з н а следу ющ и й день :
О берегайте намазы, и особенно средний (пред вечерний) намаз. И стойте перед Аллахом сми ренно. Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом. Когда же вы окажетесь в безопасности, то поминайте Аллаха так, как О н научил вас тому, чего вы не знали. (2:238-23 9 )
В каки х случаях нужн о совер ш ат ь фард и важпиб-
м ам азы , верхом ил и в тра нспор те ?
• Е сл и в ы трево жи тес ь з а сохранност ь свое й жи з - и и и иму щ еств а посл е того, ка к спе ш итесь .
• Е сл и н е будет воз можно ст и сойт и с тра нспор т а или есл и в ы будет е опасатьс я з а то , чт о н е успеет е на тра нспорт , когда сойдете .
В таки х ситуация х в ы мож ет е совер ш ат ь нама з н тра нспор те . О днако , есл и воз можно , в поезде , са мол ете , н а теплоход е совер ш айт е нама з стоя, н о можн о и сидя . Тот, кто будет совер ш ат ь нама з верхом или в автотранспорте , дол ж е н в сужуде наклонятьс я ниже , че м в поясно м поклоне . С овер ш ат ь зе мно й поклон, склоня я голов у в передне е пере д ва м и си ни ье — макрух.
149
К огда вы совер ш ает е нама з в тра нспор те , нам» дя щ е м с я в дви ж ении , не т необходимост и поворачи ваться в сторону киблы. Н а м а з совер ш а ю т намеком (то ест ь с условн ым и телодви ж ения ми ) , та м , где си дят, прям о п о направлению дви ж ени я тра нспор та .
Н е испробова в вс е перечисленн ые нам и спосо б ы , н е приложи в никаки х усилий , отказы ватьс я о т совер ш ени я нама з а — з начи т совер ш ат ь больш о й грех . П осл е окончани я путе ш естви я в ы н е будете избавлен ы о т ответственност и з а несовер ш ени е нама за . П отому чт о в об ы чно м путе ш естви и не т препятствий дл я того, чтоб ы отклады ват ь нама з н а боле е поздне е вре мя .
О бра щ аяс ь к сборника м религиозн ы х правил , вы мож ет е узнат ь о правилах , касающ ихс я путешествен ника , и о подробностя х совер ш ени я нама з а верхо м . Н е мож е т б ы т ь оправдания тому, кто н е совер ш ае т нама з и н е з нае т этих правил . П отому чт о м ы обяза н ы стре ми тьс я к з наниям, которы е пригодятс я нам в на ш е й вере .
• Вы можете объединить два намаза, прочитав их либо раньше, либо позж е
Е сл и ва м предстои т долго е путе ш естви е и н а путе ш естви е приходитс я вре м я нескольки х нама зов , м ы мож е м обсудит ь е щ е некотор ы е ре ш ения . В популярных собрания х религиозны х правил широ ко рассматриваетс я те м а , котора я на з ы вается джам '- и такдйм ва джам '-и та 'хйр ( объединени е двух нама зо в с чтение м и х либ о рань ш е , либ о позже ) .
150
Н ес мо тр я н а то что учен ы е-хана фи т ы в ы ступа ю т против того, чтобы в перио д путе ш ествия ил и болез ни объединят ь пополуденный нама з с предвечерним,
н вечерни й с ночным, чита я и х в одн о вре мя , либ о первог о нама за , либ о второго , согласно мн ени ю ш а фи ' итов , м аликитов и ханбалитов , н е считаетс я ипретным молиться, объединя я эт и нама з ы .
С огласно этим тре м мазхабам, можн о совер ш ат ь дру г за другом пополуденный и предвечерний на м аз ы либ о в о врем я пополуденног о нама за , либ о в о врем я предвечернег о намаза, так ж е можн о совер ш ать и вечерний , и ночно й нама з ы в магриб ил и с наступ ление м те мно т ы . Н у жн о тольк о предварительно принят ь намерени е прочитат ь соответству ющ и й нама з рань ш е (такдйм) ил и позже (та 'хйр) своег о вре м ени .
Н апри м ер , тот, кт о собираетс я совер ш ит ь дв а нама з а в предвечерне е вре мя , объедини в зухр и оср-намаз ы , дол ж е н принят ь намерени е о б откла д ы вани и совер ш ени я зухра д о нас тупле ни я вре м ен и асра. Н у жн о всегда принимат ь намерени е о б от клад ы вани и зухра ил и ранне м совер ш ени и асра д о наступле ни я врем ени асра, то ж е касается намерени й о б отклад ы вани и ил и совер ш ени и рань ш е нама зо в
магриб и 'йша до нас тупле ни я те мно т ы . Н о относи
тель н о утреннег о нама з а эт о нево з можно .
И так , в крайне м случае , те , кто придерживаетс я хана фи тског о мазхаба, мо гу т прочитат ь дв а нама з а в м есте , исходя и з положени й други х тре х ш кол .
151
Н а на ш взгляд, луч ш е объединит ь намазы , че м чи тат ь и х в сидяче м положении . П отому чт о в нама зе , совер ш ае мо м в тра нспор т е в сидяче м положении , вистинно м з начени и не т н и кийама, н и поясног о пок лона , н и зе мно г о поклона . Н о когда в ы объединяет е дв а намаза, вы мож ете собл ю ст и все, за исклю чение м вре м ени .
Таки м образом, н и в кое м случа е н е признаетс я несоверш ени е в путеш ествии намаза, поскольку есть таки е уступки.
Ц Е ННОС Т Ь УТРЕННЕГ О Н А М АЗ А
М ы рассказал и о ва жн ост и обязательны х нама зов , к котор ы м относитс я и утренни й нама з . О днак о су щ еству ю т неко тор ы е то нкос ти , которы е каса ю тс я тольк о утреннег о нама за .
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 266; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!