Запись, сделанная после пятой консультации



На следующий день мисс Кэм пришла на пятую встре­чу со своим консультантом. Сначала она планировала сра­зу после консультации уехать из города на пару дней, что­бы отдохнуть. Во время сессии ей удавалось очень глубо­ко исследовать свои переживания, за исключением взаи­моотношений с матерью. Ей казалось, что изменить эти взаимоотношения все равно невозможно. Она осталась на своей позиции, утверждая: «Я всего лишь маленькая девочка. Но как же это отвратительно — ощущать себя ма­ленькой девочкой, когда мне столько же лет, сколько вам». В заключение беседы, которая, по мнению консультанта, была совершенно нетипичной с точки зрения завершаю­щей курс терапии, клиентка попрощалась с консультан­том, имея намерение попытаться разобраться с этим са­мостоятельно. Эти строки были написаны несколько ча­сов спустя.

 

«Какой отчаянно безнадежный случай! Безвыходный, скуч­ный, унылый и бесвкусный, как будто бы сражаешься про­тив абсолютно ровной, совершенно гладкой, невыразитель­ной и катастрофически бесчувственной стены, которая все­гда была и будет поразительно неподвижна, непроницаема и неприступна. Отвратительный конец всему: жизни, росту и развитию, потому что бесплодная, недвижимая стена не­постижимо отделяет меня от самой себя. Сложно передать чувство беспомощности, но тебе кажется, как будто бы все в этом мире потеряло смысл: нет никакого смысла пытать­ся решить проблему и постичь непостижимое самостоятель­но, нет никакого смысла ни в чем, потому что сама жизнь стала бессмысленной и теперь уже ничего не значит. Она может лишь закончиться осознанием невозможности дос­тижения желаемой цели, безграничной фрустрацией и в ито­ге смертью. А то, что казалось непостижимой тайной, ока­жется всего лишь открытием окончательной ничтожности и тщетности всего сущего, откровением всеобщего отрица­ния и пустоты. И там не будет ничего, чего бы ты не смог понять, просто потому, что там не будет совсем ничего, и там нечего будет понимать. С тем же самым успехом тебя могло бы здесь и не быть, как могло не быть этой консуль­тации и всего остального. Имея даже огромное желание ре­шить какую-то проблему, ты не сможешь ее решить, если она изначально нерешаема. Невозможно объять необъятное! Я бесцельно рассуждаю о глупом существовании, которое вы бессмысленно отражаете. В этом нет абсолютно никако­го смысла. И вдобавок ко всему, чтобы жизнь мне не казалась медом и чтобы все окончательно испортить, вы смот­рите на меня неодобрительным взглядом. Сейчас я уже пре­красно понимаю, что на самом деле вы вовсе не смотрели на меня неодобрительным взглядом и что дело тут совсем не в вашем взгляде. По большому счету мне наплевать на это; ваш взгляд, как таковой, меня совершенно не заботит; мне все равно, одобряете ли вы меня или не одобряете. Но, видите ли, в последний раз ваше лицо вдруг резко измени­лось. Сначала оно выглядело мрачным и хмурым. Казалось, что оно не просто потемнело, а прямо-таки почернело, оно вдруг стало восторженным и очарованным, оно светилось этим открытием, а я была внезапно сбита с толку, как ма­ленький ребенок, и ужасно разочарована тем, что потеряла остроту и ясность зрения. И есть что-то чудовищно непра­вильное, что меня пугает и смущает в том, как вы смотрите на меня сейчас. Мне страшно хочется протереть глаза, что­бы разогнать обступивший меня туман. И еще мне хочется отмыть ваше лицо. Я вижу, как оно опять покрылось нале­том угольно-черной пыли. Мне доставляет некоторое облег­чение представлять, как я наливаю много-много воды, беру много-много мыльной пены, хорошую мочалку и драю ваше лицо до блеска. Я намываю его до тех пор, пока оно не ста­нет сиять девственной чистотой. Так или иначе, но эта сажа и копоть на вашем лице — большая ошибка, которую мне очень хочется исправить, внеся посильные коррективы в сложившееся положение дел. Мне хочется, чтобы все стало правильно. Но сейчас уже слишком поздно, хотя, может быть, тогда тоже было уже поздно. Сейчас все кончено, и я лежу на самом дне этой пропасти страдания, из которой мне никогда не выбраться без посторонней помощи. А поскольку никакой помощи мне больше никто оказывать не будет, то я не выберусь отсюда никогда. Точка. Но я сама вырыла себе эту пропасть; и, когда я только начинала рыть яму, я заклю­чила контракт о том, что согласна принять любые послед­ствия, которые вследствие этого могут наступить. Что, если я копнула чуть глубже, чем я ожидала? Что, если я никогда не смогу найти обратного пути? Тогда я буду вынуждена на­учиться жить здесь. И единственным условием этого обуче­ния будет неколебимая вера в то, что выход есть, что он су­ществует, даже если я никогда не смогу найти его самостоя­тельно».

 

Это отчаяние поразительным образом контрастирует с тем состоянием расслабленного умиротворения и счас­тья, которое наступило после четвертой консультации, иллюстрируя невероятные колебания и перепады настро­ения у некоторых клиентов. Это чувство крайнего опус­тошения и полного одиночества может возникнуть в си­туации, когда имеет место глобальная структурная реор­ганизация личности, но это не означает, что оно обяза­тельно должно стать спутником этого неоднозначного процесса. Об этом свидетельствует опыт автора этой кни­ги.

Живое описание изменений в восприятии консультан­та клиенткой имеет прямое отношение к теории личнос­ти. На четвертой встрече лицо консультанта, которое выг­лядело мрачным, вдруг изменилось и внезапно посветле­ло, очистилось и приобрело индивидуальность. Заметим, насколько велико соответствие этих изменений в воспри­ятии консультанта тем изменениям, которые произошли в ее самовосприятии в четвертой беседе. Но сейчас, когда клиентке кажется, что она достигла мертвой точки своего бессмысленного существования, лицо консультанта опять поблекло, потемнело и приобрело неодобрительное выражение. В одной из последующих глав мы рассмотрим некоторые из наших исследований в этой области, в ко­торых приводятся свидетельства, подтверждающие нееди­ничность такого опыта. Становится очевидным, что кли­ент воспринимает окружающих его людей в тех же (или в схожих) категориях, в каких он воспринимает самого себя; а изменения в восприятии самого себя вызывают и про­воцируют изменения в том, каким образом воспринима­ется все остальное, в том числе и другие люди.

 

«Мне удивительно и необыкновенно странно видеть, на­сколько автономным и неподконтрольным стал этот про­цесс, стоило ему только начаться. В среду (четвертая кон­сультация) я была в великолепной форме и в чудесном на­строении, в прекрасных, как никогда, отношениях с самой собой и окружающим меня миром. Прежде со мной такого не случалось. Я была готова пережить многие годы чудовищ­ных страданий и жутких стрессов и приложить несметное количество усилий к решению несметного количества са­мых невообразимых проблем. Пятницу я оставила для того, чтобы привести все в порядок и собрать воедино все поте­рянные концы. Сначала все шло просто идеально. А потом, откуда ни возьмись, абсолютно непроизвольно появилось это необъяснимое отчаянное страдание. Я по глупости про­игнорировала его, ибо все мое внимание было поглощено совсем другими вещами. Я не стала рассматривать тогда еще едва зародившееся чувство. Однажды ты позволяешь про­цессу следовать своим курсом и соглашаешься на то, что об­ретешь спокойствие только тогда, когда вся работа по реор­ганизации будет полностью завершена. Но в итоге получа­ется, что твоего сознательного решения о том, когда следу­ет эту работу завершить, недостаточно, потому что оно ока­зывается не вполне надежным и не имеющим достаточной силы».

 

В очередной раз мы сталкиваемся здесь с доказатель­ством того, что «нужно позволить своему опыту донести до тебя его собственное значение и его истинный смысл». Клиентка приняла сознательное решение, что курс те­рапии следует завершить, но внутренне она не чувство­вала, что этот процесс завершен. Ощущение неизбежно­сти продолжения процесса, которое она описывает, яв­ляется достаточно распространенным феноменом, не­смотря на то, что существует вероятность его приоста­новки из-за страха или включения защитных механиз­мов. В целом этот вопрос заслуживает более подробного рассмотрения.

Следующие, наполненные болью слова были написа­ны позже, в тот же вечер пятницы, когда состоялась пя­тая консультация.

«Весь вечер я бродила кругами как приведение, пытаясь най­ти ответ и убедить себя в том, что все обстоит совсем не так. Я силилась доказать себе, что я просто не могу быть настоль­ко жалкой и несчастной, что все это не имеет никакого смысла и все в том же духе. Но потом меня вдруг поглотило осознание того, что на самом деле все именно так и обсто­ит, имеет это какой-нибудь смысл или нет, что я и есть жал­кая и несчастная. Я упала в кресло и попыталась, открыв пошире глаза, внимательно посмотреть на свою собствен­ную боль, я попыталась подпустить ее как можно ближе к себе в надежде на то, что это вызовет (по крайней мере, мне так казалось) кризис, что если я возьмусь за это разом и в полную силу, то я непременно буду ввергнута в кромешную тьму, которая меня поглотит и предаст забвению, и после всего этого я выйду оттуда совершенно новым человеком. Что ж, это не сработало. Но пока я горбатилась на этой по­мойке жизни и возилась в беспорядочной куче, состоящей из моего собственного страдания, унижения, боли и жалос­ти к самой себе, которая, к счастью, не разрослась оттого, что состояние моего здоровья стремительно ухудшилось, моему внутреннему взору открылось ваше лицо, на котором, как непременный атрибут, повисло это выражение неодоб­рения, которое я наблюдала на консультации. Возможно, я вела с вами какой-то внутренний диалог и какие-то из моих мыслей были адресованы вам, — я, честно говоря, не по­мню точно, что именно и в какой последовательности про­исходило, — но в любом случае в это время я вела отчаян­ную борьбу, пытаясь решить эту загадочную проблему взаи­моотношений с собственной матерью, как вдруг произош­ли две вещи. Наверное, за всю свою жизнь я не смогла бы вспомнить, какая из них случилась раньше, а какая про­изошла потом. Но каким бы образом это ни произошло, одно событие едва ли не наступало другому на пятки. Первая вещь заключалась в том, что я вдруг совершенно четко осознала, что мать точно так же имеет право делать собствен­ный выбор и быть тем человеком, которым она хочет быть. Она имеет право быть любой. Все оказалось очень просто, и ответ был совсем рядом. Другая вещь состояла в том, что, когда я смотрела вам в лицо, мне начинало казаться, что откуда-то появляется рука, которая как пленку сдирает с вашего лица плотную и непроглядную тень неодобрения, которая так обильно его покрыла и под которой ничего не видно, а из-под этой толстой завесы вдруг обнажается лицо, которое просто дышит свежестью и сияет своей неповтори­мостью, — лицо, которое я так боялась потерять из виду се­годня днем, а потеряв, была так разочарована. Все было очень натурально; за всю мою жизнь это был, пожалуй, са­мый невероятный и по-настоящему живой опыт. Если я ска­жу, что все это было похоже на галлюцинацию, то этим я не смогу отразить и сотой доли живости произошедшего, по­тому что на самом деле это и была галлюцинация. Я имею в виду не само по себе лицо, которое было лишь живым вос­поминанием, но тень моих собственных чувств, которую я отбрасывала на него. Разве не удивительно, как это внезап­ное прозрение откорректировало не только те чувства, ко­торые я испытывала в тот момент, но также и те, которые так и хранились в искаженном виде на складе моей памяти? И это объясняет преследовавшее меня, но постоянно ус­кользавшее от пристального рассмотрения чувство, которое я испытывала по поводу вашей внешности. Я видела в ней нечто, что ставило меня в тупик, нечто настолько странное, что я буквально разрывалась между невротическим неже­ланием на вас смотреть и страстным желанием пялиться на вас часами в надежде рассеять туман загадочности, проник­нув в самую суть тайны. Потом, могу поклясться, что два или три раза я слышала, как вы смеялись, но стоило мне только перевести на вас свой взгляд, от смеха на лице не ос­тавалось и следа. Вы моментально становились абсолютно трезвым, здравомыслящим и сосредоточенно спокойным.

С таким серьезным видом вы не могли бы позволить себе не то чтоб засмеяться, но даже улыбнуться. И вот в очеред­ной раз, когда вы засмеялись и я взглянула на вас, что-то вдруг соскользнуло с вашего лица, упало мне на левую руку и мгновенно исчезло. Конечно, это были галлюцинации! Может быть, вас это и не удивит, зато меня-то это точно выводит из состояния равновесия.

Так или иначе, мое страдание растаяло, хотя я и боялась этому поверить. Сейчас я чувствую себя уставшей, у меня разыгралась просто ужасная простуда, но, несмотря на все это, жизнь стала по-прежнему вполне терпимой и сносной».

 

Здесь мы видим, что важное открытие, как это часто бывает, происходит в интервале между консультациями. Пока это открытие продолжает оставаться достаточным, оно приобретает эмоциональное и операциональное зна­чения, которые поддерживают его живость и новизну. Когда это открытие будет озвучено на следующей консуль­тации, оно будет оставаться по-прежнему значимым для клиента, но консультант едва ли сможет проникнуться всей глубиной и остротой того переживания, которое за этим открытием стояло.

«Галлюцинации» достаточно редки, но вовсе не явля­ются единичным, исключительным или уникальным опы­том в практике клиент-центрированной терапии. В це­лом можно сказать, что в тот период, когда клиент под­вергается глубинной внутренней реорганизации, те со­ставляющие его психики, которые с позиций диагности­ки могли бы быть названы психотическими, получают возможность достаточно свободно проявляться. Такое явление встречаются нередко. Если смотреть на эти про­явления психики с позиций самого человека, из его внут­ренней системы координат, их функциональное значение становится вполне очевидным; отсюда нам непонятно, почему они должны расцениваться нами в качестве сим­птомов «заболевания». Нам кажется, что видя в этих про­явлениях важную, наполненную глубоким личностным смыслом попытку организма приспособить самого себя к окружающей среде обитания, мы становимся на более перспективный путь понимания тех процессов, которые происходят в человеке, нежели когда стараемся категоризовать эти проявления как ненормальные, болезненные и органически не свойственные здоровому человеку.

Следующая запись была сделана в понедельник.

 

«Ну что ж, вот мы имеем еще один пример поразительной автономности этого процесса. Как истинная почитательни­ца Джаггернаута[6], могу сказать, что сразу после первого же мужественного и добровольного порыва противостоять это­му ты оказываешься лежащим на лопатках (нравится тебе это или нет) и продолжаешь оставаться в нок-дауне. Тебя собьют, переедут, раздавят, потому что ты уже не можешь сказать: «Эй, прекратите! Достаточно!» Тут либо все, либо ничего. И как бы там ни было, единственный достойный ответ заключается в том, чтобы полностью согласиться с тем, чего ты все равно никак не можешь избежать.

В субботу утром я хотела позвонить вам и сказать, что у меня все в порядке. Я была уверена, что вам будет приятно слышать, что работа более или менее успешно завершена. Но, несмотря на то что дух был столь бодр, весел и готов на что угодно, плоть оставалась немощной и окончательно раз­битой, уставшей и ослабшей от болезни, так что я просто не смогла выволочь себя из постели, чтобы дотащиться до те­лефона...

Ближе к вечеру я обнаружила, что непонятная боль и не­постижимый страх снова возвращаются и уже плещутся у моих ног. Но в десять вечера все это достигло пика и подня­лось на новые высоты. На этот раз доминирующим было чувство страха — дикого, животного, иррационального страха, который настолько ужасен, что только по счастливой случайности мне удалось избежать столкновения с ним, в котором он поглотил бы меня полностью. (До этого я счи­тала, что страх был подчинен боли.) В течение долгого вре­мени я с неистовой силой обдумывала причину этого ужа­са, и в тот самый момент, когда у меня закончились после­дние силы, чтобы вытерпеть это еще хотя бы одну минуту, ответ вдруг сам свалился мне на голову — да я же боюсь смер­ти! Это открытие меня неожиданно поразило! Я всегда раз­мышляла о смерти как о венце жизни, оттого особенно ин­тересном, как еще об одном опыте, к которому ты должен предварительно приготовиться, потому что, если ты ока­жешься мазилой и пропустишь этот шанс, у тебя не будет другого, чтобы попробовать еще раз. Мне всегда казалось, что ты должен быть в полном здравии, чтобы умереть. Шок от собственного открытия, казалось, заморозил на некото­рое время былой ужас. Этого времени было достаточно для размышления. И конечно, прежде всего я подумала о том, что в таких обстоятельствах единственной спасительной га­ванью, единственным прибежищем остается мысль о Боге. Но когда я повернулась к нему, я лицом к лицу столкнулась с первозданным ужасом, который был абсолютной проти­воположностью тому, что я ожидала увидеть. То, с чем я встретилась, было предательством. Он, который заявлял, что и есть сама Любовь, оказался торговцем смертью, мститель­ным и жестоким, разрушающим все вокруг себя и вызыва­ющим панический ужас и ненависть к себе. И в страшном сне мне не могло присниться, что, видя мое бедственное положение, тот, кто называл себя Другом и к кому я обра­щусь за помощью, повернется ко мне спиной и окажется Врагом. Я не могу передать вам, на что это похоже — подой­ти к окончанию всего и обнаружить, что этот конец беско­нечно страшнее всего того, что ты мог себе представить или вообразить, на что рассчитывал и чего ждал.

Я пыталась бороться с этим кошмаром, но при столкно­вении с таким ужасом ум в оцепенении отшатывается, и это отвращение приносит с собой некоторую разрядку и облег­чение. В один из таких моментов мои мысли отвернулись от Бога, о котором я не могла думать без ужаса и которого про­должала бояться до смерти, и обратились туда, где я могла найти облегчение другого рода. Я вдруг подумала, почему смерть страшна только заранее? Нас пугает ее ожидание! Сама по себе она вовсе не столь длительна, как жизнь. Жизнь же всегда существует только в настоящий момент, поэтому она есть что-то вроде вечного настоящего, которое никогда не закончится. Жизнь и смерть представляют собой настоль­ко разный и несовместимый опыт, что у тебя нет никакой возможности получить какое-либо представление о смер­ти, пока ты не умрешь, или какое-либо заключение на ос­новании своего опыта о жизни, пока ты жив. Даже когда ты уже неуклонно двигаешься по направлению к смерти, ког­да ты уже почти достиг ее, все равно до самой последней своей предсмертной секунды ты занят тем, что живешь. Поэтому ты просто не можешь бояться смерти, ибо ты не знаешь, что она из себя представляет; единственное, чего ты реально можешь испугаться, так это жизни. Все очень просто, и даже еще проще! И сразу весь твой страх тает про­сто на глазах. С такими мыслями я была готова встретиться лицом клипу с любыми трудностями, в том числе и с отча­янно болезненной проблемой этого Бога, который, как ка­залось, меня предал. Мне стоило больших сил суметь под­нять свою больную голову над волнами страдания, которые омывали каждую мою мысль, но в конечном счете я все-таки пришла к осознанию того, что все, что происходит со мной, есть не что иное, как мой же собственный очередной вы­бор, который просто предстает передо мной в завуалирован­ной форме. Суть ли Бог сама любовь или он есть ненависть? Я не могу привести никаких доказательств в пользу той или другой позиции, поэтому я вынуждена просто принять одну из них на веру. Он не может оказаться отчасти и тем и дру­гим, ибо обе эти ипостаси взаимно исключают друг друга. Сейчас я чувствовала, что он жесток и полон ненависти, но когда-то прежде мне казалось, что он полон любви. Хотя, конечно, его сущность не может определяться тем, что я чувствую, что думаю и что мне кажется, поэтому я должна принять свое решение на основании чего-то другого. Я не знаю, что это должно быть за основание, я только знаю, что мой выбор однозначен — он есть любовь. Но если это так, то почему же я должна бояться и ненавидеть его? На этот счет у меня есть только одно предположение и заключается оно в том, что, вероятно, в какие-то незапамятные времена случилось нечто, отчего любовь и близкие отношения с ка­ким-то человеком обернулись для меня болью или преда­тельством, поэтому с тех самых пор я боюсь любви и не могу в нее поверить. Так что, с Богом все в порядке, это со мной что-то не так. Вы ведь не думаете, что это очень приятно — вдруг обнаружить, что с тобой что-то не в порядке? Но, по крайней мере, я не смогу уже сказать, что я об этом ничего не знаю, и я могу попробовать что-либо с этим сделать: это может оказаться очень сложно, это может оказаться очень больно, мои попытки могут быть просто безуспешными, но в любом случае я могу попробовать и у меня есть шанс до­биться результата.

Я забралась так далеко, что кризис остался где-то поза­ди. По правде говоря, этому чувству, которое я испытываю, не вполне можно доверять. Оно больше напоминает времен­ную передышку, нежели окончательное решение проблемы. В моей душе по-прежнему остается неразрешенным сомне­ние по поводу того, что «необходимо что-то делать с собой», передышка на некоторое время приносит такое облегчение, что совершенно не возникает никакого желания менять что-либо или беспокоиться о чем-то. Так что вчера я решила пока что не о чем ни думать и мирно спала, когда меня, закутан­ную в одеяло, вывезли в деревню, чтобы изжарить одолев­шую меня простуду на солнце. Я была довольной и расслаб­ленной и чувствовала себя вполне вольготно в этой роли из­балованного и изнеженного больного, который был своей болезнью настолько выбит из привычной колеи жизни, что не только стал временно нетрудоспособным, как и полага­ется больному, но и утерял все навыки самообслуживания, удобно обосновавшись в единственной необременительной для истерзанного болезнью тела роли, — роли совершенней­шего инвалида».

 

Этот глубокий конфликт и сильная растерянность, это столкновение с путающими внутренними установками нуждается в дальнейших комментариях, которые будут даны чуть позже. Следующий же фрагмент, который в комментариях не нуждается, в очередной раз свидетель­ствует в пользу того, что решающие сражения с самим собой случаются обычно не на самих консультациях, а, как правило, в интервалах между ними.

 

«До тех пор пока я не вернулась вечером домой, страшные и пугающие мысли меня не посещали. Наверное, я просто была не в состоянии постичь тайну своего собственного су­щества, как бы сильно я ни старалась это сделать. А может быть, мне придется всю оставшуюся жизнь в полном неве­дении ходить вокруг какой-то непонятной враждебной «вещи», которая заперта внутри меня, никогда не зная, ког­да и в какой именно момент она прорвется наружу, и вечно себя этим пугая. Так что, конечно, я вспоминала вас и дума­ла о вас с тоской. И еще я думала о том, что это было бы навязчивым с моей стороны, что вы, вероятно, нуждаетесь в передышке, в некотором отдыхе и так далее... Вы можете легко представить себе, насколько незначительно этот кон­фликт отразился на моей морали. В то же время он был до­вольно болезненным, но, несмотря на это, я так или иначе все же могла контролировать свои чувства. Наконец, я при­шла к заключению (хотя и весьма шаткому), что мне все-таки стоит по крайней мере попросить у вас помощи. Так что я решила, что утром позвоню вам, после чего меня ста­ло клонить в сон, и я дрейфующей походкой отправилась к постели. Проснулась я бодрой и вполне довольной... Я за­думалась о том, что же я скажу вам, и мысленно перебрала все вспомнившиеся мне варианты вежливого извинения, но одну за другой отвергла все пришедшие в голову фразы... Но наконец-то я нашла нечто похожее на то, что я искала, и максимально близкое по смыслу из всех имевшихся у меня вариантов. Причиной же столь длительного поиска было то, что мне нужна была такая фраза, которая бы давала вам нео­граниченную свободу в выборе ответа... Когда я все-таки от­важилась вам позвонить, все оказалось неожиданно просто. Вы были таким любезным, что каждое ваше слово вселяло в меня веру и очень обнадеживало. Я чувствовала, что бук­вально переполняюсь жизнерадостностью. Но моя подруга собирала свои вещи и днем собиралась уезжать, что начи­нало меня тревожить все сильнее и сильнее. Сама мысль о ее отъезде меня пугала».

 

Мы видим, что здесь, как и в случае с любым другим клиентом, ответственность за то, чтобы терапевтические отношения были возобновлены, лежит на самом клиен­те. Мы допускаем вероятность таких ситуаций, в которых изменение данного распределения ответственности воз­можно или даже желательно, но, несмотря на это, в боль­шинстве случаев удержание локуса ответственности на клиенте является более терапевтичным. Представьте, на­пример, какими ужасными последствиями обернулось бы для этой клиентки предложение терапевта не останавли­ваться на пяти встречах и продолжить их взаимодействие. Для нее это означало бы осознание того неутешительно­го факта, что терапевт чувствует себя эмоционально вов­леченным в ее борьбу за психическое здоровье и лично заинтересован в ее выздоровлении. Она увидела бы, что беспокоится он потому, что считает пройденный ею путь недостаточным для этого и негативно оценивает достиг­нутый ею прогресс. Подобная опрометчивость могла бы вызвать, по всей вероятности, еще более серьезный кон­фликт. Но в данном случае клиентка имела возможность самостоятельно принимать решение и предпочла отло­жить свой отпуск, чтобы продолжить нелегкую борьбу, которая была начата по ее собственной инициативе.

У этой клиентки, как, впрочем, и у многих других, предположение о том, что индивид располагает силами и способностями для того, чтобы решать свои собственные затруднения самостоятельно, не вызывает облегчения или особенного оптимизма. Силы, заставляющие человека двигаться вперед по пути роста и развития, конечно, пре­восходят своим количеством те силы, которые зовут нас к регрессу и саморазрушению, но это превосходство незна­чительно, так как их запасы не так уж велики. В результа­те этого и терапевту, и клиенту постоянно приходится поддерживать хрупкий баланс этих сил в самых разных ситуациях.

 

«Вторник, день. Весь прошедший вечер я где-то скиталась, наблюдая за тем, как все мои попытки терпят поражение. Я переделала кучу мелкой домашней работы, но это не при­несло мне облегчения. Так даже проще — окончательно под­даться и уступить, позволив собственным страданиям вести тебя по тому пути, который они выберут. Наконец я отпра­вилась в постель, где на меня нахлынули почти неописуе­мые физические ощущения. Ты ясно чувствуешь, как твой мозг омывается черными волнами, а в твоих ушах стоит странный звон. В этот момент мне казалось, что если я смо­гу отдаться этому полностью, то тьма сомкнется над моей головой, а я буду все глубже и глубже погружаться на дно бессознательного, пока не выйду оттуда совершенно новой, очищенной и исцеленной. Но, несмотря на то что я вновь и вновь старалась этого добиться, в самый последний момент, когда я подумала, что у меня почти что получилось, я была выброшена обратно в полное сознание... В конце концов я заснула. А этим утром я проснулась абсолютно счастливой и думаю, что если бы я позволила этому свершиться, то меня бы захватила своего рода эйфория. Я пыталась почувство­вать себя несчастной (!!!), но не могла. Я пробовала внушить себе, что смогу прийти к чему-нибудь важному в беседе с вами, если буду несчастной и страдающей. Ей-богу, иногда мы бываем такими законченными глупцами!»

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!