Запись, сделанная после четвертой консультации
Консультант мисс Кэм пришел к выводу, что его клиентка во время четвертой консультации открыла для себя что-то важное и вплотную подошла к осознанию некоторых аспектов собственного поведения. Тем не менее он даже не мог предположить, каким сильным будет возбуждение и восторг, которые сопровождали эти переживания:
«Ей-богу, я чувствую себя просто замечательно! Счастливой, просто пылающей от счастья и в то же время расслабленной. Это настоящее расслабление каждого сосудика. Даже кожа стала гладкой и нежной. Из-за того, что произошло! Не нужно углубляться в анализ всего происходящего, а сосредоточиться только на самых простых вопросах человеческого бытия и взаимоотношений между людьми. Эти проблемы мне известны давно, и они настолько заношены и перештопаны всеми этими тщательными разбирательствами, что теперь уже сложно разобрать, что они на самом деле означают...
(Следующим утром.)
Мне становится все сложнее и сложнее писать эти отчеты, потому что то, что случается со мной, становится все более тонким и неуловимым и происходит все более равномерно и постепенно. Промежутки между событиями сокращаются, так что уже сложно отделить один эпизод от другого, равно как и понять со всей определенностью и ясностью, что же внутри меня происходит. Более того, все, что происходит, лишено четкости, потому что это глубоко личный опыт, который тем не менее имеет свои результаты. Они заключаются в том, что мои силы все больше связываются по мере того, как действие продолжается, и я углубляюсь в этот процесс настолько, что необходимо прилагать колоссальные усилия, чтобы наблюдать за ним и регистрировать изменения. Чем дальше, тем сложнее становится это делать. Все внутри меня противится тому, чтобы я это анализировала, так что я сильно склоняюсь к тому, чтобы оставить себя в покое и просто-напросто наслаждаться результатами, если мне этого хочется, и не замечать их, если наслаждаться ими уже надоело. Так или иначе, но даже сам консультационный процесс уже, похоже, борется с любого рода интроспекцией и поглощенностью самим собой. Конечно, все вопросы, некоторые размышления и инсайты возникают в промежутках между консультациями. Замечательно, что я уже не озадачиваюсь ими, а просто полностью в них погружаюсь. Они привлекают внимание не больше, чем любые внешние события окружающего мира. Они приспособились появляться в те минуты, когда ты бываешь чем-то занят, и моментально исчезать, как только ты обращаешь на них внимание, пытаясь ухватить их покрепче для более внимательного рассмотрения».
|
|
В этом фрагменте присутствует один замечательный факт. На консультациях клиентка концентрирует все свое внимание на себе, причем так, как никогда ранее. И тем не менее она не считает, что поглощена в это время собой. Этот момент заслуживает особого внимания, потому что терапия — это не переживание себя, равно как и не опыт, связанный с собой. Так что заинтересованность нашего интеллекта в интроспекции отходит на второй план по сравнению с другим, непосредственным опытом.
|
|
Мисс Кэм ссылается на то, что озарения посещают ее в неподходящие для этого моменты, когда ее внимание отвлечено. Среди клиентов это достаточно распространенный опыт. Многие отмечают, что важнейшие откровения приходят чаще всего в те моменты, когда их меньше всего ждут, и неожиданно сваливаются «как снег на голову». Все это лишний раз подтверждает силу действия тех процессов, которые однажды были запущены.
Мисс Кэм также говорит еще об одном характерном для многих клиентов опыте, — опыте движения вперед, опыте прогресса, когда осознание некоторых аспектов собственных переживаний теряет свою пугающую силу, а сами переживания делаются менее болезненными. Это является доказательством в пользу того, что нет никакой необходимости в постоянном упоминании этого материала в беседах с консультантом, так как отношение самого клиента к нему постепенно меняется.
|
|
«Я продолжаю чувствовать себя расслабленной, довольной и заинтересованной всем, что происходит в этой жизни. Прошлой ночью я вдруг поняла одну из самых необычайных вещей! Во вторник вечером, то есть перед нашей встречей, я вдруг подумала об одном инциденте, который случился, когда я была ребенком. Из всех детских воспоминаний это, пожалуй, единственное происшествие, которое мне удалось запомнить. Это была ссора между моими родителями, в которой моя мать согнула ручку у моего любимого зеркальца, которое мне подарили на Рождество и которое мне очень нравилось. Я тогда очень перепугалась, что она может окончательно ее отломать. Именно так все и произошло: она ее сломала. Мне было тогда лет пять или шесть, но я помню все подробности той сцены, свидетельницей которой я тогда была (кроме, разве что слов) — взгляды, интонации, расположение предметов и действующих лиц. Поэтому вплоть до самого четверга я и подумать не могла об этом случае, не испытывая при этом этой страшной детской агонии и этого ужаса бессилия, как если бы это произошло со мной только вчера. А вчера, когда я опять об этом подумала, каждый кирпичик, из которого состояло мое чувство, растворился, а вся ситуация предстала передо мной как нечто такое, что случилась со мной в прошлом, случилась только один раз и больше никогда не повторится. Правда, потом на смену одной боли пришла другая, связанная с воспоминаниями о взаимоотношениях между моими родителями. Я взглянула на них и вдруг поняла, что они тоже стали историей, — давней историей моего прошлого. Более того, оказалось, что сейчас я легко могу вспомнить нормальные, обычные ситуации из своего прошлого, в отношении которых до того у меня наблюдалась полнейшая амнезия. И это прояснило для меня одну вещь, которая беспокоила меня в процессе наших бесед. Предполагалось, что я страдаю от каких-то отрицаемых мною убеждений или переживаний (это все, конечно же, только ярлыки, но тем не менее!), но я не могу найти ни одного. Таких чувств, которые я не могла бы допустить в сознание, очень мало. Я люблю и одновременно ненавижу своих родителей, но я всегда знала об этом и всегда это принимала. И так далее и тому подобное. Этот список можно продолжать бесконечно. Я также всегда, насколько я себя вообще могу вспомнить, признавала право других людей жить так, как они сами считают нужным, я даже распространила это право на саму себя, так что я всегда соглашалась с тем, что мои родители имеют право разрушать свою собственную семью. Я признавала это даже тогда, когда мне приходилось от этого страдать. Я понимала, что у них никогда не было намерения умышленно причинять мне боль, и, если они и делали мне больно, это было случайным следствием того, как развивались их взаимоотношения. Моя боль была лишь побочным результатом схватки моих родителей. Я помню, как однажды оказалась рядом с ними в самый разгар их ссоры, когда в своих нападках они старались как можно сильнее ранить друг друга и не как не могли остановиться. Мне было их жалко. Единственный момент во всей этой истории, который я отказывалась осознавать и принимать, заключался в том, что, хотя они и знали, что обижают и ранят меня, они не хотели оскорблять мои чувства. Я же считала, что они этого как раз хотели. Я так чувствовала, и поэтому мне было жаль еще и себя. Несмотря на то что в некоторой степени я и понимала все, что происходит, у меня не хватало на это терпения, поэтому значительную долю происходящего я все-таки отрицала».
|
|
Человеку, немного сведущему в психологии, может казаться, что он не отрицает своих чувств и установок, только потому, что он принял те, которые обычно отрицаются другими людьми. Но очевидно, что если мы сталкиваемся с внутренним напряжением или недостаточной интеграцией, то понимаем: они всегда обязаны своим существованием тому, что какие-то убеждения или переживания, присущие человеку, не допускаются в сознание.
Далее мисс Кэм рассматривает другое убеждение, которое она поддерживала, но не чувствовала своим: «Это было просто убеждение, но оно не было до конца моим». Она продолжает:
«В результате... те вещи, которые поддерживали во мне уважение к самой себе, также перестали быть моими, отчего моя самоценность сильно упала в моих собственных глазах. Она стала практически невесомой. Ни в чем я не могла убедить себя иначе, кроме как доказательством от противного. Скажи кто-нибудь про меня что-то нелицеприятное, я тут же соглашалась, причем всей душой. Но если кто-то пытался сказать мне что-нибудь приятное, как я готова была часами убеждать человека в том, как сильно он на мой счет ошибается, описывая это во всех подробностях. И это не было ложью; я действительно чувствовала себя страшно неуютно, принимая комплименты, знаки внимания, выражения признательности и уважения любого рода — все, что говорило о высокой оценке меня другим человеком. Мне казалось, что это несправедливо».
Этот отрывок является ярчайшим примером того упорства, с которым человек придерживается какого-либо представления о себе, вокруг которого организуется весь его опыт, и той устойчивости и ригидности, которыми это представление обладает. Человеку бывает очень сложно принять тот опыт, который мог бы расширить это представление о себе, точно так же, как и тот, который мог бы его сузить, поэтому оба типа переживаний продолжают оставаться несовместимыми с той картиной представлений о себе, которую мы всячески оберегаем и поддерживаем, и, следовательно, отрицаются.
Описание консультации с позиции клиента содержит в себе новые и важные элементы для понимания данной проблемы:
«На этот раз я жаждала прийти на консультацию еще сильнее, чем прежде. Я очень хотела разобраться с несколькими вещами. А это просто сводит тебя с ума, когда эти вещи вдруг исчезают в тот самый момент, когда ты уже собираешься про них рассказать. В эти минуты твой мозг напоминает черную дыру, в которой нет ничего, за что можно было бы ухватиться; и смысл всего происходящего сводится не к тому, чтобы силой вынудить какую-нибудь мысль появиться из этой пустоты. И речь не о том, чтобы искусственно ее вырастить, но чтобы позволить себе покориться этой пустоте и ждать, пока что-нибудь не возникло само собой.
Моя застенчивость по отношению к вам исчезла, я вас больше не стесняюсь. Я уже не боюсь вашего мнения обо мне, и те жалкие остатки, которые сохранились от былой моей застенчивости, теперь меня даже забавляют. Я не боюсь вашего мнения обо мне, хотя прекрасно понимаю и отдаю себе отчет в том, что оно у вас есть. И оно мне очень интересно. Мне бы искренне хотелось его услышать. Я думаю, что оно бы ни в коем случае не нарушило моего душевного спокойствия. Мне всегда было интересно, что вы скажете обо мне, и сейчас я готова даже отложить на время то, что собиралась сказать, затем, чтобы услышать (на самом деле услышать) вас. В этот раз вы сказали много разных вещей, которые тронули меня так глубоко (потому что они значили значительно больше, чем я выражала), что мне оказалось трудно понять, что они и были тем, что я сама имела в виду. Вы были абсолютно правы, несмотря на то, что опередили меня в моих собственных размышлениях, и мне было очень интересно вас слушать. Это скорее стимулировало меня продолжать работу, нежели пугало или заставляло отступать. Но, ей-богу, один раз мне все-таки стало не по себе. Почти что в самом начале разговора я сказала о том, что чувствую себя значительно лучше, чем большинство людей, а вы перефразировали это так, что это стало звучать как явное проявление моего самодовольства. Вы были правы, и впоследствии я это осознала, но к этому времени я была уже далеко от этого и продолжала стремительно двигаться прямо в противоположном направлении. По поводу другого вопроса вы сказали что-то относительно взаимоотношений, чего я так и не смогла понять. Несмотря на это, у меня почему-то возникло ощущение, что так или иначе, но сказанное вами абсолютно справедливо, и я просто согласилась с этим высказыванием, проигнорировав свое непонимание, и продолжила дальше. И судя по результатам, наша беседа одержала ошеломительную победу, а все ваши ремарки помогали мне двигаться в нужном направлении, как раз в том, в котором я и пыталась продвигаться. Хотя, может быть, при прослушивании записи нашей беседы у кого-то и сложится впечатление, что это великолепная демонстрация того, как консультанты знакомят клиентов со своими собственными представлениями и оценками происходящего и направляют их движение. Но если я спрошу вас: «Простите, не подскажете, в каком направлении я сейчас двигаюсь?» и вы ответите: «На север», то я не вижу оснований для того, чтобы утверждать, будто вы толкаете меня в этом направлении. Хотя в данном случае это очень трудно доказать. Многие из ваших реплик достигли своей цели, хотя я при этом испытала легкое потрясение. В частности, это были реплики относительно постоянно повторяющейся темы «ярлыков» и темы «конформности». Но все эти потрясения были достаточно приятными, потому что они стали для меня неким разрешением окончательно разделаться со всяким притворством. Я мечтала от него избавиться, но я просто не могла себе этого представить, так что вы поддержали меня в осуществлении моей мечты. Но опять-таки, если посмотреть на это со стороны, вероятно, можно с легкостью обвинить вас в навязывании собственных представлений и оценок».
Интересно, что ответы консультанта в данном случае воспринимались клиенткой в несколько иной форме, чем прежде: ей казалось, что они значат больше того, о чем говорила она сама, простираются глубже и шире того смысла, который был в ее словах, хотя и следуют в том же направлении. Сам же консультант воспринимал ситуацию совсем иначе. С его точки зрения, реплики, произнесенные им на этой встрече, ничем не отличались от тех слов, которые он произносил раньше, и были просто отражением тех представлений и чувств, которые выражала клиентка. По его мнению, вся разница заключалась лишь в том, что на этот раз клиентка по-настоящему разведывала ту территорию, которая была ей неизвестна, а ее утверждения носили характер тех высказываний, которые другими клиентами относятся к разряду «Я сам с трудом понял, что сказал». Когда такого рода утверждения, которые находятся на границе осознания, берутся и просто переформулируются, восприятие их становится более четким и точным, отчего клиенту кажется, что он переживает совсем новый опыт. Ему требуется еще какое-то время для того, чтобы осмыслить услышанное и глубже проникнуть в тот смысл, которым он сам и наделил эти слова. Иногда это пугает, и от этого хочется убежать. Наибольший интерес для нас представляет то восприятие своего опыта клиентом, которое ближе всего находится к объективной реальности, а следовательно, может пролить свет на дальнейшее течение терапевтического процесса. Для этого полезно бывает сравнить то, как клиент воспринимает ситуацию взаимодействия, с тем, как воспринимает ее консультант, а также с записью этой ситуации, отображающей все их реакции, которые имели место в действительности:
«Сейчас вы в значительно большей степени стали выглядеть просто как человек, а не один из тех, кто принадлежит к разряду «консультантов». Мне казалось, что в последней нашей беседе вы говорили от имени всего себя, а не только той части, которая является консультантом. Конечно, я прекрасно понимаю, что в основном это было вызвано тем, что я пустила вас внутрь, но мне интересно, насколько вы сами чувствуете себя свободнее. Ощущаете ли вы, что стали в большей степени самим собой? Сейчас, когда вы смеетесь, это звучит скорее как дружеский смех, который теперь уже не пугает и не поражает меня, как это произошло на одной из предыдущих консультаций. Сейчас, напротив, мне это очень нравится. Он помогает мне чувствовать себя живой, способной, компетентной и готовой продолжать свои поиски. В конце концов, если мы можем смеяться на одними и теми же шутками, если я способна понять и поддержать эту игру, может быть, я настолько же состоятельна, как и вы, может быть, я вполне способный человек? На самом деле, когда мы оба настолько глубоко проникаем в значение того, что говорит другой человек, разве это не есть нормальный, дружеских взаимообмен?»
Терапевт согласился, что на этой и последующих консультациях он был в большей степени самим собой, чем ранее. В течение этих бесед он чувствовал себя целостной личностью, а не только терапевтом. На начальных сессиях, когда выражаются лишь поверхностные установки и убеждения, усилия терапевта могут быть вовлечены в процесс понимания клиента не полностью, а отражение этих установок имеет больше шансов оказаться просто техническим приемом, нежели целостным проявлением личности консультанта. Но по мере того как консультирование все больше и больше углубляется в мир туманных и отчасти бессвязных идей и убеждений, а клиент начинает исследовать местность, которая ранее ему была неизвестна, консультант полностью вовлекается в процесс, помогая клиенту не споткнуться на этом трудном пути. Его усилия полностью направлены на то, чтобы понять внутреннюю систему координат клиента, а внимание самого клиента концентрируется на попытке осуществления внутриличностной цели. Таким образом, в этом процессе не остается места никаким взятым извне, искусственно привнесенным техникам. Это становится просто попыткой консультанта сражаться рядом со своим клиентом: попыткой взглянуть вместе с ним на причины, стоящие за его поведением, которые он сам осознает лишь отчасти; попыткой бороться вместе с ним с теми его чувствами, которые вдруг всплывают на поверхности сознания, а потом также неожиданно ускользают, бороться за возможность их удержать. Вполне возможно, что простая идея «точного отражения переживаний клиента» не будет больше удовлетворять потребностям ситуации, и консультант изберет другой путь. Вместо того чтобы служить для клиента зеркалом, он предпочтет стать ему компаньоном, каким был в его недавних поисках. Временами консультант может быть рядом со своим клиентом, временами он может идти впереди, а временами в своем понимании происходящего и вовсе плестись где-то сзади. Даже такие незначительные отклонения от курса играют достаточно большую роль, поскольку консультант преимущественно провозглашает: «Я стараюсь следовать точь-в-точь рядом с тобой на этом пугающем пути твоих исканий». Такую же точку зрения поддерживает и мисс Кэм, которая продолжает описывать свой опыт:
«В нашем разговоре вы высказали несколько мыслей, которые имели несколько другое значение, чем то, которое имела в виду я. Но это меня не только не напугало, а, напротив, очень взбодрило. Мне было приятно обнаружить, что неточное понимание не является какой-то не поддающейся изменениям данностью и что все можно исправить; что я могу скорректировать сказанную вами фразу таким образом, чтобы она в большей степени соответствовала тому, что я чувствую, и вы поймете и примете это исправление. Необязательно, чтобы все было безукоризненно ясным, идеально точным и совершенно понятным на протяжении всей беседы. Нет никакой необходимости, открывая рот, бояться всякий раз, что могу сказать что-нибудь, что, будет не вполне понятно и достойно критики. Нет никакой необходимости подбирать слова с такой тщательностью, что заканчивая выражать какую-либо мысль, понимаешь, что сделал ее менее понятной, чем если бы высказал ее с помощью первых пришедших в голову слов».
Этот отрывок является ответом на вопрос: «Не является ли клиент-центрированная терапия на самом деле директивной по той причине, что консультант избирательно относится к высказываниям клиента, отвечает не на все его реплики и таким образом незаметно руководит им, подводя его к обсуждению определенной проблематики и направляя на решение определенных задач?» Как отмечено в этом отчете, если базовая установка консультанта заключается в том, чтобы следовать за клиентом, клиент не только чувствует это, но и с готовностью корректирует консультанта, когда тот выбивается из колеи, делая это вполне свободно.
«Ближе к концу нашей беседы, когда я сильно разогналась и набрала порядочную скорость, я стала чувствовать себя просто замечательно. Вы были для меня более реальным и нужным, чем когда-либо прежде. В каком-то смысле вы были совершенно необходимы мне для того, чтобы я смогла пережить это счастье. В вашем обществе я в большей степени чувствовала себя собой, нежели я чувствую это в полном одиночестве. Но это не зависимость, особенно если понимать ее в унизительном смысле этого слова, это, скорее можно было бы назвать «свободой от зависимости». Если искренне считать, что рыба зависит от воды, то с не меньшей уверенностью можно утверждать, что я зависима от общества и взаимоотношений с другими людьми, которые нужны мне для поддержания жизни, развития и свободы передвижения. И, ей-богу, это же и есть повторение того самого, восхитительного опыта, который я испытала на первой консультации; это просто выглядит по-другому, да и то только на первый взгляд! Это выглядит иначе потому, что этот опыт с точки зрения испытанных эмоций скорее ровный и продолжительный по времени, нежели глубоко удивляющий и поражающий, но мимолетный, как тот, что я пережила в предыдущий раз. Это что-то такое, с чем я скорее сливалась, нежели что-то, во что я погрузилась. Но весь вопрос в том, что это такое? Можно сказать, что это какое-то тесное духовное общение, некая взаимная и обоюдная связь, какая-то общность переживаний, пусть даже и ограниченная. Мне никогда не приходилось объяснять этого, поэтому мне сложно выразить словами, что это такое. Теперь у меня пропало навязчивое желание посетить ваш дом. Сейчас я у себя дома и чувствую себя вполне комфортно, но вы для меня всегда желанный гость, которому здесь будут рады. Я с удовольствием проведу вас по всему дому, хотя, конечно, в некоторых комнатах у меня совсем неубрано. Но, в конце концов, я ведь только недавно сюда въехала. Когда я здесь окончательно устроюсь, все будет выглядеть намного лучше».
Как предполагает здесь мисс Кэм, взаимодействие самости одного человека с самостью другого вполне может быть положено в основу не только терапии, но и таких глубоких социальных переживаний, как дружба, а также в основу развития межличностного общения. Другая грань терапевтического взаимодействия великолепно описана в ее фразе «Сейчас я у себя дома и чувствую себя вполне комфортно, но вы для меня всегда желанный гость, которому здесь будут рады».
Мысль о колебаниях в настроении клиента и его отношении к миру, которые происходят, когда клиент добирается до своей истинной сути, отлично изложена в следующем отрывке:
«Я опять начинаю чувствовать некоторое отдаление; я не могу найти ничего, чем бы мне хотелось заняться, я ни на чем не могу остановиться. Все, что произойдет со мной завтра, произойдет на благо, я в этом не сомневаюсь и не беспокоюсь, что это обернется иллюзией. А может быть, осталось еще что-нибудь, что я не распознала и не открыла? Тогда, как я думала, что у меня нет никаких забот в этом мире? У меня такое чувство, что на меня вот-вот что-то обрушится, а может быть, я просто подхватила простуду и заболеваю? А может быть, осталось еще что-нибудь, что я не распознала и не открыла?»
Мы имеем дело с одним крайне интересным фактом (дальше он будет рассмотрен мисс Кэм подробнее), суть которого в том, что с тех пор, как человек однажды осознал и принял какие-либо из множества отрицаемых им установок, начинают всплывать и другие. Вероятно, это можно объяснить следующим образом. Переживания искажаются и отрицаются потому, что их принятие может разрушить целостность существующего «я». В обстановке безопасности, которая складывается в терапевтическом взаимодействии, несмотря на то, что осознание, принятие осознанного материала и реорганизация личности остаются по-прежнему болезненными, желание избавиться от напряжения и чувства внутреннего дискомфорта, которые этим вызваны, превосходит страх пережить боль. Следовательно, чтобы обеспечить возможность такого избавления, должно появиться стремление осознать весь материал, который вызывает напряжение, вне зависимости от того, как глубоко он отрицается. Отрывок, который приводится ниже, описывает ощущение первого беспокойства и тревоги, которое предшествует появлению первого открытия.
«Я позвонила своей матери. Как это обычно бывает, она подробно рассказала мне обо всем, что мне следует и чего не следует делать, и, как всегда, я почувствовала себя раздосадованной, озадаченной и безнадежно расстроенной, а сейчас я заболела. Почему это должно было произойти именно теперь, когда я с нетерпением жду следующей консультации и того момента, когда начнется мой отпуск?.. О, Боже, я думала, что эта проблема (с матерью) была уже у меня в руках, что я ее уже почти решила, а теперь — пожалуйста! — все начинается снова. Неужели мне никогда не удастся избавиться от этого, неужели моя мама будет вечно подвязывать слюнявчики и заставлять держаться за ее юбку? К чему все это — я так сильно стараюсь и все равно не могу решить это раз и навсегда».
Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 290; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!