Основы философского понимания мира.



Тема 10: Бытие как центральная категория онтологии

Онтология – философское учение о бытии. Бытие материальное и идеальное. Основные формы бытия. Понятие «материя». Движение как способ существования материи. Бытие и сознание.

Основная литература:

       Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М., 2003    

       Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 2004

       Философия: Учебник/Сост. Габитов Т.Х. Алматы, 2003

Дополнительная литература:

       Губин В.Д. Философия: Учебное пособие. М., 2006

       Курс лекций по философии. Петропавловск: СКГУ, 2008

       Философия: Учебник/Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.И. М., 2002

 

 

Онтология - философское учение о бытии. Бытие материальное и идеальное. Основные формы бытия: бытие «первой» и «второй» природы; бытие человека, духовное (идеальное) бытие, социальное бытие. Понятие «материя». Эволюция представлений о материи в философии и науке. Движение как способ существования материи. Основные формы движения. Пространство и время как атрибуты материи. Пространственно-временные отношения в неживой и живой природе. Специфика социально-исторического пространства и времени.

Бытие и сознание. Генезис сознания. Проблема сознания в философии и науке. Сознание и самосознание. Язык и сознание. Разум как философски мыслящее сознание.

 

Онтология – раздел философии, философское учение о Бытии, о сущем как таковом в его наиболее общих характеристиках, независимо от его частных форм и в отвлечении от вопросов, связанных с его постижением (познанием).

Впервые термин «онтология» был употреблен в философском лексиконе Р. Гоклениусом, а как философское понятие сформулирован немецким философом Х. Вольфом (1679-1754).

В онтологии ставятся следующие вопросы. Един ли мир в своем существовании? Является ли мир неизменным, или он постоянно развивается? Подчиняется ли мир в своем развитии законам, или он изменяется произвольным образом? Обладает ли мир системностью или он является конгломератом различных элементов?

Классическая онтология оперирует с такими категориями как субстанция (основа всего), сущность, всеобщность, целостность и пр. она подразумевает, как правило, создание целостной онтологической системы построенной по принципу «от общего к частному».

       Становление философии начиналось именно с постановки проблемы бытия. Впервые понятие бытия как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540-470 до н.э.). С бытием он связывает сам факт существования мира. При этом философ ставит вопрос, который далее проходит через всю философию – это вопрос о тождестве бытия и мышления. Характеристики бытия, данные Парменидом следующие: целостность, истинность, благость, красота.

Значительное внимание категории бытия уделяет Платон. Он разделяет единый мир бытия надвое: мир идей (мир истины) и действительность (мир подобий). При этом бытие он отождествляет с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими.

Аристотель выдвинул важную идею о том, что бытие – это особое понятие, которое не является родовым. Это означает, что его нельзя подвести под более общее, так же как и под него все остальные. Это некая абстракция, как бы потенциальное, мыслимое бытие, а реально всегда существует бытие чего-то, то есть конкретные предметы, события, явления.

В средневековой христианской философии истинное бытие есть Бог, свободный и личный, который творит Своей волей и Своей премудростью. Бог есть по своей сути бытие.

В Новое время человек перестает признавать свою тотальную зависимость от Бога, присваивает себе право творить мир, самонадеянно уверовав в то, что человек сам создает и творит себя и свои способности. Человек начинает воспринимать свое сознание, свою жизнь, свои потребности как единственное и, несомненно, подлинное бытие. Так, Р.Декарт отождествил мысль с бытием, а творцом мысли объявил человека. Бытие стало субъективным. Дж. Беркли объявил, что реальное бытие, то есть вещи, идеи, объективно, в реальности, в своем земном воплощении не существуют, их прибежищем является человеческая мысль.

В материалистической же философии мир разделили на мир материального и на зависимый от него мир идеального (связанного с сознанием человека).

В настоящее время чаще принято представлять Бытие как целостность, как Единое, в котором всегда взаимодействуют идеальные и материальные процессы и явления.

В экзистенциализме, например, под Бытием подразумевается человеческое бытие Dasein – Вот-Бытие (Хайдеггер) – именно в человеке бытие обретает свой язык и форму выражения. Великое предназначение человека – «сказать Бытие», и человек делает это с помощью языка, так как «язык- дом бытия».

       Бытие – философская категория, служащая для обозначения всего того, что существует; сущее вообще; всеохватывающая реальность. Бытие фиксирует не просто существование чего-нибудь, а сложную связь всеобщего характера. С помощью категории бытия интегрируются основные идеи о существовании мира: 1) мир есть, существует как беспредельная и неприходящая целостность; 2) природное и духовное, индивидуальное и общественное равно существуют, хотя различаются по форме; 3) мир образует совокупную реальность, с которой необходимо считаться человеку, с одной стороны мир неоднороден, он представляет собой всеобщее единство, которое включает в себя множество существующих в их конкретности и целостности вещей, процессов, состояний, человеческих индивидов, с другой стороны, мир в его существовании образует непрерывное единство, универсальную целостность.

Как бы ни были уникальны отдельные проявления бытия, человеческая мысль обобщает единичное, объединяет их в различные группы. Основные формы бытия: 1) бытие вещей; 2) бытие духовного; 3) бытие социального; 4) бытие человека. Все существующее, все, что может возникнуть и возникло во времени, образует реальность. Поскольку вещи, процессы, явления бывают разного рода, то различают два вида реальности: объективную и субъективную.

Объективная реальность – действительность, существующая вне человеческого сознания и независимо от него. Субъективная реальность противоположна объективной и обозначает наш внутренний мир. Различаясь по способу своего существования, они тесно связаны друг с другом и в реальной жизни постоянно переходят друг в друга. Такую глубинную связь между ними, их единство и фиксирует категория «бытия».

При всем многообразии ракурсов, фундаментальными и стабильными философскими категориями, обозначающими специфические по способам бытия группы сущего, являются «природа» и «дух», «материя» и «сознание».

Глубоко закрепившееся в философии истолкование этих категорий дал Р. Декарт. Он выделял два рода субстанций – мыслящую, представленную человеческим сознанием, и телесную.

Категория «материи» выражает идею основы, субстрата телесного мира. Ею, как правило, обозначают тот класс сущего, который независим от человеческого сознания, дан субъекту либо опосредованно - через его сознание, либо непосредственно в его телесности и материальной деятельности.

«Материальность» означает отличительный признак очевидной пространственной телесности. Это понятие является основой категории «материального», означающего явления предметного, вещного, телесного мира.

Что же касается «сознания», то эта категория охватывает совершенно особый класс явлений, отличных от явлений объективного ряда, а именно такие явления, которые существуют лишь относительно субъекта и даны ему непосредственно. Она выражает идею общей основы тех психических явлений и процессов, которые человек находит в себе и проявление которых он наблюдает в поведении других людей. Если же понятие «сознания» рассматривать предельно широко, как нематериальное вообще, как духовное вообще, то оно будет отражать явления мира идеального и предстанет как основа категории «идеального». Следовательно, «материальное» и «идеальное» представляют собой теоретические категории, выражающие два строго определенных класса объективно различающихся явлений единого, целостного мира.

       Особое место в структуре бытия мира принадлежит человеку. С одной стороны – он природное существо. С другой – он наделен сознанием, а значит, может существовать не только физически, но и рассуждать о бытии мира и своем собственном бытии. Бытие человека воплощает диалектическое единство объективно-предметного и субъективного, тела и духа. Само по себе это явление уникальное. Материальное, природное выступает у человека первичной предпосылкой его существования. Вместе с тем многие действия человека регулируются социальными, духовно-нравственными мотивами.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 992; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!