Тема 14: Социальная философия
Предмет социальной философии. Общество как система.
Понятия «общественное бытие», «общественное сознание» и «общественные отношения». Формы общественного сознания. Основные источники саморазвития общества. Социальные институты: общие определения и характеристики. Типы общества. Социальная структура общества. Типы социальных структур. Современные концепции социальной стратификации.
Пути и перспективы развития открытого демократического казахстанского общества. Евразийство и развитие казахстанского общества. Социокультурные, идеологические и геополитические основы евразийства Идея «Мэңгілік ел». Цивилизационная идентификация Казахстана в глобализирующемся мире.
Философия информационного общества. Роль производства услуг и информации в социальной эволюции общества. Концепция постиндустриального общества ДаниеляБелла. Постмодернизм как альтернатива концепции постиндустриального общества. Особенности постмодернизационного развития стран Юго-Восточной Азии: семейные ценности, трудовая этика, социокультурные основы развития.
Концепция сетевого общества Мануэля Кастельса. Становление сетевого общества, ею идентичность и смыслы. Глобализация, информационная политика и кризис демократии.
Информационная цивилизация как «Глобальная деревня» Маршалла Маклюэна. Трехступенчатая модель всемирной истории. Особенности компьютерной демократии.
|
|
Теория «информационного общества» Фрэнка Уэбстера. Критический анализ учений Дэниеля Белла, Мануэля Кастельса, Юргена Хабермаса, Энтони Гидденса, Жана Бодрийяра и др.
Концепция «информационного общества» В.Л. Иноземцева. На пути к постэкономической цивилизации. Основные черты постэкономического общества.
Философия истории. Единство и многообразие истории человечества. Марксистская теория формаций: ее история, основные понятия и принципы. Цивилизационная концепция истории. Социокультурный подход как синтез формационного и цивилизапионного подходов к периодизации истории. Н.Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби, П.Сорокин, Элвин Тоффлер о развитии истории.
Революционное и эволюционное в историческом процессе. Социальные революции: закономерность, системность, кардинальность. Столкновение цивилизаций.
Казахстан перед исторической дилеммой: проблема самобытности национального пути в современном мире.
Основная литература:
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М., 2003
Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 2004
Философия: Учебник/Сост. Габитов Т.Х. Алматы, 2003
Дополнительная литература:
Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. М., 2000
|
|
Губин В.Д. Философия: Учебное пособие. М., 2006
Золкин А.Л. Философия: Учебник. М., 2005
Курс лекций по философии. Петропавловск: СКГУ, 2008
Философия: Учебник/Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.И. М., 2002
В социальной философии понятие «социальное» употребляется как в широком, так и в узком смысле. В узком смысле «социальное» обозначает существование особой области общественных явлений, составляющих содержание так называемой социальной сферы жизни общества, в которой решается свой круг проблем, затрагивающий соответствующие интересы людей. Эти проблемы касаются социального положения людей, их места в системе общественного разделения труда, условий их трудовой деятельности, перемещений из одних социальных групп в другие, их жизненного уровня, образования, охраны здоровья, социального обеспечения и т.д. В широком смысле понятие «социальное» употребляется в значении «общественное», как синоним данного понятия, совпадая с ним по объему и содержанию. В этом случае понятие «социальное» обозначает все происходящее в обществе в отличие от происходящего в природе. Другими словами, оно обозначает специфику общественного по отношению к природному, естественному, биологическому.
|
|
Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, т.е. как целостная социальная система, а также законы функционирования и развития общества. Это значит, что социальная философия рассматривает и объясняет различные общественные явления и процессы на уровне всего общества как саморазвивающейся и самовоспроизводящейся социальной системы. Социальная философия рассматривает также взаимодействия между собой различных обществ. В поле ее зрения находятся и те явления и процессы общественной жизни, которые характеризуют развитие всего человечества. В этом случае предметом социальной философии выступает исторический процесс в его целом, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, закономерности его развития.
Различные виды деятельности людей и их общественных отношений составляют основное содержание общественной жизни и определяют развитие общества. Они представляют собой исходные начала и основные факторы становления, функционирования и развития любого общества. Именно поэтому они являются предметом внимания и изучения социальной философии.
|
|
Основополагающим вопросом социальной философии является вопрос о том, как взаимодействуют между собой сознание и бытие людей. Это, с одной стороны, их цели, мотивы, экономические, политические, нравственные и другие установки, а с другой стороны, объективные обстоятельства их жизни и деятельности. Данный вопрос опирается на развитие общества, которое осуществляется путем сознательной и целеполагающей практической деятельности людей. Центральным моментом при этом выступает взаимодействие объективных и субъективных обстоятельств их деятельности, материальных и духовных факторов.
Человек существо социальное, его жизнедеятельность осуществляется только во взаимодействиях с другими людьми. В одиночку обеспечить условия своего существования человек не в состояние. Необходимость обеспечения удовлетворения жизненно важных потребностей и явилось основанием возникновения общества.
Общество – это особая форма целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей. Общество не просто совокупность индивидов, это, прежде всего, система связей, отношений и связей между ними. Общество включает в себя четыре взаимосвязанных сферы или подсистемы:
- экономическую (совокупность отношений по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ);
- социальную – систему внутреннего устройства общества, включающую в себя: а) большие и малые социальные группы (нации классы, слои и т.д., т.е. общности людей, объединенных по какому-либо признаку разделение труда, национальный фактор, собственности на средства производства и т.д.); б) социальные институты – формальные и неформальные объединения, организации, учреждения, выражающие волю и защищающие интересы людей и социальных групп;
- политическую – совокупность учреждений и организаций (государство, политические партии и профсоюзы, общественные организации), которые регулируют отношения в обществе. Основной вопрос политической жизни – вопрос о власти. Главный социально-политический институт - государство (система властных органов законодательных, исполнительных, судебных, осуществляющих руководство обществом). Политические организации (партии, движения, группы давления) призваны влиять на формирование государственных структур и выражать интересы различных социальных групп.
- духовную – духовное производство и духовные отношения между людьми, организации и институты, осуществляющие производство, распространение и хранение духовных ценностей. Ядром духовной жизни общества является общественное сознание –
совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов, принципов, настроений людей, присущих обществу на определенном этапе развития.
Общественное сознание различается по уровням и формам. Первый уровень – обыденное сознание (непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности). Ему соответствует общественная психология – чувства, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом. Общественная психология формируется в основном стихийно, но не исключается целенаправленное планомерное формирование. Второй уровень – теоретическое сознание. Ему соответствует общественная идеология – совокупность теоретически обоснованных идей и взглядов тех или иных социальных групп. Идеология формируется целенаправленно. К формам общественного сознания относятся политические, правовые, моральные, научные и религиозные взгляды. В каждую историческую эпоху доминирующее значение в жизни людей приобретает то одна, то другая форма общественного сознания, что связано со многими факторами (в средние века, как известно, господствовала религия, в новое и новейшее время – политика и наука).
Социальная жизнь – это социальное взаимодействие человека и общества. В многообразии целей, интересов, устремлений, воль индивидуальные взаимодействия аккумулируются в массовые, т. е. происходит «сведение» индивидуального к социальному, формируется социальная структура общества.
Примитивные формы производства и организации труда – это формы кровнородственной связи и типы семьи, простейшие социальные отношения. Социально единое общество постепенно перерастало в социально дифференцированное. Это происходило на основе разделения функций при общественном разделении труда. В социально дифференцированное общество входят:
1) народности, нации;
2) классы;
3) социальные группы – городское, сельское население и люди преимущественно умственного и физического труда;
4) первичные коллективы людей (например, трудовые);
5) семья;
6) индивиды.
Формируются и другие социальные образования: неформальные группы, диффузные, элитные.
Центральное место в социально дифференцированном обществе занимают классы. Обобщенным признаком классов является их историческое место в определенной системе производства. Классы – это такие группы людей, одна из которых может присваивать труд другой благодаря различию определенного места в укладе общественного хозяйства.
Наряду с теорией классов существует теория стратификации. В ней деление общества на страты (слои) производится не только по структуре экономического базиса, но и по иным критериям: профессии, доходу, образованию и др.
Общественное разделение труда обусловливает также разделение интересов представителей города и деревни, умственного и физического труда, производителей и потребителей, управляющих и управляемых, общенародных, коллективно-групповых и индивидуальных, общегосударственных и местных, национальных, работающих и безработных и т. д.
Важной составной частью социальной политики является нахождение разумного соотношения общечеловеческого и национально-государственного интересов. Что касается нации, то ее, по всей вероятности, следует рассматривать как единство этнического, социально-экономического и культурно-исторического компонентов, из которых преобладающий определяется конкретными условиями жизни данной нации.
Для современного общества характерно переплетение процессов социальной интеграции (цельность) и социальной дифференциации (различие). Происходят расширение хозяйственно-экономических связей, политических и культурных контактов, интернационализация общественной жизни в целом, координируются усилия по борьбе с угрозой войн, экологическим кризисом, болезнями, международной преступностью.
По мере развития общих черт жизни одновременно усиливаются различия – профессиональные, культурно-бытовые, возрастные, национально-языковые.
В целом классовая структура размывается, а внутриклассовая и неклассовая социальная дифференциация усиливается. Предположительно, что полное упразднение социальных групп невозможно. В дальнейшем социальный организм будет усложняться, а не превращаться в нечто однородное.
Отчуждение - характеристика особой формы взаимоотношения человека с окружающим миром в процессе его жизнедеятельности, при которой продукты собственной деятельности противостоят человеку, господствуют над ним, как нечто чуждое ему. Понятия, близкие отчуждению, использовались уже представителями английской политической экономии XIX в. для характеристики выброса товаров на рынок; сторонниками теории общественного договора для обозначения процесса передачи индивидуальных человеческих «прав» государству. Центральным понятием отчуждения становится в философии Гегеля («Феноменология духа»).
Особое место проблема отчуждения занимает в наследии Маркса К. Для Маркса характерно единство экономического, социологического и философского подхода к проблеме. Опредмечивание - характеристика любой человеческой деятельности: «Осуществление труда есть его опредмечивание». Становясь отчуждённым, «опредмечивание выступает как утрата предмета и закабаление предметом... рабочий относится к предмету своего труда как к чужому предмету». В своём труде человек уже не утверждает себя, но «отрицает», не развивает свою физическую и духовную энергию, но изнуряет себя, разрушает свои духовные силы. «То, что присуще животному, становится уделом человека, а человеческое превращается в то, что присуще животному». В процессе отчуждения от человека отчуждается природа, продукты его труда, его «деятельные функции» (творческие способности), родовая жизнь отчуждается от индивидуальной жизни. В результате всё то, что составляет «мир человека» - природа, др.человек, вещный мир, культурные ценности, - превращается в нечто чуждое человеку и враждебное ему. Для Маркса ликвидация отчуждения осуществима на пути обобществления труда, изменения прежде всего экономических и политических условий жизни, установления «прозрачно разумных» отношений м.людьми.
Отчуждение в современном постиндустриальном обществе имеет свои особенности. Если раньше отчуждение представало в форме чуждых, мрачных, враждебных человеку сил, в форме власти создания над своим создателем, в форме чудовища Франкенштейна, то в настоящее время отчуждение одевается в крайне привлекательные одежды. Отчуждение предстаёт в формах предельной «прилаженности» предметного мира к человеку, его желаниям, что не даёт возможности выработать защитные механизмы, с помощью которых человек может зафиксировать свою автономность, обособленность от знакового, вещного, идеологического, социального окружения. Человек становится «обусловленным», «вещью», сам того не замечая.
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 589; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!