Тема 12: Возможности и границы познания. Специфика научного познания



Специфика познавательного отношения человека к миру. Основные подходы к проблеме познаваемости мира: гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Особенности научного познания.

Субъект и объект познания. Эмпирический и теоретический уровни познания. Чувственная и рациональная ступени познания и их формы. Познание и творчество. Творчество и интуиция. Объяснение и понимание.

Познание как постижение истины. Истина и заблуждение. Истина и ценность. Эмпирические и внеэмпирические критерии истины. Классическая концепция истины как объективного процесса отражения реальности и ее альтернативы. Элементы релятивизма в современной эпистемологии. Специфика научной истины и формы ее объективации в естествознании и социогуманитарном познании.

Проблема метода. Основные методы познания. Логика и методология. Методы научного познания. Феномен рациональности. Наука как социальный институт. Перспективы развития современной науки.

 

Основная литература:

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М., 2003    

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 2004

Философия: Учебник/Сост. Габитов Т.Х. Алматы, 2003

Дополнительная литература:

Губин В.Д. Философия: Учебное пособие. М., 2006

Курс лекций по философии. Петропавловск: СКГУ, 2008

Философия: Учебник/Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.И. М., 2002

 

Гносеология – философская теория познания (от греч. Gnosis – знание, учение). В теории познания основное внимание уделяется проблеме познаваемости мира, вопросу о границах нашего знания, способах его получения и критериях достоверности. Познание в самом общем виде можно определить как деятельность человека по приобретению знаний об окружающем его мире, о самом человеке, о взаимоотношении человека и природы, человека и общества и т.д.

Процесс познания протекает в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта. Субъектом познания является человек, отражающий своем сознании явления действительности. Этот субъект активен: он ставит цели, определяет средства их достижения, производит корректировку этих целей на основе практики. Объект познания представляет собой предмет, явление, процесс материального или духовного мира, на который направлена познавательная деятельность субъекта.

Одним из важнейших вопросов философии является вопрос о познаваемости мира. В попытке ответить на вопрос «Познаваем ли мир?» четко обозначились три основные тенденции: гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм. Если оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получения достоверных знаний о мире, то представители агностицизма утверждают, что знания о мире, полученные человеком с помощью чувственного или рационального опыта не дают оснований для того, чтобы сказать, каков мир на самом деле. Мир принципиально не познаваем– такова установка агностицизма. Представители скептицизма занимают как бы промежуточную позицию: не отрицая принципиальной возможности познания объективного мира, они выражают сомнения в том, что все знания об этом мире носят достоверный характер.

Познание – это сложный и противоречивый процесс, в котором традиционно выделяют две ступени (или уровня) познания: чувственное и рациональное познание. Обе ступени тесным образом связаны между собой и каждая из них имеет свои формы.     Познание человеком окружающего мира начинается с помощью органов чувств. Взаимодействуя с теми или иными предметами, мы получаем ощущения, восприятия, представления (формы чувственного познания). Ощущение – это отражение одного свойства предмета с помощью одного из 5 органов чувств. Восприятие – целостный образ

предмета, отражение его свойств всеми органами чувств. Представление – это целостный образ предмета, сохраняемый и воспроизводимый в сознании по мере необходимости. Если чувственное познание констатирует то, как проистекает событие, рациональное отвечает на вопрос почему оно протекает именно так.

Рациональное познание основывается на способности логического мышления. Мышление – это целенаправленное опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей.

В гносеологии традиционно выделяются два уровня мышления – рассудок и разум. Рассудок использует понятия в пределах уже сложившихся знаний, его задача – привести знания в систему и чувственного опыта в строгом соответствии с установленными правилами. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Логика рассудка – формальная логика, которая обращает внимание на форму и структуру «готового знания»,

а не на его содержание. На этом уровне мышления сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое и неизменное. Основными формами, в которых развивается и осуществляется мышление являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие – это такая форма мышления, в которой отражаются общие, существенные признаки данного предмета или явления (сущность). Суждение – форма мышления, в которой отражается связь между предметом и его признаком, между предметами, или факт их существования. В суждении может быть выражена и истина и ложь. Умозаключение – это выводное знание, когда из одной или нескольких посылок и делается вывод (новое суждение).

Слово «метод» имеет греческое происхождение и представляет буквально путь исследования или познания. Под методом понимают способ построения и обоснования системы знаний; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Приемы практических действий человека с самого начала должны сообразовываться со свойствами и законами действительности, с объективной логикой вещей, с которыми он имеет дело. Выделяют частнонаучные методы, присущие отдельным конкретным наукам, имеющим свой «узкий» предмет исследования; общенаучные методы, характерные для направлений науки, охватывающих отрасли научного знания (естественнонаучное, гуманитарное, техническое) и всеобщие философские методы.

Большое значение для развития науки имеет использование философских методов познания. Эти методы имеют решающее значение в определении судьбы исследования, так как именно они задают его общее направление, принципы подхода к объекту изучения, а также являются отправной точкой при мировоззренческой оценке полученных результатов. В истории философии в качестве наиболее заметных философских методов, выступающих в качестве особой философской рефлексии, можно выделить диалектику и метафизику.

Диалектика – метод мышления, который основан на понимании многообразия мира закономерностей этого многообразия, взаимодействии различных сторон явлений, рассматривающий мир как нечто становящееся, развивающееся.

Метафизика как метод познания противостоит диалектическому методу. Она склонна к абсолютизации отдельных сторон познания и экстраполированию закономерностей части бытия на весь мир в целом, она рассматривает вечно изменяющийся мир как устойчивый.

Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство и применение на практике объективных знаний о природе, обществе и сознании. В структуре науки выделяются уровни - эмпирический и теоретический – и методы организации научного познания. Эмпирическое знание – совокупность научных фактов, образующих базис теоретических знаний. Под научным фактом понимается явление материального или духовного мира, ставшее достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства и отношения. По словам А.Эйнштейна наука должна начинаться с фактов и оканчиваться ими вне зависимости от того, какие теоретические структуры строятся между началом и концом.

Существует два основных метода эмпирического познания:

1. Наблюдение – целенаправленное преднамеренное восприятие исследуемого объекта (его результат – первичная информация).

2. Эксперимент – это метод исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенные условия, отвечающие целям исследования.

Теоретическое знание ищет причины явлений, старается объяснить сущность процессов, лежащих в основе научных фактов. Основные формы: научная проблема, гипотеза, теория.

1. Научная проблема представляет собой осознание противоречий, возникших между старой теорией и новыми научными фактами, которые не удается объяснить с помощью старых теоретических фактов. Когда научная проблема поставлена, начинается

научный поиск, т.е. организация научного исследования. Важнейшая роль в разрешении научной проблемы принадлежит гипотезе.

2. Гипотеза – это идея, содержащая обоснованное предположение о существовании

Закона, который объясняет сущность новых фактов. Гипотеза формируется учеными с целью предположительного объяснения научных фактов, приведших к постановке научной проблемы. Гипотеза должна быть проверяема и подтверждена практикой. Невозможность такой проверки делает гипотезу научно несостоятельной. Гипотеза, всесторонне проверенная и подтвержденная практикой, становится теорией.

3. Теория – это логически обоснованная, проверенная на практике система знаний об определенном классе явлений, о сущности и действии законов бытия данного класса явлений.

Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на основной вопрос гносеологии «Что есть истина?». Существуют различные трактовки понятия «истина». Для одних истина – это соответствие знаний действительности. Для других истина есть то, что подтверждено опытом. Для третьих истина является соглашением между учеными, конвенцией. Для четвертых она оценивается с точки зрения полезности полученного знания, с точки Зрения эффективности его использования на практике.

Классическая концепция истины связана с первым определением. Она возникла в глубокой древности и разделяется представителями разных направлений. Современная трактовка истины, которой придерживаются большинство философов, состоит в следующем:

1. К действительности относится как объективная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознании, так и субъективная реальность.

2. Познание вместе с результатами и объектом познания неразрывно связано с практической деятельностью человека. Через практику задается объект познания, в практике реализуются результаты познания.

3. Истина есть бесконечный процесс, связанный с переходом от неполного знания к более полному знанию.

Последний тезис связан с понятиями «относительная истина» и «абсолютная истина, которые с разных сторон характеризуют знание о предмете. Абсолютная истина –это: 1) исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе (его не может быть); 2) знания, которые никогда не могут быть опровергнуты (земля круглая, человек смертен). Относительная истина – это 1) неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает те или иные способы получения этого знания. Т.о. процесс познания мира – это бесконечный процесс перехода от относительных истин (с возникающими новыми относительными) к абсолютным истинам. Релятивисты абсолютизируют роль относительной истины, утверждая, что всякая истина относительна. Догматики, напротив, настаивают, на том, что истина не зависит от условий, в которых она складывается. Абстрактной истины не существует. Истина всегда конкретна.

Истину следует ограничивать от заблуждения, для чего наука вырабатывает различные критерии истины. Критерием, непосредственно связанным со знанием, развивающим знание, и в то же время не являющимся знанием, соединяющим в себе всеобщность с непосредственной действительностью, является практика. В ней проявляется единство субъективного и объективного при ведущей роли (в отражательном плане) объективного. Практика – объективный материальный процесс. Она служит продолжением природных процессов, развертываясь по объективным законам. В то же время познание не перестает быть субъектным, соотносясь с объективным. Практика включает в себя знание, способна порождать новое знание, выступает его основанием и конечной целью.

Помимо практики в познании существуют и другие критерии истины: логический, аксиологический, эстетический. При этом наиболее надежным критерием является все же практика.

 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 2068; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!