Тема 7: Классическая немецкая философия



Влияние идей Просвещения на формирование классической немецкой философии. Трансцендентальная философия Иммануила Канта как теория познания. Критический анализ Кантом познавательных способностей субъекта. Установление законов человеческого разума, определение его гранил. Учение об антиномиях. Категорический императив Канта как проявление практического разума человека. Философия права Канта.

И.Фихте: «автономность «Я». Раскрытие творческой природы мыслительной деятельности человека. Шеллинг: философия тождества объективного и субъективного как первоосновы всего сущего. Искусство как откровение.

Гегелевское учение о диалектике. Вильгельм Гегель об объективности научных категорий. Абсолютная идея как целостный мировой разум. Тождество бытия и разума. Особенности логики Гегеля. Национальный дух - двигатель исторического развития.

Антропологический материализм Людвига Фейербаха. Теория религии любви. Любовь как универсальный закон разума и природы.

Основная литература:

       Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М., 2003    

       Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 2004

       Философия/Под ред. Габитова Т.Х. Алматы, 2005

Дополнительная литература:

       Губин В.Д. Философия: Учебное пособие. М., 2006

       Курс лекций по философии. Петропавловск: СКГУ, 2008

  Философия: Учебник/Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.И. М., 2002

 

       Важная роль в развитии философской мысли принадлежит немецкой классической философии, которая представляет собой крупное и влиятельное течение философии Нового времени. Представителями этой философии являются И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах.

       Хронологически творческая деятельность названных мыслителей занимает почти целое столетие: со второй половины XVIII в. до первой половины XIX в. включительно.  Особенности немецкой классической философии тесно связаны и с социально-историческими условиями страны. Германия того периода была экономически и политически отсталой, раздробленной страной, разделенной почти на 300 небольших самостоятельных государств. Неспособность немецкой буржуазии решительно выступить против прогнивших феодальных отношений в стране явилась причиной того, что общественно-политические вопросы получили свое отражение не в открытой идейно-политической борьбе, а в абстрактно отвлеченной, зачастую искусственно усложненной форме философских систем и теорий.

       В целом, для немецкой классической философии общезначимыми являются просветительские ценности прогресса человеческого рода: разум и свобода. Особую значимость приобретает духовно-практическая активность человека. В качестве глубинной ценностной ориентации принимается протестантская установка на целенаправленное освоение действительности индивидом, исполняющим таким образом свое высшее жизненное предназначение.

       Главным открытием, послужившим источником развития этой философии, явился тезис, согласно которому субъект познания не просто пассивно воспринимает перцептивные импульсу познаваемых вещей, но активно участвует в познании, преобразовывая или даже порождая эти импульсы.

       В классической немецкой философии в рамках решения ее основной гносеологической проблемы представлены все ведущие направления философской мысли: субъективный идеализм (И. Кант, И. Фихте), объективный идеализм (Ф. Шеллинг, Г. Гегель), материализм (Л. Фейербах).

       Родоначальником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804).       Основные работы «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790).          

       Кант выступает с критикой теории познания Нового времени, в которой основой познания выступало бытие, а само познание трактовалось как слепок с бытия. Он считал, что для того, чтобы решить проблемы бытия, морали и религии, нужно знать возможности человеческого познания и установить его границы. Поэтому Кант переводит проблему в иную плоскость и фактически задает гносеологическое направление в философии, которое анализирует процесс познания как субъектно-объектное отношение. Он говорит о познающем субъекте как носителе знаний, который как бы упорядочивает окружающий его мир с помощью априорных форм чувственности и разума. Познание у него – это особого рода деятельность, в которой важнейшая роль принадлежит познающему субъекту. Причем субъект рассматривается не как индивидуальная личность, а как некое представление, выражающее познавательную способность вообще. Поэтому он выделяет в субъекте область социально-психологическую, связанную с особенностью человека как личности, и область надличностную (трансцендентную), которая и обеспечивает его функционирование как познающего субъекта, выходящего за рамки отдельной личности. Он считает, что для понимания того, что такое истина, истинное знание, необходимо различить субъективные и объективные аспекты процесса познания, а не противопоставлять их, как это было прежде, когда субъективное рассматривалось как нечто мешающее процессу познания, искажающее истину.

       Необходимые условия познания заложены в самом разуме и составляют основу знания. Они придают знанию характер необходимости и всеобщности.

       Фундаментальной для гносеологии Канта является идея о том, что всеобщее и необходимое знание не может вытекать из опыта, ведь опыт всегда не полон, не завершен. Напротив, оно должно быть доопытным, a priori (предшествующим опыту). Поэтому Кант называет свою философию трансцендентальной (от лат. transcendere – переступать, переходить), поскольку исследует переход данных опыта в образуемую нашим сознанием систему, в результате чего существует всеобщее и необходимое знание.

       Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей (феномены) и вещи как они существуют сами по себе (ноумены). Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей, составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия «вещей самих по себе» на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим мы этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. Миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей – «вещи в себе». Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, т.е. только умопостигаемая, но не данная в опыте сущность. Таким образом,        сознанию доступны только явления вещей (феномены), представленные в заданных субъектом всеобщих и необходимых формах.          

       Определяя место философии, Кант отмечает, что это особая наука, которая не может быть сведена только к чистому знанию. Философия должна исследовать фундаментальные цели человеческого разума, и в этом смысле она имеет абсолютную ценность. Вершиной философии у Канта выступает этика, базирующаяся на понимании человека как высшей ценности.

       В области моральной философии Кант формулирует знаменитый категорический императив: поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства. Кант дает и другую формулировку категорического императива, считая ее равноправной с первой: относись всегда к человеку как к цели, но никогда как к средству.

       В целом, оценивая философию И. Канта, можно утверждать, что он осуществил своего рода переворот в философии. Впервые не характер и структура познавательного объекта, а специфика познающего субъекта рассматривается как доминирующий фактор, определяющий процесс познания. Тем самым гносеология ставится на место онтологии, т.е. осуществляется переход от метафизики к теории субъекта.

Иоганн Фихте (1762-1814).Основные его работы: «Наукоучение» (1794-1812); «О назначении ученого» (1794); «Назначение человека» (1800).

       Его философская система строится на признании активной, практически деятельной сущности человека. Он считал, что наука как предельно строгая система должна исходить из единого самодостоверного основоположения. Таким основоположением может быть только собственно самосознание – «полагание Я». «Я» - исходное понятие системы Фихте. Оно в данном случае обозначает не психологическую целостность личности, а абстрактное духовное начало, дух как таковой. «Я» есть волевое, действующее существо. Это абсолютное «Я» присутствует в каждом эмпирическом индивидуальном «Я» как всеобщее трансцендентальное начало. В духе классического идеализма Фихте понимает любое познание не как пассивное восприятие импульсов внешнего мира, а как активную деятельность духа, которая даже не преобразовывает воздействие внешних причин, а само творит их из себя. Таким образом, Фихте устраняет необходимость существования кантовской «вещи в себе» и делает волю и активность «Я» главной созидающей и одновременно познающей силой.

       «Я» утверждает себя как таковое в акте самосознания. Познавая себя, «Я» в то же время развертывает свое собственное содержание и при этом создает объективную познавательную реальность. Поскольку вместе с полаганием «Я» предполагаются его границы, то соответственно и его противоположность – «не-Я».  

       Согласно Фихте, деятельный субъект «Я», преодолевая сопротивления природы, развертывает все свои определения, т.е. наделяет природу своими характеристиками. Тем самым предметная сфера человека оказывается продуктом его деятельности. В конечном счете «Я» осваивает «не-Я» и достигает тождества с самим собой. Однако такое тождество не может быть достигнуто на протяжении конечного времени. Оно является идеалом, к которому на протяжении всего исторического развития стремится человечество.  

       Взаимоотношения индивидуального «Я», т.е. конкретного индивида с присущими ему волей и мышлением и абсолютного «Я», т.е. человечества в целом, характеризует освоение человеком окружающей среды. Индивидуальное и абсолютное «Я» то совпадают и отождествляются, то распадаются и различаются. Эта пульсация расхождений-совпадений составляет ядро диалектики Фихте, движущий принцип его системы. Идеал всего движения и развития состоит в достижении совпадения индивидуального и абсолютного «Я». Однако достижение этого идеала привело бы к прекращению деятельности, которая по Фихте абсолютна. Поэтому вся человеческая история есть лишь приближение к идеалу.

       Важным условием саморазвития и самопознания «Я» является его абсолютная свобода (самопроизвольность духа). Фихте не признает никакого начала, которое могло бы предшествовать «Я» и определять его активность.

       Идеи Фихте развил дальше его младший современник Фридрих Шеллинг (1775-1854). Основные труды: «Система трансцендентального идеализма» (1800); Философские исследования о сущности человеческой свободы» (1800). Он попытался соединить идею абсолютной активности духа с идеей объективной реальности природы.

       В учении Шеллинга преодолевается противопоставление мира природы как мира явлений и мира свободы как субъективного деятельностного «Я» на основе учения об их тождестве, т.е. тождестве субъекта и объекта. Природа есть становление духа. Если в человеке духовное начало осознает себя, то в природе оно бессознательно. Вся природа, т.о. представляется одухотворенной, доказательством чего служат современные Шеллингу достижения естественных наук.       

       Изначальная целостность любого живого организма и природы в целом определяется мировой душой. Дух изначально выступает как бессознательный, творящий, но не мыслящий, - это есть природа как первая ступень развития духа. Следующая ступень - возникновение сознательного «Я», субъективный дух. Показывая саморазвитие «Я», Шеллинг во многом следует Фихте, за тем исключением, что субъективному духу уже предшествует тождественная духу природа.

       В связи с этим у Шеллинга возникают новые аспекты осмысления человеческой свободы, приводящие его к проблемам философской теологии. Он допускает, что всякое отдельное существование определяется не самим собой, а чем-то внешним. Таким первоначалом, которое определяет все и при этом само не определяется ничем, он признает Абсолют, Бога. Бог определяет любое бытие, но его бытие не определяется ничем извне. Бог будучи причиной всякого существование, сам существует беспричинно, безосновно.

       Таким образом, абсолютный субъект в системе Шеллинга превращается в божественное начало мира, абсолютное тождество субъекта и объекта, точку «безразличия» их обоих.

       Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) является своего рода итогом немецкого классического идеализма. В ней сделана попытка синтезировать все его достижения. Основные сочинения Гегеля: «Наука логики», «Феноменология духа».

       Исходным пунктом гегелевской концепции является критика кантовского тезиса «вещи в себе». Для Гегеля всякое познание возможно только потому, что разум и действительность тождественны («все действительное разумно, все разумное действительно»).

       В основе его системы также лежит учение о тождестве субъекта и объекта. Первым шагом на пути преодоления противоположности субъекта и объекта, по мнению Гегеля, является движение индивидуального сознания к отождествлению с абсолютным «Я», т.е. общечеловеческим сознанием, духовным миром всего человечества. Это возможно лишь путем поступательного развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит все те этапы, которые прошло человечество на протяжении всей своей истории.

       Движениесознания, по Гегелю, это восхождение от абстрактного к конкретному. Каждая последующая ступень заключает в себе все предыдущие, воспроизводя их на новом, более высоком уровне, в то же время последующие ступени предвосхищаются на более ранних этапах диалектического пути развития.

       Первая ступень – сознание. Здесь предмет противостоит человеческому «Я» как внешняя данность и определяет его, сознание оказывается теоретическим или созерцающим.

       Следующая ступень – самосознание, где предмет и сознание тождественны, сознание определяет свой предмет и выступает как практически действующее, желающее, стремящееся.

       Более высокая ступень – разум, когда самосознание постигает свою всеобщность и усматривает в себе высшую полноту реальности.

       Высшая ступень – дух, здесь сознание постигает духовную реальность мира и себя как выражение этой реальности.

       С каждой из этих ступеней развития индивидуального сознания соотносятся определенные ступени и формы развития человеческой культуры, духовной жизни: мораль, наука, право, религия и другие. Вершиной всего этого движения в историческом и индивидуальном плане является освоение языка философских понятий. Дойти до высшей точки развития, по Гегелю, это значит «дойти до понятия». Понятие есть абсолютное тождество субъекта и объекта.

       Гегель называл свою философскую систему абсолютным идеализмом. Он стремился охватить весь духовный и физический мир одним понятием. Таким исходным понятием гегелевской системы является «Абсолютная идея», под которой понимается разумное мышление как первоначало или субстанция всего существующего.

       Как видим, Гегель переходит с позиций трансцендентального идеализма, толкующего дух как преимущественно субъективную сущность, на позиции абсолютного идеализма, в котором дух понимается как всеобщее объективное начало. Вся мировая история, как естественная, так и человеческая, выступает у Гегеля как последовательность стадий саморазвертывания мирового духа, абсолютной идеи.

       Абсолютная идея существует вечно и содержит в скрытом «свернутом» виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений.

       В процессе саморазвития она проходит различные стадии в виде последовательного движения от абстрактного, т.е. общих определений, к определениям, обогащенным конкретным содержанием.

       Первым этапом самораскрытия «Абсолютной идеи» является логика. Логика, по Гегелю, это научно-теоретическое осознание «Абсолютной идеи». Через логику «Абсолютная идея» раскрывается в ее всеобщем содержании в виде системы категорий, начиная от самых общих и бедных определениями – бытия, небытия, наличного бытия, качества, количества, меры и т. д. – и кончая конкретными, т.е. многообразно определяемыми понятиями – химизма, биологизма, познания. Гегель характеризует категории как текущие, находящиеся в состоянии непрерывного самопроизвольного движения чистые мысли. Как по форме, так и по содержанию категории не нуждаются в чувственно-воспринимаемом материале. Как чистые мысли и ступени развития идей они сами по себе содержательны и поэтому составляют сущность вещей.

       Следующий этап саморазвития – природа. Это необходимое в процессе познания «Абсолютной идеи», но вспомогательное средство. Превращаясь в природу, «Абсолютная идея» опредмечивает себя и тем самым отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде конечных чувственных, телесных единичностей. По Гегелю, Бог создает природу с той целью, чтобы из природы возник человек и вместе с ним человеческий дух. Первой стадией развития человеческого духа является субъективный дух. Он рассматривается Гегелем на трех уровнях: антропологии, феноменологии и психологии. Антропология раскрывает душу как чувственную субстанцию; феноменология исследует превращение души в сознание по ступеням: сознание-самосознание-разум; психология показывает теоретические и практические способности духа.

       Второй стадией развития человеческого духа является объективный дух, который охватывает сферу социальной жизни и понимается как сверхиндивидуальная целостность, возвышающаяся над отдельными людьми и проявляющаяся через их различные связи и отношения. Объективный дух разворачивается в право, мораль, нравственность, государство, религию, искусство.

       Высшей формой развития «Абсолютной идеи», где она осознает себя и весь пройденный ею путь, является «Абсолютный Дух», под которым понимается совокупная духовная деятельность человечества на протяжении тысячелетий развития всемирной истории. Это та же «Абсолютная идея», скрыто работающая в человеческих целях и делах, в деятельности всех человеческих поколений, это их внутренняя идеальная сущность, скрытая причина всех деяний и познаний.

       Под «Абсолютным Духом» понимается также философская система самого Гегеля. С этого момента выходящее движение «Абсолютной идеи» прекращается и дальнейший процесс движения может быть мыслим как замкнутый круг, как простое повторение идей пройденного пути.

       Гегель строит свою систему объективного идеализма, в которой идеалистическая система и диалектический метод органично связаны, поскольку он понимает диалектику как способ существования и самопознания. Он исходит из идеи всеобщего развития, которое протекает согласно триадной схеме: тезис (полагание) – антитезис (отрицание) – синтез (снятие противоположностей в новом единстве), формулирует общие принципы диалектического подхода к исследованию любого феномена как развивающегося. Ему удалось сформулировать основные принципы и законы диалектики как учения о развитии. Это закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные, которые характеризуют процесс развития.

       Учение Гегеля оказало значительное влияние на последующее развитие философской мысли. Последователи Гегеля образовали целое философское течение – гегельянство, исходившее из учения Гегеля и развивавшее его учение.

       Антитезисом гегелевской философии, используя терминологию его диалектики, стала философия Людвига Фейербаха (1804-1872). Как самостоятельный философ Фейербах начинает с критики религии, в частности, христианства. Это стало главной темой его философствования. Позиция Фейербаха в том, что не Бог создал человека, а человек — бога. Источник религии нужно искать в природе человека, в глубинах человеческой психики. «Бог, — писал Фейербах, — есть стремление человека к счастью, нашедшее свое удовлетворение в фантазии». Общий вывод Фейербаха в том, что божественная сущность - это духовная сущность человека, но обособленная от человека и представленная в виде самостоятельного существа.

       Именно атеизм толкнул Фейербаха к материализму и разрыву с гегелевской философией. Материализм есть основание науки, ее мировоззренческая предпосылка.

       Отсюда берет начало ориентация Фейербаха на познавательной опыт науки. Философия истолковывается им как наука о человеке — антропология. Философию Л.Фейербаха коротко можно охарактеризовать как «антропологический материализм». Он считал, что из учения о конкретном человеке можно вывести все основные законы и категории философии, не прибегая к понятиям духа, субстанции, Бога и т.д. 

       Немецкая классическая философия внесла существенный вклад в постановку и разработку философских проблем. В рамках этого течения была переосмыслена и заново сформулирована проблема отношения субъекта и объекта, разработан диалектический метод познания и преобразования действительности.

 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!