Тема 6: Философия европейского Просвещения XVIII века



Общность различных типов Просвещения в истории человечества.

Шарль Луи Монтескье о генезисе и сущности общества на основе естественных факторов. Франсуа Вольтер: равенство есть равенство перед законом и правом. Теория общественного договора Жан Жак Руссо. Критика феодальных устоев в произведениях Дсни Дидро. Создание «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусства и ремесел». Материализм Клод Адриан Гельвеция. Жюльена Оффрэ Ламетри и Поль Анри Гольбаха. Просвещение как путь к социальному прогрессу.

 

Основная литература:

       Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М., 2003    

       Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 2004

       Философия/Под ред. Габитова Т.Х. Алматы, 2005

Дополнительная литература:

       Губин В.Д. Философия: Учебное пособие. М., 2006

       Курс лекций по философии. Петропавловск: СКГУ, 2008

       Философия: Учебник/Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.И. М., 2002

       Во второй четверти XVIII века во Франции формируется культурно-идеологическое движение, получившее название «Просвещение». Его возникновение явилось реакцией на обострение отношений внутри французского общества между «привилегированными сословиями» и «третьим сословием» - нарождающейся буржуазией.

Возникнув во Франции, Просвещение охватило различные страны: Англию, Францию, Германию, Италию, Голландию, Россию и другие. Оно было связано с усиливающимся ростом буржуазных отношений в них. В каждой стране Просвещение, будучи по преимуществу течением идеологическим, носило специфический характер, поскольку формировалось на почве различных традиций. Однако общей его основой была вера в человеческий разум.

       Культ Разума подразумевал борьбу против сословных привилегий и тирании, защиту естественных прав человека и гражданина, отказ от догматических систем и суеверий, защиту научного познания как орудия преобразования мира и т.д.

       Все это целиком сказалось на содержании философских идей эпохи. Одной из важнейших характеристик этого периода является рационализм. Он понимается как гносеологическое учение, утверждающее, что инструментом познания является разум, а ощущения и опыт имеют второстепенное значение. В центре всех философских школ и систем находится, как правило, активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир в соответствии со своими разумами. Человек как разумное существо, с точки зрения рационализма, призван стать властелином мира, перестроить общественные отношения на разумных началах.

       Философское мировоззрение эпохи было натуралистическим. Согласно ему, существует естественный порядок вещей, который не может быть нарушен никаким вмешательством свыше. Все изменения происходят естественным образом, т.е. проистекают из внешней природы или природы самого человека. Социальное сводится к природному, которое понимается как нечто изначальное, находящееся вне власти человека, неизменное.

       Философское мышление механистично. Механицизм означает абсолютизацию законов механики, попытку объяснить принципами механики все явления.

       Виднейший представитель французского Просвещения Франсуа Вольтер(1694-1778) - философ-просветитель, писатель-сатирик. Он познакомил Францию и всю континентальную Европу с учениями Локка и Ньютона. Творчески восприняв эти учения, он приходит к пониманию философии, как великого орудия разума в борьбе против неразумного, отживающего в устройстве общества. Вольтер боролся против абсолютной монархии, проповедовал вольнодумство и свободомыслие.

       Он был одним из самых ярых критиков религии и церкви. Но его критика была непоследовательной. Так, он утверждал, что если бы Бога не было, то его следовало бы выдумать. Он полагал, что если бы люди перестали верить в Бога, то они передрались бы и поубивали друг друга, нарушили бы все правила жизни и не смогли вместе жить.

       Считая, что в основе всех видов познания лежит опыт, он полагает, что последний однозначно свидетельствует об общественной природе человека. Общественное устройство должно обеспечивать политическое и юридическое равенство людей. Социальное и имущественное неравенство Вольтер рассматривал в качестве предпосылки общественного равновесия и нормального развития общества.

Жан Жак Руссо (1712 – 1778) – французский философ-просветитель, оказавший значительное влияние на последующих философов и писателей. Его основные труды – «О причинах неравенства людей», «Об общественном договоре, или Принципы политического права». Главной идеей его учения была проблема социального неравенства и его преодоления. Уже в своем первом социально-философском сочинении он выступил против современной цивилизации как цивилизации неравенства, осуждая социальную культуру, оторванную от народа и освящавшую неравенство. Этой цивилизации он противопоставил простоту и невинность первобытных людей, живущих в согласии с природой и ведущих нравственный образ жизни.

Возникновение неравенства было одновременно и прогрессом и регрессом в жизни общества. Первой ступенью неравенства было появление прав собственности и деление общества на богатых и бедных. Второй ступенью было возникновение государства на основе общественного договора между богатыми и бедными, в результате чего возникла новая противоположность – между сильными и слабыми, между господствующими и подвластными.

Третьей высшей ступенью неравенства стал переход от правомерной власти к власти деспотической, основанной на произволе, когда изначально выборные магистраты превратились в наследственные. На этой ступени все люди становились равными в том смысле, что перед деспотом каждый из них был никем. Исходя из этого, Руссо утверждал необходимость замены состояния общественного неравенства новым состоянием – общественного равенства. Политическимидеалом Руссо была прямая демократия, осуществляемая на основе общественного договора. Верховная власть должна принадлежать народу. Опору общественного порядка он видел в частной собственности, основанной на личном труде. С ней он связывал возможность устранения деления общества на богатых и бедных.

Другой просветитель Шарль Монтескье (1689-1755) в своем многотомном труде «О духе законов» в качестве элементов, формирующих историю, рассматривал влияние климата, значение пространства, почвы, культуры и экономики. При этом он не ограничивался суждением лишь о значимости условий физической среды, но и прямо указывал на то, чтобы законы страны соответствовали этим условиям. Это была первая попытка с помощью географического детерминизма объяснить различие форм государственного правления.

В XVIII веке в философии расцвел механистический материализм. В это время механика была на подъеме (Ньютон незадолго до этого открыл основные законы механики) и философы стали очень многое уподоблять механическим процессам. В частности, они пытались механическим образом представить человека и общество.

       Большую роль в распространении воззрений Локка во Франции сыграли работы Этьена Бонно де Кондильяка (1715-1780). В своих основных трудах «Опыт исследования происхождения человеческих знаний», «Трактат о системах», «Рассуждение об ощущениях» он принимает не только сенсуализм Локка, но и локковское отношение к опыту в формировании человеческого сознания. Он однозначно отвергает картезианскую теорию врожденных идей, а сенсуалистский подход распространяет и на плоскость мышления. Память, мышление и суждение он рассматривает лишь как варианты ощущений. Однако Кондильяк принципиально отвергает познаваемость материи и ее основных атрибутов. Он признает существование нематериальной души и с этих позиций критикует учение Спинозы о единой субстанции.

       Кондильяк представляет собой соединяющий «мост» между английским сенсуализмом и французским материализмом XVIII в. Его историческая заслуга состоит в том, что он подчеркивал плодотворность сенсуалистской теории познания.

       С Кондильяком непосредственно связано и главное течение французского материализма. К нему принадлежат Ламетри, Дидро, Гольбах и Гельвеций.

Наиболее известная работа Жюльена Офре де Ламетри (1709-1751) «Человек-машина», которую он издал в 1747 г. В работе изложены почти все основные принципы, которые впоследствии были развиты французскими материалистами. Ламетри исходит из сенсуализма Локка и однозначно признает объективную основу наших ощущений – внешний мир. Одновременно он подчеркивает, что материя находится в постоянном движении, движение от нее неотделимо. Источник движения находится в самой материи. На его воззрения повлияло не только картезианское понимание распространенности, но и философская рефлексия ньютоновской физики, в частности понятие силы у Ньютона. Несмотря на последовательно материалистический подход, Ламетри высказывает идеи о невозможности познания сущности движения и материи. «Сущность движения нам неизвестна, так же как и сущность материи. Нельзя обнаружить, как движение возникает в материи».

       Основной проблемой философии Ламетри было выявление взаимосвязи материи и сознания. Решает он ее материалистически, в соответствии с механистической концепцией, преобладавшей в тогдашнем естествознании. Мышление является способностью определенного вида материи. Его основания покоятся на ощущениях. О механистическом подходе к пониманию человека свидетельствует уже само название работы Ламетри – «Человек-машина».

     Дени Дидро (1713-1784) - последовательный материалист, давший образцы диалектического мышления. С его точки зрения мир - движущаяся материя; источник движения находится внутри материи (любое тело состоит из атомов, которые движутся).

Дидро был сенсуалистом, признававшим в то же время значение разума, мышления для познания. Он более или менее сбалансированно представлял процесс познания.

Дидро возглавил создание первой в истории человечества Энциклопедии. В значительной степени благодаря факту создания Энциклопедии XVIII век называют веком Просвещения.

Эти идеи во многом продолжает следующий представитель французского материализма Поль Гольбах (1723-1789). Его «Система природы», изданная в 1770 г., - наиболее систематическое изложение принципов материализма этого периода. Главной идеей этого произведения Гольбаха является принцип редуцируемости – сводимости всех явлений природы и всех природных сил к различным формам движения материальных частиц. В этом проявилось влияние механистического естествознания. Природа, по Гольбаху, не что иное, как совокупность различных движущих сил материи. Против картезианской концепции, заключающейся в том, что движение введено в материю Богом, Гольбах выдвигает идею о том, что движение присуще материи, ибо, кроме движущейся материи ничто не существует.

       Другой французский материалист Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) – изложил свои воззрения в двух работах: «О духе» («Об уме») и «О человеке».

       Основные философские взгляды Гельвеция согласны взглядам других французских материалистов. Он признает объективное существование внешнего мира и подчеркивает его материальный характер. Мир, по Гельвецию, - это не что иное, как движущаяся материя. Пространство и время он также понимает как формы существования материи.

       Так же как Ламетри и Гольбах, Гельвеций относит человека к общей системе природы. Человек неотделим от природы и подчинен тем же закономерностям, что и остальная природа.

       В области теории познания он, по сути, принимает принципы сенсуализма Локка. Всеми своими знаниями и умениями человек обязан лишь опыту, который он обретает при помощи чувственного познания и хранит посредством памяти. Он отвергает бессмертие души. Душу он отождествляет со способностью ощущать: «Ни идея, ни разум не являются необходимыми для ее существования. Пока человек чувствует, он имеет душу. Способность чувствовать образует ее сущность».       

 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1058; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!