Тема 4: Философия эпохи Возрождения
Социально-экономические предпосылки формирования философии Возрождения. Переход от теоцентризма к антропоцентризму. Гуманизм как отличительная черта эпохи Возрождения. Социально-политические концепции Ренессанса. Реформация как протест против ренессансного возвеличивания человека. Концепции платонизма, неоплатонизма и аристотелизма в науке и искусстве.
Расцвет искусства и естественных наук и его влияние на философскую мысль. Гуманизм как отличительная черта эпохи Возрождения. Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Колюччо Солютати: возвышение человеческого начала. Антропоцентризм Лоренцо Валла, Марсилио Фичино, Леонардо да Винчи. Пико делла Мирандоло: человек центр мироздания и творец своего счастья. Мишель Монтень: отстаивание независимости и самостоятельности человеческой личности.
Социально-политические концепции эпохи Ренессанса. Никколо Макиавелли: «цель оправдывает средства». Гуманистический принцип свободы воли Томаса Мора. Теократическое государственное устройство Томмазо Кампанеллы.
Реформация как протест против ренессансного возвеличивания человека. Выступление Мартина Лютера против монополии церкви. Высмеивание духовенства Эразмом Роттердамским. Жан Кальвин: спасение через Слово Божье.
Концепции платонизма, неоплатонизма и аристотелизма в науке и искусстве. Роль учений Николоса Кузанского, Николая Коперника. Джордано Бруно. Галилео Галилея и Иоганна Кеплера в преодолении средневековой схоластики. Формирование гелиоцентрической картины мира.
|
|
Основная литература:
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М., 2003
Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 2004
Философия/Под ред. Габитова Т.Х. Алматы, 2005
Дополнительная литература:
Канке В.А. Философия. М., 2000
Рассел Б. История западной философии. Т.1-2. М.,1993
Соколов В.В. Средневековая философия. М., 2001
Спиркин А.Г. Основы философии. М., 2003
В эпоху Возрождения религиозное отношение к природе и человеку начинает заменяться математически-механическим. Это было время так называемого "первоначального накопления" капитала, когда стали возникать первые зачатки капиталистического производства (в отдельных городах-портах Средиземноморья в XIV-XV вв.). Феодализм постепенно стал уступать место буржуазным отношениям. В это время в Европе создаются крупные монархии, складываются национальные государства и подрывается духовная диктатура папства, происходит воскрешение греческой древности и невиданный расцвет искусств. Все это происходит одновременно с великими географическими открытиями и успехами в области естественных наук. Однако Ренессанс не возникает одновременно в разных странах, в силу их различного развития. Его колыбелью является Италия, и лишь позднее он приобретает характер европейского масштаба.
|
|
Ренессансная философия противостоит всей системе схоластического знания, она строится в основном на ином понимании средневековых принципов и развивается независимо от схоластической традиции. Основной проблемой в области метафизики в это время становится вопрос о соотношении Бога и мира: создан ли мир Богом, или он существует от века? И если в средневековье Бог и природа, материя и форма резко противопоставляются, то в возрожденческой философии наблюдается их сближение, а в некоторых концепциях начинает преобладать пантеизм, где Бог лишается свободы, не творит мир из ничего, но является совечным миру и сливается с законом естественной необходимости. В результате этих процессов в философии Возрождения вырабатывается новая, пантеистическая в своей основе картина мира, приводящая как к отождествлению Бога и природы, так и к обожествлению самого человека.
Философию Возрождения отличает ее ярко выраженный антропоцентризм. Человек оказывается как объектом непосредственного философского внимания, так и центральным звеном всего космического бытия. Таким образом, он начинает мыслиться не как божественное, но космологическое существо. Средневековый антропоцентризм в рамках теоцентризма заменяется антропоцентризмом в границах космоса. Возрождение рассматривает человека не исходя из его отношений с Богом, а с точки зрения его земного предназначения. Признается бесконечность Вселенной, природа и человек понимаются как активные сущности.
|
|
В философии эпохи Возрождения можно выделить три основных течениямысли, весьма условно дав им преимущественные временные координаты:
(антропоцентрическое, с середины XIV до сер. XV в.),
(онтологическое, с сер. XV до первой трети XVI в.),
(механистическое, втор. пол XVI нач. XVII в.) Натурфилософия, затем, уступает место философии Нового Времени.
Возрожденческая культура возникает вне традиционных культурных центров средневековья. Новая философия приобретает и новую литературную форму. Если схоластический текст был догматичен и излагался в комментаторской манере, то гуманистический в литературно-риторическом, где излюбленным жанром является диалог, где представлены различные точки зрения и истина рождается в самой диалектике спора.
|
|
Родоначальником культуры Возрождения признается Данте Алигьери(1265-1321), его называют еще «последним поэтом средневековья и первым поэтом нового времени». В своих литературных и поэтических произведениях он заложил основы нового гуманистического учения о человеке. Он выступал против феодальных привилегий и светской власти церкви. Следует отметить тот факт, что толчком к созданию нового мировоззрения послужили не умудренные рассуждения философа-профессионала или теолога, вышедшего из средневекового монастыря или университета, где давали схоластическое образование, но творчество свободного поэта. Данте был всесторонне развитым человеком, знакомым не только с теологией католицизма, но и с наследием античности и арабской мысли.
В человеке, как и в мире, соединяется природное и божественное начало, а поэтому Данте воспевает как божественный мир, так и творение Бога человека, делая, однако, акцент уже не на Боге, но на его творении. Человек для него есть среднее звено между тленным и нетленным, он причастен «обеим природам», а не только одной, божественной. Отсюда и двоякое предназначение человека (что неприемлемо для средневековья). Высшее блаженство, являющееся целью человеческого существования, не требует отказа от земных ценностей и интересов.
Начало гуманизма связано также с деятельностью другого величайшего поэта рассматриваемой эпохи Франческо Петрарки (1304-1374), которого называют «первым гуманистом» или «отцом гуманизма». Петрарка осуществил поворот к проблемам земного человеческого бытия («небожители должны обсуждать небесное, мы же человеческое»), однако ценой отказа от универсальных метафизических проблем. Его гуманизм развивался в русле обмирщенной антропологии. Петрарка признает необходимость стремления к земной славе, будучи не в состоянии отказаться от этой страсти. Петрарка явился создателем новой европейской лирики - любовные сонеты.
Друг Петрарки, Джованни Бокаччо(1313-1375), продолжил гуманистическую линию, доведя ее в «Декамероне» до телесной чувственности и практического утилитаризма. Все духовенство он представлял глупым и лживым, восхвалял рассудок и плотские желания человека.
У Лоренцо Валлы(1407-1457) в работе «О наслаждении» или «Об истинном и ложном благе» идеалом провозглашается извращенный эпикуреизм, в котором на первый план выдвигается чувственное наслаждение и личная польза, земное наслаждение оказывается у него предварительной ступенью к небесному блаженству. Добродетелью является все, что относится к инстинкту самосохранения, поэтому, считал он, никакое наслаждение не является безнравственным.
Несмотря на переоценку взаимоотношений Бога, человека и мира, гуманисты не смогли трансформировать онтологию (метафизику), так как были больше литераторами и поэтами, чем философами. Их свободомыслие не идет далее антицерковной полемики, возвеличивания человека в его земном и космическом образе, что, зачастую, освобождало его от формализованной теологии, но низвергало в собственные страсти и моральное растление.
Натурфилософия эпохи Возрождения представлена творчеством крупнейшего оригинального мыслителя Николая Кузанского(1401-1464). Его философствование тесно связано с традицией средневекового неоплатонизма. Центральной темой его философии является проблема соотношения Бога и мира. Однако его теоцентризм находится вне схоластической традиции. Схоластическому «знанию» о Боге он противопоставил концепцию «ученого незнания». Николай Кузанский отказывается здесь от положительной, позитивной теологии, и разрабатывает апофатическое, или отрицательное богословие. Понятие Бога в его творчестве теряет религиозность, личные качества и приобретает пантеистические черты. Бог трактуется им как бесконечное единое начало и, вместе с тем, как скрытая сущность всего.
Продолжил пантеистические идеи Джованни Пико делла Мирандола(1463-1494). Мироздание он представлял в виде иерархии «трех миров»: ангельского, небесного и элементарного. Мир вещей возник из хаоса (материи, исполненной форм). Интересны его мысли о красоте. Он считал, что в Боге нет красоты, ибо она включает в себя некое несовершенство, так как гармонию и красоту порождает соединение противоречивых и различных частей. Бог для него есть все, но наилучшим и совершеннейшим образом, он есть единство во множественности, он вне иерархии, но вместе с тем постоянно присутствует в мире.
Изучение природных закономерностей он считал важнейшей задачей познания: выдвинул мысль о математической структуре природы, разработал понятие «натуральной магии», которой противопоставлял магию религиозную и суеверную.
Человека он выносит за пределы космической иерархии и противопоставляет ей. Человек есть особый, «четвертый» мир, он вертикален по отношению к ним и пронизывает их всех. Он не занимает срединное место среди ступеней иерархии, и одновременно он вне всех ступеней. Человек поставлен в центр мира и он не обладает собственной особой природой (земной или ангельской), он должен сформировать себя сам, как «свободный и славный мастер». Человеку дано право, а значит, и ответственность «владеть тем, чем пожелает, и быть тем, кем хочет». Природа человека, таким образом, является «самостановящейся», а не раз и навсегда данной. Божественность человека не дана, а достижима, и здесь главная роль принадлежит свободе выбора и его моральной оценке.
Натуралистический пантеизм Джордано Бруно(1548-1600). Единое у Бруно совпадает с материальной Вселенной. Оно есть одновременно и причина бытия, и само бытие вещей, в нем отождествляются и сущность и существование. В трактовке материи он выступил как против Платона, так против Аристотеля и неоплатоников. Материя, считал он, сама в себе содержит все формы, «производит формы из своего лона». Бруно договаривается до того, что обожествляет саму материю: она «свидетельствует о себе, что она есть богиня (а именно обладает подобием с богом), так как она есть беспричинная причина». Внутреннюю способность материи к образованию форм Бруно называет Душой мира, поэтому весь мир у него одушевлен. Пространство и время неотделимы от вещей и существуют объективно.
Джордано считал, что миров множество, и все они движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа. Во вселенной все подвержено изменению и гибели, вечна только сама вселенная, но не составляющие ее миры. Жизнь же есть вечное свойство материи, не зависящее от Бога-творца. Вне Вселенной нет ничего, ибо она представляет собой все сущее. Бог у него полностью совпадает и отождествляется с миром («природа есть Бог в вещах»). Природа сама есть «внутренний мастер, живое искусство... она есть двигатель, действующий изнутри». Сущность от бытия по Бруно отличается лишь логически.
Бруно употребляет понятие «духовная субстанция», однако оно есть нечто, действующее изнутри вещей, оно не может существовать без тела, а с его смертью исчезает и само. Душу человека он отличал от души животного лишь «фигурацией». Человеческий разум выводится из природы, а значит, и способен ее познать; логическое есть отражение физического. Джордано Бруно довел до логического конца пантеистические тенденции ренессансной мысли, и тем самым исчерпал ее.
К концу XV и началу XVI в. гуманизм оказывается в глубочайшем кризисе, от которого он так и не оправится. Трагическая реальность разбила все мечты о благом государственном устройстве и о человеке как богоподобном существе. Ответом на эти условия явилось учение Никколо Макиавелли (1469-1527). Макиавелли отдает предпочтение действительным истинам общественной практики перед истинами, диктуемыми моралью. Его интересует не то, как люди должны были бы поступать, а как они поступают. Специфика моральных воззрений состоит в том, что они претендуют на безусловную, абсолютную ценность, поскольку отражают общий нравственный опыт людей, общий интерес в отношениях между индивидом и обществом. В этом же заключается их внутреннее противоречие: моральные нормы не обладают силой естественного закона, и у людей есть не одни только общие интересы, поэтому, в действительности, где ценности конкурируют между собой, отвлеченные моральные истины не только начинают противоречить друг другу, но и превращаться в собственную противоположность.
Из собственно человеческих мотивов поведения на первом месте у Макиавелли становятся страсть к приобретению, собственничество и честолюбие, или более пассивное его выражение чувство собственного достоинства. Общество является, по Макиавелли, ареной борьбы страстей, в которой неблагоприятные для общественной жизни, т.е. с точки зрения морали, страсти преобладают так, как хаос преобладает над гармонией, если на ее поддержание не затрачивается энергия, если вредным страстям не противостоят усилия самих людей, направленные на укрепление общественной нравственности.
Макиавелли не только приемлет насилие, но в некотором смысле выводит из него все общественное благоденствие. В государственной жизни критерий правомерности насилия - общественный интерес. Если устроитель государства действует для общего блага, он может прибегать к чрезвычайным мерам, ибо «только те насилия заслуживают порицания, цель которых не исправлять, а портить».
В сущности, Макиавелли провозглашает в качестве закона политической морали правило – «цель оправдывает средства».
Спасение отечества он видел только в сильной центральной власти. Государь, о котором идет речь в его знаменитой книге, не наследственный монарх-деспот, а человек, создающий новое государство, которое затем сможет перейти к республиканской форме правления. Государь-законодатель выступает у него как выразитель общенациональных интересов, противостоящих феодальной раздробленности.
В эпоху Возрождения получил развитие социальный утопизм.Основы его заложены Томасом Мором(1478-1535). Попыткой ответа гуманистической философской мысли на трагические противоречия эпохи явился идеал бесклассового общественного устройства, развиваемый в знаменитой книге Томаса Мора «Утопия» (место, которого нет) - памятнике утопического коммунизма. Причину всех народных бедствий автор видел в существовании частной собственности. Его идеал общества был основан на общественной собственности. Утопийцы работают 6 часов в день, а цель жизни полагают в удовольствии; религию они выбирают по своему усмотрению. Мор возлагал надежды на «просвещенного государя», направляемого разумными советниками.
Разработанный Томаззо Кампанеллой (1568-1639) в «Городе Солнца» коммунистический идеал, основан на общей собственности, упразднении моногамной семьи, общности жен и общем труде. Он, безусловно, верил в возможность реального установления справедливого общества. Вера же в могущество науки приводила Кампанеллу к выводу, что путем строгой регламентации жизни и быта граждан можно решить все сложные проблемы человеческого существования и социальной справедливости (казарменно-монастырский коммунизм). Отвергая брак, он забывал об индивидуальной любви. Во главе общины у него стоит верховный правитель-первосвященник (Метафизик, объединяющий магию, астрологию и науку), при нем три соправителя (Мощь, Мудрость и Любовь), которые назначают всех остальных должностных лиц. Он стремился к созданию всемирной монархии - союза государств и народов во главе с римским первосвященником, чтобы прекратить войны и голод.
В утопии Кампанеллы сочетаются надежда на мудрое правление сверху с протестом угнетаемых, общность имущества с теократией, стремление организовать общество на научных рациональных основаниях с магическими и астрологическими фантазиями. Утопия Кампанеллы явилась выражением плебейской оппозиции бесчеловечным формам классового гнета.
Ренессансная философия противостояла схоластическому знанию, но не в смысле того, что она выработала иные онтологические основания для этого, она лишь дала иную интерпретацию старым ценностям, которая, в конечном итоге, повлекла за собой и подмену самих метафизических оснований, но уже в рамках новоевропейской философии. Поэтому философия возрождения способствовала переходу европейской философии от средневековья к Новому времени.
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1352; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!