Тема 5: Философия Нового времени



                                                                                                                        

Становление капиталистического способа производства, падение авторитета церкви и бурный рост науки. Появление прогрессивно настроенного класса буржуазии, заинтересованного в развитии естественнонаучных исследований. Поиск методов познания: эмпиризм и рационализм, материализм и идеализм. Новая, механистическая картина мира. Господство в философии принципа «субьектно-объектных отношений».

Фрэнсис Бэкон как основатель эмпирического опыта познания. «Знание сила». Учение об идолах. Индуктивный метод познания.

Рационализм Рейс Декарта. Правила мышления в получении достоверного знания. Проблема субстанции. Рациональная дедукция и дуализм Декарта.

Социально-политические взгляды Томаса Гоббса. Теория общественного договора.

Джон Локк: естественное состояние общество как состояние свободы и равенства. Учение Локка о разделении трех ветвей власти - фундамент будущего демократического государства.

Пантеизм Бенедикта Спинозы в решении проблемы субстанции. Этика Спинозы: свобода есть познанная необходимость.

Монадология Готфрида Лейбница.

  Субъективный идеализм Джорджа Беркли. Солипсизм Давида Юма. Кризис английского эмпиризма.

Основная литература:

       Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М., 2003    

       Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 2004

       Философия/Под ред. Габитова Т.Х. Алматы, 2005

Дополнительная литература:

       Губин В.Д. Философия: Учебное пособие. М., 2006

       Курс лекций по философии. Петропавловск: СКГУ, 2008

       Философия: Учебник/Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.И. М., 2002

 

 

       Развитие науки Нового времени, а также социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков, ослаблением влияния церкви, вызвали к жизни новую ориентацию философии. Наука, занимавшая низшее место в иерархии академического знания, вершиной которого считалась теология, начинает выдвигаться на первый план. Если в средние века философия развивалась в союзе с богословием, в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарным знанием, то в XVII веке философия выбрала себе в качестве союзника науку.

       Из всех наук наиболее преуспевали те, которые были связаны с решением практических задач: механика, астрономия и математика. Они, по сути, определили направленность развития всех других отраслей знания. Поскольку механика считалась универсальной наукой, а все остальные ее продолжением, то и философия воспринималась как ее дополнение. Понятным и постижимым считалось то, что удавалось перевести в механистические представления, а на их основе – в более абстрактные, математические. Так механические представления были перенесены из естествознания в философию. Все природные и общественные процессы сводились к механическим формам движения. Механицизм стал утверждаться в философии в качестве методологического подхода.

       Таким образом, специфика нового типа науки – экспериментально-математического естествознания, основы которого закладывались в тот период, приводят к тому, что в философии на первый план выходят проблемы теории познания – гносеологии.

       Главные сочинения Ф.Бэкона (1558-1626) «Новый Органон», «О прогрессе наук божественных и человеческих», «О принципах и началах», «Новая Атлантида».

       Основной пафос философствования Ф. Бэкона состоит в подчеркивании безграничной практической пользы, которую принесут людям наука и техника. Его тезис: «Знание – сила, и тот, кто овладеет знаниями, будет могущественным».

       Бэкон разделяет виды знания. Наиболее полезными он считает род «светоносных опытов» (знаний), которые есть не что иное, как глубокие, фундаментальные знания о природе. Знания же, которые обещают принести быструю, но краткосрочную выгоду, Бэкон относит к разряду «плодоносных опытов». Они не открывают широких горизонтов знания. Погоня лишь за скорой выгодой в знаниях означает, по его мнению, не только ошибочную позицию, но и нежелание считаться с подлинными законами природы. Попытки погони за поверхностным знанием, приводящим к быстрой эксплуатации природы и получению выгоды, заканчиваются заблуждениями. Для нашей же пользы следует познавать мир «таким, каков он оказывается, а не таким, как подскажет каждому его мышление». Бэкон приходит к выводу, что философия должна быть теоретическим обоснованием практики светоносных опытов и сама слагаться под воздействием последних.

       Однако строительство новой научной философии возможно лишь после устранения ряда заблуждений, возникающих на пути познания. Освобождение сознания от заблуждений и есть, по сути, знаменитый бэконовский метод познания.

       Учение о методах познания начинается с критической его части. Сомнение есть отправной пункт познания. Бэкон раскрывает слабые стороны человеческих познавательных способностей. Эти слабости ведут ни к каким-то случайным просчетам и ложным шагам, а к неизбежно возникающим заблуждениям («призракам»), преодолеть которые можно только тогда, когда мы хорошо разберемся в механике самой человеческой природы. Источники «призраков» кроются как в разуме, так и в чувствах человека.

       «Призраки разума» появляются в ходе ложных теоретических выводов, веры в догматы и авторитеты. «Призраки чувств» имеют в своей основе ложное общественное мнение и пристрастия людей друг к другу.

       Бэкон выявляет четыре вида призраков. Первые два из них коренятся непосредственно в человеческой природе: «призраки рода» и «призраки пещеры». Оба они возникают либо непосредственно от природы, либо «от воспитания и бесед с другими». Два других вида заблуждений – это «призраки рынка» и «призраки театра». «Призраки рынка» состоят в подверженности общераспространенным взглядам, предрассудкам и умственным заблуждениям, которые появляются в результате воздействия словесно путаницы. «Призраки театра» производны от «призраков рынка» и состоят в искажающем воздействии ложных теорий и философских учений. Они мешают открытию истины. Поэтому всякие теории необходимо подвергать аргументированной критике и сомнению.

       Выявление заблуждений есть первый шаг на пути познания. Второй шаг – выбор правильного метода познания. Ведь познавать, предупреждает Бэкон, можно только определенным методом. Возможные методы познания он аллегорически определяет как пути паука, пчелы и муравья. «Путь паука» - это попытка выведения истин из «чистого» сознания. Иногда Бэкон характеризует этот путь как поспешное воспарение от фактов к «наиболее общим аксиомам», а затем выведения из таковых знания, которое носит уже менее общий характер, чем аксиомы. Ошибка тех, кто следует только по этому пути, состоит в пренебрежении к фактам. «Путь муравья» - это узкий эмпиризм, который в своей односторонности не менее ошибочен, чем столь же односторонний рационализм. Эмпирики настойчиво, как труженики-муравьи, собирают разрозненные факты, но не умеют их обобщить. «Путь пчелы» является единственно истинным. Он соединяет в себе достоинства первых двух «путей», но свободен от недостатков каждого из них. Подъем от ощущений к наиболее общим аксиомам, от эмпирии к теории совершается на этом пути непрерывно и постепенно. Сначала необходимо «рассечь» вещи и сложные явления природы на элементарные явления «природы», а затем обнаружить «формы» этих природ. Познавательное соединение и разъединение приобретает в теории познания Бэкона вид индукции, а метод, построенный таким образом, получил название эмпирико-индуктивного метода познания.

      Крупнейшим представителем рационализма XVII века был Рене Декарт (1596-1650). Его основные работы – «Рассуждения о методе», «Начала философии».

       Всю философию Декарта пронизывает убеждение в беспредельности человеческого разума и в то же время доверие к чувствам. Поэтому свой метод научного познания он строит на двух основаниях. Прежде всего, он воспринимает как само собой разумеющееся бэконовский принцип сомнения в старых авторитетах в науке. Такими авторитетами в средние века были схоласты. Декарт критикует схоластические силлогизмы за их неспособность привести к качественно новому знанию. Он предлагает заменить эти силлогизмы точными математическими методами движения от простого к сложному. Систему сформулированного им математического метода Декарт излагает в «Рассуждениях о методе».

       Первое правило метода гласит, что истинным является все то, что воспринимается в ясном и отчетливом виде и не дает повода к сомнению, т.е. самоочевидно. Критерием самоочевидности является разумная интуиция как исходный элемент познания. Она безошибочна и на нуждается в каком-либо особом напряжении духа. То, что интуитивно, несомненно, а то, что не попадает под интуицию, подлежит сомнению и не может считаться истинным. Возникает вопрос: что такое интуиция? Декарт поясняет: интуиция есть осознание «всплывших» в разуме первичных истин и их соотношений и высший вид интеллектуальной деятельности. Первичные истины присутствуют в сознании как врожденные. Они не могут быть чувственными истинами, поскольку свободны от созерцания и субъективизма. Интуиция разума признает существование объективных истин (бог, математическая точка, время, движение и др.) в самом предмете.

       Второе правило метода предлагает делить каждую сложную вещь (ради успеха ее изучения) на более простые составляющие. Чтобы затем устремить внимание на эти простые, т.е. не поддающиеся дальнейшему делению умом части. В ходе деления желательно дойти до самых простых, ясных и самоочевидных вещей, до тех, что познаются уже интуицией. Иначе говоря, «анализ» имеет целью открыть исходные элементы знания. Сюда входят как элементы самой действительности, так и элементы мышления о ней. В свое время и Ф.Бэкон пытался найти «простые элементы мира». Но он искал эти элементы в природе, а Декарт в мышлении.

       Третье правило метода утверждает: в познании мыслью следует идти от простейших, т.е. элементарных и наиболее доступных для нас вещей, к вещам более сложным и, соответственно, трудным для понимания. Это выведение есть формально-логическая рационалистическая дедукция. «Для человека нет иных путей к достоверному познанию истины, кроме отчетливой интуиции и необходимой дедукции». Отправными пунктами рационалистической дедукции являются результаты рациональной интуиции. От них начинается движение к сложному.

       Четвертое правило декартовского метода ориентирует на достижение полноты знания. Это означает, что все предыдущие правила должны действовать вместе и порознь с полной интенсивностью, в строгом порядке и последовательности.

       По замыслу Декарта, его метод был дедуктивным, и этой его направленности были подчинены как общее содержание метода, так и его отдельные правила.  

      

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!