Тема 4. Концепции информационного общества: современное видение проблемы



Так повелось в нашей жизни: появится новая идея или про­блема и, глядишь, она завладела умами множества самых разных людей — от ученых до школьников и домохозяек, охватила целые страны, континенты. Такими волнующими ныне стали, например, идеи ((информационного общества», «интеллектуального про­изводства», «эпохи ноосферы» и т. д. Анализируются конкретные достижения в информатизации общества, моделируются будущие параметры человеческой цивилизации и т. п. «Картины» здесь, прямо скажем, впечатляют: неизмеримо возросли объемы переда­ваемой информации и скорость ее обработки (скорость вычислений современными ЭВМ приближается к предельному значению, ог­раниченному скоростью света (в оптических ВМ) и равному мил­лиардам операций в секунду); растут объемы добываемой новой информации за счет невиданного расширения фронта исследо­ваний; бурно растет техническая оснащенность управленческого труда; фантастически быстро растет производство универсальных устройств отображения информации — дисплеев (мониторов), тер­миналов и т. п. Показательны достижения в этих областях США, Японии. Компьютерное производство вот уже несколько десятиле­тий не знает кризиса.

«Компьютеры, устанавливаемые в домах и на рабочих местах миллионов людей во всем мире, — пишет Р. Ф. Абдеев, — создают не только новые условия труда, но и новую среду обитания с вы­ходом на громадный информационный ресурс человечества, т. е. новый тип отношений человека с миром. Это мощные ростки новой цивилизации, с которыми человечество вступает в XXI век — век информации» [1, с. 74].

Концепции «информационного общества» пришли на сме­ну «постиндустриальному обществу» во второй половине XX в. Впервые это словосочетание употребил американский экономист Ф. Машлуп (1962), исследовавший информационный сектор эко­номики на примере США. Процессы внедрения информации, знаний в различные сферы (экономика, бизнес, государство и т. д.) рассматриваются рядом ученых. В конечном счете основ­ным ресурсом нового постиндустриального порядка определяется информация.

Позднее (после Ф. Машлупа) осмыслить грядущую эволюцию социума стремится известный японский ученый Е. Масуда. Он и разрабатывает концепцию информационного общества, излагает его основные принципы:

• основой нового общества будет являться компьютерная техно­логия, с ее фундаментальной функцией замещать либо усиливать умственный труд человека;

• информационная революция будет быстро превращаться в но­вую производительную силу и сделает возможным массовое произ­водство когнитивной систематизированной информации, техноло­гии и знания;

• потенциальным рынком станет «граница познанного», возрас­тет возможность решения проблем и развитие сотрудничества;

• ведущей отраслью экономики станет интеллектуальное про­изводство, продукция которого будет аккумулироваться, а аккуму­лированная информация станет распространяться через синергети-ческое производство и долевое использование;

• в новом информационном обществе основным субъектом соци­альной активности станет «свободное сообщество», а политической системой будет являться «демократия участия»;

• основной целью в новом обществе будет реализация «ценности времени» 29.

В большей мере социализированную картину «информационной цивилизации» дает российский ученый-кибернетик Р. Ф. Абдеев, автор книги «Философия информационной цивилизации» (1994). Еще в 1970-х гг. Р. Ф. Абдеев подошел к пониманию того, что мно­гие новые процессы, происходящие в окружающем мире, нуждают­ся в принципиально новом философском осмыслении вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего дня всей человеческой цивилизации. Более чем двадцатилетние системные исследования, проведенные автором в области как философии, так и естественных наук, позво­лили ему не только обосновать, но и дать философскую разработку «концепции информационной цивилизации».

Приведем полностью точку зрения Р. Ф. Абдеева, изложенную им в книге «Философия информационной цивилизации» [1, с. 95—98].

Информационная революция, считает автор, открыла новую эпоху в прогрессе человечества. Эта эпоха характеризуется сущес­твенными переменами как в промышленном производстве, так и в социальной сфере. Основные из них следующие:

1. Сокращается число занятых в промышленном производстве и сельском хозяйстве. Так, например, если в американском сельском хозяйстве в 1960-х гг. было занято около 4 %, то ныне, по свидетель­ству А. Тоффлера — известного исследователя-футуролога, занято лишь 2 % всей рабочей силы страны. Аналогичная тенденция имеет место и в промышленности, где интенсивно внедряются безлюдные технологии.

Однако уменьшение числа работников «у станка» приводит не к упадку производства, а к росту его эффективности за счет примене­ния передовых технологий, роботизации и повышения квалифика­ции работающих. Эффективный труд увеличивает массу свободного времени граждан, используемого для досуга, туризма, повышения культуры, для самообразования.

2. Благодаря нарастающей интенсификации информационного обеспечения производства, снижается потребность во многих традици­онных видах сырья, что способствует природосбережению и решению экологических проблем. Информация становится новым ресурсом че­ловечества, позволяя создавать высокоэффективные материалы час­то «из ничего», из дешевых компонентов. «Знание» действительно и в полной мере становится «силой», материально подтверждая крылатое выражение английского мыслителя Ф. Бэкона спустя более 150 лет.

3. Наукоемкие производства с минимальным использовани­ем сырья и энергии позволяют даже малым государствам, многие  

из которых не имеют собственных природных ресурсов, добивать­ся впечатляющих успехов в экономике. Примеров тому достаточно: Голландия, Дания, Тайвань. Островное государство Сингапур, по объему валового национального продукта вошедшее в число двад­цати богатейших стран мира, известно изобилием самых дешевых в мире товаров и стремительным ростом уровня жизни.

4. Государство в новой цивилизации отнюдь не «отмирает». На­против, как сложная самоорганизующаяся система, оно еще более совершенствует свою структуру. Опыт развитых стран, уже вступив­ших в информационную цивилизацию и достигших впечатляющих успехов в НТП, экономике и «качестве жизни», показывает, что пра­вовое демократическое государство должно строиться по принципу «пяти колец» (рис. 5.2).

Рис. 5.2 Принцип «пяти колец»

из которых не имеют собственных природных ресурсов, добивать­ся впечатляющих успехов в экономике. Примеров тому достаточно: Голландия, Дания, Тайвань. Островное государство Сингапур, по объему валового национального продукта вошедшее в число двад­цати богатейших стран мира, известно изобилием самых дешевых в мире товаров и стремительным ростом уровня жизни.

4. Государство в новой цивилизации отнюдь не «отмирает». На­против, как сложная самоорганизующаяся система, оно еще более совершенствует свою структуру. Опыт развитых стран, уже вступив­ших в информационную цивилизацию и достигших впечатляющих успехов в НТП, экономике и «качестве жизни», показывает, что пра­вовое демократическое государство должно строиться по принципу «пяти колец» (рис. 5.2).

Рис. 5.2 Принцип «пяти колец»

Этот принцип гласит: «Государство может иметь процветаю­щую экономику и прогресс в социально-культурном плане лишь при взаимодействии пяти независимых властей: законодатель­ной, исполнительной, судебной, власти информации и власти ин­теллекта, причем последние две власти должны пронизывать все остальные». Здесь власть информации означает свободу печати, гласность, обилие общедоступных банков данных; реализуется, в частности, через системы спутникового телевидения, осуществляю­щие всемирный круглосуточный поток новостей (корпорация CNN

International и т. п.).

Власть интеллекта реализуется жестким отбором в руководя­щие звенья всех уровней наиболее подготовленных, компетентных специалистов во всех сферах: законодательной, исполнительной, судебной и информационной...

5. Невиданно возрастает динамизм экономики. Создаются глобальные рыночные механизмы, включающие не только матери­альное производство, но и банковское дело, научные исследования, систему образования. Все элементы этой системы, обмениваясь все увеличивающимися потоками данных, информации и знаний, на путях безбумажной технологии управления создают новый, более динамичный базис экономического прогресса. Массовая компью­теризация и бум малого бизнеса открыли невиданные в прошлом возможности быстрой перестройки производства и создания совер­шенно новых предприятий. В целом открылась возможность сверх­высокого функционирования экономического механизма, дальней­шего повышения его эффективности.

6. Происшедшие за последние десятилетия перемены в сфере материального производства ослабляют, а порой сводят на нет зна­чение ряда известных социальных категорий (таких, как классовая борьба, противоречия между трудом и капиталом, безработица, об­нищание пролетариата), а также деление мира на капиталистичес­кий и коммунистический. Но возникают, «новые водоразделы, новые дисбалансы» между «быстрыми» и «медленными» экономиками с опасностью растущего отрыва первых от вторых. Здесь вновь во весь рост встают факторы времени и компетентности. Тем, кто стремится не допустить своего дальнейшего отставания, «следует прежде всего уяснить особую новую роль знаний в производстве материальных благ и во всех других видах человеческой деятельности» (Блинов А. Качественно новая цивилизация // Известия. 1991. 20 марта).

7. В хорошо поставленные системы образования и здравоох­ранения вкладываются все большие капиталы для их совершенс­твования.

8. Несомненны успехи в охране природы.

Было бы наивным доказывать, что в странах Запада в условиях многолетних рыночных отношений уже воцарилось всеобщее благо­денствие и все перечисленные выше тенденции новой цивилизации в равной мере уже реализованы. Жизнь есть борьба добра со злом, порядка с хаосом. Естественно, что есть и пережитки «дикого» ка­питализма, преступность, забастовки и еще множество нерешенных проблем. Уменьшение энтропии в одном месте часто ведет к ее рос­ту в другом... Но неоспорим тот факт, что оптимизация управления и все более широкое использование нарастающего объема знаний из которых не имеют собственных природных ресурсов, добивать­ся впечатляющих успехов в экономике. Примеров тому достаточно: Голландия, Дания, Тайвань. Островное государство Сингапур, по объему валового национального продукта вошедшее в число двад­цати богатейших стран мира, известно изобилием самых дешевых в мире товаров и стремительным ростом уровня жизни.

4. Государство в новой цивилизации отнюдь не «отмирает». На­против, как сложная самоорганизующаяся система, оно еще более совершенствует свою структуру. Опыт развитых стран, уже вступив­ших в информационную цивилизацию и достигших впечатляющих успехов в НТП, экономике и «качестве жизни», показывает, что пра­вовое демократическое государство должно строиться по принципу «пяти колец» (рис. 5.2).

Рис. 5.2 Принцип «пяти колец»

Этот принцип гласит: «Государство может иметь процветаю­щую экономику и прогресс в социально-культурном плане лишь при взаимодействии пяти независимых властей: законодатель­ной, исполнительной, судебной, власти информации и власти ин­теллекта, причем последние две власти должны пронизывать все остальные». Здесь власть информации означает свободу печати, гласность, обилие общедоступных банков данных; реализуется, в частности, через системы спутникового телевидения, осуществляю­щие всемирный круглосуточный поток новостей (корпорация CNN

International и т. п.).

Власть интеллекта реализуется жестким отбором в руководя­щие звенья всех уровней наиболее подготовленных, компетентных специалистов во всех сферах: законодательной, исполнительной, судебной и информационной...

5. Невиданно возрастает динамизм экономики. Создаются глобальные рыночные механизмы, включающие не только матери­альное производство, но и банковское дело, научные исследования, систему образования. Все элементы этой системы, обмениваясь все увеличивающимися потоками данных, информации и знаний, на путях безбумажной технологии управления создают новый, более динамичный базис экономического прогресса. Массовая компью­теризация и бум малого бизнеса открыли невиданные в прошлом возможности быстрой перестройки производства и создания совер­шенно новых предприятий. В целом открылась возможность сверх­высокого функционирования экономического механизма, дальней­шего повышения его эффективности.

6. Происшедшие за последние десятилетия перемены в сфере материального производства ослабляют, а порой сводят на нет зна­чение ряда известных социальных категорий (таких, как классовая борьба, противоречия между трудом и капиталом, безработица, об­нищание пролетариата), а также деление мира на капиталистичес­кий и коммунистический. Но возникают, «новые водоразделы, новые дисбалансы» между «быстрыми» и «медленными» экономиками с опасностью растущего отрыва первых от вторых. Здесь вновь во весь рост встают факторы времени и компетентности. Тем, кто стремится не допустить своего дальнейшего отставания, «следует прежде всего уяснить особую новую роль знаний в производстве материальных благ и во всех других видах человеческой деятельности» (Блинов А. Качественно новая цивилизация // Известия. 1991. 20 марта).

7. В хорошо поставленные системы образования и здравоох­ранения вкладываются все большие капиталы для их совершенс­твования.

8. Несомненны успехи в охране природы.

Было бы наивным доказывать, что в странах Запада в условиях многолетних рыночных отношений уже воцарилось всеобщее благо­денствие и все перечисленные выше тенденции новой цивилизации в равной мере уже реализованы. Жизнь есть борьба добра со злом, порядка с хаосом. Естественно, что есть и пережитки «дикого» ка­питализма, преступность, забастовки и еще множество нерешенных проблем. Уменьшение энтропии в одном месте часто ведет к ее рос­ту в другом... Но неоспорим тот факт, что оптимизация управления и все более широкое использование нарастающего объема знаний

Этот принцип гласит: «Государство может иметь процветаю­щую экономику и прогресс в социально-культурном плане лишь при взаимодействии пяти независимых властей: законодатель­ной, исполнительной, судебной, власти информации и власти ин­теллекта, причем последние две власти должны пронизывать все остальные». Здесь власть информации означает свободу печати, гласность, обилие общедоступных банков данных; реализуется, в частности, через системы спутникового телевидения, осуществляю­щие всемирный круглосуточный поток новостей (корпорация CNN

International и т. п.).

Власть интеллекта реализуется жестким отбором в руководя­щие звенья всех уровней наиболее подготовленных, компетентных специалистов во всех сферах: законодательной, исполнительной, судебной и информационной...

5. Невиданно возрастает динамизм экономики. Создаются глобальные рыночные механизмы, включающие не только матери­альное производство, но и банковское дело, научные исследования, систему образования. Все элементы этой системы, обмениваясь все увеличивающимися потоками данных, информации и знаний, на путях безбумажной технологии управления создают новый, более динамичный базис экономического прогресса. Массовая компью­теризация и бум малого бизнеса открыли невиданные в прошлом возможности быстрой перестройки производства и создания совер­шенно новых предприятий. В целом открылась возможность сверх­высокого функционирования экономического механизма, дальней­шего повышения его эффективности.

6. Происшедшие за последние десятилетия перемены в сфере материального производства ослабляют, а порой сводят на нет зна­чение ряда известных социальных категорий (таких, как классовая борьба, противоречия между трудом и капиталом, безработица, об­нищание пролетариата), а также деление мира на капиталистичес­кий и коммунистический. Но возникают, «новые водоразделы, новые дисбалансы» между «быстрыми» и «медленными» экономиками с опасностью растущего отрыва первых от вторых. Здесь вновь во весь рост встают факторы времени и компетентности. Тем, кто стремится не допустить своего дальнейшего отставания, «следует прежде всего уяснить особую новую роль знаний в производстве материальных благ и во всех других видах человеческой деятельности» (Блинов А. Качественно новая цивилизация // Известия. 1991. 20 марта).

7. В хорошо поставленные системы образования и здравоох­ранения вкладываются все большие капиталы для их совершенс­твования.

8. Несомненны успехи в охране природы.

Было бы наивным доказывать, что в странах Запада в условиях многолетних рыночных отношений уже воцарилось всеобщее благо­денствие и все перечисленные выше тенденции новой цивилизации в равной мере уже реализованы. Жизнь есть борьба добра со злом, порядка с хаосом. Естественно, что есть и пережитки «дикого» ка­питализма, преступность, забастовки и еще множество нерешенных проблем. Уменьшение энтропии в одном месте часто ведет к ее рос­ту в другом... Но неоспорим тот факт, что оптимизация управления и все более широкое использование нарастающего объема знаний

обеспечивают прогрессивную самоорганизацию общества как наибо­лее общую тенденцию. «При этом, — замечает Р. Ф. Абдеев, — весь­ма важно подчеркнуть, что эволюционный путь информационной цивилизации позволяет осуществить отход от логики капиталисти­ческого пути развития (уровня XIX в.), преодолеть экономический фетишизм и на деле превратить Человека в самоцель общественно­го развития» [1,с. 95-98].

1990-е гг. стали годами активного поиска отечественными уче­ными ответа на вопрос: какое будущее ожидает человечество? Пе­ремены, принесенные XX в., «индустриальным» обществом, никого не оставляли равнодушным. «Уходящий век был удивительным по своему величию, по трагизму происшедшего и происходящего... Фантастический взлет человеческой мысли и энергии... и всплеск ярости и несчастья... XX в. стал веком предупреждения: человечес­тво должно разгадать будущее, принять превентивные меры про­тив возможных катастроф, а не просто склониться перед неизбеж­ностью» [14, с. 21].

В конце 1990-х гг. академик Н. Н. Моисеев предложил орга­низовать постоянно действующий семинар по теме «Россия в мире XXI в.», а Горбачев-фонд активно поддержал эту идею, и уже в декабре 1992 г. состоялось заседание, на котором был заслушан первый доклад советника при дирекции центра РАН академика Н. Н. Моисеева. Наряду с обсуждением обоснованных академиком путей выхода России из кризиса, на семинарах обсуждались про­блемы информационного общества.

К тому времени существовало две точки зрения на проблему: одни считали, что человечество уже вступило в ту стадию своего развития, которую можно называть информационным обществом. Существовали и качественно иные мнения: информационное обще­ство — понятие далекого будущего и обсуждение его особенностей вообще преждевременно.

Точка зрения академика Н. Н. Моисеева: «Обсуждать пробле­мы информационного общества давно необходимо. И обсуждать их следует не только в кругу профессионалов... Человечеству еще при­дется затратить немалые усилия, прежде чем мы будем иметь право говорить об информационном обществе как о современной реальности» [16, с. 6].

Вступление в информационное общество следует связывать, — считает академик, — с утверждением Коллективного Общепла­нетарного Разума, с качественно новым этапом развития цивилизации, а не только с электронной и компьютерной инженерией, которая есть лишь одна из предпосылок, хотя и сверхнеобходимая, для перехода от постиндустриального к компьютерному обществу. Что же такое «Коллективный Интеллект»? Коллективный интеллект и искусственный интеллект — по­нятия совершенно разные, оказывающие несопоставимые влия­ния на судьбы общества. Искусственный интеллект, как поясняет Н. Н. Моисеев, это система, изобретаемая и создаваемая человеком. Коллективный Интеллект — природное явление, результат слож­нейшего эволюционного процесса, который до поры до времени про­ходил стихийно, без целенаправленного вмешательства личности и общества. На определенном этапе развития и жизнедеятельности антропоидов все большую и большую роль начинает играть система обмена информацией между отдельными индивидами, затем идет непрерывное накопление знаний, возникает коллективная память, затем и коллективное познание окружающей обстановки, формы влияния на нее и выбор коллективных действий и т. д. «Наш пре­док превратился в человека благодаря не только труду, но и совер­шенствованию Коллективного Разума».

Таким образом, Коллективный Интеллект — это система, со­единяющая людей информационными связями, система, благода­ря которой отдельным лицам становятся доступны и общие знания, и возможность конкретным «индивидуальным разумам» вносить вклад в общее представление об окружающем мире. В результате функционирования коллективной информационной системы неиз­бежно возникают общие оценки происходящего, что, в свою очередь, фокусирует усилия людей, объединяет их действия, оказывает оп­ределенное влияние на формирование общечеловеческого ментали­тета. В конечном счете, Коллективный Интеллект — это система, позволяющая формулировать коллективные решения.

«Коллективный Разум и память, —утверждает Н. Н. Моисе­ев, — единственная форма коллективной собственности, при ис­пользовании которой всеми членами общества происходит только ее накопление. И не дай Бог, чтобы эта коллективная собствен­ность, мудрость и знания — была приватизирована некой кастой «жрецов», как это было в древнем Египте» [16, с. 10]. Автор счита­ет, что Коллективный Интеллект одновременно может стать и тем коллективным «Учителем», который перестроит сознание челове­ка, преобразует множество индивидуальных суждений, открытий, изобретений в некоторую целостную программу действий, поможет  

найти новую технологическую основу планетарной цивилизации, станет коллективным регулятором, предупреждающим об опасной близости кризисов и вырабатывающим альтернативные пути раз­вития. Выполнение этих функций Коллективным Разумом и будет означать вступление человечества в Информационное общество. Прорыв в информационное общество будет труден. Он откроет этап истории с более острой конкуренцией, может быть, лишенной спо­лохов войны, но не менее жесткой для отдельного человека. Смяг­чение последствий такого прорыва необходимо и возможно, но оно произойдет лишь в том случае, если возникнет общепланетарное гражданское общество. Должна возрасти и направляющая роль че­ловеческого интеллекта. «На плечи Организации Объединенных Наций, — считает академик, — лягут многие проблемы организа­ции информационного общества» [16, с. 13].

Особое внимание взглядам Н. Н. Моисеева на информационное общество мы уделили по ряду причин. Во-первых, они нам близки. Во-вторых, настораживают появляющиеся в литературе попытки напрямую «привязать» информационное общество только к про­цессам информатизации. Сошлемся на одну из публикаций. «Если исходить из понимания информатизации как целенаправленного движения информации, то следует согласиться с тем, что информа­ционное общество в соответствующих своих состояниях существует столько же, сколько существует общество вообще с присущими ему масштабами производства информации, средствами и формами со­циализации последней» [12, с. 13].

Выходит, все так просто! И чего это американскому экономис­ту Ф. Машлупу только в 1960-е годы пришло в голову исследовать эту проблему, ввести в оборот словосочетание — информационное общество, а японскому ученому Е. Масуда (1983) разработать его концепцию? Р. Абдееву, Н. Моисееву и многим другим зачем до сих пор размышлять над тем, какие плюсы и минусы таит в себе новая цивилизация? Для нашего автора ясно, что в основе «современного информационного общества» лежат всего лишь два «взаимосвязан­ных процесса: революция собственно информационная, вызванная лавинообразным ростом информации, и революция в информаци­онной технике». Видимо, испугавшись своих же заявлений, автор пытается поправить положение: поясняет, что сам по себе рост ин­формации информационного общества не создает ...

На наш взгляд, навязывание упрощенного видения информа­ционного общества ни с научной, ни с практической точки зрения не несет в себе позитивного содержания. Наоборот, граничит с пре­ждевременным забеганием вперед, ослабляет потребность в более глубоком познании достижений и проблем, особенно социально-нравственных, которые несет в себе научно-технический прогресс, информатизация, технологизация. У некоторой части молодежи может создаваться впечатление «о необычайно легкой и красивой жизни» в информационном обществе : нажал кнопочку — получил все, что душа пожелает, от яств до сексуальных утех... А в школе, в вузе по-прежнему троечники, не утруждающие себя познаниями ни в технике, ни в экономике, ни в управлении.

Между тем солидные ученые продолжают многосторонние ис­следования и приходят к выводу, что человеку еще очень многое следует сделать, чтобы на смену постиндустриальному обще­ствупришла действительно информационная эра. И эти действия будут простираться по весьма широкому пространству человеческой жизнедеятельности. Российский исследователь Ю. В. Яковец видит постиндустриальную парадигму развития общества весьма опти­мистично, выделив следующие ее особенности:

Первая. Социальное в человеке возьмет верх над биологическим, поскольку это является общесоциологической закономерностью.

Вторая. Лидирующее положение в системе научного знания займут социогуманитарные науки. Произойдет смена лидеров и внутри этих наук. Экономические науки уступят лидерство социо­логии и философии, истории, возрастет значение политологии, юри­дических наук и культурологии.

Третья. В методологии обществоведения на первое место вый­дет познание закономерностей цикличной динамики, социогенети-ки, эволюции общества.

Четвертая. Центральное место в проблематике обществоведе­ния займет теория трансформации, переходных процессов, диагнос­тики и предвидения, неизбежных в цикличной динамике кризисов и путей выхода из них с наименьшими потерями.

Пятая. Преобладающей тенденцией станет синтез знаний, вза­имное обогащение наук, как внутри обществоведения, так и со смеж­ными гуманитарными, общественными и техническими науками. В первую очередь, эта тенденция послужит важнейшей предпосыл­кой великой научной революции, которая откроет дорогу для новой волны дифференциации и интеграции наук.

Шестая. Произойдет географическое перемещение центра раз­вития в общественных науках. На этот раз (после стран Средизем  

номорья, Китая и Индии в древние времена, стран Западной Евро­пы в Новое время) маятник рождения новой постиндустриальной парадигмы обществознания качнется в сторону Востока с эпицент­ром на этот раз в России30.

Можно соглашаться, или не соглашаться с Ю. В. Яковцом, мож­но дискутировать в рамках его отдельных позиций, но, на наш взгляд, здесь есть рациональное зерно: точка зрения автора в оп­ределенной мере корреспондирует с точкой зрения Н. Н. Моисеева, Р. Ф. Абдеева.

Вместе с тем, А. В. Тихонов бросает Ю. В. Яковцу следующий заслуженный упрек. «Тезис о том, что социальное в человеке берет верх над биологическим, рассматривается автором натуралистичес­ки, как самодвижение социальной материи». Суть проблемы в том, замечает А. В. Тихонов, «что социальный мир потому и получил ус­корение и направленное развитие, что сумел выделить из себя (ро­дить, изобрести) специальные средства усиления природной силы человека и человечества: средства труда, средства передвижения, средства общения (язык), коммуникации и средства социальной регуляции, к которым относится и управление. Значит, закон воз­растания роли социального над биологическим должен учитывать и роль управления в общественной жизни [23, с. 52].

Вынося на студенческую дискуссию проблему становления информацион­ного общества, целесообразно сосредоточить внимание как на достижениях в области информатизации, так и проблемах социализации инновационных тех­нологий, на участии каждого гражданина в создании новой цивилизации, на са­моподготовке к жизни в новом сообществе.

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!