Тема 1. Управленческая культура: сущность и роль



С управленческой деятельностью понятие культуры связано в нескольких планах, причем связь эта существует с древнейших времен. Известно, что одним из трех инструментов управления, вы­работанных человечеством за всю его историю, является культура (наряду с иерархией и рынком). Именно культура, сформулиро­ванные ею и признаваемые социумом ценности, установки, нормы, шаблоны поведения, ритуалы выступали и выступают мощными регуляторами общественных отношений, незаменимыми механиз­мами социального управления. Нельзя не согласиться с авторами, считающими, что без культурного сдвига в нашем экономическом, управленческом мышлении и психологии, без знаний, дающих практический результат, изменяющих сознание и поведение людей и функционирование организаций, успех современных модерниза­ций невозможен. «Размягчение, атрофия культуры как "управлен­ческого инструмента", невнимание к ней — это в новых условиях путь к краху. Без этого «организационного цемента», способного вы­держать более высокие напряжения и нагрузки, нового здания не построишь»43.

Присущая обществу культура оказывает огромное влияние на формирование и функционирование управленческих систем, на всю управленческую деятельность, в то же время, сами процессы культурного творчества в большинстве своем управляемы, т. е. ис­пытывают на себе целенаправленное, с учетом природы процесса, его внутренних закономерностей воздействие со стороны управляю­щих, регулирующих систем. Таким образом, культура и управление всегда находились в теснейшем взаимодействии, взаимовлиянии. Роль этого взаимодействия возрастает в переломные моменты, ког­да культура выступает как интеграционная сила.

Понятие «управленческой культуры» несет в себе сложности двух понятий: культуры и управления. Известный ученый А. Моль указывает на более чем 250 определений культуры. Многозначно и понятие управления. Понятие «культура» пришло к нам из ла­тинского языка, где «cultura» означает возделывание, воспитание, образование. Понятие культуры развивалось исторически и внача

ле связывалось с процессами освоения природы человеком, а также его воспитания и обучения. Со второй половины XVIII в. стало ши­роко использоваться в европейской философии и исторической на­уке, а также рассматриваться как «особый аспект жизни общества, связанный со способом осуществления человеческой деятельности и характеризующий отличие человеческого бытия от животного су­ществования» [20, с. 478].

В разработке проблематики культуры возникает несколько ли­ний. «В первой из них,—замечает B.C. Стёпин, — культура рассмат­ривалась как процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, противостоящих дикости и варварству первобытного бытия человечества (французские просветители); как историческое развитие человеческой духовности — эволюции морального, эсте­тического, религиозного, философского, научного, правового и по­литического сознания, обеспечивающих прогресс человечества (не­мецкий классический идеализм — И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель; немецкий романтизм — Ф. Шиллер, Ф. Шлегель; немец­кое просвещение — Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер). Вторая линия ак­центировала внимание не на поступательном историческом разви­тии культуры, а на ее особенностях в различных типах общества, рассматривая различные культуры как автономные системы цен­ностей и идей, определяющих тип социальной организации (неокан­тианство — Г. Риккерт, Э. Кассирер). К этой же линии примыкали О. Шпенглер, Н. Данилевский, П. А. Сорокин, А. Дж. Тойнби. Вмес­те с тем было расширено понимание культуры путем включения в нее всего богатства материальной культуры, этнических обычаев, разнообразия языков и символических систем».

В конце XIX и первой половине XX в. при изучении проблема­тики культуры стали активно использоваться достижения антропо­логии, этнологии, структурной лингвистики, семиотики и теории информации. В результате возникли новые предпосылки решения проблемы общества и культуры. С одной стороны, культура и об­щество нетождественны, а с другой — культура пронизывает все без исключения области и состояния социальной жизни.

Среди множества определений понятия культуры, наиболее интересным в контексте управленческих проблем представляется определение, данное академиком РАН В. С. Стёпиным. «Культу­ра, — пишет автор, — система исторически развивающихся над-биологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы де­ятельности, поведения и общения, составляющие корпус культуры, представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентации и т. д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапли­ваемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей. В жизни общества они играют при­мерно ту же роль, что и наследственная информация (ДНК, РНК) в клетке или сложном организме; они обеспечивают воспроизводство многообразия форм социальной жизни, видов деятельности, харак­терных для определенного типа общества, присущей ему предмет­ной среды (второй природы), его социальных связей и типов личнос­ти — всего, что составляет реальную ткань социальной жизни на определенном этапе ее исторического развития» [20, с. 478].

С управленческой (заинтересованной) точки зрения такое пони­мание культуры в наибольшей мере способно взаимодействовать с понятием управления и наиболее полно раскрыть содержание по­нятия «культура управления» как единого целостного и мощного фактора социальных преобразований.

Приняв данное видение сущности и роли феномена культуры (а мы его принимаем), представляется необходимым пересмотреть традиционные подходы к понятию «управленческая культура», отойти от несколько упрощенного представления о ней, пока еще бытующего на страницах учебной литературы. Принять во внима­ние следует и тот факт, что далеко не все учебные программы по управлению содержат самостоятельные разделы, исследующие зна­чимость управленческой культуры для эффективного менеджмен­та, государственного управления. Кроме того многие составляющие (компоненты) управленческой культуры часто оказываются рассея-ными по разным разделам учебников, теряются в таком конгломе­ратном подходе, мало эффективны.

Первым фундаментальным элементом управленческой куль­туры традиционно признается сумма знаний об объектах и субъек­тах управления, а также о способах и приемах их взаимодействия.

Вторым элементом управленческой культуры выступает на­копленный опыт практического управления. Он конкретизирует и обогащает теоретические знания. Отсюда — всегда считалось важ­ным обобщение отечественного и мирового опыта в области управления, отбор и внедрение наиболее эффективных достижений прак­тики в управленческий процесс.

Третий компонент управленческой культуры — навыки уп­равления, т. е. сложившиеся, устойчивые формы управленческого взаимодействия, достигшие известной степени совершенства, мас­терства.

Знания, опыт, навыки (мастерство) и в новых условиях при­знаются в качестве основных компонентов управленческой куль­туры. Но только в качестве самых исходных, постоянно находящих­ся в процессе развития, изменения, самосовершенствования, а не в качестве строго очерченных, завершенных. Особенно это важно в условиях модернизационных процессов, экономических, социально-политических перемен.

Управленческая культура как неотъемлемая часть научно­го управления обществом — достаточно сложное и многоплановое явление. Она не может замыкаться на познании только отдельной объект-субъектной структуры, настаивать на стандартных приемах, формах взаимодействия субъекта и объекта. К сожалению, в нашей литературе понятие управленческой культуры часто излишне «при­вязывается» к отдельному объекту, чем ограничивается ее реальное содержание и масштабность. Не отрицая необходимости исследо­вания культуры управления в отдельном коллективе как частного случая, целесообразно, на наш взгляд, традиционно выделяемые в управленческой культуре три основных компонента (управлен­ческие знания, опыт практического управления, управленческое мастерство) в современных условиях существенно обогатить и по содержанию, и по охвату различных субъектов и объектов управле­ния. Речь может идти о культуре управления в широком смысле, о культуре предпринимательства, о культуре процесса управления, культуре управленческого персонала, культуре труда и т. п. Все виды и уровни управленческой культуры должны быть наполнены современным содержанием.

Рассмотрим некоторые из них.

Культура предпринимательства может включать такие эле­менты, как культура работников предпринимательской организа­ции, культура процесса предпринимательства, культура условий предпринимательской деятельности, культура конкретной пред­принимательской организации.

Культура работников предпринимательской организации включает соблюдение ими этических норм поведения (форма обращения, тактичность и вежливость, выдержанность и пр.) и служеб­ного этикета (форма приветствия, правила ведения делового разго­вора и собраний, приема посетителей, требования к одежде и пр.), а самое главное — знание основ бизнеса, предпринимательства.

Культура процесса предпринимательства проявляется в про­фессионализме и мастерстве исполнения функций предпринимате­ля, честности в организации деятельности.

Культура условий труда предпринимателей предполагает со­здание благоприятного социально-нравственного климата в коллек­тиве, заботливого отношения к здоровью и образу жизни работников, их взаимоотношений с клиентами, создание имиджа организации.

Все элементы культуры предпринимательства органически взаимосвязаны и взаимообусловлены, а ее уровень определяет не только эффективность и значимость предпринимательства, но и оказывает существенное влияние на благосостояние и образ жизни общества в целом.

Еще один аспект современной управленческой культуры. В но­вых условиях значительно расширяются рамки прежних представ­лений о ней за счет качеств, находящихся на стыке профессионализ­ма и общечеловеческих нравственных ценностей. Скажем, наряду с таким качеством, как компетентность, правомерно говорить о таких качествах, как проницательность и самокритичность, которые нельзя отнести ни к чисто профессиональным, ни к стандартно по­нимаемым нравственным. Или такие качества, как прилежность и усидчивость, восприимчивость и скромность, которые позволяют наиболее полно использовать и профессиональный, и социальный опыт как свой личный, так и опыт других.

Неотъемлемой частью культуры современного менеджера явля­ются такие качества, как достоинство и ответственность. Новые оттенки получают и такие качества, как конкретность и результа­тивность, чувство нового, умение рисковать, высокая работоспо­собность и др.

Однако вернемся к рассмотрению некоторых основных компо­нентов управленческой культуры, оттеним наиболее важные аспек­ты их современного содержания.

Знания. Проблема знаний как одной из важнейших составляю­щих управленческой культуры не так проста, как может показаться на первый взгляд. В учебной литературе чаще всего о ней говорится как о сумме знаний о конкретном объекте управления, способах и приемах управленческих воздействий, т. е. о таком объеме управлен

ческих знаний, который практически содержится в «основах менедж­мента». Конечно, такие знания исключительно важны и необходимы. Но... От сегодняшней управленческой деятельности общество ждет более высокого уровня решения экономических, социально-полити­ческих и культурно-нравственных задач. Наше время ознаменовано высокими скоростями перемен во всех сферах человеческой жизнеде­ятельности, бурным развитием информационно-инновационных тех­нологий, приоритетом общечеловеческих ценностей и концентрацией внимания на социально-нравственной сущности человека как глав­ной силе цивилизационных процессов. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус культуры, — отмечает В. Стёпин, — не только обеспечивают сегодняшнее воспроизводство того или иного типа общества, но и образуют программы социальной жизни, адресованные в будущее. Значит, ныне нужны люди образо­ванные в полном смысле этого слова. А это те, кто, согласно мнению Н. Г. Чернышевского, обладает тремя качествами: обширными зна­ниями, привычкой мыслить и благородными чувствами.

Теория и практика управления развиваются в тесной связи с до­стижениями в других областях: инженерные науки, информатика, математика, автоматизированные системы управления, экология, информационные и человеческие технологи и т. д. Причем темпы изменений в смежных отраслях бросают «вызов» управленческим наукам, требуют серьезной переоценки управленческих технологий, состояния инфраструктуры менеджмента, деловых качеств управ­ленческих кадров всех уровней. И, в первую очередь, требуют все­стороннего пополнения интеллектуального багажа, овладения содер­жанием, формами и методами нового управленческого мышления, которое неразрывно связано, во-первых, с умением профессионально оперировать всей совокупностью информации, ресурсов и т. д. в рам­ках предоставленной компетенции, с умением принимать эффектив­ные действия в данной ситуации. Во-вторых, управленческое мыш­ление включает в себя способность видеть перспективу, последствия принимаемых решений. В-третьих, оно предполагает утверждение нового, прогрессивного и борьбу с отжившими структурами, метода­ми и стилем управления, косностью и леностью мысли. В-четвертых, оно означает готовность занимать твердую позицию в интересах дела и решительно брать на себя свою долю ответственности.

Управленческий опыт. Сразу же оговоримся, что понятие уп­равленческого опыта не должно «завязываться» на количество лет, проработанных в той или другой должности. Конечно, это имеет значение, отрицать ценность накапливаемых годами знаний и умений не следует. Однако полагать, что только «долгосрочность» пребывания на управленческих ролях обеспечивает достойный под­ражания опыт, не верно, ибо вместе с опытом могут накапливаться и стереотипы, шаблоны, инертность, боязнь новизны и т. д. Управ­ленческий опыт в контексте управленческой культуры целесо­образно рассматривать как способность и желание оперативно овладевать эффективными управленческими технологиями и на­стойчиво внедрять их в повседневную практику. Такие качества, как деловое любопытство, потребность интересоваться, познавать, экспериментировать, искать лучшее становятся образом деловой жизни современного успешного менеджера.

Управленческое мастерство. Привычное и часто употребляемое выражение. Однако содержательного толкования его почти невоз­можно найти в литературе по менеджменту, кроме общеизвестных утверждений о его важности и некоторых рекомендаций по поводу стиля руководства, общения в коллективе и т. п.

В словаре В. Даля (с. 303-304) гнездо слов, касающихся понятий «мастер» и «мастерство», содержит множество примеров их исполь­зования и содержания. Мастер — это особенно сведущий или ис­кусный в деле своем человек, умеющий и ловкий. Мастерство Даль связывает со способностями и свойствами личности. Мастак — это дока, искусник, смышленый ремесленник, мастер своего дела...

Мастерство в эстетике — это «высокий уровень владения изоб­разительно-выразительными средствами и техникой исполнения в каком-либо (или нескольких) виде искусства (например, рифмой и ритмом — в поэзии; искусством перевоплощения, пластикой тела, мимикой, дикцией — в актерском творчестве; кинокамерой, монта­жом, ракурсом — в кинематографе)» [35, с. 195].

В управленческой деятельности мастерство не столь «устойчи­во», как в других видах труда. Оно более зависимо от объекта управ­ления, его готовности и желания реагировать на инновационные технологии, предлагаемые субъектом. Управление — это взаи­модействие двух сторон: управляющей и управляемой, и никакое мастерство, умение, самый разумный и искусный прием в односто­роннем порядке не даст желаемого результата. Значит, о мастерс­тве в контексте управленческой культуры следует говорить как 06" обоюдной настроенности и соучастии в использовании высоких управленческих технологий в процессе взаимодействия субъекта и объекта при решении конкретной задачи.

Путь к управленческому мастерству — это, во-первых, всесто­роннее познание коллектива (команды), создание здорового делового социально-психологического климата, взаимоуважения между людь­ми, что поможет руководителю стать не только «одним из команды», но и лидером, которому доверяют, за которым пойдут. Во-вторых, со­здав настрой, необходимо раскрыть содержание и методику дальней­ших действий. А вот здесь-то руководителю придется обнаружить, от­крыть свои профессиональные «запасники», теоретические познания, владение отечественным и зарубежным опытом решения подобных задач, показать свои управленческий и общий кругозор, тактичес­кие и стратегические умения. В-третьих, управленческое мастерс­тво — комплексное явление. Потому путь к нему лежит и через такие содержательно-практические составляющие, как профессионализм (наличие специальных знаний, навыков, мастерства), деловая этика (этические знания, образцы лучшего опыта нравственного решения управленческих проблем), деловой этикет (правила и формы ува­жительного и заботливого обхождения с людьми, правила деловых собраний и бесед, приема посетителей, распределение рабочего вре­мени, требования к одежде и т. п). И это далеко не полный перечень опорных точек, на которых держится управленческое мастерство.

И еще, управленческое мастерство никогда не завершается, это бесконечный процесс творчества, поиска, и ни в коем случае — не на­бор, не сумма неких приемов, средств манипуляции и т. п. Управлен­ческое мастерство — это всегда вдохновение, поиск совершенства.

Итак, управленческие знания, опыт, мастерство обеспечива­ют высокий профессионализм как важнейший компонент управ­ленческой культуры менеджеров и организации в целом. Уровень культуры управленческого персонала наряду с профессионализмом характеризуется уровнем соблюдения нравственных норм и служеб­ного этикета, стилем руководства, личностными характеристиками работников. Культура управленческого труда предполагает обес­печение благоприятных условий труда, соблюдение определенных норм (юридических, экономических, организационных), обеспечи­вающих успех, а также учет национальных особенностей страны, где осуществляется управленческая деятельность и т. д.

Еще раз подчеркнем: культура управления объединяет десят­ки требований, правил, распространяемых на весь аппарат управ­ления, на все пространство управленческой деятельности. Однако эти характеристики не везде одинаковы: они могут быть обуслов­лены особенностями стран, сложившимися принципами и условиями управления, нормами морали, права, техническими, техноло­гическими и другими обстоятельствами. Тем не менее, вся сфера производства — от отдельного предпринимателя, фирмы до отрасли в целом — ощущает на себе благотворное влияние управленческой культуры, позволяющей усилить эффект соблюдения других требо­ваний научного управления, активно реализовывать важные реор­ганизационные и инновационные проекты.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1706; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!