ДОГОВОР НА ИЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ



Что касается музыкальных произведений, то издатель не осуществляет сам все свои права. Некоторые из них, например право на исполнение и право на механическое воспроизведение, зарезервированы за S DR M и SACEM (Общество по управлению правами на механическое воспроизведение и Общество авторов, композиторов и музыкальных издателей), которые обеспечивают сбор авторских гонораров и их распределение между авторами и издателем.

Чаще всего между авторами и издателями возникает конфликт по вопросу о том, берет ли на себя издатель твердое обязательство обеспечивать или добиваться обеспечения выпуска и распространения пластинок с записями музыкальных произведений, являющихся предметом договора, предусматривающего различные способы использования и, в частности, право на воспроизведение звукозаписи.

Взамен полученного от автора исключительного и постоянного права на его произведение и проистекающего из этого запрещения на осуществление этого права самим автором музыкальный издатель обязуется обеспечивать в разумный срок распространение этого произведения, снабженного достаточной рекламой, и использовать его постоянно и беспрерывно на условиях, соответствующих обычным профессиональным требованиям, чтобы дать автору возможность добиться успеха у публики.

281


Кроме того, музыкальные издатели, закрепляющие за собой исключительное право осуществлять такие способы распространения, как звукозапись, которые не входят в сферу их обычной деятельности, берут обязательство за преимущества, получаемые от этой деятельности, обеспечить публичное распространение произведения с применением данных способов.

Что касается, в частности, эстрадной музыки и народной песни, то повсюду механический способ распространения и коммерческая пластинка заменили нотную запись, играющую теперь второстепенную роль. Поскольку право на издание звукозаписей уступлено издателю, он должен его осуществлять не только для того, чтобы позволить автору получать вознаграждение, пропорциональное прибыли, полученной издателем от продажи пластинок, но также потому, что издатель звукозаписи располагает в настоящий момент решающим рекламным средством, при помощи которого автор музыки песен становится известным публике, так же как его произведение.

А. Обязанности издателя нот

Для распространения музыкального произведения нотная продукция играет второстепенную роль. Но она является средством, с помощью которого достигается возможность распространения его другими способами, в число которых включаются звукозапись, публичное или частное исполнение.

Издатель, взявший на себя издание партитуры, обязуется также обеспечить ее публикацию и распространение, а также поддерживать на должном уровне ее сбыт;

он должен обеспечить постоянное и беспрерывное использование произведения, а также его сбыт через торговую сеть согласно профессиональным обычаям (ст. 56).

С другой стороны, издатель должен осуществлять или обеспечить осуществление издания с соблюдением условий, формы и способов изготовления, определенных в договоре (ст. 57). На деле ссылка на обычаи предусматривает постоянное и беспрерывное использование, а также срок издания, если договор не содержит положений, ре1улирующих эти вопросы.

Что касается нотной продукции, то, как правило, в до-

282


говоре определяются конкретные обязанности по изготовлению продукции определенного формата, в определенном количестве экземпляров. Если издатель не соблюдает договорные обязательства, он нарушает договор, что влечет за собой договорную ответственность. При издании нотной продукции он должен проявить оперативность, чтобы в короткий срок ознакомить публику с произведением, а также использовать его всеми возможными средствами. Эти обязанности являются необходимым следствием издания нотной продукции.

Обязанность издать всегда является императивной для издателя. Договор заключается в целях издания музыкального произведения. Если издатель не обеспечивает издание произведения, то договор становится недействительным за отсутствием основания. Однако, перечислив принципиальные обязанности сторон, закон предоставляет им свободу определения способов их выполнения.

Судебная практика неоднократно подтверждала, что издатель обязан осуществлять выпуск согласно условиям договора и обеспечить продажу партитуры музыкального произведения (Civ. I, 4 mai 1960, Bull, civ., I, n° 236, p. 194; 20 juin 1961, ibid., n° 327, р. 261; Trib. civ. Seine, 5 janv. 1954, RIDA, 1954, III, р. 22).

При выпуске нотной продукции издатель может добровольно взять на себя обязательство и закрепить в договоре условия относительно числа изготовленных экземпляров, которые он должен строго соблюдать, разумеется, за исключением не зависящих от него обстоятельств, когда он не сможет гарантировать успешный сбыт.

Согласно судебной практике, издатель не приобретает безвзаимных обязательств право на воспроизведение партитуры; «нельзя утверждать, что он мог бы по своему усмотрению пользоваться или не пользоваться закрепленным за ним правом; уступка права на издание может быть осуществлена лишь при условии, что приобретатель сможет пользоваться этим правом, поэтому невозможно согласиться с тем, что издатель отказался бы от осуществления этого права и противился тому, чтобы автор мог также пользоваться им» (Trib. civ. Seine, 5 janv. 1954, RIDA, III, р. 122).

Если автор доверяет свою партитуру музыкальному издателю, то именно для того, чтобы она стала известна

283


публике. Публичное сообщение произведения представляет собой встречное удовлетворение автора за исключительное право, вверенное им контрагенту, и юридическое основание данного им в исключительном порядке разрешения. Расторжение договора является логическим и справедливым следствием невыполнения издателем своих обязанностей.

Даже при отсутствии условий, уточняющих обязанности издателя, в силу самого характера договора он должен выполнять подразумеваемое обязательство относительно обеспечения в разумные сроки выпуска уступленного произведения, его распространения, а также продажи согласно профессиональным обычаям. Этому правилу не подчиняется лишь безвозмездная уступка, так как лицо, совершившее безвозмездную сделку, передало выгодоприобретателю заботу о дальнейшей судьбе произведения.

Что касается обязанности опубликования, то остаются те же границы, которые уже установились до принятия закона от 11 марта 1957 г., поскольку более точного определения этой обязанности закон не дает. В любом случае законодатель не мог поступить иначе вследствие разнообразия произведений и обязательств. В случае, если обязательство четко определено (изготовление), отношения по нему регулирует закон (ст. 57), но стороны должны договориться о том, что они будут изготовлять. Однако что касается использования в целом, то закон содержит только одно указание («постоянное и беспрерывное использование», ст. 57) и отсылает к профессиональным обычаям, если в договоре отсутствуют соответствующие положения (там же). Эта ссылка на обычаи свидетельствует о желании законодателя оставить широкую и необходимую свободу для соглашений, а если их нет, то для существующей профессиональной практики.

Так, судебная практика соглашается с тем, что если в договоре не определен срок, то издатель должен осуществить публикацию в разумные сроки. Судья должен определить срок и решить вопрос о том, истек нормальный или разумный срок или нет, чтобы определить степень вины издателя. Подобный подход применяется при решении вопросов, связанных с переизданием. Ле Тарнек считает (op. cit., n° 80), что «если при заключении договора количество изданий не определено и его предме-

284


том является творчество автора в целом на протяжении определенного периода, то издатель берет на себя обязательство осуществлять переиздание в нормальный срок, с тем чтобы обеспечить постоянную публикацию произведения» (Paris, 8 juill. 1953, Rev. trin, dr. сот; 1953, р. 113, note H. Desbois).

Однако следует различать две обязанности: обязанность по изданию в момент заключения договора и обязанность переиздания после полной распродажи в случае, если в договоре отсутствует условие об этом. Издатель должен немедленно выполнить первую обязанность, так как при заключении договора ему требуется знать состояние рынка. Что касается второй обязанности, то она, напротив, предоставляет определенную свободу действий, поскольку с момента заключения договора положение могло значительно измениться. Переиздание может оказаться неуместным, даже бесполезным.

После того как издатель нотной продукции получил право на публикацию данного произведения, он обязан выпустить новый тираж, лишь когда предыдущий почти распродан, при условии что данное произведение явно не потеряло популярности у публики (TGI Paris, 26 nov. 1975, RIDA, 1976, LXXXVII, p. 145). При этом суд разъяснил данный вопрос следующим образом: если в издательском договоре не указано число тиражей, то это значит, что издатель берет на себя обязательство, объектом которого является деятельность, но не ее результаты. Обязательство, объектом которого является деятельность, реализуется, если издатель внес произведение в каталог, отражающий его постоянное и беспрерывное использование. Напротив, если речь идет о так называемом «пассивном использовании» произведения на протяжении долгих лет и издатель ничего не делает для дальнейшего продвижения произведения, например это касается случая, когда он получает практически все партитуры композитора, тогда судебная практика считает, что в данном случае обязательство, объектом которого является деятельность, не выполняется (TGI Paris, 4 juill. 1970, RIDA, 1970, LXVI, p. 107).

Если же издатель нотной продукции взял обязательство по отношению к конкретному объекту, то доказать его невыполнение несложно. Следует, однако, заметить, что у автора нет других средств доказывают, кроме копии платежей, которые он получил от издателя. В то

285


же самое время лишь последний обладает средством до-казывания относительно изготовления и продажи продукции, так как у него находятся накладные от типографии и счета от приобретателей. Таким образом, на него возлагается бремя доказывания, хотя в принципе это дело автора, считающего, что обязательство не выполнено.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 389; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!